Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

35 гвардейский бомбардировочный Сталинградский ордена Суворова авиационный полк ВВС КА

(150 скоростной бомбардировочный авиаполк)


35th Guards bomber aviation "Stalingrad" regiment (former 150th SBAP)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       150 смешанный бомбардировочный авиационный полк сформирован по приказу 57 ОК № 048 от 08.06.1938 г. в Монгольской Народной Республике в г. Баин-Обо-Сомон 08.06.1938 г. из состава 20-й легкоштурмовой авиационной эскадрильи, вооруженной самолетами ЛШ-5 и 8-й легкобомбардировочной эскадрильи, вооруженной самолетами СБ, которые 28.08.1937 г. были переброшены в Монголию из состава частей ЗабВО для усиления Монгольской Народно-Революционной армии.
       К 01.07.1938 г. 150 сбап состоял из 3-х эскадрилий СБ, 3-х эскадрилий ЛШ-5 и вошел в состав 100 авиационной бригады 57 Особого корпуса. В сентябре 1938 г. полк окончательно был сколочен и в первых числах октября проверен командиром 57 Особого корпуса. Окончательное перевооружение самолетами СБ произошло в период с 15 мая по 15.09.39 г., во время событий на реке Халхин-Гол.
       После разгрома японо-манчжурских войск в районе реки Халхин-Гол полк вышел на первое место 1-й Армейской группы в МНР и решением Военного Совета фронта 17.10.1939 г.переброшен в г. Читу.
       С объявлением Отечественной воны полк в составе 28 сад ж/д транспортом перебазировался в г. Балашов, последний эшелон с матчастью и людьми прибыл в Балашов 06.07.1941 г.
       09.07.1941 г. из состава 32, 38, 150 авиаполков 28 авиадивизии (приказ 28 АД № 0035 от 09.07.1941 г.) выделено по 1 ночной эскадрильи, из которых сформировался 150-й ночной бомбардировочный авиаполк 3-х эскадрильного состава. В этом составе 150 бап вступил в Отечественную войну (приказ 46 АД № 0029 от 18.07.1941 г.).
       16.07.1941 г. полк перелетел в Ржев и вошел в состав 46 авиационной дивизии. Первый боевой вылет произведен 17.07.1941 г. Осенью - зимой 1941 г. участвовал в отражении немецкого наступления на Москву.
       14.02.1942 г. 150 бап вышел из состава 46 ад и убыл в г. Киржач для переучивания на самолет Пе-2, где вошел в подчинение инспекции ВВС КА. Первые два самолета были получены в марте 1942 г. К 01.05.1942 г. летно-техничский состав в совершенстве овладел самолетом Пе-2, а к 20.05.1942 г. 12 экипажей закончили программу ночной подготовки на самолете Пе-2.
       В период 13.07.1942 - 02.08.1942 г. полк на самолетах Пе-2 дйствовал на Сталинградском фронте с аэродрома Гумрак. В начале августа вернулся в Люберцы.
       25.10.1942 г. полк вышел из подчинения инспекции ВВС КА и вошел в состав 285 бад/5 гбад (приказ НКО № 00247 от 17.10.1942 г.)
       22.11.1942 г. 150 бап преобразован в гвардейский 35 гбап (Приказ НКО СССР от 22.11.1942 г. № 374).
       04.05.1943 г. полку присвоено почетное наименование «Сталинградский» (Приказ НКО от 04.05.1943 г. № 207).
      
       Подчиненность и участие на фронтах
      Боевой путь
Период                  Соединение	Подчиненность	Самолеты	
   06.1939 -    08.1940	 100 саб ЗабВО			ЛШ-5, СБ	 
   08.1940 - 21.06.1941	 	 			Ер-2, СБ	 
16.07.1941 - 14.02.1942	 46 ад ВВС 22 армии, КалФ	СБ	 
14.07.1942 -    08.1942	 1 оаг			 	Пе-2	 
25.10.1942 - 03.09.1943  285 бад 2 бак			Пе-2	 
03.09.1943 - 26.12.1944	 5 гбад	1 гбак			Пе-2	 
26.12.1944 -    05.1945	 5 гбад	5 гбак			Пе-2
       В составе действующей армии:
16.07.1941 - 14.02.1942 (150 сбап)
13.07.1942 - 02.08.1942 (150 бап)
29.11.1942 - 09.05.1945 (35 гбап)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
       .

СБ-2м-100 - 150 БАП - Смоленская область, 1941
СБ с номером 1 после вынужденной посадки у дороги Велиж-Усвяты, Смоленская область, 1941 г.
Самолёт из бывшей 1 АЭ 32 СБАП (переданной в 150 СБАП в качестве третьей эскадрильи). Другая фотография - по клику.
The ditched SB plane. Click view other photo.

боковик профиль Рисунок
The SB with the M-100 engines (frontal radiator), the MV-3 turret, the windscreen mounted antenna mast. Drawing by T.Tuomanen.

ВОВ ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части
Штурман экипажа комполка Полбина старший лейтенант Осипов на фоне СБ.
Osipov navigator near the SB bomber, Great Patriotic war photo.


СССР русский бомбер
Иван Семенович Полбин рядом с СБ, фото 17.08.1941.
150 SBAP commander Polbin near the SB bomber.


СССР
В центре - командир полка майор Иван Семёнович Полбин.

ww2 foto russian bmr in combat
Самолет СБ из 1-й эскадрильи (тактический номер 2). Машина 96-й серии выпуска завода № 22.

Группа летчиков перед вылетом, 1942
Группа летчиков перед вылетом на фоне самолётов Пе-2 (виден хвостовой номер 3), 1942 г. Увеличение фотографии - по клику.
The aviators aside the Pe-2 aircraft. Click to enlarge the photo.



Трижды орденоносцы полка: Ушаков, Полбин, Сомов и Панков (слева-направо) с Героем Советского Союза Филиппом Трофимовичем Демченковым (2-й слева) у Пе-2, апрель 1942 г. Другая фотография (подвеска бомб) - по клику.
The pilots of 150 SBAP near the Pe-2 plane. Click view other photo.


Пе2 Сталинград, 1942 показывает Полбин На установку для стрельбы РС-ами назад
Полбин И.С. у Пе-2 с установкой для стрельбы РС назад, Сталинград, 1942 г. "В бой за Родину - Сталинские Соколы!" Увеличение фотографии - по клику.
The aviators aside the Pe-2 aircraft. Click to enlarge the photo.


действующая армия СССР
Капитан Храпко Владимир Николаевич у самолета Пе-2 № 6.

       Командиры полка

майор Михаил Федорович Бурмистров 15.11.1938 - 25.08.1939 Погиб
майор, подполковник Иван Семенович Полбин 25.08.39 - 10.1942
майор Василий Андреевич Новиков 11.1942 - 04.1943
подполковник Г.М.Борцов 04.1943 - 08.1943
майор Петр Александрович Панков 09.1943 - 07.1944
майор, подполковник Павел Семенович Свенский 08.1944 - 05.1945




35 гвардейский бомбардировочный Сталинградский ордена Суворова авиационный полк ВВС КА

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Благодарность за информацию - Харин В.В. Фотографии с сайтов waralbum и goskatalog.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.