Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

126 истребительный авиационный полк ПВО



126th fighter air-defence aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       04.1940–08.1940 126 истребительный авиационный полк сформирован в Белорусском Особом военном округе (с 11.07.1940 – Западный Особый ВО) в м. Улла Витебской обл. на основе эскадрильи к-на Найденко В.М. (в 1939 г. в составе 22 иап принимала участие в боях на Халхин-Голе; в составе 25 иап участвовала в советско-финляндской войне).
       В сентябре 1941 года переформирован по штату 015/174.
       09.04.1960–31.05.1960 126 иап расформирован в Московском округе ПВО (директива МО СССР № орг/6/60686 от 15.03.1960).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194125.06.19439 САДВВС ЗОВО
25.06.1941ВВС Западного фронта
12.09.1941ВВС 21 армии
12.10.194105.04.19426 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
05.04.194228.08.19426 ИАК ПВОМосковский фронт ПВО
28.08.194212.09.1942268 ИАД8 ВАСталинградский фронт
28.08.194209.06.19436 ИАК ПВОМосковский фронт ПВО
09.06.194304.07.19431 ВИА ПВОМосковский фронт ПВО
04.07.194301.10.1943Особая Московская армия ПВОЗападный фронт ПВО
04.10.194425.10.1944106 ИАД ПВО2 корпус ПВОСеверный фронт ПВО
25.10.194424.12.1944124 ИАД ПВО79 дивизия ПВОСеверный фронт ПВО
24.12.194409.05.1945124 ИАД ПВО79 дивизия ПВОЗападный фронт ПВО (2 формирования)

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 3610 боевых вылетов. В 250 воздушных боях уничтожен 131 самолет (бомбардировщиков – 55, истребителей – 60, прочих типов – 16) и 4 аэростата противника, 95 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танков – 15, повозок – 300, автомашин – 100, переправ – 5, складов ГСМ – 2), собраны важные разведданные.
       Свои потери: летчиков – 21 (боевые – 18, небоевые – 3), самолетов – 101 (боевые – 89, небоевые – 12); Из них по типам (боевые/небоевые): 68/1 МиГ-3, 21/11 «Томагаук» и «Киттихаук».

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

И-16 (22.06.1941 — 12.09.1941)
На момент начала боевой работы имел в составе 50 МиГ-1 и МиГ-3 (из них 12 неисправных) и 23 И-16 (10).


МиГ-1 и МиГ-3 (22.06.1941 — 12.09.1941)
На момент начала боевой работы имел в составе 50 МиГ-1 и МиГ-3 (из них 12 неисправных) и 23 И-16 (10).


«Томагаук» (12.10.1941 — май 1942 г.)
Переобучение с 15.09.1941 в 27 зиап АрхВО.
«Киттихаук» (с мая 1942 г. по начало 1943 г.)

photo WWII P40b Russian ftr
Истребитель Р-40В.
Tomahawk P-40B of 126 IAP Red army airforce.


photography WWII P40C Russian ftr
Истребитель P-40C с номером AH471 после вынужденной посадки.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура
«Томагаук» № AH965, Подмосковье, фото декабря 1941 г.
The Tomahawk II of the 126 IAP flown by Lt. S.G. Ridnyi, Moscow area, December 1941.

Красные соколы 126 иап СССР Фото ВОВ.
«Томагауки» с временным зимним камуфляжем.
The same aircraft (on the background) in provisional winter camouflage.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура
Самолет Tomahawk IIa номер АН965 в летней камуфляжной окраске. Художник - М. Быков.
Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО 126 ИАП ПВОТС
Самолет Tomahawk номер AH965 в зимней камуфляжной окраске. Рисунок М. Быкова.

WW2 Soviet 126th fighter air-defence aviation regiment PVO
Самолет Tomahawk номер AH976. Реконструкция по фото из аварийного акта, художник - М. Быков.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину
Капитан Найденко с сослуживцами на фоне истребителя Р-40С зимой 1941 г.
Capt. Naydenko and the pilots aside the P-40C fighter.



Ла-5 (январь 1943 г. — 09.05.1945)

Ла5 Фото ВОВ
Николай Тимофеевич Самонов в кабине истребителя Ла-5 с дарственной надписью «Трижды орденоносцу лейтенанту Самонову». Август 1943 г.
Samonov ace in his La-5 cockpit.


Ла5Ф Фотоснимок ВОВ ГСС Белясник
Белясник Пётр Никифорович в кабине Ла-5Ф, фото 1943 г.
Belyasnik ace in his La-5F cockpit.

Ла5Ф Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска
Истребитель Ла-5Ф с бортовым номером 40 и с дарственной надписью «Герою Советского Союза капитану Белясник».
Ла5Ф сталинские соколы в боях за Родину Фото ВОВ
Белясник П.Н. рядом со своим Ла-5Ф. Осень 1943 г.
Ла5Ф Красная авиация в ВОВ
The La-5F fighter № 40 of Belyasnik ace.

Ла5Ф сталинские соколы в боях за Родину Боковик
Истребитель Ла-5Ф с бортовым номером 40. Рисунок М. Быкова.

       Командиры полка

04.08.1941 – 04.10.1941 м-р Немцевич Юрий Александрович
04.10.1941 – 03.09.1942 м-р Найденко Василий Михайлович (ранен)
10.09.1942 – 17.07.1944 м-р Столяров Владимир Иванович
17.07.1944 – 30.11.1945 м-р, п/п Костыгов Александр Павлович





- на дивидендах и изменении курса



Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.