Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

12 гвардейский пикирующий бомбардировочный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк ВВС ВМФ

[73 пикирующий бомбардировочный авиаполк ВВС КБФ]



Боевое Знамя красное Гвардейское 12 Гвардейского пикировочного авиационного полка ВВС КБФ ВОВ

12 Guards navy divebomber air «Tallinn» regiment (former 73 navy divebomber aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Согласно мирному договору между СССР и Финляндией от 12.03.1940 г. Советский Союз арендовал на срок в 30 лет полуостров Ханко расположенный в 120 км юго-западнее г. Хельсинки. На нем в соответствии с приказом НК ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова №0067 от 20.03.1940 г. стала создаваться ВМБ Балтийского флота. Для прикрытия ее с воздуха предполагалось сформировать в составе ВВС БФ новый смешанный авиационный полк.
       К 25.04.1940 г. на основании приказа по БФ №0046 от 23.03.1940 г. предписывалось для ВМБ Ханко сформировать 73-й смешанный авиационный полк. В его состав предстояло включить от ВВС БФ: одну АЭ СБ; одну АЭ МБР-2; одну АЭ И-15.
       Во исполнение приказа НК ВМФ СССР №0081 от 04.04.1940 г. для формируемого полка из состава 15-го МРАП ВВС БФ выделялась 2-я АЭ самолетов МБР-2. Истребительная и бомбардировочная эскадрильи полка должны были формироваться непосредственно на Ханко за счет частей ИА и БА ВВС БФ.
       Спустя некоторое время командованием ВМФ было решено 73-й САП переформировать в бомбардировочный авиаполк и перебазировать его в Эстонию, а вместо него на Ханко разместить истребительный полк. При этом эскадрилья самолетов МБР-2 становилась отдельной частью с оперативным подчинением командиру истребительного полка.
       Приказом НК ВМФ №00218 от 25.08.1940 г. предписывалось перебазировать управление 73-го АП из Ханко в Пярну. Укомплектование полка надлежало произвести за счет трех АЭ 57-го СБАП, одной СБАЭ формируемой на Ханко и 20-й ОСБАЭ на аэр. Палдиски. Переформирование 73-го бомбардировочного авиационного полка в составе 4-х АЭ предписывалось закончить к 20.09.1940 г., а 5-ю АЭ полка надлежало сформировать к 01.12.1940 г.
       20.08.1940 г. управление 73-го БАП перебазировалось с Ханко в Эстонию на аэр. Пярну. Туда же перебазировалась и 20-я ОСБАЭ из Палдиски. Еще две эскадрильи самолетов СБ (вместо трех) были взяты из 57-го СБАП, а эскадрилья СБ, которая должна была формироваться на Ханко, так и не была сформирована.
       К 10.10.1940 г. на основании приказа НК ВМФ №00218 от 25.08.1940 г. 73-й БАП трехэскадрильного состава на аэр. Пярну был объявлен сформированным. Он вошел в состав 10-й смешанной авиабригады ВВС БФ. В боевом составе полка на это время числилось 34/32 СБ, 2/2 Р-6, 1/1 УТ-2, 3/3 У-2 и 34 экипажа.
       С декабря 1940 г. в полку на аэр. Пярну формируются 4-я и 5-я эскадрилья вооруженные самолетами СБ
       В январе 1941 г. на вооружение 1-й и 2-й АЭ полка начали поступать пикирующие бомбардировщики Ар-2.
       На 22.06.1941 г. в составе полка, входившего в 10-ю САБ, имелось 18/15 Ар-2 , 43/40 СБ, 2/2 Р-6, 3/2 У-2, 1/1 С-2. Самолеты полка базировались на аэродромах Пярну, Копорье и Кара-Вере. До исхода дня 43 СБ полка с аэр. Копорье перелетели на базовый аэр. Пярну.
       23.06.1941 г. 4-я АЭ (13 СБ) 73-го БАП по приказанию командира бригады перебазировалась с аэр. Пярну на аэр. Каре-Вере.
       24.06.1941 г. 73-й БАП составом двух эскадрилий (всего 6 СБ и 6 Ар-2) совместно с бомбардировщиками ДБ-3 1-го МТАП совершил первый боевой вылет в район Либавы для уничтожения вражеских кораблей, обстреливающих наши позиции с моря.
       По состоянию на 30.06.1941 г. управление полка, 1-я АЭ, 2-я АЭ, 3-я АЭ и 5-я АЭ базировались на аэр. Пярну, а 4-я АЭ - на аэр. Кара-Вере (авиазвено из состава АЭ – на аэр. Кагул).
       Первая декада войны принесла полку большие потери: только за 30.06.1941 г. при ударе по войскам и переправам немцев через Даугаву он потерял 11 самолетов СБ и 28 человек летных экипажей.
       08.07.1941 г. бомбардировщики 73-го БАП (8 СБ и 3 Ар-2) перелетели с аэр. Пярну в Таллин на аэр. Лаксберг.
       09.07.1941 г. 5-я АЭ (8 СБ) 73-го БАП перелетела с аэр. Лагсберг на аэр. Керстово. В последующие дни сюда перебазировался основной состав полка. Часть сил 2-й АЭ полка базировалась на аэр. Котлы. Спустя сутки самолеты полка приступили к нанесению бомбовых ударов по наступающим мотомеханизированным колоннам противника, наступающим от Пскова в направлении г. Порхов.
