Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

152 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского Сандомирский полк

[270 истребительный авиационный полк]


152 guards fighter «Sandomir» regiment (270 fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       03.03.1941-май 1941 г. 270 истребительный авиаполк начал сформирован в Закавказском военном округе (г. Ахалкалаки) на основе 12 отдельной истребительной авиаэскадрильи по штату 15/21.
       16.08.1942–15.12.1942 В 25 зиап Закавказского фронта (Аджи-Кабул) переформирован по штату 015/284.
       05.02.1944 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 016 270 иап преобразован в 152 гвардейский истребительный авиационный полк.
       Май 1944 г. Переформирован по штату 015/364.
       01.09.1944 За отличие в боях при форсировании реки Висла и за овладение городом Сандомир приказом ВГК № 0295 152 гиап присвоено почетное наименование «Сандомирский».
       19.02.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками за овладение городами Оппельн, Равич, Трахенберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 152 гиап награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.
       28.05.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении городом Виттенберг и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 152 гиап награжден орденом Александра Невского.
       20.03.1947 152 гиап расформирован в составе 12 гиад 2 ВА ЦГВ (директива ГШ ВС СССР № орг/1/470075 от 21.01.1947; директива ГК ЦГВ № орг/1/00269 от 26.01.1947; приказ 2 ВА № 002 от 27.01.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
09.12.1941начало января 1942 г25 иадВВС Закавказского фронта
начало января 1942 г15.04.1942ВВС Крымского фронта
16.07.194203.08.1942229 иад4 ВАЮжный фронт
28.05.194320.06.1943203 иад5 САК2 ВАВоронежский фронт
20.06.194323.07.1943203 иад1 ШАК РСВГК2 ВАВоронежский фронт
23.07.194319.01.1944203 иад / 12 гиад1 ШАК / 1 ГШАК5 ВАСтепной / 2 Украинский фронт
13.04.194408.07.194412 гиад1 ГШАК5 ВА2 Украинский фронт
08.07.194411.05.194512 гиад1 ГШАК2 ВА1 Украинский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнен 9736 боевой вылет. В воздушных боях уничтожено 319 самолетов противника. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 6, точки ЗА – 9, автомашины – 145, повозки – 75, вагоны – 33, бензоцистерны – 1, склады – 11), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на сопровождение ША7141114331618181893
на разведку324761168844
на свободную охоту153201012210
на прикрытие1911365114868185145
на перехват4842223
на отсечение88
выход из-под удара6161
перелеты на опер. аэр-мы8989
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях262111517426
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях51193281
Прочих типов - сбито в воздушных боях651
Итого3191201888228
Свои потери За войну 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях531715192
сбито ЗА11344
уничтожено на аэродромах541
не вернулось с боевого задания1091
Итого боевые792127256
авиакатастрофы1122421
аварии14653
списано по износу44
Итого небоевые29221078
ВСЕГО108223373214
Потери летного состава
Летчики442921102


По типам самолетов потеряно: 12 И-153; 13 ЛаГГ-3; 70 Як-1; 10 Як-7; 3 Як-9.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении


1. И-153 (09.12.1941 – 15.04.1942)
На момент начала боевой работы полк имел в боевом составе 28 "Чаек".


2. ЛаГГ-3 (16.07.1942 – 03.08.1942)
06.05.1942–03.07.1942 освоение в 25 запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул АзССР).


3. Як-1 (28.05.1943 – 11.05.1945)
06.01.1943–17.03.1943 освоение в 8 зиап Приволжского ВО (пос. Багай-Барановка Саратовской обл.).
Як-1 составляли основу самолетного парка полка в 1943-1945 гг.
       В составе 5 САК эмблемой полка была стрела красного цвета с голубой окантовкой.
       В составе 1 ГШАК ВВС РККА знаком корпуса было белое кольцо вокруг фюзеляжа, знаком 12 ГИАД (152 гиап, 153 гиап, 156 гиап) - белая задняя треть руля направления.

Фото ВОВ Як1 в бою
Майор Меркушев Василий Афанасьевич на фоне самолета Як-1 со стрелой на фюзеляже.
V. A. Merkushev aside the Yak-1 aircraft.


.
The Yak-1B of D. Luganskiy, photo of 1943.
.
Реконструкция внешнего вида Як-1Б № 47, выполнена М. Быковым.


.
И.М. Корниенко и С.Д. Луганский у своих Яков с отметками побед, фото лета 1943 г.
.
Луганский Сергей Данилович, осень 1943 г.

.
Реконструкция внешнего вида Як-1Б № 47, выполнена А. Казаковым.


.
«Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи г. Алма-Ата» .
Летчики Николай Шутт, Сергей Луганский, Иван Кузьмичев, Иван Корниенко, Николай Дунаев на фоне Як-1Б, подаренного Луганскому земляками. Весна 1944.
.
Дважды Герой Советского Союза С.Д. Луганский возле своего Як-1. 11 июля 1944 г.
.
The Yak-1B bort number 58 warplane of S.D. Luganskiy.


152 Gv IAP in combat wartime foto.
Бабин Семён Егорович (инженер полка), Шевчук, Кузьмичов, Устинов Александр Васильевич (начальник штаба полка).
152 GIAP of Red army airforce.


боевые соколы Родины.
Корниенко Иван Михеевич на фоне Як-1Б № 25. Белое кольцо вокруг фюзеляжа - знак 1 ГШАК, белая задняя треть руля направления - дивизионный символ 12 ГИАД.
Ivan Kornienko near the Yak-1B tactical number 25.


Фото ВОВ 152 ГвИАП СССР.
Гв. ст. л-т Мерквиладзе Г.А. у своего Як-1Б б/н 42, Германия, весна 1945 г.
G. Merkviladze near his Yak-1B plane. Great Patriotic war photo.

profile Yak1B.
Реконструкция внешнего вида самолета Як-1Б с надписью «Мщу за Ваню Корниенко» выполнена М. Быковым.

152 GvIAP.
Самолет Як-1Б А.Ф. Филоненко, весна 1945 года. Рисунок А. Казакова.

Судя по явно заводскому шрифту бортового номера это все-таки Як1б



4. Як-7б (с 13.04.1944)


5. Як-9 (с 13.04.1944)

.
Летчики полка у Як-9 (модификации Т или М) с бортовым номером 9.

.
Самолет Як-9У гвардии капитана Мерквиладзе Г.А., Чехословакия, 1945 г. Рисунок Д. Гринюка.
The Yak-9U № 1 "Victory" of Merkviladze ace.


Фотоснимок ВОВ Як9у. судя по ЭБО и оформлению тоже из 152-го гиап Фотография ВОВ Як9у.
Юрий Мовшевич (летчик 89 гиап) рядом с Як-9У, предположительно из состава 152 гиап.
Pilot Movshevich near the Yak-9U № 3 "Victory" fighter.

Боковик Як9у.
Як-9У "Победа", белый бортовой номер 3. Реконструкция внешнего вида выполнена М. Быковым.


       Командиры полка

09.12.1941 – 05.04.1942 м-р Привезенцев Сергей Александрович
16.07.1942 – 06.07.1943 м-р Гнедич Дмитрий Борисович
06.07.1943 – 04.06.1944 м-р, п/п Меркушев Василий Афанасьевич (попал в плен)
12.07.1944 – 26.02.1945 м-р Луганский Сергей Данилович
08.03.1945– 31.12.1945 м-р Шевчук Василий Михайлович








Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.