Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

5 гвардейский Краснознаменный бомбардировочный Севастопольский авиационный полк

[5 гвардейский авиаполк дальнего действия, 81 авиаполк дальнего действия, 81 дальнебомбардировочный авиаполк]


5th guards bomber aviation «Sevastopol» regiment (former 81 long-range air regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       81 дбап cформирован c 13.03.1940 по 27.06.1940 на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска).
       Приказом Наркома обороны СССР № 250 от 18.08.1942 преобразован в 5 гап дд.
       За отличные боевые действия при освобождении Севастополя приказом от 24.05.1944 полку присвоено почетное наименование Севастопольский.
       В связи с преобразованием Авиации Дальнего Действия в 18 воздушную армию, полк переименован Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26.12.1944 в 5 гбап.
       18.08.1945 за боевую работу в годы войны полк был награжден орденом Красного Знамени.
       Директивой командующего 18 воздушной армии ВВС КА от 9.01.1946, полк с 20.09.1946 был переименован в 121 Гвардейский Севастопольский Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк.
       В 1994 году под названием 121 гтбап полк объединился с 1096 тбап.

       Подчиненность и участие на фронтах

В составе действующей армии:
       22.06.1941 - 18.03.1942 (81 дбап 50 дбад ЮФ)
       18.03.1942 - 18.08.1942 (81 ап дд 50 ад дд)
       18.08.1942 - 26.12.1944 (5 гап дд 50 бад)
       26.12.1944 - 09.05.1945 (5 гбап 11 гбад)

       Итоги боевой работы авиачасти

       За период Великой Отечественной войны экипажи полка произвели 7 624 боевых вылета (928 днем и 6696 ночью), суммарный налет при этом составил 24 111 ч. На цели сброшено 73 168 бомб общей массой 8 017 т.
       Уничтожено: танков и бронемашин - 123, автомашин - 351, емкостей с горючим - 170, складов с горючим - 74, штабов - 2, разрушено мостов - 6, переправ - 39, ангаров - 6, ж.д. депо - 4, эшелонов - 129, пакгаузов - 15, ДЗОТов - 12, самолетов на земле - 195, самолетов в воздухе - 44, потоплено морских транспортов - 2, потоплено барж с войсками - 7.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Матчасть составляли бомбардировщики ДБ-3ф, Ил-4. Накануне войны в полку был 61 самолет.
Давыдов А.И. “Меч Минского неба (История и боевой путь 121 Гв.ТБАП)”
Бомбардировщик Ил-4 № 26 с пламегасителями на патрубках выхлопных коллекторов.
wartime picture in combat russian bomber identification mark wwII photo longrange airplane
Бомбардировщик Ил-4 № 85 на аэродроме, предположительно - из состава полка. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 bomber tactical number 85. Click to enlarge the photo.
Фото послевоенное. архив Редюшева Андрея Федоровича, воевавшего и с гитлеровской Германией и с милитаристской Японией
Экипаж у Ил-4 с тактическим номером 9. Послевоенная фотография. Увеличение - по клику.
The crew aside the Il-4 bomber tactical number 9. Postwar picture. Click to enlarge.
ДБА и АДД в ВОВ Фотографии и история. Последний полёт
Бомбардировщик Ил-4.
The Il-4 aircraft.
Боевое использование в СССР, окраска
Лётчик По-2 полка Казаков В.П. с родными и сослуживцами у самолёта.

       Командиры полка

       майор Николай Васильевич Микрюков 03.1940 - ?
       майор А.Самохин
       майор Александр Михайлович Омельченко 18.08.1942 - 02.03.1944
       подполковник Н.Шонин ? - 05.1945

