Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

148 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк ПВО

[910 истребительный авиаполк, истребительный авиаполк Особого назначения ПВО]


148th guards fighter aviation regiment (910th fighter regiment; the especial airdefence fighter regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       02.09.1942–29.09.1942 Сформирован как истребительный авиационный полк Особого назначения противовоздушной обороны территории страны в г. Химки Московской обл. за счет подбора летчиков из других полков ПВО ТС, имевших боевой опыт, по штату 015/325 (приказ НКО СССР № 00179 от 17.08.1942).
       14.04.1943 ИАП ОН ПВО ТС переименован в 910 истребительный авиаполк. В документах продолжает встречаться наименование "910 ИАП ОН".
       09.10.1943 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 299 910 иап преобразован в 148 гвардейский истребительный авиационный полк. В документах продолжает встречаться наименование "148 ГИАП ОН" .
       01.07.1944 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 148 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       15.10.1959–31.12.1959 148 гиап расформирован вместе с 97 иад в 48 ВА ОдВО.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
01.10.194222.07.1942101 иад ПВОВоронежско-Борисоглебский р-н ПВОЮго-Западный / Воронежский фронт
09.06.194305.10.19428 ИАК ПВОВоронежский р-н ПВО
05.10.1942июнь 1943 г.106 иад ПВОБологоевский р-н ПВО
июнь 1943 г.01.01.19452 Корпус ПВОСеверный / Западный фронт ПВО
16.01.195228.08.195397 иад64 ИАКВоруженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в боевых действиях Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 4460 (днем – 4386; ночью – 74) боевых вылетов. Проведено воздушных боев – 109 (днем – 91; ночью – 18). Количество уничтоженных в воздушных боях самолетов противника - 162 (1942 – 1 днем, 1943 – 80 днем, 1944 – 76 (днем – 60, ночью – 16), 1945 – 5 днем). Свои потери: летчиков – 8, самолетов – 15.

       За время участия в боевых действиях на стороне КНДР совершено боевых вылетов – 2418, проведено воздушных боев – 95, сбито самолетов противника – 40 (истребителей-бомбардировщиков – 9, истребителей – 31), повреждено самолетов противника – 10. Свои потери: летчиков – 2, самолетов – 10.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Боевой состав:
При формировании две эскадрильи получили на вооружение самолеты Як-7б, а третья – Як-1.
01.01.1943 : 7/1 Як-7б и 7/2 Як-1.
01.02.1943 : 10/1 Як-7б и 13/1 Як-1.
15.02.1943 : 15 Як-7б и 16 Як-1.
01.03.1943 : 12/2 Як-7б и 16/0 Як-1.
01.04.1943 : 9/4 Як-7б, 12/3 Як-1, 0/1 Ла-5.
01.05.1943 : 8/3 Як-7б и 12/5 Як-1.
01.06.1943 : 15 Як-7б и 9 Як-1.
01.07.1943 : 14 Як-7б, 10 Як-1, 9 Як-9.
01.08.1943 : 10 Як-7б, 7 Як-1б, 7 Як-9.
01.09.1943 : 9 Як-7б, 8 Як-1, 6 Як-9.
01.10.1943 : 7 Як-7б, 10 Як-1, 8 Як-9.
01.11.1943 : 3 Як-7б, 7 Як-1, 7 Як-9.
01.01.1944 : 10/3 Як-7б, 6/1 Як-1, 6/1 Як-9.
01.03.1944 : 8/2 Як-7, 5/1 Як-1, 19/1 Як-9, 1/0 «Харрикейн».
01.06.1944 : 27 Як-9 и 3 Як-7б.
В августе 1944 г. все Як-7б исключены из боевого состава полка.
01.09.1944 : 34 Як-9.
В декабре 1944 г. получено 2 истребителя Як-3.
01.05.1945 : 35 Як-9 и 2 Як-3.
16.01.1952–28.08.1953 - матчасть составляли истребители МиГ-15.

Полк особого назначения. 148-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиаполк противовоздушной обороны территории страны
Летчики Козлов и Денчик на фоне самолётов Як-7Б (№ 11, с 4 победными звёздочками) и Як-1Б. Увеличение фото по клику.
Soviet pilots Kozlov and Denchik near the Yak-7B and Yak-1B planes. Click to enlarge the picture.


История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии
Летчики Козлов и Денчик на фоне самолётов Як-7 и Як-1Б. Увеличение фотографии по клику.
Soviet pilots Kozlov and Denchik near the Yak-7B and Yak-1B planes. Click to enlarge the picture.


Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Капитан Козлов Николай Александрович и его самолёт Як-1Б, Борисоглебск, фото февраля 1943 г.
N.A. Kozlov and his Yak-1B warplane of 910th IAP ON PVO.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Шавурин Петр Иванович (в центре) у истребителя Як-1Б Козлова.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. Боковик.
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-1Б № 42, 910 иап осназ ПВО.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Гусев Г.Я. и Коблов С.К. у самолёта Як-7Б, май 1943 г. Фото предоставила Саломатина (Гусева) Галина.

Раскапотированный аппарат фотохроника ВОВ 148 ГИАП (910 ИАП, ИАП ОН ПВО) Полк особого назначения
Инженер полка Гусев Г.Я. с боевыми товарищами на фоне раскапотированного Як-1б на аэродроме Курск-Восточный, 05.06.1943. Фото предоставила Саломатина (Гусева) Галина.

нос Як-1. Судя по всему, промежуточный вариант Як-1б (как и машина Козлова) еще собычными (не реактивными) патрубками.
ММ: не як-1, виден правый крупнокалиберный пулемет
Як-7, судя по патрубкам и капоту
Летчики у истребителя Як. Первый слева - майор Филиппов, четвертый слева - Герой Советского Союза капитан С.К. Коблов. Фотоснимок 18.06.1943, увеличение по клику.
The pilots of 1st squadron. Click to enlarge the picture.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР.
Як-9Д замкомэска младшего лейтенанта Николая Леонтьевича Часнык после тарана Не-111 в ночь с 1 на 2 апреля 1944 г. Увеличение фото по клику.
The Yak-9D of N.L. Chasnyk. The wing was damaged in the ram of German He.111. Click to enlarge the picture.

Regimental markings WWII photo in combat. 148th guards fighter aviation regiment (910th especial airdefence)
Реконструкция окраски Як-9Д тактический номер 2, заводской номер 12153018. Художник - М. Быков.

Судя по здоровенному храповику и стволу, который из него торчит, это ЯК9Т
Пасюк Николай Маркович на фоне истребителя Як-9Т. Фото прислал Сергей Расторгуев.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 148 ГвИАП ПВОТС.
Истребитель Як-9 с изображением знака Гвардии и ордена Красного Знамени.
The Yak-9 plane of 148 GIAP PVO. Great Patriotic war photo.


Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Истребитель Як-3 с бортовым номером 15. Германия, 16.04.1945.
Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
The Yak-3 aircraft tactical number 15. Drawing by 66misos.


       Командиры полка

02.09.1942 – 02.02.1944 п/п Терешкин Александр Алексеевич
12.03.1944 – 31.12.1945 п/п Мальцев Александр Никитович






Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Журнал боевых действий 9 иак ПВО. Архив: ЦАМО, Фонд: 20538, Опись: 1, Дело: 14.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.