Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

25 истребительный авиационный Керченский дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ


25th navy fighter aviation «Kerch» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.1941–03.1942 — 25 истребительный авиаполк сформирован при 1 запасном истребительном авиаполку ВВС ВМФ (г. Саранск).
       04.05.1944 — За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Керчь приказом ВГК № 0114 25 иап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Керченский».
       31.05.1944 — За успешное выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 25 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       25.09.1944 — За успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульчин и Сулина и проявленные доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 25 иап ВВС ВМФ награжден вторым орденом Красного Знамени.
       19.07.1948 — Переименован в 326 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0059 от 12.04.1948).
       Сентябрь 1979 года — 326 дважды Краснознаменный иап расформирован в 1 дивизии ПВО 8 ОА ПВО (аэр. Кировское).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
01.07.194226.06.1942ВВС Краснознаменного Балтийского флотав составе УАГ СВГК, действовавшей в оперативном подчинении ВВС Волховского фронта
01.07.1942август 1942 г.62 иабрВВС Черноморского флота
октябрь 1942 г.01.11.194462 иабр / 4 иад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Совершено боевых вылетов – более 5000. Сбито самолетов противника – 149.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли Р-10, УТ-1, И-15бис, У-2, УТИ-4, ЛаГГ-3, «Харрикейн», Р-40 «Киттихок», Як-11, МиГ-15, МиГ-17, Су-9, УТИ МиГ-15, Су-7уб.

ДатаИзвестный боевой состав
05.06.1942Истребители ЛаГГ-3 и Як-1
25.03.194315 ЛаГГ-3 (из них 2 неисправных) и 1 Як-1 (0)
01.04.194439 ЛаГГ-3 (из них 1 неисправный)
01.09.194428 ЛаГГ-3 (из них 6 неисправных) и 25 Як-9 (1)


1. Як-1 (июнь 1942 г. — 1943 г.)


2. ЛаГГ-3 (июнь 1942 г. — ноябрь 1944 г.)

Командир А. эскадрильи Багров В.В. у самолёта. 4.2.43 фотографии, принадлежавшие принадлежавшие Сирко Николаю Николаевичу-штурману 25 истребительного авиаполка ЧФ Фотография СССР
Командир эскадрильи Багров В.В. и Штурман полка Сирко Н.И. у самолёта ЛаГГ-3, 04.02.1943.

25th navy fighter aviation «Kerch» regiment foto WW2
Самолёт ЛаГГ-3 с тактическим номером 3. Под крылом - РС и ПТБ.
The LaGG-3 plane with tactical number 3. It armed with the rockets and have auxiliary drop tanks.


КБФ Альбом Мухина Игната Стефановича Деревня Сарожа Тихвинского района
The LaGG-3 fighter of 25 IAP VMF.


фото ВОВ 25 иап ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы
Авиаторы полка, на заднем плане - истребитель ЛаГГ-3 б/н 17.

фото ВОВ 25 иап ВВС БФ ЛаГГ3 тигр
Василий Багров в кабине ЛаГГ-3 № 52 с рисунком тигра.
Pilot V. Bagrov in the LaGG-3 cockpit.


подобный шрифт с подобными рисунками в 25 иап ЧФ засветились, да и вроде как горы на заднем плане видны, что для Балтики не очень
Лётчики морской авиации у ЛаГГ-3 № 46. Предположительно - 25 иап ВВС ЧФ. Фото из журнала Look за 1945 г.
Naval pilots near the LaGG-3 probably of 25 IAP VVS VMF. The photo of "Look" magazine of 1945.



3. Як-9 (май 1944 г. — ноябрь 1944 г.)

Изначально показалось, что патрубки длинные и, главное, без отбортовок. 
Увеличил, поиграл с резкостью - отбортовки есть (и ЛаГГ отпадает - отбортовки только на поздних завода 31, а там нет щели охлаждения подкапотного пространства), а длина патрубков несколько обманчива из-за угла съемки
як-1, гранёный  козырек и шасси яковское
Комполка Герой Советского Союза подполковник Алексеев Константин Степанович (в середине) у истребителя Як-1Б с белым коком воздушного винта. Фото весны 1943 г.

