Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

2 отдельный морской бомбардировочный авиационный полк ПВ НКВД


2nd navy borderguard bomber aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       С 28.04.1921 г. приказом по Воздушному флоту Черного и Азовского морей №61 от 28.04.1921 г. было объявлено о формировании в Севастополе Гидроавиационного отряда Особого Назначения.
       В начале октября 1921 г. ГАО ОсНаз стал именоваться 4-м гидроавиационным отрядом ВФ ЧиАМ.
       В конце августа 1922 г. 4-й ГАО был переименован в 4-й разведывательный гидроавиационный отряд.
       В августе 1926 г. 4-й ОМРАО, базирующийся в б. Нахимова, был переименован в 64-й отдельный авиационный отряд УкрВО.
       С 01.10.1931 г. 64-й ОАО переформируется в 66-ю отдельную (морскую разведывательную) авиационную эскадрилью. Эскадрилья, вооруженная летающими лодками «Савойя» S-62, базировалась в севастопольской б. Матюшенко.
       С 26.01.1932 г. в рамках создания ВВС МСДВ 66-я ОАЭ ВВС ЧМ перебазировалась из Севастополя на Красную Речку под Хабаровском. В целях соблюдения военной тайны в пути следования она именовалась 111-м особым отрядом (отряд ОСО).
       В мае 1932 г. 111-й отряд ОСО (111-я дальнеразведывательная морская авиационная эскадрилья) вооруженный 12 летающими лодками «Савойя» S-62 прибыл к новому месту дислокации на ст. Океанская.
       На основании постановления Совета Труда и Обороны №862/258 от 21.07.1932 г. в первой половине 1933 г. 111-я ДРМАЭ в ряду других авиачастей РККВФ подлежала передаче в состав формируемой Авиации Погранвойск ОГПУ.
       С 01.02.1933 г. 111-я ДРМАЭ была переименована в 8-ю дальнеразведывательную морскую авиационную эскадрилью.
       С 25.08.1933 г. по 09.09.1933 г. эскадрилья совершила перелет на Камчатку.
       По состоянию на 01.01.1934 г. в боевом составе эскадрильи имелось 11/11 «Савойя» S-62.
       05.03.1935 г. Полномочным представителем НКВД по Дальнему Востоку был подписан приказ, по которому 8-я МДРАЭ ВВС МСДВ переформируется во 2-ю отдельную морскую авиационную эскадрилью Погранвойск НКВД. Эскадрилья по штату состояла из 3 авиаотрядов, которые подразделялись на авиазвенья по 3 самолета. Еще один самолет был в управлении эскадрильи. Главной задачей части в новом качестве стала отработка взаимодействия с морскими и сухопутными пограничниками на Камчатке, а также перевозка личного состава и грузов между гарнизонами. Оперативным гидроаэродромом для 2-й ОМАЭ ПВ стала бухта Ягодная в бухте Крашенинникова в Авачинском заливе.
       В 1935 г. в составе 2-й ОМАЭ ПВ было 14 самолетов «Савойя» S-62, два У-2.
       К 1939 г. эскадрилья перевооружилась на самолеты МБР-2.
       Находясь в оперативном подчинении начальника Камчатского пограничного отряда, в течение всего периода войны часть решала задачи охраны северо-восточных рубежей страны и подготовки летного и технического состава для воюющих флотов, и фронтов. Только в течение 1943-45 гг. экипажами полка было обнаружено более 130 японских судов, о действиях которых своевременно докладывалось командованию.
       С началом Великой Отечественной войны более 10 самых опытных летчиков части, по их личной просьбе, были направлены на фронт.
       06.07.1941 г. по приказу заместителя НКВД СССР по пограничным и внутренним войскам генерал-лейтенанта И.И.Масленникова и начальника ГУ СМП И.Д.Папанина для обеспечения воздушной разведки, проводки и охраны на переходах судов Главсевморпути была выделена группа самолетов МБР-2 2-й ОМАЭ ПВ НКВД.
