Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

129 гвардейский истребительный авиационный орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого Сандомирский полк

[27 истребительный авиационный полк]


129th guards fighter «Sandomir» aviation regiment (27th fighter air-defence regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       05.1938–07.1938 - 27 истребительный авиаполк сформирован в Московском военном округе (г. Переславль-Залесский) на основе Отдельной истребительной авиаэскадрильи Особого назначения.
       20.06.1941 - полк имел 3-эскадрильный состав.
       июль 1941 - Переформирован по штату 015/134.
       05.08.1941 - Из состава полка сформирован новый 28 иап (второй с таким номером в ВВС КА) и отправлен на Северо-Западный фронт.
       февраль 1942 - Переформирован по штату 015/174.
       01.01.1943–22.03.1943 - В 13 зиап Приволжского ВО (г. Кузнецк Пензенской обл.) переформирован по штату 015/284
       01.08.1943–18.09.1943 - В 22 зиап МВО (г. Иваново) переформирован по штату 015/364
       09.10.1943 - За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 293 27 иап преобразован в 129 гвардейский истребительный авиационный полк.
       01.09.1944 - За отличие в боях при форсировании реки Висла и за овладение городом Сандомир приказом ВГК № 0295 129 гиап присвоено почетное наименование «Сандомирский».
       26.05.1945 - За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на реке Нейссе и овладении городами Коттбус, Люббен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 129 гиап награжден орденом Александра Невского.
       04.06.1945 - За образцовое выполнение боевых заданий командования при ликвидации группировки немецких войск.окруженной юго-восточнее Берлина, и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 129 гиап награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.
       12.03.1947 - 129 гиап расформирован в составе 22 гиад 2 ВА ЦГВ (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
декабрь 1939 Две эскадрильи полка на И-153 направлены на Карельский перешеек для участия в советско-финляндской войне
22.06.194101.07.19426 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
06.07.194225.07.1942287 иад1 истребительная авиационная армияБрянский фронт
19.08.194224.12.19428 ВАСталинградский фронт
10.05.194318.07.1943205 иад5 ИАК2 ВАВоронежский фронт
04.10.194308.07.19447 ИАК5 ВАСтепной фронт
08.07.194431.07.19448 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.1945205 иад / 22 гиад7 ИАК / 6 ГИАК2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 11296 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожен 521 самолет и 1 аэростат противника, 25 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 29, БТР – 2, орудия ПА – 4, орудия ЗА – 9, автомашины – 278, автоцистерны – 5, мотоциклы – 12, повозки – 140, паровозы – 10, вагоны – 17, баржи – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания  Всего днем Всего ночью1941 1942 1943 1944 1945
по войскам противника32724022122033
по аэродромам1203515251827
по ж/д объектам175702022855
на разведку810250105103157195
на «охоту»35830253597181
на перехват13473001492201010223
на прикрытие7049156250080084419941067
на сопровождение598250204223650
на спецзадание4613627
Итого1084045648801027109326381658
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях30520446114238
Истребители - уничтожено на аэродромах651
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях196234985381
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах1919
Прочих типов - сбито в воздушных боях20128
Итого546679314618840
сбито в воздушных боях521439314618839
уничтожено на аэродромах25240001
Свои потери За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Боевые потери самолетов
сбито в воздушных боях5842015181
сбито зенитной артиллерией1717126
уничтожено на аэродромах431
не вернулось с боевого задания2924194
Итого боевые108103135257
авиакатастрофы51211
аварии42798108
списано по износу461215487
Итого небоевые932026121916
ВСЕГО2013057474423
Потери летного состава
Летчики528131894


По типам самолетов потеряно:
14 И-16; 16 МиГ-3; 57 Ла-5; 47 Як-1; 1 Як-7б; 66 «Аэрокобра».


       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Знаком быстрого опознавания авиаполков 22 ГИАД ВВС КА (129 гиап, 212 гиап, 213 гиап) была белая диагональная полоса на вертикальном оперении. Самолеты полка отличались красными коками винтов и, иногда, номерами на закрашеной съемной панели отсека вооружения.


1. И-16 (22.06.1941 — 01.07.1942)


2. МиГ-3 (22.06.1941 — 25.07.1942)
05.08.1941 : 20 самолетов МиГ-3 передано в новый 28 иап СЗФ.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Катрич Алексей Николаевич


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Катрич Алексей Николаевич


МИГ3 Редукция 0,902.
Замком 27 ИАП капитан А.Н. Катрич, комэск капитан Ф.С. Чуйкин, комполка майор В.А.Иванов, командир БАО подполковник И.П. Кудинов у истребителя (МиГ-3 в зимней камуфляжной окраске) Катрича. 1942 г.
The MiG-3 of 27 IAP.


