Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

47 истребительный авиационный полк ВВС КА



47th fighter aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       47 истребительный авиаполк сформирован в июне 1938 года в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (аэр. Камень-Рыболов) на основе 7 и 116 истребительных авиаэскадрилий 69 истребительной авиабригады по штатам 15/828 и 15/806.
       07.05.1941 Переформирован по штату 15/21.
       05.09.1941 Переформирован по штату 015/134.
       01.01.1943 Переформирован по штату 015/284.
       25.12.1944 Переформирован по штату 015/364.
       24.04.1998 47 иап расформирован в 11 армии ВВС и ПВО ДВО (аэр. Унаши).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
29.07.1938 — 11.08.193853 абрВВС 1 армии Дальневосточный фронт20 боевых вылетов
09.08.1945 — 03.09.194532 иад9 ВА1 Дальневосточный фронт205 боевых вылетов

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       В советско-японском вооруженном конфликте у оз. Хасан 1938 г. полком совершено 20 боевых вылетов.
      
       Результаты боевой работы в советско-японской войне 1945 года:
Совершено боевых вылетов – 205, встреч с самолетами противника и воздушных боев не было. Свои потери: летчиков – 2 (боевые), самолетов – 3 (боевые – 2; небоевые – 1).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли самолеты: И-15бис, И-16, И-153, УТ-2, Як-7б, Як-9м, Як-9д, Як-9т, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17пф, Су-15, Су-15тм, Су-27, Су-27уб. 1. И-15бис (июнь-июль 1938 г.)

2. И-16 (июнь-июль 1938 г.)

3. Як-9Д (август-сентябрь 1945 г.)
08.08.1945 полк имел в боевом составе 46 Як-9.

yak9 ftr in combat foto WW2
Лётный состав 2-й эскадрильи у истребителя Як-9 в августе 1945 года, Увеличение фотографии - по клику.
Soviet Yak-9 fighter of 47 IAP Red army airforce in August 1945. Click to enlarge the picture.

Russian Jak-9 photo WWII 47th IAP (air unit) VVS USSR
Летчики лейтенант Иван Филиппович Клочков и младший лейтенант Дмитрий Иванович Тетерин.
The Yak-9 warplane in August 1945 (Soviet-Japanese war).

wartime picture Yak9D in combat 47 fighter aviation regiment VVS
Командир звена лейтенант Федор Семенович Шабашов и летчик младший лейтенант Гавриил Петрович Протасов у истребителя Як-9Д с идентификационной белой полосой вокруг фюзеляжа (ЭБО 9 Воздушной армии).
The Yak-9D plane in August 1945.

Фото ВВС РККА боевой самолёт Як9. 47 истребительный авиационный полк
Заместитель командира 47 иап 32 иад майор Иван Алексеевич Вишняков возле своего истребителя Як-9М. На фюзеляже - отметки побед аса (20 личных и 3 групповых).
Russian ace of Great Patriotic war Vishyakov I.A. near his Yak-9 aircraft in August 1945.

фото эмблематика СЯВ
Комполка майор Валентин Ермолаевич Гольцев у самолета Як-9 с личной эмблемой (крылатая молния).
47 iap commander Valentin Goltsev near the Yak-9 plane in August 1945.

боковик Як-9М 47 иап ВВС КА в СЯВ - самолеты и эмблемыпрофиль Як9М боковик Як-9 № 9 действующая армия сталинские соколыпрофиль Як9 Jak-9
Камень-Рыболов, август 1945 г. Рисунки А. Салимгареева.

журнал боевых действий, история и боевой путь части в СЯВ
Комполка с лётчиками. Аэродром Камень-Рыболов. Август 1945 г.

ЭБО
1. Командир 2 эскадрильи к-н Н.В. Рубцов (справа) рядом с Як-9.
2. Летчики л-т Медведев и мл. л-т Токорев.
3. Летчики л-т Шабашов и мл. л-т Протасов.
4. Летчики л-т Г.П. Сисин и мл. л-т В.Е. Мариченко у Як-9 б/н 60.

47th fighter aviation regiment Yak-9
Советско-японская война.

действующая армия сталинские соколы профиль боковик
Як-9Д (тактический № 8), 1-й Дальневосточный фронт. Реконструкция окраски выполнена И.Злобиным.