       По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 73-го БАП числилось:
- на аэр. Керстово – 18/16 Ар-2 и 23/16 СБ и 50 экипажей, из которых 13 экипажей были подготовлены к полетам ночью;
- на аэр. Клопицы – 1/- Ар-2 без экипажа;
- на аэр. Аренсбург (о. Эзель) - 2/2 СБ без экипажей.
       К 16.07.1941 г. ч.с. 1-й и 2-й АЭ полка перебазировалась на аэр. Низино.
       16.07.1941 г. во исполнение приказа Ком. ВВС БФ №12сс от 15.07.1941 г. 5-я АЭ 73-го БАП (6 СБ) перебазировалась с аэр. Керстово на аэр. Лагсберг.
       18.07.1941 г. на аэр. Лагсберг с аэр. Керстово перебазировались 1-я, 2-я и 4-я АЭ 73-го БАП (9 Ар-2 и 6 СБ). В этот же день 2 Ар-2 из состава 2-й АЭ 73-го БАП перелетели на аэр. Ханко для боевой работы с этого аэродрома.
       К 25.07.1941 г. 5-я АЭ 73-го БАП с аэр. Лагсберг перебазировалась на аэр. Сууркюль и приступила к боевой работе оттуда.
       К исходу 26.07.1941 г. перебазирование 73-го БАП на аэр. Сууркюль с аэр. Лагсберг было завершено.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 73-го БАП числилось 34 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 19 СБ, 1 УСБ, 13 Ар-2, 1 С-2.
       17.08.1941 г. командиру 73-го БАП из штаба 10-й АБ поступил приказ ее командира о перебазировании всех самолетов СБ (12 ед.) на аэр. Копорье. Это делалось в рамках передачи бомбардировочной авиации ВВС БФ в подчинение командованию Войск Северо-Западного направления.
       22.08.1941 г. в связи с тем, что аэр. Сууркюль стал находиться в зоне досягаемости артиллерии противника 1-я АЭ 73-го БАП перелетела на аэр. Лагсберг. Но уже 23.08.1941 г. в середине дня эти самолеты перебазировались на аэр. Беззаботное.
       По состоянию на 29.08.1941 г. в боевом составе 73-го БАП оставалось только 3/2 СБ и 10/7 Ар-2.
       В сентябре 1941 г. 73-й БАП находился в оперативном подчинении Ком. ВВС ЛенФр и базировался на аэродромах Большой Двор и Залющик. По состоянию на 05.09.1941 г. в его составе числилось: на аэр. Большой Двор 12/11 СБ и 14 экипажей; на аэр. Залющик 8/3 Ар-2 и 10 экипажей.
       С 25.10.1941 г. на основании приказа НК ВМФ №00358 от 03.10.1941 г. 73-й БАП был исключен из состава ВВС БФ и направлен в Саранск, где проходил переформирование и перевооружение. С начала войны и до отправки в тыл полк потерял 45 СБ, 15 Ар-2.
       В Саранске на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ 73-й БАП приступил к переучиванию на пикирующие бомбардировщики Пе-2.
       В январе 1942 г. личный состав 73-го БАП, закончив переучивание, убыл в Иркутск получать новую авиационную технику.
       В боевой состав ВВС БФ 73-й ПБАП вернулся только летом 1942 г.
       С конца июня 1942 г. полк был включен в состав 8-й БАБ ВВС БФ и стал базироваться на аэр. Гражданка
       В июне-сентябре 1942 г. самолеты полка наносили удары по позициям противника в районе «Невского пятачка».
       В июле 1942 г. 73-й БАП принимал участие в боевых действиях Балтийского флота по захвату о. Соммерс в Финском заливе.
       В середине августа 1942 г. полк получил несколько самолетов Пе-2 из 13-го БАП ВВС ВМФ, который переучивался в это время на истребители Пе-3бис. Всего с января по август 1942 г. 73-й БАП получил 32 Пе-2.
       В конце сентября 1942 г. ввиду недостатка современных самолетов Пе-2 73-й БАП доукомплектовали самолетами Р-10. Всего на 29.10.1942 г. в полку насчитывалось 9/8 Р-10.
       Позднее 73-й БАП получил еще несколько Р-10, которые прибыли с Черного моря из 23-го ШАП ВВС ЧФ. Первая партия самолетов прибыла на аэр. Гражданка 31.12.1942 г., а вторая партия – 07.01.1943 г., на аэр. Каменка. Обе эскадрильи вооруженные Р-10 базировались на аэр. Гражданка и Каменка соответственно. Самолеты Пе-2 полка и его управление базировались на аэр. Гражданка.
       По состоянию на 01.01.1943 г. в боевом составе 73-го БАП трехэскадрильного состава на аэр. Гражданка, Каменка, Богослово числилось 29/20 самолетов, в т.ч. 12 Пе-2 и 17 Р-10.
       В январе 1943 г. на полк было возложено выполнение специального задания – уничтожения здания 8-й ГЭС, которое было важным опорным пунктом немецкой обороны в ходе наступления наших войск на левом берегу Невы.
       Приказом НК ВМФ №00112 от 15.04.1943 г. 2-ю и 3-ю эскадрильи 73-го БАП (10/8 самолетов Р-10) расформировали, а на их базе была сформирована 6-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья ВВС БФ.