       10.07.1941 г. группа МБР-2 под командованием ст. лейтенанта Иванова вылетела из Петропавловска-Камчатского и 14 июля, впервые в истории Авиации Погранвойск, пройдя более 2000 км с посадками на незнакомых и не оборудованных аэродромах, благополучно произвела посадку на аэр. Уэлен, где и приступила к выполнению задания.
       Базируясь в бухте Провидения с 25 июля по 24 сентября 1941 г., эта авиагруппа вела разведку Берингова пролива и прикрывала советские суда от возможных нападений иностранных подводных лодок и кораблей.
       Самолетам 2-й ОМАЭ приходилось не только вести воздушную разведку, дозорную службу и поиск нарушителей границы в районе Камчатского полуострова, но и постоянно сопровождать свои суда, и конвоировать задержанные корабли в Петропавловск-Камчатский морской порт.
       09.07.1942 г. 2-я ОМАЭ ПВ НКВД была переформирована во 2-й отдельный легкобомбардировочный морской авиационный полк ПВ НКВД СССР трехэскадрильного состава. Первоначально в штатах полка было 32 самолета, в т.ч. 12 МБР-2, 10 По-2 и Р-5, 2 Ли-2 и 8 СБ.
       Одной из особых задач, выполняемых 2-м ОЛБМАП в период Великой Отечественной войны, была доставка золота, которым рассчитывалась наша страна за поставки американской техники по ленд-лизу. Вначале золото самолетами По-2 перевозилось с приисков в Магадан, а затем на самолетах Ли-2 полка оно из Магадана перевозилось на Аляску.
       К 09.08.1945 г. на вооружении полка имелось 42 самолета, в т.ч. 1-я АЭ на СБ, 2-я АЭ на Р-5 и У-2, 3-я МАЭ - 10 МБР-2. Эскадрильи самолетов Р-5, У-2 и СБ базировались на аэр. Елизово, а эскадрилья летающих лодок МБР-2 – на оз. Халактырском. К августу 1945 г. в полк передали две летающие лодки PBN-1 «Номад», из числа самолетов, полученных по ленд-лизу. Летчики В.А.Балясников и Горечкин произвели испытания этих самолетов в условиях применения на границе. Отзывы летчиков по результатам испытаний были положительными, но в боевых действиях самолеты участия не принимали.
       С началом боевых действий полк был передан в оперативное подчинение командиру Петропавловской ВМБ и командиру 128-й САД ВВС КА. Он выполнял их боевые задания:
- производил разведку на подходах к базе в радиусе 60—100 миль в целях своевременного обнаружения кораблей и других плавсредств противника,
- выполнял воздушную разведку островов северной части Курильской гряды: Шумшу, Онекотан. Шиашкотан, Матуа, Симушир, Уруп, Парамушир;
- выполнял аэрофотосъемку вражеских объектов на островах;
- эскортировал корабли и транспорта, осуществлял ПЛО десанта на переходе к островам Шумшу и Парамушир;
- производил бомбардировку кораблей и судов противника возле западного побережья Камчатки, а также военных объектов на о. Шумшу;
- выполнял задачи связи в направлениях Петропавловск - о. Шумшу (после его захвата), Петропавловск — Соболево, Петропавловск — Усть-Большерецк.
       В первый день войны 09.08.1945 г. 2 самолета МБР-2 полка обнаружили и атаковали бомбами в районе устья камчатской реки Кихчик японское судно «Касадо-Мару» (6000 брт). После атаки судно загорелась, а затем затонуло. Победа была отнесена на счет экипажа старшего лейтенанта А.Ларионова (штурман мл. лейтенант А.Угрюмов и стрелок-радист ст. сержант И.Грачев), который был награжден орденами Красной Звезды.
       12 и 13 августа экипажем командира полка В.Балясникова было выполнено несколько перспективных маршрутных аэрофотосъемок северной и западной частей о. Шумшу.
       В течение 14 - 17 августа 1945 г. экипажами полка проводились систематические разведывательные вылеты для обнаружения скоплений судов противника и их перемещений. Полеты в южном направлении осуществлялись вдоль островов Курильской гряды со стороны Тихого океана, а обратно со стороны Охотского моря. Результаты разведки своевременно докладывались по радио в штаб 128-й САД:
