Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

410 истребительный авиационный полк ВВС КА

бывш. «Дальневосточный Ультиматум»

боевое Знамя красное 865 истребительный авиационный ордена Трудового Красного Знамени полк ВВС СССР

410 fighter aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Распоряжением начальника Главного управления Воздухофлота СССР в соответствии с приказом РВС СССР №158/29 от 12.02.1924 г. было предписано сформировать ОРАО с присвоением ему наименования отдельный разведывательный авиационный отряд «Дальневосточный Ультиматум» (в мае 1923 г. британский Министр иностранных дел лорд Керзон составил ноту, которую вручил Советскому правительству 8 мая глава английского торгового представительства в Москве Ходжсон. Эта нота содержала ряд требований к СССР, за что и получила наименование «Ультиматум Керзона». В СССР развернулась кампания протеста, инспирируемая правительством страны. В свете этого ряд частей РККА получили собственные наименования «Ультиматум» и «Дальневосточный Ультиматум», как ответ на ноту Керзона. В их числе был Читинский разведывательный авиаотряд). На вооружении отряд получил самолеты «Сопвич». Формирование отряда происходило под наблюдением начальника Воздушного флота Сибири в г. Чите.
       К 01.10.1924 г. на аэродроме "Спасск-Дальний" отряд был доукомплектован личным составом и авиатехникой 7-го ОРАО ВВС Восточно-сибирского военного округа, базировавшегося в Спасске. Новый отряд вошел в подчинение командования 19-го стрелкового корпуса.
       На основании приказа РВС СССР №1363/216 от 10.11.1924 г. ОРАО «Дальневосточный Ультиматум» стал именоваться 10-м отдельным разведывательным авиационным отрядом «Дальневосточный Ультиматум» ВВС СибВО.
       В феврале 1925 г. отряд получил 7 новых самолетов Р-1, построенные на средства трудящихся Дальнего Востока. Самолеты имели собственные имена (по состоянию на 01.12.1925 г.): «Дальневосточный рабочий», «Дальневосточный крестьянин», «Дальневосточный коммунист», «Рабочий Приморья», «Дальневосточный транспортник», «Красный Владивосток», «Трудящиеся Амура». В дальнейшем были получены самолеты Р-1, которым также присвоили собственные имена: «Красный сучанец», «Сучанский шахтер», «Красный Дальбанк», «Медикосантруд». На фюзеляжах машин кроме собственных имен был нарисован кулак, часто соседствовааший с надписью «ННН'Аа!».
       С 14.11.1925 г. 10-й ОРАО ОсНаз был переименован в 19-й корпусной авиационный отряд «Дальневосточный Ультиматум».
       С 01.10.1926 г 19-й КАО «Дальневосточный Ультиматум» стал именоваться 19-м отдельным разведывательным авиационным отрядом «Дальневосточный Ультиматум».
       Осенью 1928 г. 19-й ОРАО участвовал в ликвидации последствий крупного наводнения в Благовещенском и Зейском округах Дальневосточного края – вел разведку подтопленных территорий, проводил эвакуацию населения, доставлял в районы бедствия продовольствие и другие грузы. 25.06.1929 г. постановлением ЦИК РСФСР за участие в ликвидации последствий наводнения в районе г. Благовещенск авиаотряд награждается орденом Трудового Красного Знамени РСФСР.
       В 1929 г. 19-й ОРАО участвует в боевых действиях во время конфликта на КВЖД. 15 июня отряд всем составом перебазируется на аэр. Барано-Оренбургский в районе ст. Гродеково, и с 1 июля приступил к воздушной разведке приграничной зоны в районе станции Пограничная.
       В ночь на 08.09.1929 г. китайцы завязали бой с частями РККА у Рассыпной Пади. В отряд был отдан приказ: бомбовым ударом с воздуха поддержать действия наземных войск. Утром того же дня авиаотряд всем составом нанес удар по станции и китайскому гарнизону в районе ст. Пограничная. Всего в этот день было выполнено два отрядных вылета.
       16.11.1929 г. 6 Р-1 19-го ОРАО с аэр. Камень-Рыболов бомбили Муданцзянский аэродром. В результате удара было повреждено до 5 китайских самолетов «Бреге-19». Кроме того, самолеты эскадрильи вылетали бомбить позиции китайцев в районы станций Сочинцзы, Башатунь. В эти же дни 19-й ОРАО составом 8 Р-1 сосредоточился на аэр. Камень-Рыболов для ведения разведки и поддержки с воздуха советских войск, наступающих на г. Мишаньфу.
       После окончания боев в декабре 1929 г. 19-й ОРАО перебазировался на свой базовый аэродром в Спасске.
       К 01.05.1933 г. 19-й ОРАО переформировали в Приморский корпусной ОРАО (наименование отряда «Дальневосточный Ультиматум» больше не упоминается) 209-й ЛБАБ ОКДВА.
       К 01.06.1934 г. Приморский КорпРАО был переименован в 29-й отдельный корпусной авиационный отряд и перебазирован из Спасска в Камень-Рыболов.
       До сентября 1935 г. 29-й ОКорпАО числится в составе 21-й стрелковой дивизии ОКДВА с дислокацией на ст. Галенки Дальневосточного края.