       Летом 1943 г. полк наносил бомбовые удары по объектам противника на Синявинском направлении. Вскоре он был перенацелен на действия в Финском заливе против вражеских кораблей и судов, а также ВМБ и портов.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 73-го БАП числилось на аэр. Гражданка 13/10 Пе-2 и 20 экипажей, из которых только 8 были боеготовы днем. Еще 1 Пе-2 с экипажем находился на ст. Рахья и 1 Пе-2 без экипажа – в Богослово.
       Летом и осенью 1943 г. 73-й БАП совместно наносил удары по аэродромам и тяжелым артиллерийским батареям противника, обстреливавшим Ленинград.
       Накануне нового 1944 г. полк был пополнен до штатной численности личным составом и самолетами, боеприпасами и топливом. Его экипажам предстояло принять участие в операции «Январский гром» («Нева-2») по полному снятию блокады Ленинграда.
       17.01.1944 г. самолеты Пе-2 бомбили объекты немцев на Ропшинском направлении. Далее 73-й ПБАП был перенацелен на действие по вражеским коммуникациям, уничтожению железнодорожных эшелонов на станциях Волосово, Елизаветино, Молосковицы, разрушение железнодорожного моста в Кингисеппе.
       22.01.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №28 за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях по снятию блокады Ленинграда 73-й ПБАП был преобразован в 12-й гвардейский пикировочный бомбардировочный авиационный полк.
       15.03.1944 г. 12-й гв. ПБАП перебазировался на аэр. Борки в пригороде Ораниенбаума. Самолеты Пе-2 снова переключились на нанесение ударов по кораблям и судам противника.
       16.05.1944 г. 12-й гв. ПБАП участвовал в операции по разгрому отряда немецких боевых кораблей в Нарвском заливе.
       К третей декаде мая 1944 г. в полку в строю осталось всего восемь экипажей. С 24.05.1944 г. решением НК ВМФ полк вывели из боевого состава ВВС БФ для доукомплектования. Вскоре он получил 18 экипажей - выпускников ВМАУ им. С.А.Леваневского и 19 самолетов Пе-2 с авиазавода в Казани.
       При подготовке к Выборгской наступательной операции Ленинградского фронта совместно с Балтийским флотом 12-й гв. ПБАП нацелили на нанесение бомбовых ударов по портам Котка и Хамина.
       В июне 1944 г. с аэр. Борки полк принял активное участие в боевых действиях на Карельском перешейке. Основными целями для экипажей полка были финские береговые батареи на островах в районе Выборга.
       По состоянию на 01.07.1944 г. в 12-м гв. ПБАП, базирующемся на аэр. Борки, числилось 38 Пе-2.
       12.07.1944 г. 30 Пе-2 12 гв. ПБАП нанесли удар по броненосцу береговой обороны «Вяйнемяйнен» ВМС Финляндии, однако попаданий в корабль достигнуто не было. Повторный удар был нанесен 16.07.1944 г. В нем участвовали 29 Пе-2 полка вместе со штурмовиками Ил-2 и топмачтовиками А-20 «Бостон» ВВС БФ. В результате операции корабль получил несколько бомбовых попаданий и затонул. Но после занятия Финляндии советскими войсками было установлено, что вместо него наши летчики потопили немецкий крейсер ПВО «Ниобе» (бывший голландский броненосец «Гельдерланд»).
       В августе 1944 г. 12-й гв. ПБАП базировался на аэр. Клопицы.  08.09.1944 г. 12-й гв. ПБАП перебазировался с аэр. Клопицы на аэр. Паневежис.
       С 14.09.1944 г. полк начал наносить бомбовые удары по Либаве.
       20.09.1944 г. в период подготовки к операции по уничтожению кораблей противника в порту Таллина 12-й гв. ПБАП составом 29 Пе-2 перебазировался с аэр. Паневежис на аэр. Котлы. Летчики полка участвовали в разгроме группировки немецких войск «Нарва» и освобождении Таллина.
       25.09.1944 г. 12-й гв. ПБАП с аэр. Котлы снова перебазировался на аэр. Паневежис, откуда продолжил наносить удары по кораблям противника в Рижском заливе и ВМБ Либава.
       В конце сентября 1944 г. 12-й гв. ПБАП получил пополнение – эскадрилью самолетов Пе-2 (10 экипажей) из состава 13-й ПАД ВВС ЧФ.
       22.10.1944 г. приказом ВГК (объявлен приказом НК ВМФ №0801 от 26.10.1944 г.) за проявленное мужество, за героизм в боях при освобождении столицы Эстонии 12-му гвардейскому пикировочно-бомбардировочному авиаполку было присвоено почетное наименование «Таллинский».
       Во второй половине ноября 1944 г. экипажи полка участвовали в операции советских войск по освобождению Моонзундских островов.
