Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

17 гвардейский бомбардировочный авиационный Рославльский полк ВВС КА

[17 гвардейский авиаполк дальнего действия]


17th guards bomber aviation «Roslavl» regiment VVS (former 17th guards long-range air regiment)

       История полка

       В мае 1943 г. в подмосковном Монино на основании директивы НШ Авиации Дальнего Действия №701833 от 13.05.1943 г. на базе управления 1-й АД ДД была сформирована 6-я гв. авиационная дивизия Дальнего Действия. На основании этой же директивы, часть личного состава и авиатехники входившего в состав дивизии 6-го гв. АП ДД, были обращены на формирование 17-го гвардейского авиационного полка Дальнего Действия, вооруженного самолетами Ил-4. Новый полк формировался сразу как гвардейская часть. Оба полка (6-й гв. АП ДД и 17-й гв. АП ДД) вошли в состав 6-й гв. АД ДД (с декабря 1944 г. 16-я гв. БАД) 1-го гв. авиационного корпуса ДД.
       27.05.1943 г., едва завершив формирование, 17-й гв. АП ДД составом 10 Ил-4 совершил свой первый боевой вылет на бомбардировку железнодорожного узла Могилев.
       В начале июля 1943 г. полк в составе 6-й гв. АД ДД начал действовать в интересах войск фронтов, расположенных на северном и южном фасах Курской дуги. Под Курском экипажи полка совершили 263 боевых вылета, сбросив при этом на противника 383 тонны бомб.
       С 5 сентября по 14 декабря 1943 г. 17-й гв. АП ДД базировался на аэр. Адуево (район г. Наро-Фоминск). За короткий срок экипажи выполнили 189 боевых вылетов на бомбардировку коммуникаций, железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений живой силы и техники противника в районе городов: Мга, Синявино, Полоцк, Витебск, Могилев, Минск, Молодечно, Гомель, Брянск, Киев, Фастов, Рославль и др.
       Наиболее интенсивную работу в этот период (90 боевых вылетов) полк вел в интересах войск Ленинградского фронта.
       Приказом ВГК от 25.09.1943 г. за участие в Смоленской операции «в ознаменование одержанной победы в боях за освобождение г. Рославль», за мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях 17-му гв. АП ДД было присвоено почетное наименование «Рославльский».
       С 14.12.1943 г. по 27.05.1944 г. 17-й гв. АП ДД вел боевые действия, базируясь на аэр. Макарово (Клин).
       В январе 1944 г. полк принял участие в операции Ленинградского, Волховского фронтов и Балтийского флота по полному снятию блокады Ленинграда.
       В феврале 1944 г. самолеты 17-го гв. АП ДД в составе 6-й гв. АД ДД производили бомбардировки столицы Финляндии г. Хельсинки.
       Во второй половине мая 1944 г. полк перебазировался на аэр. Осняки. Оттуда он работал по целям в Восточной Пруссии (85 боевых вылетов) и по войскам и объектам противника в Прибалтике и Белоруссии, участвуя в операции «Багратион».
       С 27.05.1944 г. по 12.09.1944 г. 17-й гв. АП ДД базировался на аэр. Юрьевка (г. Чернигов).
       С 12.09.1944 г. по 15.03.1945 г. 17-й гв. АП ДД 6-й гв. Сталинградской АД ДД базировался на аэр. Мачулище (г. Минск). С этого аэродрома самолеты полка наносили удары по Будапешту и Дебрецену.
       В конце 1944 г. директивой ГШ ВВС № Орг/10/315706 от 26.12.1944 г. 17-й гв. АП ДД был переименован в 17-й гв. бомбардировочный авиационный полк 16-й гв. «Сталинградской» БАД (бывш. 6-я гв. БАД).
       С 15.03.1945 г. 17-й гв. БАП базировался на аэр. Пружаны на территории Польши.
       С 24 по 26 апреля 1945 г. полк принимал активное участие в завершающей фазе Берлинской операции, нанося удары по Берлину. Всего на Берлин экипажи выполнили 35 боевых вылетов, сбросив на противника 28 тонн бомб.
       30.04.1945 г. 17-й гв. БАП совершил последний боевой вылет по ВМБ Свинемюнде. День Победы полк встретил на аэр. Пружаны.
       С 18.06.1945 г. после окончания боевых действий в Европе полк перебазировался с аэр. Пружаны на аэр. Минск-Мазовецкий в районе Варшавы, где и оставался до июня 1946 г.
       С 15.12.1945 г. 17-й гв. БАП, вооруженный самолетами Ил-4, переименовали в 169-й гв. бомбардировочный авиационный полк 16-й гв. БАД.
       В мае 1946 г. управление 16-й гв. БАД было расформировано. Ее полки 158-й гв. БАП и 169-й гв. БАП убыли на Дальний Восток, а 157-й гв. БАП – передан в 11-ю гв. БАД.
