Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

17 истребительный авиационный ордена Суворова полк ВВС КА


17th fighter aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       04.1938–05.1938 17 истребительный авиаполк сформирован в Киевском Особом военном округе (аэр. Скоморохи).
       07.1941–08.1941 В 11 запасном истребительном авиаполку Северо-Кавказского ВО (г. Ростов-на-Дону) переформирован по штату 015/174.
       03.01.1943–31.01.1944 В 22 зиап Московского ВО (г. Иваново) переформирован по штату 015/364.
       05.04.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 17 иап награжден орденом Суворова III степени.
       01.06.1959 17 иап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

       17.09.1939–28.09.1939 В составе ВВС Украинского фронта участвовал в освобождении 3ападной Украины на самолетах И-16 и И-15бис.
       28.06.1940–09.07.1940 В составе ВВС 12 армии Южного фронта принимал участие в освобождении Бессарабии на самолетах И-153 и И-15бис.

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194102.07.194114 садВВС КОВО / Юго-Западного фронта
10.08.194109.194116 иадВВС Юго-Западного фронта
09.194109.12.194163 садВВС Юго-Западного фронта
20.12.194112.05.1942ВВС 40 армииЮго-Западный фронт
12.05.194207.07.1942205 иад2 ВАБрянский фронт
07.07.194210.1942205 иад2 ВАВоронежский фрон
10.194212.1942205 иад2 ВАЮго-Западный фронт
03.06.194425.02.1945190 иад11 ИАК3 ВА1 Прибалтийский фронт
25.02.194505.05.1945190 иад11 ИАК3 ВАЗемландская группа войск 3 Белорусского фронта
05.05.194509.05.1945190 иад11 ИАК15 ВАЛенинградский фронт
09.08.194503.09.1945190 иад12 ВА3абайкальский фронтСоветско-японская война
28.05.195124.02.1952303 иад64 ИАККорейская война

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 8054 боевых вылета. В воздушных боях уничтожен 161 самолет и 4 аэростата противника, и 14 самолетов - при штурмовках аэродромов. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 9, БРМ - 2, орудия ЗА – 13, минометы – 2, зенитно-пулеметные точки – 16, автомашины – 298, бензозаправщики – 3, повозки – 55, ж/д эшелоны – 4, паровозы – 8, склады ГСМ – 1, склады боеприпасов – 3, мосты – 1, баржи – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на штурмовку войск72046716192
на штурмовку аэродромов1298121
на штурмовку ж/д объектов452520
на сопровождение БА2670804421703742
на сопровождение ША15552761090189
на сопровождение РА16913138
на прикрытие войск143170040329731
на расчистку воздуха7384223
на перехват6213772404
на прикрытие р-на БД БА2323
на спецзадание9466208
Количество уничтоженных самолетов противника За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздухе911310653
Истребители - уничтожено на аэродромах11110
Бомбардировщики - сбито в воздухе40355
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах211
Прочих типов - сбито в воздухе1697
Прочих типов - уничтожено на аэродромах11
Итого161582406613
сбито в воздушных боях14757220653
уничтожено на аэродромах14120110
Свои потери самолетовЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
погибло в воздушных боях38513182
сбито ЗА146233
не вернулось с боевого задания132263
уничтожено на аэродромах2222
прочие321
Итого боевые9135200288
авиакатастрофы5212
аварии267964
Итого небоевые31910066
ВСЕГО122443003414
Потери летного состава
Летчики37610156


По типам самолетов потеряно:
2 И-16; 22 И-153; 3 МиГ-3; 39 ЛаГГ-3; 2 Як-1; 49 «Аэрокобра»; 2 У-2; 3 УТ-1.

       Результаты боевой работы в советско-японской войне. Совершено боевых вылетов – 78, проведено воздушных боев – 1, сбито самолетов противника – 1. Своих потерь нет.

       Результаты боевой работы в воруженном конфликте на территории Кореи (на стороне КНДР). Совершено боевых вылетов – 4226, проведено воздушных боев – 119, сбито самолетов противника – 108 (бомбардировщиков – 3, истребителей-бомбардировщиков – 28, истребителей – 77), подбито самолетов противника – 2. Свои потери: летчиков – 4 (из них 2 – небоевые потери), самолетов МиГ-15 – 10.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

И-153 (июнь — июль 1941 г.)
На 22.06.1941 имелось 52 И-153 и И-16 (из них 5 неисправных).