       17.11.1944 г. Ком. БФ приказал Ком. ВВС БФ перебазировать 1-ю АЭ 12-го гв. ПБАП на аэр. Пярну для нанесения ударов по немецким кораблям во главе с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», ведущим огонь по советским войскам, наступающим на п-ове Церель (о. Эзель). Остальные силы полка с аэр. Паневежис продолжали наносить удары по ВМБ Либава.
       23.11.1944 г. 9 Пе-2 в двух вылетах с горизонтального полета атаковали ТКР «Адмирал Шеер». На следующий день и эскадрилья вернулась на аэр. Паневежис.
       Во второй декаде января 1945 г. 12-й гв. ПБАП наносил удары по ВМБ Мемель, обеспечивая подготовку к штурму его советскими войсками.
       15.02.1945 г. полк вместе с 1-м гв. МТАП и 14-м гв. ИАП перебазировался с аэр. Паневежис на аэр. Грабштейн в Восточной Пруссии (ныне Гаргждай в Литве). Однако вскоре командование 8-й МТАД приняло решение перебазировать 12-й гв. ПБАП на аэродром Дрессен в 6 км от Мемеля.
       В марте 1945 г. основные усилия полка были сосредоточены на нанесении ударов по кораблям и судам противника в ВМБ Пиллау (ныне г. Балтийск) и на подходах к ней.
       05.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №091 от 31.05.1945 г. и приказом НК ВМФ №0193 от 19.04.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, при овладении г. Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество 12-й гв. ПБАП был награжден орденом Красного Знамени.
       Из-за весенней распутицы аэр. Дрессен стал непригодным для взлета самолетов с бомбовой нагрузкой. В связи с этим 07.04.1945 г. 12-й гв. ПБАП перелетел на аэр. Грабштейн.
       08.04.1945 г. 27 самолетов Пе-2 вместе с другими полками 8-й МТАД приняли участие в ударе в Данцигской бухте по отряду немецких боевых кораблей, который возглавлял тяжелый крейсер «Принц Ойген».
       В конце апреля – начале мая 1945 г. полк наносил удары по кораблям и судам противника, пытавшимся вырваться из Кенигсбергского котла.
       08.05.1945 г. полк всем составом нанес удар по судам противника в Либаве, а 9 мая последние боевые вылеты он совершил против немецких транспортов в море, пытающихся уйти из Либавы на Запад.
       24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 12-й гв. ПБАП - орденом Ушакова II-й степени.
       С июня 1945 г. 12-й гв. ПБАП стал базироваться на аэр. Пярну.
       По состоянию на 10.07.1945 г. в боевом составе 12-го гв. ПБАП числилось 50/45 самолетов, в т.ч.: 47/44 Пе-2, 2/1 УПе-2, 1/0 По-2.
       В июле 1945 г. 12 экипажей 12-го гв. ПБАП были направлены на Дальний Восток, где им предстояло в составе ВВС ТОФ участвовать в войне против императорской Японии.
       С 25.02.1946 г. 12-й гв. ПБАП 8-й МТАД вошел в состав ВВС Южнобалтийского флота (с января 1947 г. ВВС 4-го ВМФ).
       В июне 1946 г. 12-й гв. ПБАП передислоцировался с аэр. Пярну на аэр. Нейкурен (ныне Пионерск). К этому времени он стал именоваться 12-м гвардейским авиационным полком пикирующих бомбардировщиков.
       С 02.10.1947 г. полк перешел на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава и переформирован в 575-й гв. дальнебомбардировочный авиационный полк. Его передали из 8-й МТАД в состав 92-й САД (бывш. 9-я ШАД) ВВС 4-го ВМФ.
       С 20.12.1948 г. 575-й гв. ДБАП был перебазирован с аэр. Пионерск на аэр. Храброво (бывш. Повунден) Калининградской области.
       В марте 1949 г. полк был переведен на штат трехэскадрильного состава.
       22.08.1950 г. 575-й гв. ДБАП был перебазирован из Храброво в Польшу на аэродромный узел Кольберг/Боденхаген (ныне Колобжег/Багич, Польша) и переформирован в 575-й гв. штурмовой авиационный полк. Управление полка размещалось в п. Боденхаген. Он остался в составе 601-й штурмовой авиационной дивизии (так теперь стала именоваться 92-я САД ШАД ВВС 4-го ВМФ) и перевооружился с Пе-2 на штурмовики Ил-10.
       В апреле 1955 г. 575-й гв. ШАП снова переформировали, на этот раз в 575-й гв. истребительный авиационный полк. И опять без смены дивизии, только теперь она стала именоваться 137-й ИАД ВВС 4-го ВМФ. Полк в очередной раз сменил авиационную технику - на истребители МиГ-17. Место базирования полка при этом не изменилось - аэр. Колобжег/Багич.
       В апреле 1960 г. в соответствии в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 575-й гв. ИАП, вооруженный самолетами МиГ-17 на аэр. Колобжег/Багич вместе с управлением 137-й ИАД был расформирован.
       Встречаются сокращения: 12 ГПБТКУАП 8 МТАГКД ВВС КБФ; 12 ГПАТКОУП, 12 гв. павп 8 мтад; 12 гв. пбап (ГвПБАП, ГПБАП, гпап, ГвПАП, Гв. ПАП); 12 гв. авп 8 авд ВВС БФ.