       История полка

       Приказом НК ВМФ №0053 от 28.02.1942 г. было предписано к 25 марта при 1-м ЗАП ВВС ВМФ в с. Борское Куйбышевской (ныне Самарской) области сформировать 25-й истребительный авиационный полк ВМФ по двухэскадрильному штату, вооруженный самолетами ЛаГГ-3 и Як-1. Ввиду недостаточного количества этих истребителей новый полк получил также количество устаревших разведчиков Р-10.
       По окончании формирования он был передан в состав Ударной Авиационной Группы Резерва ВГК СССР (переименованной позднее в ОМАГ ВГК).
       В период с 5 июня по 25 июня 1942 г. 25-й ИАП ОМАГ на аэр. Сарожа под Тихвином находился в оперативном подчинении командованию ВВС БФ. В это время полк совершил несколько боевых вылетов, действуя в интересах Волховского фронта.
       В конце июня 1942 г. авиационные части, входящие в состав группы были направлены на Северный флот, а 25-й ИАП к 13 августа направили на Черное море для усиления ВВС ЧФ. В том же месяце полк из резерва начальника Авиации ВМФ прибыл в Грузию на аэр. Миха-Цхакая и вошел в состав 62-й ИАБ ВВС Черноморского флота.
       В период август-сентябрь 1942 г. 25-й ИАП проходил комплектование на аэр. Мериа (в районе г. Махарадзе, ныне Озургети) в Грузии.
       К боевой деятельности полк вновь приступил с сентября 1942 г. Он решал задачи по защите коммуникаций от Сухуми до Батуми, аэродромов и наземных войск, базируясь на аэр. Геленджик.
       Осенью 1942 г. полк получил английские истребители «Харрикейн», которые недолго были на вооружении. Одновременно в полку оставались и самолеты ЛаГГ-3.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 25-го ИАП двухэскадрильного состава на аэр. Мериа числилось 2/1 Як-1 и 15/13 ЛаГГ-3, 1/1 И-15бис, 1/1 УТИ-4, 2/1 УТ-1 и 17 летчиков.
       В ходе наступления советских войск на Таманском полуострове с 12.10.1943 г. 25-й ИАП из 4-й ИАД (бывш. 62-я ИАБ) перешел в оперативное подчинение командиру 11-й ШАД ВВС ЧФ.
       15.10.1943 г. в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ 25-й ИАП вместе с 11-й ШАД, частью сил 1-й МТАД и по одной эскадрилье от 62-го ИАП, 119-го МРАП и 30-го ОРАП был выделен для обеспечения высадки десанта сил 18-й армии в район Эльтигена.
       01.11.1943 г. с началом Эльтигенской операции самолеты ЛаГГ-3 прикрывали отход мотоботов с десантом, а с 9 ноября полк был перенацелен на сопровождение штурмовиков.
       В конце 1943 г. 25-й ИАП базировался на аэр. Геленджик.
       07.01.1944 г. командующий ВВС ЧФ приказал перебазировать 25-й ИАП на аэр. Витязевская с задачами прикрытия порта Анапа и плавсредств на переходе Анапа – Тамань и аэродромного узла Анапа. Кроме того полк должен был прикрывать ударные самолеты ВВС флота. К этому времени полк вернулся в подчинение командиру 4-й ИАД.
       В феврале-марте 1944 г. полк участвовал в операции по освобождению Феодосии, прикрывая штурмовики 11-й ШАД ВВС ЧФ.
       10.02.1944 г. полк получил боевую задачу: совместно с 6-м гв. ИАП ВВС ЧФ прикрывать десант советских войск в районе Керчи от налетов противника.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Витязевская, имелось 39/38 ЛаГГ-3, 1/1 Як-1, 1/1 И-15бис, 1/1 УТИ-4, 1/1 УТ-1, 1/1 У-2 и 38 летчиков.
       04.05.1944 г. полк перебазировался с аэр. Витязевская на аэр. Цюрихталь (ныне п. Золотое Поле) в 14 км от г. Старый Крым. В этот же день приказом ВГК СССР №0114 за отличия в боях за освобождение г. Керчь и Керченского полуострова 25-му ИАП было присвоено почетное наименование «Керченский».
       31.05.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 25-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       20.06.1944 г. Ком. ЧФ приказал передать 6 ЛаГГ-3 25-го ИАП в оперативное подчинение старшему морскому начальнику Феодосии на аэр. Цюрихталь.