       История полка

       С 23.06.1938 г. на основании приказа Ком. ОКДВА №00115 от 14.06.1938 г. в с. Камень-Рыболов Ханкайского района Уссурийской области был сформирован 47-й истребительный авиационный полк четырехэскадрильного состава. Полк вошел в состав 53-й авиабригады ВВС 1-й ОКА. Новая авиационная часть формировалась на базе 7-й ОИАЭ (аэр. Камень-Рыболов) и 116-й ОИАЭ (аэр. Камень-Рыболов/Жариково) 69-й ИАБ ВВС ОКДВА. На вооружение полка поступили истребители И-15бис и И-16.
       С 1 по 11 июля 1938 г. личный состав полка принимал участие в боях с японцами у оз. Хасан. За этот период летчики полка выполнили 20 боевых вылетов на нанесение ударов по зенитной артиллерии и живой силе японцев.
       В феврале 1939 г. полк вошел в состав 72-й ИАБ ВВС ДВФр.
       В августе 1939 г. личный состав полка участвует в боевых действиях на реке Халхин-Гол и в районе озера Буйр-Нуур. За мужество и умелые действия личного состава в боях на Халхин-Голе были награждены орденом Красного Знамени капитан В.И.Попов (посмертно) и ст. лейтенанты Шанков и Евтушенко, а старший политрук В.П.Рулин вторым орденом Красного Знамени.
       В августе 1940 г. 47-й ИАП вместе с 48-м ИАП был включен в состав вновь формируемой 32-й САД ВВС ДВФр. В этом году на вооружение полка поступают новые истребители И-153. Эскадрилья самолетов данного типа была передана в полк из 40-го ИАП. Первый самолет И-153 был получен еще в июне. В июле к нему добавилось еще 5 самолетов, а в сентябре – сразу 50 единиц. Последние 8 «Чаек» полку были поставлены в октябре того же года.
       С началом Великой Отечественной войны главными задачами полка были защита воздушных границ Дальнего Востока и подготовка личного состава для действующей армии.
       05.09.1941 г. 47-й ИАП был передан из 32-й САД в 98-ю САД ВВС 1-й ОКА Дальневосточного фронта.
       С апреля по август 1942 г. 47-й ИАП являлся отдельным полком: в связи с расформированием 98-й САД он непосредственно подчинялся командующему 1-й ОКА ДВФр.
       С 02.08.1942 г. 47-й ИАП вновь был включен в состав 32-й ИАД (бывш. 32-я САД) 9-й ВА ДВФр, штаб которой дислоцировался в г. Спасск-Дальний.
       В ноябре 1942 г. 32 летчика во главе с командиром полка майором Милютиным убыли в 19-й запасной ИАП (г. Новосибирск). Оттуда в составе других частей они приняли участие в боевых действиях против фашистской Германии.
       22.09.1943 г. полку было вручено Боевое Знамя полка.
       С 21.04.1944 г. 47-й ИАП начал осваивать самолеты Як-7б, а к 30.06.1944 г. переучивание было завершено.
       Летом 1944 г. полк получил задачу на прикрытие Приханкайской долины и района с. Комиссарово.
       С ноября 1944 г. полк начал перевооружение на истребители Як-9д. Этот процесс был завершен в январе 1945 г. В полку имелось свыше 40 самолетов Як-9 разных модификаций.
       25.12.1944 г. 47-й ИАП перешел на штат №015/364.
       В августе 1945 г. 47-й ИАП 32-й ИАД с аэр. Камень-Рыболов в составе частей 9-й ВА 1-го ДВФр участвовал в боевых действиях против Японии.
       С утра 9 августа 1945 г. 47-й ИАП в составе 32-й ИАД 9-й ВА приступил к боевым действиям против Японии в полосе 1-й ОКА 1-го ДВФр. В боевом составе полка трехэскадрильного состава числилось 46 Як-9д и Як-9м, 1 УТ-2 и 43 летчика. Задачами полка были прикрытие боевых порядков 78-го и 972-го ШАП 251-й ШАД на маршруте и в районе целей, а также ведение разведки движения войск противника по шоссейным дорогам на его территории. В этот день было выполнено 66 самолетовылетов. Боевых потерь не было, но один Як-9 был разбит летчиком Недригайловым на своей территории после выполнения боевого задания.
       10.08.1945 г. полк выполнил 48 самолетовылетов на сопровождение штурмовиков и штурмовку войск противника своими силами.
       11.08.1945 г. 47-й ИАП выполнил 12 самолетовылетов (6 с/в на разведку и 6 с/в на сопровождение штурмовиков).
       12.08.1945 г. передовая команда полка убыла автотранспортом на маньчжурский аэр. Лишучжень для подготовки его к приему самолетов.
       13.08.1945 г. ввиду сложных метеоусловий было выполнено только 4 самолетовылета Як-9 на прикрытие штурмовиков и 1 самолетовылет УТ-2 на разведку аэр. Лишучжень. В этот день полк потерял самолет Як-9 пилотируемый лейтенантом Елисеевым, который не справился с управлением в облаках и врезался в сопку. Пилот погиб.
       14.08.1945 г. 47-й ИАП выполнил 33 самолетовылета на сопровождение штурмовиков (27 с/в) и воздушную разведку (6 с/в). В этих вылетах погиб капитан Гориотов, самолет которого в районе Комиссарово сорвался в штопор и разбился.