       Подчиненность и участие на фронтах
В конце июня 1941 года 3 СБ с экипажами перебазировались на аэродром Кагул (о. Эзель) и включены в состав авиагруппы БОБР.
10.09.1941 (после расформирования 10 сабр ВМФ) вошел в состав 8 бабр (в июле 1943 г. переименованной в 8 мтад) ВМФ.
       В составе действующей армии:
22.06.1941 - 25.10.1941 (73 пбап)
23.05.1942 - 22.02.1944 (73 пбап)
22.02.1944 - 09.05.1945 (12 гпап)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
       На начало войны на вооружении имел 43 СБ и 18 Ар-2.
       В дальнейшем основу матчасти составляли пикирующие бомбардировщики Пе-2 различных модификаций.
       В январе 1943 года из 23 шап ВВС ВМФ получены две эскадрильи самолётов Р-10.
       Матчасть полка в разное время составляли самолеты: СБ, Ар-2, Пе-2, Р-10, Ил-10, МиГ-17, УТ-2, УСБ, УПе-2, Р-6, У-2, С-2.

Балтфлот «воздушные рабочие войны» сверхсрочник
Самолет Р-10 на вынужденной посадке, район г. Паллаярви, 17 января 1943 г.
The ditched R-10 airplane.


Летчики 1 эскадрильи 73-го авиаполка. Краснознаменный Балтийский флот
Летчики 1 эскадрильи у бомбардировщика Пе-2. 3-й слева – Косенко Ю.Х. Фото 1943 г.
The pilots of 1st squadron 73rd dive bomber regiment Red navy.


