Структура ИА РА ША БА СП

122 истребительный авиационный Будапештский ордена Суворова полк


122 fighter regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       122 истребительный авиаполк сформирован в Белорусском Особом военном округе (г. Бобруйск) на основе 4, 35 и 68 иап 56 истребительной авиабригады.
       05.04.1945 За отличие в боях за овладение городом Будапешт приказом ВГК № 064 122 иап присвоено почетное наименование «Будапештский».
       17.05.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вена и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 122 иап награжден орденом Суворова III степени.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194125.06.194111 садЗапОВО / Западный фронт
23.07.194124.08.194112 садРезервный фронт
21.10.194121.02.194243 садЗападный фронт
21.02.194215.05.1942
15.05.194210.1942201 иад1 ВА
10.194207.06.1943233 шад
13.02.194417.09.1944331 иад5 ШАК2 ВА1 Украинский фронт
17.09.194411.05.19455 ВА2 Украинский фронт

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7730 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 161 в воздушных боях и 3 на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на штурмовку 473 204 269
на разведку 518 45 145 106 222
на сопровождение 3955 148 381 226 1865 1335
на прикрытие войск 1957 1728 113 106 10
на прикрытие объектов 292 292
на перехват и прикрытие аэрод. 166 96 70
ВСЕГО 7730 493 3015 339 2293 1590
Количество сбитых самолетов противника по типам Всего 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители146 23 38 6 71 8
Бомбардировщики9 7 2
Прочие6 2 3 1
Итого 161 32 43 7 71 8

       Собственные безвозвратные потери составили 103 (из них 70 - боевые потери) самолетов и 51 летчик.
По типам самолетов потеряно: 13/2 МиГ-3; 57/31 Як-1 и Як-9 (в числителе - боевые, в знаменателе – небоевые потери).

       Типы боевых самолетов, состоявшие на вооружении в 1941-1945 гг.

1. И-16 (июнь — июль 1941 г.)
Середина июля 1941: все уцелевшие машины переданы в 28 иап.
ww2 foto pursuit squadron aircraft.
Поврежденный истребитель И-16 с номером 3.
Damaged I-16 fighter.


craft i16 rata mosca .
Самолет И-16 летчика Сергея Фёдоровича Долгушина, будущего аса. Аэродром Новый Двур, июнь 1941 года. Реконструкция выполнена по фотографиям других истребителей эскадрильи, номер 16 - из воспоминаний Долгушина. Художник - Александр Казаков.
I-16 warplane of ace Dolgushin.



2. МиГ-3 (июль 1941 г. — ноябрь 1942 г.)
Июнь-июль 1941: при 1 Высшей школе штурманов ВВС КА в Московском ВО (г. Рязань) авиаполк освоил МиГ-3.
24.08.1941- одна эскадрилья передана в 127 иап.
1942 г. - минимум две машины получены из 172 иап.
WWII photo aviation.
Летчик Алексеев Ю.Б. в кабине МиГ-3 с изношенным зимннем камуфляжем.
Soviet MiG-3 fighter. Great Patriotic war photo.


Russian identification mark.
MiG-3 warplane of 122 iap Red army airforce.

бортовая живопись войны. элементы быстрого опознования в воздухе - ЗБИ.
Истребитель МиГ-3 с двойным номером : 76 и 0.
Soviet MiG-3 aircraft.

second world war insignia.
Soviet MiG-3 plane with double number.

Другой ракурс МиГ-3 с двойным номером.
Warplane camo VVS color profile .
Реконструкция окраски самолета МиГ-3. Автор - М.Ю.Быков.


wartime picture nose art.
Пилот Шеенко Н.М. у МиГ-3 с надписью "За партию большевиков".
Цвет боковик ЗПБ ZPB. ВМВ военный самолёт МИГ3.
Реконструкция окраски самолета МиГ-3. Автор - М.Ю.Быков.

фото мигарь ВОВ бортовой номер.
Рыбалко Виталий Викторович пилотирует МиГ-3 с надписью "За Родину". Ржевско-Сычевская операция, август 1942 года.
MiG-3 of pilot Rybalko.

история и боевой путь части.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3. Автор - М.Ю.Быков.


3. Як-1 (май 1942 г. — май 1945 г.)
Май-октябрь 1942: полк в ходе боевой работы доукомплектован истребителями Як-1.
Ноябрь 1942: получены самолеты Як-1 от частей, убывающих в тыл.
Як-1 использовались до конца войны.

Цветной профиль як1. звезда с крылышками.
Як-1 аса Цагойко Николая Васильевича. Происхождение знака ВВС на вертикальном оперении не установлено. Реконструкция внешнего вида сделана на основе архивных фотографий из "Истории 122 иап", хранящейся в ЦАМО РФ (ф.122 иап, оп.242246, д.1). Автор - М.Ю.Быков.
Soviet Yak-1 fighter bort number 49.



4. Як-7Б (ноябрь 1942 г. — июнь 1943 г.)
Ноябрь 1942: получены самолеты Як-7б от частей, убывающих в тыл.

АФА Цветной профиль як7. Курица ВВС.
Истребитель Як-7Б с номером 49. Самолет предназначен для разведки и оснащен панорамным аэрофотоаппаратом в заднем отсеке. Окраска реконструирована по фотографии ("История 122 иап"), сделанной во время нахождения машины в реммастерских; перед вводом в боевую эксплуатацию на неё могли быть нанесены камуфляжные пятна черного цвета.
Yak-7b fighter of 122 iap Red army airforce.



5. Як-9 (февраль 1944 г. — май 1945 г.)
В промежутке ноября 1943 - февраля 1944 года авиаполк доукомплектован истребителями Як-9.




Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru



Главная Полки ИА

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian units.