Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

263 истребительный авиационный ордена Суворова Померанский полк

[401 истребительный авиаполк полк Особого назначения]


263 fighter aviation «Pomerania» regiment (401 fighter aviation special purpose regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       26.06.1941 Сформирован как 401 истребительный авиационный полк Особого назначения (г. Москва) на основе летно-технического состава НИИ ВВС КА, Академии КШС ВВС КА, Научно-исследовательского полигона авиационных вооружений и летчиков-испытателей московских авиазаводов по штату 015/134.
       16.08.1941 Согласно распоряжению начальника 1 Управления ГУ ВВС КА 401 иап ОН преобразован в 263 истребительный авиаполк. При этом все летчики-испытатели отозваны с фронта.
       04.08.1942–18.10.1942 В 4 зиап ПриВО (Моршанск) переформирован по штату 015/284.
       01.10.1943-01.05.1944 в резерве СВГК в Харьковском ВО (г. Чугуев) переформирован по штату 015/364 (за счет расформированного 522 иап).
       05.04.1945 За отличие в боях за овладение городом Кезлин приказом ВГК № 065 263 иап присвоено почетное наименование «Померанский».
       04.06.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Штеттин, Гартц, Пенкун, Козелов, Шведт и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 263 иап награжден орденом Суворова III степени.
       22.03.1947 263 иап расформирован в 3 гиад 16 ВА ГСОВГ. Летно-технический состав направлен на пополнение 32, 63 и 137 гиап (директива Начальника ГШ ВС № орг/1/470193 от 13.02.1947; директива ГК ГСОВГ № орг/1/00270 от 25.02.1947; приказ Командующего 16 ВА № 0089 от 01.03.1947).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
27.06.194113.07.194123 садВВС Западного фронта вступил в боевые действия в составе двух эскадрилий. 3 аэ прибыла на фронт после 04.07.1941.
22.06.194113.07.194123 иадВВС Западного фронта
22.07.194118.08.194143 иадВВС Западного фронта
22.08.194111.10.194143 иадВВС Западного фронта
01.04.194216.05.1942уаг-7ВВС Брянского фронта
16.05.194206.07.1942207 иад2 ВАБрянский фронт
10.11.194230.12.1942215 иад2 ИАК3 ВАКалининский фронт
30.12.194226.02.1943215 иад2 ИАК14 ВАВолховский фронт
26.02.194329.04.1943215 иад2 ИАК3 ВАКалининский фронт
26.05.194325.06.1943215 иад2 ИАК1 ВАЗападный фронт
25.06.194330.09.1943215 иад8 ИАК1 ВАЗападный фронт
21.06.194430.07.1944215 иад8 ИАК16 ВА1 Белорусский фронт
05.08.194408.09.1944215 иад8 ИАК4 ВА2 Белорусский фронт
12.11.194409.05.1945215 иад8 ИАК4 ВА2 Белорусский фронт

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне лётным составом полка выполнено 7542 боевых вылета (на штурмовку – 839, на сопровождение – 1005, на прикрытие войск – 4464, на перехват – 419, на разведку – 659, на свободную охоту – 136, «воздушная засада» – 20), проведено 289 групповых воздушных боёв. В воздухе уничтожено 288 самолетов противника (бомбардировщиков – 71, истребителей – 201, разведчиков – 14, транспортных – 2, составных самолетоснарядов – 2). Уничтожено при штурмовках: танков – 38, орудий – 34, автомашин – 838, повозок – 100, мотоциклов – 6, паровозов – 4, вагонов – 8, складов ГСМ – 1, зданий – 14, переправ – 3, барж – 7; подавлено батарей ЗА – 45, подавлено батарей зенитных пулеметов – 4.
       Собственные боевые потери составили: летчиков – 70 (погибло в боях – 41, не вернулось с боевого задания – 29), самолетов – 82 (сбито в воздушных боях – 48, сбито ЗА – 10, не вернулось с боевого задания – 29).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. МиГ-3 (27.06.1941 – 12.10.1941)

Профиль самолета Степана Супруна (13/1) сделан на основе словесного описания ветеранов, так что он может быть и фантазией
Реконструкция внешнего вида МиГ-3 Степана Супруна, сделанная на основе словесного описания ветеранов полка. Рисунок М. Быкова.
The MiG-3 fighter featured double number 13 and 1.