       К 01.05.1933 г. в Воронеже в составе Московского военного округа формируется 12-я отдельная армейская разведывательная эскадрилья.
       В январе 1934 г. 12-я АрмАЭ была перебазирована на Дальний Восток в состав ОКДВА и разместилась в с. Ляличи.
       С 08.02.1934 г. эскадрилья была включена в состав ВВС Приморской группы войск.
       В 1937 г. эскадрилья передислоцировалась в п. Кремово.
       01.10.1937 г. бывший 19-й ОКорпАО «Дальневосточный Ультиматум» и 12-я ОРАЭ были переформированы в одну 12-ю ОАрмРАЭ, с местом базирования на аэро. ст. Мучная (Черниговка).
       В августе 1938 г. 12-я ОАРМАЭ Приморской группы войск ОКДВА принимала участие в боях против японо-манчжурских войск у оз.Хасан.
       В 1939 г. в составе ВВС 1-й ОКА 12-я ДРАЭ числилась на аэр. Мучная.

       Еще одной авиационной частью, которая послужила основой полку, стала 21-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (бывш. 21-й ОРАО).
       Летом 1938 г. экипажи 21-й ОРАЭ эскадрильи летали на воздушную разведку и бомбометание японских позиций в районе оз. Хасан. Самолеты Р-Z в течение светлого времени суток непрерывно вели разведку позиций противника.
       В 1939 г. 21-я ДРАЭ, базирующаяся на аэр. Сысоевка, числилась в составе ВВС 1-й ОКА.

       Кроме 12-й, 21-й и 59-й ОРАЭ основой для нового полка послужили также 10-й и 13-й КОРАО 1-й ОКА.