       Боевой путь полка

       Первый боевой вылет выполнен в ночь на 24.06.1941.
       В июне-сентябре 1941 г. экипажи полка работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. Одиночные экипажи днем со средних высот производили разведку движения войск, ж.д. перевозок и мест базирования авиации противника.
       В августе 1941 г. основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам. Наряду с дневными вылетами, экипажи произвели 58 боевых вылетов ночью.
       В сентябре 1941 г., не прекращая боевых действий днем, полк подготовил 25 ночных экипажей. Ночники начали выполнять налеты на крупные ж.д. узлы в темное время суток. Удары же по небольшим ж.д. станциям, слабо прикрытым средствами ПВО, и эшелонам на перегонах наносились днем с небольших высот.
       В октябре 1941 г. принимал участие в боях за Мариуполь, Таганрог, Ростов. Напряжение боевой работы было высоким, иногда в сутки каждый самолет выполнял по пять боевых вылетов. Полеты осуществлялись как днем, так и ночью. Большое количество боевых вылетов в сутки объясняется нетипичными для дальней авиации задачами, которые приходилось выполнять полку, и близостью аэродрома базирования к линии фронта - 35-50 км.
       С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. основными задачами полка являлись: нарушение нормальной работы ж.д. узлов Иловайская, Павлоград, Славянск, Волноваха и налеты на аэродромы люфтваффе в Мокрой, Кировограде, Мариуполе, Таганроге. Одиночные экипажи днем выполняли задания по разведке оборонительных рубежей, аэродромов противника, ж.д. узлов, путей сообщения.
       В апреле-июле 1942 г. боевая работа велась, главным образом, ночью; дневные боевые вылеты почти не выполнялись. Полк по-прежнему наносил удары по ж.д. узлам (Полтава, Днепропетровск, Новомосковск, Херсон, Николаев, Джанкой, Сталино), к списку приоритетных целей добавились металлургические заводы в Мариуполе, которые немцы пытались ввести в строй, и портовые сооружения Николаева. Несколько ночных налетов было выполнено по аэродромам Полтава, Чугуев и Славянск.
       Летом 1942 г. положение на фронте обострилось, и полк вновь стал действовать днем по объектам, расположенным в непосредственной близости к фронту. Вторую половину 1942 г. полк попрежнему действовал на южном участке советско-германского фронта, принимал участие в обороне Кавказа. Экипажи наносили удары по переправам через Терек, по местам скопления живой силы и техники. В составе полка был произведен налет на скопление войск противника в Моздоке. Постоянными объектами налетов оставались аэродромы противника.
       С декабря 1942 г. по март 1943 г. экипажи полка действовали днем в сложных метеоусловиях с малых высот и ночью со средних высот по ж.д. узлам, эшелонам на перегонах, переправам через Керченский пролив, по аэродромам Буденновск и Армавир.
       Весной 1943 г. приоритетными были удары по аэродромам противника. За время проведения Кубанской операции с 27.02 по 12.06.1943 полк выполнил по аэродрому Керчь-2 103 самолето-вылета, по аэродрому Багерово - 62, по аэродрому Саки - 21, по аэродрому Тамань - 25 самолето-вылетов. На земле было уничтожено несколько десятков самолетов противника, собственные боевые потери составили три Ил-4, сбитых над Керчью и Багерово. Помимо аэродромов, полк бомбил портовые сооружения и плавсредства в Анапе, Керчи, Темрюке, Новороссийске, ж.д. станцию Керчь, узлы обороны противника на "Голубой линии". Наносил удары по войскам противника в районе Русская (район станицы Крымской), металлургическим заводам в Мариуполе.
       В июле 1943 г. полк действовал в интересах наземного командования, принимая участие в Орловско-Курско-Белгородской операции. Экипажи наносили удары по переправам через Северский Донец, бомбили войска противника в районе Тамаровки, Чаплинки, Белгорода, Сухой, Каменки. Ударам гвардейцев подверглись аэродромы Сталино и Кутейниково, ж.д. узлы Барвенково, Дебальцево. В этот период полк действовал исключительно напряженно. Экипажи производили по 2-3 вылета каждую ночь.
       В августе и первой половине сентября 1943 г. полк поддерживал действия наземных войск, наступавших на Мариуполь, Барвенково, Волноваху, Чаплино.
       Во второй половине сентября, октябре, ноябре 1943 г. полк участвовал в срыве эвакуации противника из Крыма, бомбардируя ж.д. узел Джанкой, прилегающие ж.д. перегоны и станции, наносил удары по ж.д. мостам в Днепропетровске и Запорожье, переправам через Днепр у Никополя, Херсона и Борислава.
       В январе и марте 1944 г. оперативная группа полка с аэродрома Хотилово (район Бологого) принимала участие в стратегической операции Верховного Главнокомандования - налетам на столицу Финляндии. Самолеты оперативной группы выполнили 46 вылетов на бомбардирование Хельсинки. Из Хотилрва также наносились удары по ж.д. узлам Идрица, Псков и по скоплениям войск противника в районе Идрицы и Нарвы, а также на Таллин.
       В апреле экипажи полка летали на Румынию. Объектами ударов стали порты и ж.д. станции Констанца, Галац. Кроме того, совершались удары по Львову, Вельску, Кишеневу, Севастополю. По позициям артиллерии и оборонительным линиям под Севастополем полк выполнил 125 самолето-вылетов.
       Летом 1944 г. полк поддерживал наземные войска, принимавшие участие в операции "Багратион". Наибольшее число боевых вылетов было совершено с целью разрушения опорных пунктов обороны противника на Бобруйском направлении. Другой важнейшей задачей, которую личный состав полка выполнял летом 1944 г., стали налеты на столицу Венгрии Будапешт. В июле-августе экипажи совершили 86 боевых вылетов на Будапешт, в ночь на 20 сентября Будапешт бомбили 22 самолета полка.
       Войну авиаполк заканчивал, поддерживая наземные войска, действовавшие в Восточной Пруссии и на Берлинском направлении. В феврале 1945 г. бомбил Кенигсберг, в марте 19 экипажей летали на Данциг. 16 апреля экипажи произвели 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина. Последние за войну в Европе боевые вылеты состоялись 30.04.1945 (объект удара - порт Свинемюнде).







Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Благодарности - Харин В., Давыдов А., Казаков Г., Валяв А.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.