Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

14 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ

боевое Знамя красное 14 Истребительного авиационного полка ТОФ

14 navy fighter regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       1938 г. — 14 истребительный авиаполк сформирован на основе 32 и 43 отдельных истребительных авиаэскадрилий ВВС Тихоокеанского флота с включением в состав 7 истребительной авиабригады ВВС ТОФ.
       В декабре 1946 г. переименован в 54 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0015 от 12.1946; Приказ Командующего ТОФ № 0025 от 21.12.1946).
       15.12.1947 54 иап расформирован в ВВС 5 ВМФ (аэр. Гензан) (циркуляр НМГШ ВМС № 0035 от 02.10.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
09.08.194503.09.194512 шадВВС ТОФ

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в советско-японской войне совершено более 200 боевых вылетов. Встреч с самолетами противника и воздушных боев не было.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли И-15бис, И-16, Як-7б, Як-9м, УТ-2, УТ-1.
       Полк принимал участие в советско-японской войне на самолетах Як-9 и ЛаГГ-3.

14-й ИАП ВВС ТОФ Кневичи зима 1942г.
Авиаторы полка и истребители на аэродроме Кневичи, зима 1942 г. Увеличение фото - по клику


Jak-9 14th navy fighter air regiment WWII foto
Лейтенант Иван Иванович Гуркович у Як-9 «За Зою Космодемьянскую».
The Yak-9 plane of Gurkovich pilot.