       13.02.1939 г. на основании приказа Ком. ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии 10-й, 13-й ОКОРАО, и 12-я, 21-я, 59-я, 63-я ОРАЭ были обращены на формирование 20-го штурмового авиационного полка 53-й АБ ВВС 1-й ОКА пятиэскадрильного состава.
       К 15.05.1939 г. полк был полностью сформирован и укомплектован личным составом и авиационной техникой. На момент формирования полк был вооружен самолетами Р-Z. В том же году 4-я и 5-я АЭ полка приступили к переучиванию на истребители И-15бис. Управление и штаб полка размещалось на аэродроме Ворошиловский (г. Ворошилов-Уссурийский).
- 1-я АЭ была сформирована из 10-го и 13-го корпусных разведывательных авиационных отрядов и расквартирована в селе Липовцы.
- 2-я АЭ была сформирована из 12-й разведывательной авиационной эскадрильи и расквартирована в селе Ляличи.
- 3-я АЭ была сформирована из 63-й разведывательной авиационной эскадрильи и расквартирована в Заимке Филипповского.
- 4-я АЭ была сформирована из 21-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи и расквартирована на аэродроме Ворошилов-Уссурийский.
- 5-я АЭ была сформирована из 59-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи и расквартирована в селе Галенки.
       В 1940 г. летный состав 1-й, 2-й и 3-й авиационных эскадрилий завершил переучивание на самолеты И-15бис.
       В сентябре 1940 г. на базе 20-го ШАП был сформирован 75-й штурмовой авиационный полк, а летом 1941 г. - 537-й штурмовой авиационный полк. Преемником старого полка считался 75-й ШАП, который стал базироваться на аэр. Михайловка возле г. Ворошилов-Уссурийский. Новый полк первоначально вошел в состав 33-й САД, а в 1941 г. он входил в состав 70-й САД ВВС 1-й ОКА.
       К началу Великой Отечественной войны 75-й ШАП в составе 70-й САД ВВС 1-й ОКА базировался на аэр. Михайловка.
       В 1942 г. две эскадрильи полка перевооружились с самолетов И-15бис на истребители И-16.
       В сентябре 1942 г. Включен в состав 252 штурмовой авиадивизии 10 Воздушной армии Дальневосточного фронта.
       В 1943 г. весь полк перевооружился на новую материальную часть – штурмовики Ил-2, и в том же году был передан в состав 252-й ШАД 9-й ВА ДВФр.
      