И153 сталинские соколы в боях за Родину 17 иап ВВС КА в ВОВ - самолеты и эмблемы
Истребитель И-153 "Чайка" с хвостовым номером 26.
Истребитель И-153 Чайка в действующей армии
The I-153 biplane tactical number 26. Drawing by Massimo Tessitori.


WW2 foto i153 in combat
Истребитель И-153 с хвостовым номером 29.
WWII photo
The I-153 with the M-62 engine featured standard silver-grey prewar livery. Drawing by T. Tuomanen.


действующая армия ВОВ СССР сталинские соколы
The I-153 "Gull" fighters №№ 63, 52, 29. Drawing by I. Zlobin.



И-16 (июнь — июль 1941 г.)
На момент начала боевой работы полк имел 52 И-153 и И-16 (из них 5 неисправных).


ЛаГГ-3 (август 1941 г. — декабрь 1942 г.)
07.1941–08.1941 освоены в 11 зиап СКВО (г. Ростов-на-Дону).
04.07.1942 Принято 12 ЛаГГ-3 от 165 иап, убывающего в тыл на доукомплектование.

ЖБД - журнал боевых действий 17 иап, история и боевой путь части в ВОВ.
Летчик младший лейтенант Георгий Куприянович Чикуров в кабине истребителя ЛаГГ-3. Фото апреля-июня 1942 г. Увеличение фотографии - по клику.
Pilot Chikurov in the LaGG-3 cockpit. 17th iap of Red army airforce. Click to enlarge the picture.



Ла-5 (04.09.1942 — 25.12.1942)
Эксплуатировлся единичный экземпляр в период пребывания полка в 205 иад. По убытию в тыл самолет передан в 438 иап.

WWII photo USSR
Николай Савин и Федор Архипенко у самолёта Ла-5 на аэродроме Боринские Заводы под Липецком осенью 1942 г.
N. Savin and F. Arhipenko near the La-5 fighter.



Як-1 (с августа 1942 г.)
08.1942–09.1942 Для восполнения потерь матчасти полк получил несколько самолетов Як-1 из 895 иап, выбывающего на переформирование


«Аэрокобра» (август 1942 г. — май 1945 г.)
08.1942–09.1942 Для восполнения потерь матчасти получено 4 американских истребителя Bell Р-39 «Airacobra».
03.01.1943–31.01.1944 в 22 зиап МВО (г. Иваново) авиаполк полностью переучился на истребители «Аэрокобра».

17 Истравиаполк действующая армия СССР фото ВОВ
Лётчики А.И. Новиков (справа) и ст.лейт. М.А. Волосюк, октябрь 1942 г.

кобра с орлом фото ВОВ
Герой Советского союза майор Сиротин Вячеслав Фёдорович в кабине истребителя «Аэрокобра» с русунком орла. Увеличение фото - по клику.
V.F. Sirotin ace in his P-39 Airacobra cockpit. Click to enlarge the picture.



4. «Кингкобра» (09.08.1945 – 03.09.1945)
06.1945–07.1945 перевооружение в 45 запасном авиаполку Сибирского ВО (г. Красноярск) на американские истребители «Кингкобра».
08.08.1945 полк имел в боевом составе 36 самолетов «Кингкобра».

Летчики у истребителя «Кингкобра» СЯВ 17 ИАП
Авиаторы у истребителя «Кингкобра» Сиротина (слева - Карташов И.П.)
Soviet pilots near the P-63 Kingcobra № 21.



МиГ-15 (28.05.1951–24.02.1952)



       Командиры полка

_.10.1940 – 18.02.1942 п/п Деревянов Михаил Степанович (погиб)
19.02.1942 – 15.05.1942 п/п Семенов Николай Васильевич
16.05.1942 – 23.07.1942 п/п Сапрыкин Валентин Филиппович
24.07.1942 – 31.12.1945 м-р, п/п Николаенко Василий Федорович






Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.