Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

148 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк ПВО

[910 истребительный авиаполк, истребительный авиаполк Особого назначения ПВО]


148th guards fighter aviation regiment (910th fighter regiment; the especial airdefence fighter regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       02.09.1942–29.09.1942 Сформирован как истребительный авиационный полк Особого назначения ПВО территории страны в г. Химки Московской обл. за счет подбора летчиков из других полков ПВО, имевших боевой опыт, по штату 015/325 (приказ НКО СССР № 00179 от 17.08.1942).
       14.04.1943 ИАП ОН ПВО ТС переименован в 910 истребительный авиаполк. В документах продолжает встречаться наименование "910 ИАП ОН".
       09.10.1943 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 299 910 иап преобразован в 148 гвардейский истребительный авиационный полк. В документах 9 ВИАК продолжает встречаться наименование "148 ГИАП ОН" .
       01.07.1944 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 148 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       15.10.1959–31.12.1959 148 гиап расформирован вместе с 97 иад в 48 ВА ОдВО.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
01.10.194222.07.1942101 иад ПВОВоронежско-Борисоглебский р-н ПВОЮго-Западный / Воронежский фронт
09.06.194305.10.19428 ИАК ПВОВоронежский р-на ПВО
05.10.1942июнь 1943 г.106 иад ПВОБологоевский р-н ПВО
июнь 1943 г.01.01.19452 Корпус ПВОСеверный / Западный фронт ПВО
16.01.195228.08.195397 иад64 ИАКВоруженный конфликт на территории Кореи

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в боевых действиях Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 4460 (днем – 4386; ночью – 74) боевых вылетов. Проведено воздушных боев – 109 (днем – 91; ночью – 18). Количество уничтоженных в воздушных боях самолетов противника - 162 (1942 – 1 днем, 1943 – 80 днем, 1944 – 76 (днем – 60, ночью – 16), 1945 – 5 днем). Свои потери: летчиков – 8, самолетов – 15.

       За время участия в боевых действиях на стороне КНДР совершено боевых вылетов – 2418, проведено воздушных боев – 95, сбито самолетов сил ООН – 40 (истребителей-бомбардировщиков – 9, истребителей – 31), повреждено самолетов сил ООН – 10. Свои потери: летчиков – 2, самолетов – 10.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       Боевой состав:
При формировании две эскадрильи получили на вооружение самолеты Як-7б, а третья – Як-1.
01.01.1943 : 7/1 Як-7б и 7/2 Як-1.
01.02.1943 : 10/1 Як-7б и 13/1 Як-1.
15.02.1943 : 15 Як-7б и 16 Як-1.
01.03.1943 : 12/2 Як-7б и 16/0 Як-1.
01.04.1943 : 9/4 Як-7б, 12/3 Як-1, 0/1 Ла-5.
01.05.1943 : 8/3 Як-7б и 12/5 Як-1.
01.06.1943 : 15 Як-7б и 9 Як-1.
01.07.1943 : 14 Як-7б, 10 Як-1, 9 Як-9.
01.08.1943 : 10 Як-7б, 7 Як-1б, 7 Як-9.
01.09.1943 : 9 Як-7б, 8 Як-1, 6 Як-9.
01.10.1943 : 7 Як-7б, 10 Як-1, 8 Як-9.
01.11.1943 : 3 Як-7б, 7 Як-1, 7 Як-9.
01.01.1944 : 10/3 Як-7б, 6/1 Як-1, 6/1 Як-9.
01.03.1944 : 8/2 Як-7, 5/1 Як-1, 19/1 Як-9, 1/0 «Харрикейн».
01.06.1944 : 27 Як-9 и 3 Як-7б.
В августе 1944 г. все Як-7б исключены из боевого состава полка.
01.09.1944 : 34 Як-9.
В декабре 1944 г. получено 2 истребителя Як-3.
01.05.1945 : 35 Як-9 и 2 Як-3.
16.01.1952–28.08.1953 - матчасть составляли истребители МиГ-15.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Капитан Козлов Николай Александрович и его самолёт Як-1Б, Борисоглебск, фото февраля 1943 г.
N.A. Kozlov and his Yak-1B warplane of 910 IAP PVO.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
Шавурин (в центре) у Як-1Б Козлова.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части. Боковик.
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-1Б № 42, 910 ИАП ПВО.

нос Як-1. Судя по всему, промежуточный вариант Як-1б (как и машина Козлова) еще собычными (не реактивными) патрубками.
Летчики у истребителя Як-1. Первый слева - майор Филиппов, четвертый слева - Герой Советского Союза капитан С.К. Коблов. Фотоснимок 18.06.1943. Увеличение фото по клику.
The pilots of 1st squadron. Click to enlarge the picture.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР.
Як-9Д замкомэска младшего лейтенанта Николая Леонтьевича Часнык после тарана Не-111 в ночь с 1 на 2 апреля 1944 г. Увеличение фото по клику.
The Yak-9D of N.L. Chasnyk. The wing was damaged in the ram of German He.111. Click to enlarge the picture.

Regimental markings WWII photo in combat.
Реконструкция окраски Як-9Д тактический номер 2, заводской номер 12153018. Художник - М. Быков.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 148 ГвИАП ПВОТС.
Як-9 с изображением знака Гвардии и ордена Красного Знамени.

Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Истребитель Як-3 с бортовым номером 15. Германия, 16.04.1945.
The Yak-3 aircraft tactical number 15 of 148 GIAP PVO. Great Patriotic war photo.


       Командиры полка

02.09.1942 – 02.02.1944 п/п Терешкин Александр Алексеевич
12.03.1944 – 31.12.1945 п/п Мальцев Александр Никитович








Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.