       История полка

       20.05.1938 г. на базе 32-й ОИАЭ 125-й МТАБ и 43-й ОИАЭ 42-й ИАБ ВВС ТОФ (отдельные истребительные авиационные эскадрильи) на основании приказа НК ВМФ №0062 от 20.05.1938 г. в составе 7-й ИАБ был сформирован 14-й истребительный авиационный полк четырехэскадрильного состава (приказ Ком ТОФ №0047 от 20.06.1938 г.). Новый полк, вооруженный самолетами И-15бис базировался на аэр. Восточные Кневичи (1-я и 2-я АЭ) и Петровка (3-я и 4-я АЭ).
       Еще не успев завершить полностью формирование в июле-августе 1938 г. личный состав полка принимал участие в боях с японцами у озера Хасан.
       По приказу Ком. ВВС ТОФ 4-я АЭ полка (12 И-15бис) под командованием капитана Н.В.Куценко 31 июля 1938 г. перебазировалась с аэр. Петровка на аэр. Барабаш и с 18.00 перешла в подчинение командования ВВС 1-й ОКА.
       На 01.08.1938 г. 14-й ИАП имел следующий боевой состав (без 4-й АЭ):
Управление АП 2/2 И-16 2/2 экипажа;
1-я АЭ 14/12 И-16 (+5 в НЗ) 15/15 экипажей;
2-я АЭ 15/13 И-16 (+5 в НЗ) 13/12 экипажей;
3-я АЭ 13/11 И-15бис 15/12 экипажей.
       Командиру 14-го ИАП была оперативно (в вопросах снабжения, обеспечения и прикрытия) подчинена эскадрилья бомбардировщиков 36-го СБАП (12 СБ) перебазированная на аэр. Кневичи.
       С 1 по 9 августа 1938 г. самолеты 4-й эскадрильи выполняли боевые вылеты на бомбардировку и штурмовку позиций японцев в районе сопки Заозерная, воздушную разведку, барражирование в районе боевых действий, прикрытие своих бомбардировщиков и корректировщиков. В ходе боевых вылетов огнем с земли были повреждены И-15бис капитана Н.В.Куценко, ст. лейтенанта В.С.Гаврилова и лейтенанта М.Г.Федосова. За период боев с японцами эскадрилья капитана Куценко выполнила 163 самолетовылета по поставленным боевым задачам.
       14.08.1938 г. 4-я эскадрилья вернулась к месту постоянной дислокации на аэр. Петровка.
       После окончания боев все авиаторы эскадрильи были награждены знаком «Участник Хасанских боев», а ряд авиаторов – орденами и медалями.
       С 10.12.1938 г. в полку формируется 5-я эскадрилья на аэр. Шкотовский Перевал.
       По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе полка числилось:
Управление полка (Кневичи) 1/1 И-16, 1/1 И-15бис, 1/1 УТИ-4, 1/1 УТ-1, 1/1 У-2
1-я АЭ (Кневичи) – 15/14 И-16, 2/2 УТИ-4, 1/1 У-2
2-я АЭ (Кневичи) – 12/12 И-16п, 4/2 И-16, 2/1 УТИ-4, 1/1 У-2
3-я АЭ (Петровка) – 14/14 И-15бис, 7/1 И-15 (подлежали списанию), 1/1 УТ-1, 2/1 У-2
4-я АЭ (Петровка) – 17/16 И-16, 1/1 УТ-1, 2/2 У-2
5-я АЭ (Шкотовский Перевал) – 10/10 И-15бис, 3/3 И-15, 2/2 У-2
       В мае 1940 г. 5-я АЭ полка перебазировалась с аэр. Шкотовский Перевал на аэр. Кневичи.
       Летом 1940 г. 14-й ИАП начал получать истребители И-153, которые по одному распределили в управление полка, в 4-ю и 5-ю эскадрильи.
       22.10.1940 г. 4-я АЭ 14-го ИАП всем составом (16 И-15бис и 16 летчиков) убыла в Амурскую военную флотилию. Там она стала числиться 14-й ОИАЭ АмВФл. После этого 5-я АЭ стала именоваться 4-й АЭ полка.
       24.03.1941 г. 1-я АЭ 14-го ИАП была передислоцирована с аэр. Восточные Кневичи на аэр. Западные Кневичи.
       На 01.06.1941 г. в боевом составе полка насчитывалось 50/47 И-16, 17/17 И-153, 28/27 И-15бис, 7/6 УТИ-4, 3/3 УТ-2, 3/3 УТ-1, 7/6 У-2.
       10.07.1941 г. приказом НК ВМФ №00161 от 30.06.1941 г. в составе 14-го ИАП формируется 5-я АЭ с дислокацией на аэр. Восточные Кневичи.
       Самолеты И-15бис оставались на вооружении полка до 1942 г., после чего они были заменены истребителями Як-7.
       С 22.06.1943 г. на основании приказа Ком. ТОФ №0048 от 05.07.1943 г. 14-й ИАП из состава 7-й ИАБ передается в состав вновь сформированной 12-й штурмовой авиационной дивизии ВВС ТОФ.
       По состоянию на 1 января 1944 г. в боевом составе полка насчитывалось 30/23 Як-7б, 7/7 И-16, 2/2 УТИ-4, 2/2 УТ-1, 1/1 У-2 и 44 летчика.
       За годы войны более 20 летчиков полка убыли на Запад в состав ВВС воюющих флотов.
       К августу 1945 г. полк был вооружен 28/28 Як-9 и 4/4 Як-7б. На это количество самолетов имелся 41 летчик.
       С первого же дня войны полк включился в активные боевые действия. Его главной задачей было прикрытие штурмовиков Ил-2 и Ил-10 12-й ШАД ВВС ТОФ, наносящих удары по объектам противника на территории Северной Кореи.
       16 августа АЭ полка (11 Як-9) совместно с 26-м ШАП перебазировалась на аэр. Хунчунь в Маньчжурии, занятый к этому времени советскими войсками.
       19 августа управление полка и 1-я АЭ вместе с 26-м ШАП были передислоцированы на аэр. Хунчунь (Манчжурия).
       30 августа в соответствии с циркуляром НШ ТОФ №0198 от 15.09.1945 г. управление полка и 1-я АЭ с аэр. Хунчунь, а 2-я и 3-я АЭ с аэр. Восточные Кневичи были передислоцированы на аэр. Канко (Корея). В этот же день (в своих мемуарах «Жизнь в небе и на земле» бывший командир полка ГСС И.И.Цапов указывает, что это событие произошло после 3 сентября 1945 г. и пилотом самолета Як-9м был ст. лейтенант Филимонов. Однако американские источники утверждают, что этот инцидент произошел именно 30 августа. Там же Цапов сообщает еще об одном инциденте, произошедшем в августе 1947 г., когда наши истребители принудили к посадке на свой аэродром бомбардировщик В-25 «Митчелл», который летел с Окинавы в Сеул и сбился с курса. На этот раз обошлось без стрельбы. ) летчики полка лейтенанты В.Г.Зизевский и Л.Ф.Феофанов на истребителях Як-9м перехватили американский самолет В-29 «Суперфортресс» №42-63436 (собственное имя «Hog Wild»), вторгшийся в воздушное пространство в зоне дислокации советских войск в Северной Корее. Поврежденный самолет сел на аэр. Канко. По словам командира бомбардировщика, самолет имел задачу сбросить продукты и обмундирование для лагеря американских военнопленных, освобожденных Красной Армией в районе г. Конан. На момент посадки бомбардировщика на аэродром Канко американцы не знали, что он уже занят советскими войсками. Американская сторона сочла нецелесообразным ремонтировать либо эвакуировать самолет. Командование ВВС ВМФ направило в Корею специалистов, которые провели его тщательное обследование в рамках работы по копированию В-29 в ОКБ Туполева для советских ВВС.
       В начале 1946 г. на основании циркуляра НГМШ №0059 1945 г., циркуляра НШ ТОФ №0209 от 06.10.1945 г. и приказа Ком. ТОФ №004 от 02.02.1946 г. 14-й ИАП всем составом передислоцируется с аэр. Канко на аэр. Гензан (Корея) с исключением из состава 12-й ШАД и передачей в Южный МОР Тихоокеанского флота.
       С 19.10.1946 г. полк полностью перевооружился на истребители Як-9м.
       25.12.1946 г. в соответствии с циркуляром НГШ ВМС №0015 от 15.11.1946 г. и на основании приказа Ком. ТОФ №0025 от 21.12.1946 г. 14-й ИАП был переименован в 54-й отдельный истребительный авиационный полк.
       15.12.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0035 от 02.10.1947 г. 54-й ОИАП ВВС 5-го ВМФ на волне послевоенных сокращений ВС СССР был расформирован на аэр. Гензан.
       Полком командовали: Б.Л.Петров (май 1938 г. – ноябрь 1939 г.), Аносов (был в январе 1939 г., ВрИД), П.В.Кондратьев (в ноябре 1939 г., ВрИД), И.С.Сергеев (ноябрь 1939 г. – декабрь 1941 г.), В.И.Панков (декабрь 1941 г. - февраль 1942 г., погиб), П.А.Гончаров (март 1942 г. – февраль 1945 г.), Константин Захарович Савченко (февраль 1945 г. - 1947 г.), В.М.Янковский (до декабря 1947 г.).

Компания "Делекс Групп" занимается поставкой электрооборудования в Москве.





Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.