Судя по месту и стилю нанесения номера, самолёт был передан из 41-го ИАП. МиГ3
МиГ-3 исполняющего обязанности комполка майора К.К. Коккинаки.
WW2 foto MiG3 in action
The MiG-3 plane tactical number 15. Drawing by A. Kazakov.


МиГ3 401 ИАП осназ в боях за Родину
Истребитель МиГ-3 с тактическим номером 19.
WW2 foto MiG3 in action
The MiG-3 plane tactical number 19. Drawing by M. Tessitori.


История материальной части и обозначений Военно-воздушных сил Красной армии
Истребитель МиГ-3 с тактическим номером 36 на взлёте.
боковик Мигарь. Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
The MiG-3 aircraft number 36. Drawing by M. Bykov.


Истребитель МиГ-3 с тактическим номером 19 фото ВОВ 401 иап он
Самолёт МиГ-3 с тактическим номером 42, июль 1941 г, аэр. Зубово.
WW2 profile MiG3
The MiG-3 warplane tactical number 42. Drawing by M. Tessitori.


Самолёт МиГ-3 с тактическим номером 43
Самолёт МиГ-3 с тактическим номером 43.
Russian MiG-3 warplane tactical number 43
The MiG-3 plane tactical number 43. Drawing by A. Kazakov.


WW2 foto MiG3 in action
Самолёт МиГ-3 с тактическим номером 49, июль 1941 г, аэр. Зубово.

МиГ-3 № 57 на аэродроме Зубово, июль 1941 года
МиГ-3 № 57 на аэродроме Зубово, июль 1941 года.
Soviet MiG-3 aircraft number 57
The MiG-3 aircraft number 57. Drawing by M. Bykov.



2. ЛаГГ-3 (01.04.1942 – 06.07.1942)
01.1942-03.1942 переучивание в 1 зиап Московского ВО (г. Чебоксары).


3. Ла-5 (10.11.1942 – апрель 1945 г.)
04.08.1942–18.10.1942 освоение в 4 зиап ПриВО (Моршанск).
При формировании 263 ИАП получил Ла-5 со 2-й по 6-ю серию выпуска.
Самолёты 3 эскадрильи полка несли тактические номера с 21 по 30, в 1 и 2 эскадрильях остались номера по последним цифрам заводского номера, которые наносили на заводе хорошо узнаваемым шрифтом.

Боевое использование Ла5
Младший лейтенант Даниил Сенин у Ла-5 с лозунгом «За Супруна!»
профиль Ла5 ранний истребитель
Самолёт Ла-5 (тактический № 52, серийный № 37210352, двухцветный чёрно-зелёный камуфляж). Реконструкция художника А. Казакова.
.


Ла5 263 ИАП ВВС РККА в боях за Родину
Реконструкция внешнего вида самолётов по состоянию на сентябрь-октябрь 1942 года, художник А. Казаков:
Ла-5 б/н 10 с заводским номером 37210610 командира 1 эскадрильи капитана Ракитина, Ла-5 б/н 60 с заводским номером 37210560 командира полка майора Кузнецова.
Soviet La-5 planes №№ 10 and 60.



4. Ла-7 (апрель – май 1945 г.)

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Предположительно, Ла-7 из состава 263 иап.
The La-7 probably of 263 IAP Red army airforce.


       Командиры полка

26.06.1941 – 04.07.1941 п/п Супрун Степан Павлович (погиб)
08.07.1941 – 16.08.1941 к-н Коккинаки Константин Константинович
19.08.1941 – _.12.1941 м-р Соколов Михаил Иванович
_.12.1941 – 13.04.1942 к-н Голубничий Федор Федорович
09.05.1942 – 15.12.1942 м-р Косенко Василий Васильевич
_.12.1942 – _.01.1943 к-н, м-р Кузнецов Виктор Иванович (погиб)
23.02.1943 – 28.06.1944 м-р, п/п Алифанов Николай Григорьевич
01.08.1944 – 09.10.1944 м-р Чалов Владимир Макарович
09.10.1944 – 31.12.1945 п/п Егоров Петр Дмитриевич








Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - Тяжёлое испытание для испытателей.
М. Тимин - Кровавая «Искра» генерала Кравченко.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.