.
Матаков Василий Николаевич рядом с истребителем МиГ-3.
mig3_8_V.Matakov from 27 IAP, 6 IAK PVO, Moskow Air Defence during winter 1941-42

.
Реконструция внешнего вида самолета МиГ-3 с красным номером 8. Рисунок М. Быкова.


3. Ла-5 (19.08.1942 — 12.07.1944)
01.08.1942–10.08.1942 : переучивание во 2 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (ст. Сейма Горьковской обл.).
24.12.1942 : 5 самолетов Ла-5 передано в другие полки 287 иад.

.
Командир 27 иап полковник Слуцков, в августе 1942 г. на авиабазе Саваслейка.
27 IAP commander Slutzkov in the La-5 cockpit.



4. Як-1 (10.05.1943 — 18.07.1943)
22.03.1943–05.05.1943 : освоены в 16 зиап ПриВО (г. Аткарск Саратовской обл.).
18.07.1943 : 18 самолетов Як-1 передано в 737 иап.


5. «Аэрокобра» (04.10.1943 — 11.05.1945)
01.08.1943–18.09.1943 : переучивание на американские истребители Bell P39 «Airacobra» в 22 зиап МВО (г. Иваново).

русский военный самолёт СССР схема боевой окраски ВВС РККА в ВОВ.
P-39N-1 с номером 10 гвардии капитана Ф.Ф. Архипенко, весна 1944 г. Рисунок М. Быкова.
Airacobra № 10 of F.F. Arhipenko ace.


летающая кобра.
Н.Д. Гулаев в кабине Р-39 с рисунком орла.
GPW cobra
Bell P-39Q-5 of N.D. Gulaev, drawing by M. Bykov.


Regimental markings WWII photo in combat.
Дважды Герой Советского Союза гвардии капитан Гулаев в кабине P-39N с надписью «53 победы». Фотография сделана в Польше в августе 1944 г.
Russian ace N.D. Gulaev in his P-39N Airacobra cockpit.


.
Николай Дмитриевич Гулаев у самолета Р39 с надписью «За Родину!»

Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО 129 ГвИАП.
Букчин Семен Зиновьевич рядом с Аэрокоброй № 022, весна 1945 г.
S.Z. Bukchin near Bell P-39 № 022.


129 GvIAP wartime picture.
Семен Букчин и Иван Гуров у Р-39 с номером 12.

129th Gv IAP war time picture.
Басенко Георгий Илларионович на крыле Р-39.
G.I. Basenko at the Airacobra's wing.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР.
Топливозаправщик у истребителя Р-39 № 31 с носом, окрашенным в полковой красный цвет, весна 1945 года, Германия.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Высоцкий Василий Павлович (слева) с боевыми товарищами у Аэрокобры с символом ВВС (на правой крышке оружейного отсека).
бортовая живопись и окраска, фото ВМВ.
Лётчики 3 эскадрильи (слева - Высоцкий В.П.) у Р39 с номером 30 и рисунком туза червей (на левой крышке оружейного отсека), фото весны 1945 года.
3rd squadron pilots near P-39 bort number 30.


.
В.П. Высоцкий (в центре) на крыле Р-39 (заводской номер 429330, тактический номер 37). Белая наклонная линия на вертикальном оперении - дивизионная эмблема.
Airacobra bort number 37 of V.P. Vysotskiy pilot.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. P39Q20 USSR.
Аэрокобра с номером 4, на которой весной 1945 года летал Мариинский Евгений Пахомович.
Airacobra of Evgeniy Pahomovich Marinskiy, 129 GIAP Red army airforce.

Авиатехники 129 гвиап. .
.
Bell P-39Q-20 board number white 4. Drawing by M.Bykov.


.
Борис Голованов в кабине своей Аэрокобры № 6
Boris Golovanov, Great Patriotic war photo.


Красные соколы 129 гв иап Фото ВОВ.
Красноносая Аэрокобра № 7, на которой летал Глотов Николай Иванович.
.
Глотов Николай Иванович у своей Арокобры, весна 1945 года.
Nikolai Ivanovich Glotov aside the P-39.


Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 129 гв иап.
Летчики полка у Р-39, весна 1945 г.

.
Bell P-39N1 serial number 429223, tactical number 15. Drawing by M. Bykov.


       Командиры полка

_.07.1940 – _.09.1941 п/п Демидов Петр Куприянович
_.11.1941 – _.08.1942 м-р Иванов Владимир Алексеевич
19.08.1942 – 10.02.1943 п/п Слуцков Алексей Дмитриевич
15.02.1943 – 12.03.1943 м–р Богданов Павел Алексеевич
04.04.1943 – 22.02.1944 м-р, п/п Бобров Владимир Иванович
22.02.1944 – 31.12.1945 м-р, п/п Фигичев Валентин Алексеевич


Техсостав





- на дивидендах и изменении курса





Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии) и ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.