Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

55 отдельный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков ВВС ВМФ


55th navy dive bomber aviation regiment

       История полка

       С 30.12.1944 г. на основании приказа НК ВМФ СССР №02709 на базе 3-й АЭ СБ 42-го авиационного полка ВВС СТОФ началось формирование 55-го отдельного пикировочного авиационного полка.
       Командир 42-го АП ГСС Ф.Н.Радус вместе с личным составом 3-й СБАЭ на 9 СБ и 1 Пе-2 убыл с аэр. Знаменское в Приморье на аэр. Унаши (Золотая Долина), где приступил к формированию нового полка.
       К 27.06.1945 г. 55-й ОПАП завершил формирование на аэр. Унаши. На вооружение полка, кроме СБ, поступили 29 Пе-2. В течение последующего месяца самолеты СБ были списаны. Местом постоянной дислокации полка был определен аэр. Майгатка (окрестности Советской Гавани).
       Полк временно вошел в состав 10-й ПАД ВВС ТОФ и стал именоваться 55-м пикировочным авиационным полком.
       По состоянию на начало августа 1945 г. в полку на аэр. Унаши насчитывалось 34/32 Пе-2 и 1/1 СБ. На эти самолеты имелось 30 экипажей, ни один из которых не был готов к полетам ночью.
       В августе 1945 г. во время войны против Японии авиаполк за 13 дней совершил 181 боевой вылет, в которых принимали участие от 16 до 27 самолетов Пе-2.
       С началом боевых действий 09.08.1945 г. 55-й ПАП выполнял вылеты с аэр. Унаши против объектов японцев на территории северной Кореи, в том числе:
- 9-го августа 16 самолетов Пе-2 полка нанесли бомбовый удар с пикирования по транспортам в порту Расин. Задача была успешно выполнена: потоплен один транспорт, повреждено еще два транспорта общим водоизмещением до 18 тыс. тонн.
- 15-го августа 27 самолетов полка нанесли бомбовый удар по железнодорожной станции Ранан. В результате удара уничтожены склады с горючим, продовольствием, железнодорожные вагоны, а также до роты солдат противника.
- 16-го августа в результате бомбоштурмового удара полка уничтожено нефтехранилище северо-западнее станции Сейсин.
       17.08.1945 г. с окончанием боевых действий в Корее полк выводится из состава 10-й ПАД и вновь становится 55-м отдельным пикировочным авиационным полком.
       18.08.1945 г. он перебазируется на аэр. Постовая в районе Советской Гавани для ведения боевых действий на Южном Сахалине. Здесь полк включается в состав ВВС СТОФ.
       В составе ВВС СТОФ 55-й ОПАП продолжил боевые действия против японцев: так 17, 21 и 22 августа экипажами полка были нанесены бомбовые удары по порту Эсуторо и станции Осака (Южный Сахалин).
       22.08.1945 г. экипаж полка на самолете СБ в составе командира ст. лейтенанта М.Г.Додонова, штурмана мл. лейтенанта М.П.Привалова и стрелка-радиста старшины С.И.Ковалева обеспечивал высадку десанта на аэр. Коноторо с самолетов «Каталина» 48-го ОМРАП.
       23.08.1945 г. за отличные действия в боях с императорской Японией Верховный Главнокомандующий в своем приказе №372 объявил благодарность всему личному составу полка.
       В сентябре 1945 г. полк вошел в состав 16-й САД, переданной из ВВС ТОФ в ВВС СТОФ.
       В конце октября 1945 г. 55-й ПАП передислоцируется на юг Сахалина и размещается на бывшем японском аэр. Отомари (ныне Корсаков).
       В феврале 1946 г. полк вместе с дивизией передается из расформируемых ВВС СТОФ в 3-й авиационный корпус Сахалинской военной флотилии.
       С 25.12.1946 г. 55-й ПАП был переименован в 55-й авиационный полк пикирующих бомбардировщиков.
       В феврале 1947 г. в связи с образованием на базе Сахалинской военной флотилии 7-го ВМФ с 01.05.1947 г. полк передается в состав ВВС 7-го ВМФ.
       С 15.12.1947 г. 55-й АППБ переформируется в 568-й минно-торпедный авиационный полк 16-й САД ВВС 7-го ВМФ с базированием на аэр. Корсаков.
       Самолеты Пе-2 находились на вооружении полка вплоть до конца 1952 г., когда летный и инженерно-технический состав начал переучивание на самолеты Ил-28. Первые реактивные торпедоносцы поступили в состав полка в начале 1953 г.
       В апреле 1953 г. для переучивания на новую авиационную технику 568-й МТАП был временно передислоцирован с аэр. Корсаков на аэр. Николаевка и до завершения строительных работ на полосе нового аэродрома Каменный Ручей (район Советской Гавани).
       10.06.1953 г. 568-й МТАП в составе 692-й МТАД (бывш. 16-я САД) из расформируемых ВВС 7-го ВМФ был передан в подчинение командующему 105-го АК ВВС СТОФ.
       К 31.12.1953 г. после окончания переучивания полк завершил перебазирование на аэр. Каменный Ручей.
       15.01.1957 г. 568-й МТАП был переименован в 568-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк и приступил к практическому переучиванию на Ту-16 - бомбардировщики и торпедоносцы.
       С 1957 г. полк начал получать первые самолеты ракетоносцы Ту-16кс с комплексом «Комета», став лидерной частью Тихоокеанского флота в их освоении.
       С октября 1957 г. 568-й ТБАП был переименован в 568-й минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия.
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г. 568-й МТАП ДД был переименован в 568-й морской ракетоносный авиационный полк 143-й МРАД Авиации ТОФ.
       В 1964 г. 568-й МРАП начал освоение новой АКР КСР-2 и противорадиолокационной ракеты КСР-11 в составе авиационного комплекса Ту-16к-11-16.
       В 1969 г. экипажами полка была освоена новая сверхзвуковая ракета КСР-5. Помимо самолетов-ракетоносцев Ту-16к, в составе полка с 1969 г. имелись и специальные самолеты – постановщики помех Ту-16п, входивших в 3-ю эскадрилью полка.
       В марте 1980 г. 568-й МРАП первым из частей МРА ВВС ТОФ начал переучивание на самолеты Ту-22м2 и в 1981 г. две АЭ полка были полностью перевооружены на этот самолет (на вооружении 3-й АЭ оставались самолеты Ту-16п). Новые самолеты в полк поступили в октябре с Казанского авиазавода.
       В 1992 г. третья эскадрилья полка была расформирована, а ее самолеты Ту-16п списаны с последующей разделкой на металлолом.
       31.12.1993 г. на основании директивы ГШ ВМФ №730/1/0530 от 11 июня 1993 г. в целях сохранения боевых традиций 50-го гв. ОДРАП ВВС ТОФ и в память о его боевых заслугах 568-й МРАП был переформирован в 568-й гвардейский морской ракетоносный авиационный полк, приняв это почетное наименование от 141-го гв. МРАП 25-й МРАД.
       С 01.12.1994 г. в связи с расформированием 25-й МРАД (бывш. 143-я МРАД), ее полки 568-й гв. МРАП и 570-й МРАП были переформированы в один 568-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный полк, с подчинением непосредственно командующему ВВС ТОФ.
       25.03.1996 г. личный состав полка закончил теоретическое переучивание на новый самолет Ту-22мЗ. Переучивание полка на Ту-22м3 затянулось вплоть до 1999 г.
       01.06.2002 г. 568-й гв. ОМРАП и 310-й ОПЛАП, базирующиеся на аэр. Каменный Ручей, были переформированы в новый 568-й отдельный гвардейский смешанный авиационный полк. В состав полка вошли 1-я и 2-я АЭ самолетов Ту-22м3 и 3-я АЭ самолетов Ту-142мз и Ту-142мр. Кроме того, в составе полка имелся отряд транспортных и спасательных самолетов Ан-26 и вертолетов Ка-27пс и Ми-8т.
       В соответствии с решениями Коллегии МО РФ от 14.10. 2008 г. в 2009 г. самолеты Ту-22м3 подлежали передаче в состав ВВС и ПВО страны. Сам полк вместе с частями обеспечения к 01.09.2009 г. должен был быть переформирован в 7061-ю гвардейскую авиационную базу Морской Авиации Тихоокеанского флота на аэр. Каменный Ручей.
       С декабря 2009 г. по штатам авиабазы имелись две эскадрильи самолетов Ту-22м3 и одна смешанная эскадрилья самолетов Ту-142мз, Ту-142мр и Ан-26.
       В таком виде новая авиабаза существовала с середины 2011 г. В связи с передачей эскадрильи самолетов Ту-22м3 в ВВС и ПВО, она была с 01.12.2011 г. расформирована.

