Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

12 истребительный авиационный полк ВВС ТОФ

боевое Знамя красное 12 Истребительного авиационного полка ВВС ТОФ

12th navy fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       К 08.03.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.02.1942 г. на базе 4-й и 5-й эскадрилий 6-го ИАП на аэродромах Южная Угловая и Вторая Речка (Седанка) в составе 7-й ИАБ ВВС ТОФ был сформирован 12-й истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами И-15бис и И-16.
       Основной задачей нового полка стало воздушное прикрытие объектов Тихоокеанского флота с морского направления в заливе Петра Великого на рубеже от пролива Босфор Восточный до мыса Сысоева.
       Постепенно в боевом составе полка самолеты более новых типов Як-7 и И-153 стали вытеснять устаревшие И-15бис и И-16.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе 12-го ИАП насчитывалось 10/10 Як-7б, 20/19 И-153, 8/8 И-15бис, 2/2 И-16, 1/1 УТИ-4, 2/2 УТ-2, 3/3 УТ-1, 2/1 У-2 и 50 летчиков.
       К августу 1945 г. полк был перевооружен. В его боевом составе числилось 42/37 Як-9у на аэр. Южная Угловая и 24/18 Як-7б на аэр. Седанка. На эти самолеты имелся 41 летчик.
       С началом войны с Японией подразделения полка выполнили рассредоточение по оперативным аэродромам: 09.08.1945 г. 1-я и 2-я АЭ были передислоцированы с аэр. Южная Угловая на аэр. Седанка, заменив там 1-ю эскадрилью 6-го ИАП, а 14 августа 3-я АЭ передислоцировалась с аэр. Южная Угловая на аэр. Центральная Угловая.
       За время боевых действий полк нес боевое дежурство в системе ПВО, прикрывая с воздуха объекты флота и аэродромы со стороны Уссурийского залива. Боевых столкновений с самолетами противника в воздухе и потерь в своих самолетах и летчиков в полку не было.
       С окончанием боевых действий 04.09.1945 г. все эскадрильи полка вернулись к месту постоянной дислокации на аэр. Центральная Угловая.
       В декабре 1946 г. 12-й ИАП был переименован в 53-й истребительный авиаполк. На вооружении полка стояли истребители Як-9у.
       С 15.12.1947 г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава.
       В период между 1948 г. и 1949 г. 53-й ИАП был перебазирован с аэр. Центральная Угловая на аэр. Западные Кневичи.
       С 25.05.1948 г. 53-й ИАП ВВС 5-го ВМФ был переименован в 578-й истребительный авиационный полк.
       К 1949 г. полк перевооружился с истребителей Як-9у на новые истребители Ла-11.
       С 20.04.1949 г. полк был переведен на штат трехэскадрильного состава, при этом 4-я эскадрилья временного резерва была расформирована.
       С 01.06.1949 г. 578-й ИАП 7-й ИАД вооруженный самолетами Ла-11 вновь передислоцировался с аэр. Западные Кневичи на аэр. Центральная Угловая.
       В январе 1952 г. полк начал переучивание на самолеты МиГ-15.
       Этому полку первому из частей ВВС ТОФ довелось принять участие в Корейской войне. 20.08.1952 г. весь летный состав полка вместе с командиром майором В.Т.Добровым двумя самолетами Ли-2 с аэродрома Центральная Угловая перелетел на аэр. Аньдун в Китай.
       В Китае полк был подчинен в оперативном отношении командиру 133-й ИАД 64-го ОИАК. Самолеты МиГ-15 были приняты на аэродроме от убывающего в Советский Союз 762-го ИАП ВВС СА.
       В феврале 1953 г. 578-й ИАП всем составом убыл к месту постоянной дислокации в Приморье, оставив самолеты на аэр. Аньдун.
       Всего за 7 месяцев командировки в Китай летчиками 578-го ИАП было выполнено 946 боевых вылетов, проведено 20 групповых воздушных боев, сбито 4 самолета противника и еще 2 «Сейбра» повреждено. Собственные потери составили погибшими два летчика (И.В.Мещеряков, И.И.Постников) и 11 самолетов.
       По возвращении из Китая в феврале 1953 г. полк вновь базировался на своем аэродроме Центральная Угловая.
       15.09.1956 г. 578-й ИАП на самолетах МиГ-17 был передислоцирован с аэр. Центральная Угловая на аэр. Коммуна им. Ленина и передан в подчинение командиру 147-й ИАД ВВС ТОФ.
       С 31.12.1958 г. 578-й ИАП 147-й ИАД на аэр. Коммуна им. Ленина был расформирован.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении в разное время стояли И-15бис, И-153, И-16, Як-7, Як-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17.

12 иап ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части
Самолет И-16 из состава 7 ИАБр (предположительно - 12 ИАП) на аэродроме Центральная Угловая, увеличение фото - по клику.
Soviet I-16 warplane, click to enlarge the photo.


       Командиры полка

       Командиры полка: ГСС А.А.Денисов (февраль-сентябрь 1942 г., снят), Д.И.Манжосов (сентябрь 1942 г. – ноябрь 1943 г.), К.З.Савченко (ноябрь 1943 г. - февраль 1945 г.), П.А.Гончаров (февраль 1945 г. – октябрь 1946 г.), А.Н.Горбунов (с октября 1946 г.), А.Д.Джапаридзе (до 1950 г.), Н.А.Романов (1950-51 гг.), В.Т.Добров (ноябрь 1951 г. – март 1953 г.), В.Д.Андрющенко (с марта 1953 г.).






Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.