       С 13 июня по 11 июля 1946 г. полк передислоцировался из Польши в Северную Корею на аэр. Канко-2 (ныне Хамхын). Там он вошел в состав 33-й БАД 19-го БАК 9-й ВА ДВФр.
       28.06.1948 г. полк трехэскадрильного состава вооруженный самолетами Ил-4 вместе с остальными частями 33-й БАД перебазировался из Северной Кореи на аэр. Завитая (г. Завитинск) в Амурской области.
       12.05.1951 г. 169-й гв. БАП в связи с перевооружением на бомбардировщики Ту-4 был переформирован в 169-й гв. тяжелый авиацполк и передан из 33-й БАД в состав 55-й ТБАД 84-го ОТБАК ДА.
       30.05.1951 г. полк перебазировался с аэр. Завитая на аэр. Хороль Приморского края. Там летный и технический состав полка приступил к переучиванию на Ту-4.
       С 1957 г. 169-й гв. ТАП перевооружился на реактивные самолеты Ту-16кс авиационной ракетной системы «Комета».
       15.04.1960 г. 169-й гв. ТАП 55-й ТБАД из 84-го ОТБАК 5-й ВА ДА передали в состав ВВС ТОФ. Его подчинили командиру 3-й МТАД ДД.
       15.08.1960 г. 169-й гв. ТАП был переименован в 169-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия.
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию 169-й гв. МТАП ДД был переименован в 169-й гв. морской ракетоносный авиационный полк.
       В начале 1962 г. полк перевооружается на новую ракетную систему Ту-16к-10. Кроме самолетов-ракетоносцев в составе 3-й АЭ имелись самолеты заправщики Ту-16з и постановщики помех Ту-16п.
       В 1968 г. в боевом составе полка числилось 20 Ту-16к-10 (в 1-й и 2-й АЭ), 3 Ту-16п, 5 Ту-16з, 2 Ту-16т (в 3-й АЭ).
       В 1969 г. самолеты-торпедоносцы были переоборудованы в постановщики помех, и в боевом составе полка (с учетом полученных дополнительно 1 Ту-16п и 1 Ту-16з) теперь числилось 20 Ту-16к-10, 6 Ту-16п, 6 Ту-16з.
       В 1973 г. в боевом составе полка числилось 20 Ту-16к-10, 8 Ту-16п, 4 Ту-16з (самолеты-заправщики постепенно переоборудовались в постановщики помех).
       В 1974 г. в целях расширения боевых возможностей полка 3 самолета Ту-16к-10 были дооборудованы под ракетную систему Ту-16к-10-26.
       03.03.1982 г. началось формирование 17-й оперативной эскадры кораблей ТОФ с базированием в порту Камрань СРВ В оперативное подчинение командира эскадры передавался смешанный авиационный полк с базированием на аэр. Камрань. Выбор командования пал на 169-й гв. МРАП.
       С 20.12.1982 г. 169-й гв. МРАП был переформирован в 169-й гв. смешанный авиаполк с подчинением командиру 25-й МРАД.
       В составе полка 1-я АЭ имела по штату на вооружении самолеты 10 Ту-16к-10-26, 2 Ту-16з и 4 Ту-16п, а 2-я АЭ - 4 Ту-95рц и 4 Ту-142м.
       До конца 1983 г. на аэр. Камрань было перебазировано 9 самолетов 1-й эскадрильи (5 Ту-16к-10-26, 2 Ту-16п, 2 Ту-16з).
       В течение 1984 г. в полк постепенно перелетали недостающие экипажи 1-й и 2-й АЭ.
       В апреле 1984 г. в состав 169-го гв. САП включили звено транспортных самолетов (2 Ан-26).
       27.11.1984 г. самолетом Ил-62 на аэр. Камрань был доставлен личный состав формируемой в полку 3-й эскадрильи – истребительной, вооруженной 12 самолетами МиГ-23млд и 2 МиГ-23ум.
       В ноябре 1986 г. в состав полка прибыли 2 вертолета Ми-14пл и 1 Ми-14пс. 20 ноября их доставили в б. Камрань.
       01.12.1986 г. 169-й гв. САП вывели из состава 25-й МРАД, и он стал именоваться 169-м гв. отдельным смешанным авиационным полком, подчиненным непосредственно командующему ВВС ТОФ.
       01.12.1989 г. 169-й гв. ОСАП был переформирован в 362-ю гв. отдельную смешанную авиационную эскадрилью, имеющую на вооружении 2 Ту-95рц, 2 Ту-142м и 2 Ан-26.
       19.12.1989 г. ракетоносная эскадрилья (две группы по 4 Ту-16 в каждой) через КНДР была перебазирована в Союз к местам прежней дислокации в Приморье. Истребители МиГ-23млд и вертолеты вывезли на кораблях во Владивосток, а лишние самолеты Ту-95рц и Ту-142м перелетели вокруг Японии на аэр. Хороль и Каменный Ручей соответственно.
       С 01.12.1993 г. 362-я гв. ОСАЭ на аэр. Камрань была расформирована. После этого на аэр. Камрань была сформирована 128-я авиационная комендатура ВВС ТОФ, обеспечивающая прием, выпуск, размещение и обслуживание самолетов Ту-154 ВВС ВМФ, а также перелетающих самолетов других ведомств.
       В 2000 г. 128-ю авиационную комендатуру на аэр. Камрань расформировали, а личный состав и часть техники вывели на территорию России.

