Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

117 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Станиславский полк

[975 истребительный авиаполк, 68 «А» истребительный авиаполк]


117 guards fighter «Stanislav» regiment (former 975 and 68-A fighter aviation regiments)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       03.08.1942 Сформирован в ВВС Закавказского фронта как 68 «А» истребительный авиационный полк на базе 26 запасного истребительного полка, Цнорис-Цхальской, Батайской и Руставской ВАШП по штату 015/174.
       21.08.1942 Приказом штаба Закавказского фронта № 00199 переименован в 975 истребительный авиационный полк.
       06.12.1942 Переформирован по штату 015/284.
       03.09.1943 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 266 975 иап преобразован в 117 гвардейский истребительный авиаполк.
       08.10.1943 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 117 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       20.01.1944-01.05.1944 в резерве СВГК переформирован по штату 015/364.
       10.08.1944 За отличие в боях за овладение городом Станислав приказом ВГК № 0255 117 гиап присвоено почетное наименование «Станиславский».
       13.09.1960 117 гиап расформирован одновременно с Управлением 236 иад в ЗКВО (директива ГК ВВС № 32/404 от 07.04.1960; директива Командующего 34 ВА № 2/630 от 14.04.1960).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
28.08.194217.12.1942295 иад5 ВАЧГВ Закавказского фронта
17.12.194228.04.1943236 иад
28.04.194318.06.19434 ВАСеверо-Кавказский фронт
14.08.194320.01.19448 ВАЮжный / 4 Украинский фронт
02.05.194403.07.194417 ВА3 Украинский фронт
03.07.194411.08.19442 ВА1 Украинский фронт
11.08.194401.11.194417 ВА3 Украинский фронт
01.11.194409.05.1945АГ Витрука

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях летным составом полка выполнено 8198 боевых вылетов.
       Количество уничтоженных в воздушных боях самолетов противника - 116, и на аэродромах - 23. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (орудия – 24, батареи ЗА – 28, батареи ЗП – 49, автомашины – до 641, повозки – 542, паровозы – 22, вагоны – 48, баржи – 2, склады боеприпасов – 3), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1942 1943 1944 1945
по войскам противника11064105842092
по аэр-мам противника8484
по ж/д объектам1002080
на разведку1640137972217314
на сопровождение3307311927127375
на прикрытие объектов12749053654
на прикрытие войск4523432593
на перехват23510753687
Итого8198162443301671573
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздухе776512
Бомбардировщики - сбито в воздухе29272
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах1313
Прочие - сбито в воздухе10262
Прочие - уничтожено на аэродромах1010
Итого139212116
сбито в воздушных боях11629816
уничтожено на аэродромах230230
Свои потери За войну 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов
сбито в воздушных боях35305
сбито зенитной артиллерией12561
не вернулось с боевого задания224144
Итого6995010
Небоевые потери самолетов
авиакатастрофы5221
аварии17449
списано по износу132101
Итого3568201
ВСЕГО1041558301
Потери летного состава
Летчики50634100


       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

1. И-16 : 28.08.1942 — 18.06.1943

WWII foto I16.
Личный состав 2 аэ у И-16 в Сухуми летом 1942 г.
The I-16 airplane of 975th IAP VVS.


WWII foto I16.
Лётчики полка у самолёта И-16 с номером 16, фото 1943 г.


2. И-153 : 06.12.1942 — 18.06.1943


3. Як-1 и Як-9 : 14.08.1943 — 09.05.1945
18.06.1943–14.08.1943 Як-1 освоены на аэр. Ново-Титоровская, самолеты получены от полков 3 ИАК.
20.01.1944-01.05.1944 в резерве СВГК полк доукомплектован истребителями Як-9.
Дивизионный знак 236 ИАД ВВС РККА - наклонная узкая белая полоса с красной окантовкой на вертикальном оперении.
Полковой знак - дополнительно широкая горизонтальная красная полоса в белой окантовке на руле направления.

В мае 1945 года вся матчасть передана ВВС Югославии.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Самолет Як-1Б с бортовым номером 30. Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.
The Yak-1B plane № 30 of 117th GIAP Red army airforce.


Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска Як9.
The Yak-1B fighter board number 70.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину
Самолет Як-1Б с бортовым номером 70. Реконструкция окраски выполнена А.Павлыгиным.

117 GvIAP wartime picture Jak-1.
Это Як-1б (нет люка за фонарем на месте бывшей второй кабины).
Платонов В., Волошина Алла, Пархоменко Р., Пархоменко у истребителя Як-1Б.

По стойкам и щиткам шасси можно отличить. У Як-9 единый щиток для стойки и колеса, у Як-1 отдельный щиток для стойки (причем более широкий, чем у Як-9, трапециевидный) и отдельный для колеса. 
У Як-9 колесо крепится к стойке с внешней стороны, у Як-1 с внутренней.
Як-1 колесо снаружи (стойка над колесом и изогнута), у Як-9 внутри (стойка прямая)
Прием в партию у самолета Як-1Б.
The Yak-1B warplane, Great Patriotic war photo.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР. кино и фотохроника ВОВ.
Авиаспециалисты у истребителя (предположительно - Як-1Б).

Як7В - двухместная учебная версия (хорошо видна вторая кабина со сдвинутым колпаком) с неубирающимися шасси, к тому же без радио.
Разбор полетов рядом с учебным самолётом Як-7В.

Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Техник звена подводит итоги боевой работы.

Regimental markings WWII photo in combat.
Комэск Шадрин среди личного состава.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура.
Шадрин Геннадий Алексеевич на крыле своего Як-9Т в мае 1944 г.
бортовая живопись и окраска, фото ВМВ
G.A. Shadrin aside his Yak-9T aircraft tactical number 100.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Як-9Т с тактическим номером 100. Рисунок М. Быкова.

«воздушные рабочие войны» фотографии.
Самолёт Як-9Т с тактическим номером 81.
русский военный самолёт СССР схема боевой окраски ВВС РККА в ВОВ.
Soviet Yak-9T plane bort number 81.


       Командиры полка

28.09.1942 – 26.02.1943 м-р Герасимов Петр Васильевич
12.03.1943 – 31.12.1945 м-р, п/п Гроховецкий Григорий Игнатьевич




- на дивидендах и изменении курса





Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.