       Материальная часть

       Всего за историю полка личным составом были освоены следующие типы самолетов: СБ, Пе-2, Ил-28, Ту-16т, Ту-16кс, Ту-16к, Ту-16п, Ту-22м2, Ту-22м3, Ту-142, Ту-142мз, Ту-142мр, Ан-26, Ка-27пс, Ми-8т.

55 авп ВВС СТОВФл в СЯВ - самолеты и эмблемы
Экипаж Додонова на аэр. Коноторо (Сахалин). Самолёт СБ с бортовым номером 42. Увеличение фото - по клику.
The SB plane of 55th BAP Red navy. Click to enlarge the picture.


       Командиры полка

       Полком в различные годы командовали: ГСС Ф.Н.Радус (декабрь 1944 г. - февраль 1946 г.), Р.М.Корнеев (1947-48 гг.), И.С.Емельянов (1948-50 гг.), П.И.Ножкин (1951-54 гг.), П.К.Калашников (август 1954 г.- 1957 г.), Н.А.Юрьев (1957-66 гг.), Г.А.Сюткин (1966-69 гг.), И.П.Горобец (1969-72 гг.), Н.А.Аввакумов (май 1972 г. – сентябрь 1978 г.), В.А.Чернов (1978-82 гг.), Ю.Ф.Литвиненко (1982-84 гг.), Г.Н.Самойлов (1984-88 гг.), В.К.Андрикеев (1988-90 гг.), Г.В.Сарычев (июнь 1990 г. – август 2002 гг.), А.Г.Нуретдинов (август 2002 г. - 2003 г.), В.В.Пушкарев (2003 – 2007 гг.), В.В.Маслов (2007-2008 гг.), А.Е.Неклюдов (2008-2010 г.), Д.В.Карпов (в 2010-2011 гг., к-р АвБ).





7061-я гвардейская авиационная база МА ТОФ, 568-й отдельный гвардейский смешанный авиационный полк (ГСАП), 568-й отдельный гвардейский морской ракетоносный авиационный полк (ГМРАП), 568-й минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия (МТАП ДД), 568-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, 55-й отдельный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков (авп, оап пб, обап, ап, бап) СТОВФл, 55-й пикировочный авиационный полк (пап)

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.