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего с 27.05.1943 г. по 30.04.1945 г. экипажи полка выполнили 3410 самолетовылетов с налетом 13056 часов. При этом сброшено на объекты противника 3579 тонн бомб и 20 тонн грузов партизанам. Уничтожено: самолетов противника – 32, танков и САУ – 58, орудий – 340, эшелонов – 33, автомобилей – 95, судов – 3, личного состава свыше 3800 человек.
       За время боев полк потерял 35 самолетов. Потери в летном составе – 90 чел. (20 летчиков, 22 штурмана, 28 ВСР, 20 стрелков).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в различные годы стояли: Ил-4, Ту-4, Ту-16к, Ту-16з, Ту-16п, Ту-95рц, Ту-142мз, Ми-14пл, Ми-14пс, МиГ-23млд, МиГ-23ум, Ли-2, Ан-24, Ан-26.
       На Ил-4 тактические номера наносились на руль направления и дублировались на носу под остеклением.

действующая армия СССР фото ВОВ
Гвардии капитан Сидоркин в кабине Ил-4.


Гвардии капитан Репин с экипажем у Ил-4 с подчеркнутым номером 32.

17-й гвардейский бомбардировочный авиационный Рославльский полк (17-й гвардейский авиаполк дальнего действия). История части
Командир звена Гжесяк и штурман Шевченко на фоне Ил-4 № 112.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия)
Экипаж Климаченкова на фоне Ил-4 №№ 114 и 124.

       Командиры полка

       Частью командовали: ГСС А.Е.Матросов (1943-45 гг.), Корнюшин (1945-49 гг.), ГСС А.Д.Давыдов (1949-53 гг.), ГСС П.М.Фукс (1953-56 гг.), Л.И.Агурин (1956-59 гг.), П.А.Коростелев (1959 г. – декабрь 1963 г.), В.Р.Андрющенко (декабрь 1963 г. – август 1970 г.), В.С.Аулов (август 1970 г. – июль 1974 г.), гг.Корнев (1974-78 гг.), П.П.Горелов (1978-80 гг.), В.И.Маслов (1980 г. – декабрь 1982 г.), Н.К.Иващук (декабрь 1982 г. – ноябрь 1985 г.), В.А.Волчков (ноябрь 1985 г. – октябрь 1987 г.), В.И.Куропаткин (октябрь 1987 г. – декабрь 1988 г.), В.Е.Токарев (январь 1989 г. - 1990 г.), С.И.Назаров (1990-91 гг., командир эскадрильи), М.Н.Селезнев (1991-93 гг.), А.В.Матушкин (1993-98 гг., начальник комендатуры), Г.Свешников (1998 г. - 2000 г.), В. Бачурин (2000 г. - 2002 г.).





Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

17-й гвардейский авиационный Рославльский полк Дальнего Действия (128-я авиационная комендатура ВВС ТОФ, 362-я отдельная гвардейская смешанная авиационная Рославльская эскадрилья, 169-й отдельный гвардейский смешанный авиационный Рославльский полк, 169-й гвардейский морской ракетоносный авиационный Рославльский полк, 169-й гвардейский минно-торпедный авиационный Рославльский полк Дальнего Действия, 169-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный Рославльский полк, 17-й гвардейский бомбардировочный авиационный Рославльский полк ВВС КА, 17-й гвардейский авиаполк Дальнего Действия)
17 гв.авиац. п дд (17 гв. авп ДД 6 гв. авд ДД 1 гв. авк ДД / 17 гап ДД 6 гад ДД 1 гак ДД)
Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.


История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.