Советский фотоснимок ВОВ 12 гпап 8 МТАГКД. Пе2 в бою.

wartime photo Russian Pe2 airplane WWII GPW
The Pe-2 divebomber № 19 in Great Patriotic war.


Бомбардировщик Пе-2 в зимнем камуфляже 73-го бомбардировочного авиаполка ВВС Балтфлота фото ВОВ
Бомбардировщик Пе-2 в зимнем камуфляже .
Winter camouflaged Pe-2 divebomber of 73 BAP Red navy.



Пасынков Григорий возле своего Пе-2. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 (tactical number 15). Click to enlarge the photo.

Пе2 профиль-боковик 12 ГПАТКОУП
Пикировщик Пе-2 с тактическим номером 15. Реконструкция внешнего вида выполнена Михаилом Быковым.


Пикировщик Пе-2 наносит удар. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 in attack. Click to enlarge the photo.


русские балтийские орлы
Пе-2 атакуют вражеский корабль. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 bombed the enemy ship. Click to enlarge the photo.



Экипаж Ракова (без него) на фоне Пе-2. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 crew. Click to enlarge the photo.


12 ГвПБАП ГСС
Экипаж Пе-2 Ю.Х. Косенко - в центре, штурман Е.И. Кабанов - слева. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 crew. Click to enlarge the photo.


Pe2 landing 12 Guards navy divebomber air «Tallinn» regiment 73 air unit USSR
Самолёт Пе-2 на посадке. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 is landing. Click to enlarge the photo.


Pe2 airdrome fuel Second world war: USSR naval airforces
Заправка Пе-2. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 at the airdrome. Click to enlarge the photo.


пешка СССР фото ВОВ
Пе-2 на взлёте. Увеличение фото - по клику.
The Pe-2 is taking off. Click to enlarge the photo.


уже 12 гвардейский авиационный (1944), но дата якобы 1943
Бомбардировщик Пе-2 командира полка подполковника Курочкина М.И.

Пе2 СССР 12-й гвардейский пикировочный морской авиаполк
Бомбардировщики Пе-2 на старте, фото 1944 г.

Пе2 ГСС Ракова СССР фото ВОВ 12 ГПБАП
Бомбардировщик Пе-2 с бортовым номером 18, фото 1944 г.

12 ГвПАП Пе2 СССР фото ВОВ
Экипаж гв. капитана Кожевникова Ю.П. (в центре) на летном поле у Пе-2 б/н 35, Паневежис, фото 17.09.1944.