- 14 августа экипажем В.Балясникова был выполнен вылет на разведку со стороны Тихого океана ко Второму Курильскому проливу для установления наличия кораблей и судов противника в японской ВМБ Катаока на о. Шумшу и бухте Касивабара на о. Парамушир. В результате вылета были сфотографированы аэродромы на островах Шумшу, Парамушир и Матуа.
- 15 августа началась десантная операция на о. Шумшу. Авиаподдержка десанта была возложена на 128-ю САД подполковника Еремина и 2-й ОМАП ПВ. Последнему была поставлена задача сопровождать морской десант и вести разведку по маршруту: Елизово, мыс Поворотный, острова Шумшу, Парамушир, Онекотан, Шиашкотан, Матуа, Симушир, Уруп в целях обнаружения возможного подхода резервов противника для поддержки войск, расположенных на о. Шумшу.
       В период 18—22 августа экипажи 2-го ОМАП ПВ выполняли боевые вылеты для нанесения ударов по войскам противника с аэродрома Елизово на о. Шумшу и Парамушир с аэродрома Елизово. Так 18 августа с началом высадки на о. Шумшу полк наносил бомбовые удары по обороняющимся войскам противника.
       23.08.1945 г. боевые действия на о. Шумшу были прекращены. В этот день экипаж МБР-2 подполковника В.А.Балясникова доставил на аэр. Катаока представителей Петропавловской ВМБ, 101-й стрелковой дивизии, 128-й смешанной авиадивизии, 61-го пограничного отряда и 2-го ОМАП Погранвойск для встречи с капитулировавшим японским командованием.
       В 1946-47 гг. самолеты МБР-2 были сняты с вооружения. Вместо них полк получил на вооружение несколько трофейных поплавковых самолетов «Арадо» Ar-196 (в 1952 г. в полку оставалось 4 самолета данного типа). В июне 1955 г. Arado-196 были сняты с вооружения полка.
       В послевоенное время полк, базирующийся на аэр. Елизово выполнял охрану с воздуха района Камчатского полуострова и Курильских островов. Кроме того, он выполнял перевозку грузов и личного состава на заставы и отряды, разбросанные по всему побережью и на островах.
       В середине 50-х годов на вооружение полка поступили вертолеты Ми-4 и самолеты Ил-14.
       В 1954 г. 2-й ОМАП ПВ свернули во 2-ю отдельную авиационную эскадрилью ПВ Тихоокеанского округа МВД СССР, а в период «хрущевской реформы» силовых структур в 1961 г. эскадрилья была свернута в отдельный авиационный отряд ПВ МВД на вооружении которого стояло восемь единиц авиатехники.
       В феврале 1969 г. Камчатский ОАО ПВ был вновь развернут во 2-ю отдельную авиационную эскадрилью ПВ КГБ.
       В 1976 г. на вооружение части поступили шесть вертолетов Ми-8 и первый палубный вертолет Ка-25. Позднее на вооружение части поступил более современный корабельный вертолет Ка-27 в поисковом варианте и самолеты Ан-24 и Ан-26, заменившие Ил-14.
       В 1977 г. 2-я ОАЭ ПВ КГБ была вновь переформирована в 15-й отдельный авиационный полк Погранвойск КГБ СССР. Он состоял из двух авиаэскадрилий: самолетная - с базированием в Елизово и вертолетная - с базированием в Халактырке.
       В начале 80-х гг. 15-й ОАП ПВ был укрупнен до 3 эскадрилий: самолетная (Ан-24, Ил-14), вертолетная (Ми-8), корабельная вертолетная (Ка-27, Ка-25).
       27.03.1984 г. приказом Председателя КГБ СССР за образцовое выполнение заданий правительства, достигнутые успехи в охране Государственной границы и 200-мильной морской исключительной зоны СССР, а также в честь 50-летнего юбилея со дня образования 15-й отдельный авиационный полк погранвойск был награжден орденом Красного Знамени.
       В 1985 г. полк получил тяжелые транспортные вертолеты Ми-26.
       В 1988 г. 15-й ОАП ПВ КГБ был перебазирован с аэр. Халактырка на аэр. Елизово.