       К началу Ясско-Кишиневской наступательной операции советских войск во второй половине августа 1944 г. в составе полка насчитывалось 24 самолета ЛаГГ-3.
       09.08.1944 г. при подготовке к операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце 25-й ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ базировался на аэр. Медново (с. Гросс-Либенталь) под Одессой.
       31.08.1944 г. 25-й ИАП составом 31 ЛаГГ-3 перелетел с аэр. Медново на аэр. Измаил.
       25.09.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество 25-й ИАП был награжден вторым орденом Красного Знамени. В это время полк перевооружался на истребители Як-9. В его составе числилось 28/22 ЛаГГ-3 и 25/24 Як-9.
       С момента вхождения полка в состав действующей армии и вплоть до окончания боевых действий на Черном море летчики 25-го ИАП ВВС ЧФ сбили 112 самолетов противника. Из этого количества 3 самолета были сбиты во время вхождения полка в состав УАГ РВГК на Волховском фронте.
       По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 25-го ИАП, базирующегося на румынский аэродром Де-Жос Палас, числилось 25/24 Як-9, 28/22 ЛаГГ-3, 1/1 УТИ-4, 1/1 По-2 и 46 летчиков.
       По состоянию на 01.01.1945 г. 25-й ИАП базировался на аэр. Сарафово (район п. Бургас) в Болгарии. После окончания войны полк был перебазирован в Одессу.
       По состоянию на 01.01.1947 г. полк, вооруженный самолетами Р-40 «Киттихок» и Як-11 входил в состав 4-й ИАД ВВС ЧФ, базируясь на аэр. Одесса. В конце того же года полк из 4-й ИАД был передан в 88-ю ДБАД (бывш. 13-я АДПБ ВВС ЧФ) и передислоцирован из Одессы в Крым на аэр. Биюк-Онлар, (ныне Октябрьское).
       В июле 1948 г. 25-й ИАП был переименован в 326-й истребительный авиаполк.
       По состоянию на 01.09.1948 г. 326-й ИАП 88-й ДБАД ВВС ЧФ базировался на аэр. Октябрьское в Крыму.
       С февраля 1951 г. 326-й ИАП из 688-й МТАД (бывш. 88-я ДБАД) был передан в состав 527-й ИАД (с 1955 г. 127-я ИАД) ВВС ЧФ. К этому времени он был перебазирован на аэр. Кировское, недалеко от Феодосии.
       В начале 1950-х годов полк перевооружился на МиГ-15, а в середине 1950-х годов получил более современные МиГ-17.
       В январе 1957 г. 326-й ИАП был передан из 127-й ИАД в 181-ю ИАД ВВС ЧФ и вместе с последней вошел в состав Крымской дивизии Одесского корпуса ПВО. По данным исторического формуляра 21-й дивизии ПВО на момент передачи 326-й ИАП числился отдельным полком, базирующимся на аэр. Карагоз (с. Гончаровка).
       Весной 1958 г. после расформирования управления 181-й ИАД 326-й ИАП стал подчиняться непосредственно командованию Крымской дивизии Одесского корпуса ПВО. В том же году полк перевооружался на сверхзвуковые перехватчики Су-9.
       Полк оставался в составе 8-й ОА ПВО до конца 1970-х годов.
       В сентябре 1979 г. 326-й ИАП ПВО на аэр. Кировское был расформирован.

       Командиры полка

       Командиры полка: Николай Михайлович Соколов (март-июль 1942 г.), Александр Яковлевич Овсянкин (июль-ноябрь 1942 г.), Андрей Матвеевич Пронченко (ноябрь 1942 г. – май 1943 г., погиб), В.В.Багров (июль-ноябрь 1943 г., снят, осужден, погиб в январе 1944 г.), ГСС Константин Степанович Алексеев (май 1943 г. – 1945 г.), И.А.Гаврилов (был в 1946 г.), ГСС В.П.Стрельников (август 1951 г. – декабрь 1954 г.), И.И.Максимов ( был в 1958 г.).


Как работают визовые центры www.kate-visa.ru.





Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

25 дважды Краснознаменный истребительный авиационный Керченский полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.