12 ГПАП Пе2 ГСС Ракова  СССР фото ВОВ
Бомбардировщик Пе-2 с бортовым номером 38, фото 1944 г.

Известный на Балтике летчик-бомбордировщик дважды Герой Советского Союза гв. полковник Раков В.И. перед вылетом на боевое задание осматривает тяжелую бомбу, подвешенную к его самолету
Дважды Герой Советского Союза гв. полковник Раков В.И. осматривает бомбу, подвешенную к самолету Пе-2 (виден заводской номер 1/335), фото 1944 г.

  СССР фото ВОВ
Экипаж гв. капитана Кожевникова Ю.А. у бомбардировщика Пе-2 (виден заводской номер 4/329), Паневежис, фото 17.09.1944.

Русский бобмер СССР фото ВОВ
Стрелок старший сержант Олейников И.Ф., 17.09.1944, Паневежис.
73 авп 8 авбр ВВС БФ Комсомольский экипаж пикировщика (слева направо) командир экипажа мл. лейт. Кабаков И.И., стрелок-радист ст. сержант Смирнов Н.А. и штурман мл. лейт. Куликов Б.А.
Комсомольский экипаж пикировщика (слева-направо): командир мл. лейт. Кабаков И.И., стрелок-радист ст. сержант Смирнов Н.А. и штурман мл. лейт. Куликов Б.А.


Штурман Кабанов В.И., стрелок-радист Костромцов, комэск Усенко, фото 1944 г.

12-й гвардейский авиаполк. Механик самолета старшина Пащенко И.П. готовит самолет Героя Советского Союза Ракова
Механик старшина Пащенко И.П. готовит самолет Ракова В.И., 1944 г.
Самолет дважды Герой Советского Союза гв. полковника Ракова на старте 12 авиац. полк
Самолет Пе-2 дважды Героя Советского Союза гв. полковника Ракова, декабрь 1944 г. Другая фотография этой машины - по клику.
The Pe-2 tactical number 01. Click to view other photo.

12 гпбап (73 пбап) ВВС КБФ в ВОВ - самолеты и эмблемы СССР
Пе-2 комполка Ракова Василия Ивановича, декабрь 1944 г. Другая фотография этой машины - по клику.
The Pe-2 featured the Guards badge. Click to view other photo.

12 гв. павп 8 мтад; 12 гв. пбап; 12 гпап; 12 гв. авп 8 авд ВВС БФ
Пикировщик Пе-2 с номером 01 и гвардейским знаком. Реконструкция внешнего вида выполнена Михаилом Быковым.

Ржевский Петр Ильич служил и в 12 гпбап вмф, знак гвардии и орден Ушакова подходят, но нет БКЗ почему-то
Ржевский Петр Ильич с сослуживцами у Пе-2 с изображениями знака Гвардии и ордена Ушакова, предположительно - 1946 г.

       Командиры полка

       Полком командовали: ГСС Анатолий Ильич Крохалев (июль 1940 г. - июнь 1941 г.), Ф.М.Коптев (июнь-июль 1941 г., в должность не вступил), ГСС А.И.Крохалев (июнь 1941 г. – август 1942 г., снят), подполковник Михаил Алексеевич Курочкин (август 1942 г. - май 1944 г.), ДГСС Василий Иванович Раков (май 1944 г. – февраль 1945 г.), ГСС майор Константин Степанович Усенко (февраль 1945 г. – февраль 1946 г.), ГСС А.И.Барский (июль 1948 г. – ноябрь 1949 г., ВрИД), Балуков (был в середине 50-х. годов), Н.А.Ханбеков (был до апреля 1960 г.).



12 гвардейский пикирующий бомбардировочный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк ВВС ВМФ

12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк (575-й гвардейский истребительный авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк, 575-й гвардейский штурмовой авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк, 575-й гвардейский дальнебомбардировочный авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк, 73-й бомбардировочный авиационный полк, 73-й смешанный авиаполк, 20-я отдельная скоростная бомбардировочная авиационная эскадрилья)
Благодарности - П. Левшов, сайты goskatalog и waralbum.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.