       15.08.1945 г. полк выполнил 28 самолетовылетов на сопровождение штурмовиков (20 с/в) и воздушную разведку (8 с/в).
       16.08.1945 г. полк выполнил 8 самолетовылетов на воздушную разведку.
       17.08.1945 г. полк выполнил 4 самолетовылета на воздушную разведку. На этом фактически завершилось участие полка в боях против Японии.
       Менее чем за месяц полк совершил свыше 205 самолетовылетов Як-9 на сопровождение штурмовиков, воздушную разведку и уничтожение живой силы и боевой техники противника. Еще два вылета было выполнено самолетом УТ-2. Потери полка составили: боевые - 2 самолета и 2 летчика, не боевые - 1 самолет.
       С осени 1945 г. по сентябрь 1946 г. 47-й ИАП базировался на аэр. Воскресенка в районе Спасска-Дальнего.
       05.09.1946 г. полк перелетел на аэр. Сингисю (Северная Корея), на котором базировался до июня 1948 г., после чего перебазировался на аэр. Канко в районе Гензана.
       В 1947 г. 47-й ИАП из 32-й ИАД был передан в 249-ю ИАД 9-й ВА.
       В конце 1947 г. полк переводится на единую в ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава, где 4-я АЭ была эскадрильей временного резерва,
       В октябре 1948 г. 47-й ИАП вывели в Советский Союз из Кореи. По возвращению в Приморье с 17.10.1948 г. полк разместился на аэр. Николаевка.
       С 11.02.1949 г. на основании приказа Министра ВС СССР №004 от 05.01.1949 г. 47-й ИАП 249-й ИАД из 9-й ВА (54-й ВА) передается в состав ВВС ТОФ. На вооружении полка стояли истребители Як-9.
       С 20.04.1949 г. полк переводится на штат трехэскадрильного состава.
       01.06.1949 г. 47-й ИАП передислоцируется с аэр. Николаевка на аэр. Западные Кневичи.
       В конце 1950 г. полк перевооружился на реактивную технику – истребители МиГ-15.
       С 18.06.1951 г. 47-й ИАП из Кневичей передислоцируется на аэр. Унаши.
       С января 1952 г. часть личного состава полка принимала участие в боевых действиях в небе Северной Кореи.
       В январе 1954 г. полк переучивается МиГ-17ф. Через год он полностью перевооружается на МиГ-17пф.
       01.02.1957 г. 47-й ИАП 165-й ИАД из ВВС ТОФ был передан в Приморский корпус ПВО Отдельной Дальневосточной армии ПВО, без смены места дислокации.
       В апреле 1958 г. в связи с расформированием управления 165-й ИАД полк был передан в состав Приморского корпуса Отдельной Дальневосточной армии ПВО (с 1960 г. 23-й К ПВО).
       В 1969 г. полк начинает переучивание на истребители-перехватчики Су-15.
       Переучивание на новую авиационную технику завершается в 1970 г. и полк заступает на ней на боевое дежурство.
       В мае 1980 г. 47-й ИАП передается в состав вновь сформированной на аэр. Центральная Угловая 20-й ИАД ВВС Дальневосточного военного округа.
       С 01.05.1986 г. после расформирования управления 20-й ИАД 47-й ИАП возвращается в состав 23-го корпуса ПВО страны.
       С 1988 г. летный и инженерно-технический состав переучивается на Су-27. Он стал единственным на тот момент полком истребительной авиации ПВО на Дальнем Востоке вооруженным этими самолетами.
       24.04.1998 г. 47-й ИАП 23-го К ПВО 11-й ОА ПВО, базирующийся на аэр. Унаши, был расформирован. Авиатехника и часть личного состава полка пошли на перевооружение и укомплектование 22-го гв. ИАП 23-го корпуса 11-й ОА ПВО на аэр. Центральная Угловая.
       Полком командовали: И.В.Якубович (июнь 1938 г. - август 1940 г.), В.Н.Попов, К.А.Михайлов (сентябрь 1940 г. - сентябрь 1941 г.), Захаров (сентябрь 1941 г. - 1942 г.), Милютин (до ноября 1942 г.), Валентин Ермолаевич Гольцев (с декабря 1942 г., был в 1946 г.), ГСС В.И.Максименко (март 1949 г. – август 1951 г.), Н.М.Волков (август 1951 г. – октябрь 1953 г.), К.А.Степочкин (октябрь 1953 г. – ноябрь 1954 г.), ГСС В.С.Снесарев (ноябрь 1954 г. – июнь 1955 г.), Ф.М.Прокофьев (декабрь 1954 г. – ноябрь 1955 г.), ГСС Н.А.Бокий (декабрь 1955 г. – январь 1959 г.), И.Т.Клочко, В.Р.Веряскин, Е.Н.Перекатов, В.И.Палкин, М.А.Филь, В.П.Максимов, Л.Ф.Коробейников, Ю.Н.Морозов, В.П.Тренин (до июня 1986 г.), В.И.Баштовой (июнь 1986 г. – декабрь 1994 г.), В.М.Беляев, А.Ю.Татаренко (до апреля 1998 г.).





Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Журнал боевых действий 47 иап. Архив ЦАМО. Фонд 22118, Опись 0214813, Дело 0002; Фонд 20094, Опись 1, Дело 2.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в советско-японской войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.