       В октябре 1944 г. на основе 75-го ШАП был сформирован новый 410-й штурмовой авиационный полк. Тогда же было принято решение о перебазировании этого полка на Камчатку. Сам же «материнский» 75-й ШАП остался в составе 252-й ШАД.
       19.01.1945 г. 410-й ШАП без матчасти был перебазирован из Приморья на Камчатку (на аэр. Елизово). Там он вошел в состав 128-й САД 10-й ВА. К июлю 1945 г. полк получил на вооружение 34 американских истребителя Р-63 «Кингкобра». Фактически, он стал истребительным, хотя все еще продолжал оставаться на штурмовом штате.
       В июне 1945 г. вместе со 128-й САД вошел в состав 10-й Воздушной армии ДВФ.
       В 14.08.1945 г. 410-й ШАП был переименован в 410-й истребительный авиационный полк 128-й САД 18-го САК 10-й ВА (директива ГШ КА № орг/10/13942 от 14.08.1945).
       В период с 9 августа по 3 сентября 1945 г. 410-й ИАП принимал участие в боевых действиях против Японии. Самолеты полка наносили удары по объектам противника на островах Шумшу и Парамушир, содействуя высадке десанта ТОФ. Всего было совершено 12 боевых самолетовылетов.
       В марте 1946 г. полк был переведен на четырехэскадрильный штат.
       20.02.1949 г. 410-й ИАП 128-й ИАД был переименован в 865-й истребительный авиационный полк 222-й ИАД. К этому времени он был переведен на 3-х эскадрильный состав.
       В 1952 г. полк из ВВС СА был передан в Войска ПВО страны.
       В период с апреля по июль 1952 г. летный технический состав полка поэскадрильно прошел переучивание в городе Хабаровск на самолеты МиГ-15бис.
       17.04.1955 Летчик полка к-н Рубцов на высоте 12 500 м перехватил и сбил американский самолет-разведчик РБ-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
       После 1955 г. на вооружение полка поступили истребители МиГ-17.
       В ноябре 1957 г. 2-я АЭ переучилась на всепогодные перехватчики Як-25м. В это же время на вооружении 1-й и 3-й АЭ оставались истребители МиГ-17.
       В 1958 г. 3-я АЭ получила на вооружение сверхзвуковые истребители МиГ-19пм.
       В 1958 г. управление 222-й ИАД и 888-й ИАП были расформированы, а 865-й ИАП стал подчиняться напрямую командиру вновь формируемой Камчатской дивизии Отдельной Дальневосточной армии ПВО.
       В 1963 г. 1-я АЭ была перевооружена с МиГ-19пм на сверхзвуковые перехватчики Су-9. На вооружении 2-й АЭ оставались МиГ-17пф, а на вооружении 3-й АЭ - Як-25м.
       В октябре-ноябре 1965 г. 3-я АЭ перевооружилась с Як-25м на Як-28п. В декабре 1966 г. 2-я АЭ 865-го ИАП также переучилась на самолеты Як-28п.
       В 1969 г. в соответствии с приказом Министра обороны СССР №0230 от 05.10.1967 г. 865-му ИАП «по преемственности заслуг 12-й ОРАЭ» был передан орден Трудового Красного Знамени РСФСР (которым был 25.06.1929 награжден 19-й отдельный разведывательный авиаотряд, из которого 01.10.1937 была развернута 12-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья). С этого момента авиационный полк стал называться 865-м истребительным авиационным ордена Трудового Красного Знамени полком.
       В течение 1974 г. полка перевооружился на сверхзвуковые перехватчики Су-15. Всего в составе полка имелось 32 Су-15тм и 6 Су-15ум.
       В 1985 г. две эскадрильи 865-го ИАП приступили к переучиванию на новую авиационную технику – самолет МиГ-31.
       В 1989 г. полк в полном составе завершил переучивание на самолеты МиГ-31.
       С 01.07.1998 г. в связи с созданием Группировки войск и сил на Дальнем Востоке РФ (в документах именуется ОКВС) 865-й ИАП 6-й дивизии ПВО, вооруженный самолетами МиГ-31, на аэр. Елизово вошел в состав вновь сформированной Авиации ОКВС.
       С 01.04.2009 г. 865-й ИАП подлежал передаче в 3-е Командование ВВС РФ. Но этот вопрос так и не был решен. С 01.12.2009 г. 865-й ИАП ВВС и ПВО ОКВС подлежал расформированию. Самолеты МиГ-31 включались в состав 7060-й авиационной базы МА ТОФ, которая была сформирована несколькими месяцами ранее на основе 317-го САП и частей обеспечения на аэр. Елизово.
       В апреле 2011 г. поступила команда на передачу истребительной эскадрильи 7060-й АвБ МА ТОФ в состав 3-го командования ВВС Восточного военного округа. К августу данное мероприятие было выполнено.
       К 2014 г. истребительную эскадрилью самолетов МиГ-31 было решено опять вернуть в составе ВМФ.
       В конце 2017 г. вместо 7060-й АвБ в составе МА ОКВС на аэр. Елизово был восстановлен 317-й отдельный смешанный авиационный ордена Трудового Красного Знамени полк. В его состав была включена эскадрилья истребителей МиГ-31 (бывш. 865-й ИАП).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении в разное время находились самолеты: Фарман-30, Ньюпор, Сопвич-1,5, DH.9a, Р-1, Р-Z, УТ-2, По-2, И-15бис, И-16, Ил-2, Р-63 Кингкобра, МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-19пм, Як-25м, Як-28п, Су-9, Су-15тм, МиГ-31, МиГ-31бм, МиГ-25пу.


Комсомольцы Спасска в гостях в 10 ОРАО Дальневосточный Ультиматум у самолета Сопвич-полуторастоечный, 1924-25 гг.

Изображение двух самолетов («Р. -1») на летном поле с группой летчиков 1925 Спасск Самолеты Р-1 авиаотряда Дальневосточный Ультиматум
Самолеты Р-1 авиаотряда Дальневосточный Ультиматум. Спасск, 1925 г.
The R-1 recon planes of 19 ORAO.

P-1 «Дальневосточный Ультиматум» Советско-китайский конфликт на КВЖД 1929 год жалюзи водорадиаторов и капоты сняты, на покрышках и винтах чехлы от солнца
Авиаотряд Дальневосточный Ультиматум.

P1 ДВУ фото Построение военных на летном поле 1925-26
Парад 10 отряда с самолётами перелёта Москва-Пекин-Токио на Спасском аэродроме, 9 ноября 1925 г. Другая фотография - по клику.