       Подчиненность и участие на фронтах

       Авиаполк в составе 128 САД ВВС КА принимал участие в советско-японской войне 1945 г.
       За период боевых действий самолеты 2-й ОМАП ПВ совершили 108 боевых вылетов, осуществляли воздушную и аэрофоторазведку, наносили бомбовые удары по укрепленным районам противника, перевезли более 160 человек с вооружением, 7650 кг различных военных грузов.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении части находились самолеты: «Альбатрос», «Виккерс Викинг», МР-1, «Савойя» S-16бис, «Савойя» S-62, «Арадо» Ar-196, МБР-4, МБР-2, У-2, Ми-8, Ми-26, Ка-25, Ка-27, Ил-14, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72п.

МБР-2 и Савойя S-62 2-й ОМАЭ (2-го МЛБАП) ПВ НКВД на льду оз. Халактырка (в МБР-2 А.В. Кувшинников).
МБР-2 и Savoia S-62 2-й ОМАЭ (2-го МЛБАП) ПВ НКВД на льду оз. Халактырка (в МБР-2 - А.В. Кувшинников). Красная звезда в зелёном круге - знак авиации погранвойск. Увеличение фото - по клику.

фотоархив 2 МЛБАП Погранвойск НКВД в СЯВ - самолеты и эмблемы
Самолеты МБР-2 на оз. Халактырка.

Фотография 2-й отдельный морской (легкобомбардировочный) авиационный полк погранвойск НКВД. Фотографии и история
Трофейный Ar-196 в Авиации ПВ (предположительно - в 2 МЛБАП).

       Командиры

       Частью командовали: А.М.Якимычев (январь-апрель 1921 г.), Т.С.Жуков (апрель 1921 г., ВрИД – июль 1921 г.), Н.М.Романов (апрель-октябрь 1921 г.), Б.Г.Чухновский (май 1921 г. – май 1922 г.), П.С.Сорокин (в апреле до октября 1922 г.), А.И.Бржозовский (был в июне 1923 г.- 1927 г.), А.В.Соколов (октябрь 1925 г. – июль 1926 г., ВрИД), И.А.Пушков (был в июне-октябре 1929 г.), А.Ф.Бердник (ноябрь 1929 г. – апрель 1931 г.), Ф.А.Варлов (апрель-декабрь 1931 г.), М.И.Пармичев (декабрь 1931 г. – декабрь 1937 г., репрессирован), П.В.Соловьев (январь 1938 г. – май 1941 г.), В.А.Балясников (1942-45 гг.), П.М.Трошко, (1945-47 гг.), А.Россихин (1947-51 гг.), Н.Яковлев (1952-53 гг.), ГСС А.И.Володин (1954-56 гг.), И.Воловик (1957-60 гг.), Д.Стрельцов (1961-63 гг.), Б.Евко (1964-69 гг.), И. Дворяшин (1970-75 гг.), Г.Рогозин (1976-78 гг.), В.Нечипорчик (1979-83 гг.), В.Кузнецов (1984-87 гг.), А.Дубасов (1988-94 гг.), Е.Горелов (1995-96 гг.), А.Коновалов (в 1996 г.), А.Шеронов (1997-98 гг.), С.Мельников (1999-2003 гг.), А.Денисюк (с 2003 г.), Дорофеев (в 2008 г.).





2 МЛБАП пограничных войск, 2-й отдельный морской (легкобомбардировочный) авиационный полк ПВ НКВД, 2-й морской бомбардировочный авиаполк погранвойск, 15-й Краснознаменный отдельный пограничный авиаполк ПВ КГБ, 2-я отдельная авиаэскадрилья пограничных войск МВД, 2-я отдельная морская авиационная эскадрилья ПВ НКВД, 8-я авиационная эскадрилья морских дальних разведчиков, 111-й особый отряд ВВС МСДВ, 66-я отдельная морская разведывательная эскадрилья ВВС ЧМ, 64-й гидроавиационный отряд, 4-й гидроавиационный отряд Особого Назначения (гидроавиаотряд осназ)

Благодарность за информацию и фото - П. Левшов, Тарасов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.