фото Летный состав и шеф 10 отряда «ДЦУ» ДВУ
Летный состав и шеф 10 авиаотряда, 1925.

фото
Авария разведывательного самолета Р-1, 1925-26 г.

разведсамолет фото Пять военных на летном поле
Авиаторы на летном поле, 1925-26 г.

r1-p11 Группа военных летчиков из 11 человек у самолета. 1925-26
The pilots aside the R-1 airplane in 1925-26.

фото Р1 Красный Сучанец 19 ОАО ДвУ
Самолёт Р-1 Красный Сучанец с хвостовым номером 1.

фото Р1 19 АО Дальневосточный Ультиматум
Самолёт Р-1 с хвостовым номером 1.

страница газеты Особой Дальневосточной армии (ОДВА) Тревога от 7 декабря 1929 г
Эмблема отряда - кулак (в большинстве случаев - с перстнем в виде звезды), надпись «ННН’Аа!»

эмблематика опознавательные знаки
Летчик С.К.Огородников и летнаб Курбатов.

фото отрядной эмблемы отсутствует пулемет на турели в кабине штурмана Как правило, на самолеты 19 отряда устанавливали один или два
Разведывательный самолёт Р-1 Дальневосточный крестьянин. Кулак прорисован тщательнее, но нет перстня.

Экипаж Н.А.Соколова с техником и мотористом. На борту виден синхронный пулемет Виккерс, на турели у летнаба - Льюис
Р-1 № 6 Трудящиеся Амура (командира звена Н.А. Соколова).
Трудящиеся Амура кулак с надписью НН`Аа! Р-1 19-го ОРАО ДУ командира звена Н.А. Соколова.
Soviet R-1 biplane at the airdrome.
Слева - комзвена Н.А.Соколов, справа – комбриг Г.М.Бондарюк.
М.И. Батурин и (возможно) командир 5-й ОАЭ Бирбуц (слева) у Р-1 № 6 Трудящиеся Амура.
Четыре летчика на фоне самолета Трудящиеся Амура 1925-26
The R-1 recon plane (tactical number 6) in 1925-26.

фото Группа военных летчиков из 14 человек у самолета
Авиаторы у самолета Р-1 № 6 Трудящиеся Амура, 1925-26 г.
Две группы военных на летном поле, справа на заднем плане самолет («Р. -1»)
Авиаторы и Р-1 № 6 Трудящиеся Амура на летном поле, 1925-26 г.

Предположительно Приморский край (Спасск), период советско-китайского конфликта на К.В.Ж.Д., 1929 Примечательно наличие радиоантенны (под кабиной лётнаба)
Самолет Р-1 на лыжном шасси.

Группа военных летчиков из 9 человек у самолета
Самолет Р-1 с тактическим номером 3 на аэродроме, 1925-26 г.

USSR war photo foto combat
Разведывательный самолёт Р-1 Красный Дальбанк.

фото
Авария Р-1 с номером 8 и надписью Дальневосточный рабочий.

Пять летчиков на фоне самолета «Дальневосточный рабочий»
Летчики на фоне самолета Р-1 с бортовым номером 2 и надписью Дальневосточный рабочий, 1925-1926 гг.


фото Кингкобра 410 (буд. 865) ИАП, 1947
P-63 Кингкобра с тактическим номером 54, 1947 г.
The P-63 aircraft of 410 IAP Red army airforce.


Фото Дмитрия Пичугина и Михаила Никольского.

Истребители-перехватчики МиГ-31 из состава 865-го ИАП
Истребители-перехватчики МиГ-31 №№ 30, 33, 27, 19 из состава 865 ИАП.

Истребители-перехватчики МиГ-31 из состава 865-го ИАП
The MiG-31 (board number 31) interceptor fighter of 865 IAP VVS.
Истребители-перехватчики МиГ-31 865 ИАП ВВС СССР
Истребитель-перехватчик МиГ-31 № 31.

Истребители-перехватчики МиГ31 865 ИАП ВВС СССР
МиГ-31 № 33, аэродром Домна, 2007 год.

Истребители-перехватчики МиГ-31 865 ИАП ВВС СССР
МиГ-31 № 36, аэродром Домна, 2007 год.

Истребители-перехватчики МиГ-31 865 ИАП ВВС СССР
МиГ-31 с тактическим номером 39.

Истребители-перехватчики МиГ-31 865 ИАП ВВС СССР
МиГ-31 с тактическим номером 40.

       Командиры части

       Постромкин (в 1918 г., 12-й ОРАО), Г.М.Бондарюк (январь 1927 г. - 1929 г., 19-й ОРАО, репрессирован в 1938 г.), М.И.Батурин (был в 1929-30 г.г., 19-й ОРАО), П.И.Кондратьев (май-декабрь 1931 г., ВрИД к-ра 19-го ОРАО), В.А.Корпусов (1935 г. – февраль 1937 г., к-р 12-й ОРАЭ), Д.П.Кононов (к-р 12-й ОРАЭ, в 1937 г., репрессирован в 1938 г.), С.Л.Кутовой (к-р 12-й ОРАЭ, репрессирован в 1938 г.), Н.А.Соколов, Гордиенко (февраль 1939 г. - июль 1941 г.), Б.А.Абросимов (январь-сентябрь 1941 г.), Л.О.Черных (июнь 1942 г. - октябрь 1944 г.), Г.В.Андрианов (октябрь 1944 г. - ноябрь 1948 г.), И.Ф.Модяев (ноябрь 1948 г. - декабрь 1951 г.), В.А.Лимаренко (декабрь 1951 г. - октябрь 1953 г.), Е.П.Мешков (октябрь 1953 г. - ноябрь 1955 г.), И.Г.Данилов (ноябрь 1955 г. - сентябрь 1958 г.), В.Т.Савченко (сентябрь 1958 г. - март 1961 г.), М.Д.Чушев (март 1961 г. - август 1963 г.), Д.С.Голобоков (август 1963 г. - август 1965 г.), Д.А.Вознесенский (август 1965 г. - сентябрь 1968 г.), В.А.Кожемякин (сентябрь 1968 г. - сентябрь 1970 г.), Ю.Д.Судаков (сентябрь 1970 г. - декабрь 1973 г.), А.А.Лобашевич (декабрь 1973 г. - июль 1977 г.), Е.В.Ионченко (июль 1977 г. - июль 1982 г.), Е.М.Михайлов (июль 1982 г. - июль 1984 г.), С.Ш.Нуруллин (июль 1984 г. - апрель 1988 г.), В.Г.Аскаров (апрель 1988 г. - январь 1990 г.), В.Н.Розит (январь 1990 г. - февраль 1994 г.), В.А.Потехин (февраль 1994 г. - 1995 г.), А.К.Мудренов (1995 г. - октябрь 1997 г.), А.И.Отрощенко (октябрь 1997 г. - август 2001 г.), П.А.Киселев (август 2001 г. - ноябрь 2003 г.), В.А.Корягин (ноябрь 2003 г. - сентябрь 2005 г.), А.В.Конистяпин (сентябрь 2005 г.- 2009 г.), С.Н.Стаханов (с 2009 г.), С.Г.Кодерле (был в 2016 г.).





410-й истребительный авиационный полк (865-й истребительный авиационный ордена Трудового Красного Знамени полк, 7060-я авиационная ордена Трудового Красного знамени база МА ОКВС, 410-й / 20-й / 75-й штурмовой авиаполк, 10 и 13 ОРАО, 12 и 21 и 59 и 63 ОРАЭ, 29-й корпусной авиационный отряд, Приморский КАО, 19-й ОРАО «Дальневосточный ультиматум», ДВУ, 10-й ОРАО ОсНаз «Дальневосточный ультиматум»)
разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведавиаотряд, авиаразведотряд, разведотряд

Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
В. Котельников - КВЖД-1929. Из истории воздушных войн.
Благодарности:
Андрей Аверин, Ефремов Юрий
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.