Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

53 истребительный авиационный Домбровский ордена Александра Невского полк ВВС КА


53 fighter aviation regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       02.1939–05.1939 53 истребительный авиационный полк сформирован в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (пос. Ново-Сысоевка Уссурийской обл.) по штату 15/806 на базе 5 и 6 авиаэскадрилий ВВС 1 Отдельной Краснознаменной армии и личного состава 48 иап.
       15.08.1944 Приступил к подготовке для отправки в в действующую армию и переформированию по штату 015/364.
       05.04.1945 За отличие в боях за освобождение городов Сосновец, Бендзин, Домброва, Гурне, Челядзь и Мысловице приказом ВГК № 054 53 иап присвоено почетное наименование «Домбровский».
       26.04.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и разгроме войск противника юго-западнее Оппельна и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 53 иап награжден орденом Александра Невского.
       12.08.1960–15.09.1960 Переформирован в 349 зенитно-ракетный полк в составе 1 дивизии ПВО с сохранением всех регалий 53 иап.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
14.11.194411.05.1945181 иад3 ШАК2 ВА 1 Украинский фронтфактически к боевой работе приступил 14.01.1945

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в боевых действиях (1945 г.) летным составом полка выполнен 3021 боевой вылет (а сопровождение ША – 2243, на штурмовку противника – 266, по аэродромам противника – 92, на разведку – 308, на свободную охоту – 59, на перехват – 6, на прикрытие войск – 47). Количество уничтоженных самолетов противника – 118 (113 истребителей, 2 бомбардировщика, 3 прочих типов) в воздушных боях и 30 (18 истребителей и 12 бомбардировщиков) на аэродромах при штурмовках.
       Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 4, орудия ПА – 25, орудия ЗА – 340, автомашины – 155, повозки – 82, эшелоны – 15, паровозы – 10, вагоны – 40, склады – 4), собраны важные разведданные.
       Потери самолетов составили 23 машины (сбито в воздушных боях – 6, сбито ЗА – 10, не вернулось с боевого задания – 1, авиакатастрофы – 1, аварии – 2, списано по износу – 3).
       Потери летного состава составили 14 лётчиков (погибло в воздушных боях – 5, сбито ЗА – 6, не вернулось с боевого задания – 1, погибло в авиакатастрофах – 1, прочие небоевые – 1).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли самолеты И-15бис, И-153, И-16, Як-7б, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17п.

Як-9 (14.11.1944 — 11.05.1945)

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части ВОВ. 53-й истребительный авиационный Домбровский ордена Александра Невского полк
Вручение самолетов от труженников Орла. Старший лейтенант Бредихин и секретарь обкома партии Марков Ф.В., лето 1944 г.
The Yak-9T warplanes. Great Patriotic war photo.


ww2 foto pursuit squadron airplane 53 fighter aviation regiment
Истребители Як-9Т с дарственной надписью «Трудящиеся Орла – фронту», фото лета 1944 г.
The Yak-9T planes of 53 IAP Red army airforce, photo of August 1944.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
Як-9Т № 87, рисунок А. Салимгареева.

Наши ястребки - Сталинские соколы ВОВ 53 ИАП ВВС КА Фотоснимок
Лётчики Константин Потрясов и Кузьма Кудинов у истребителей «Трудящиеся Воронежа – фронту».

Офицеры бронетанковых и механизированных войск изучают авиационную технику Из фотоальбома Военно-историческая полевая поездка генералов и офицеров Таврического военного округа по изучению Крымской операции войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии
Офицеры бронетанковых и механизированных войск изучают авиационную технику. Военно-историческая полевая поездка генералов и офицеров Таврического военного округа, 1946 г. Предположительно - Як-9 из состава 53 иап.

подведение итогов лётного дня авиаэскадрильи. Стоит стол, около него стоит капитан Галкин Ю.Н., бывший зам. командира аэ Трудящиеся Орла -фронту. За столом сидят два заместителя.
Подведение итогов лётного дня авиаэскадрильи. У стола стоит капитан Галкин Ю.Н. Август 1946 г.
На заднем плане - автомобиль с армейским номером К-56-528 и Як-9 с тактическим номером 53 и ЭБО (красная диагональная полоса через звезду); белые горизонтальная и вертикальные полосы - миткалевые ленты, предположительно).
53 ИАП ВВС КА в ВОВ - самолеты и эмблемы
Як-9У № 53, рисунок А. Салимгареева.

       История части

       В середине сентября 1932 г. на основании приказа по личному составу ВВС ЧМ №033 от 10.09.1932 г. для формирующихся ВВС Морских сил Дальнего Востока была выделена часть личного состава и авиационной техники 29-й ОИАЭ ВВС ЧМ. Из них сформировали 76-й отдельный (истребительный) авиационный отряд, вооруженный истребителями И-4.
       К апрелю 1933 г. 76-й ОИАО (76-й отряд ОСО), прибыл с Черного моря на Дальний Восток. Там он был переименован в 28-й отдельный истребительный авиационный отряд 28-й АБ ВВС МСДВ и перевооружен на истребители И-5.
       В июле 1933 г. 28-й ОИАО был развернут в 28-ю ОИАЭ 28-й АБ ВВС МСДВ с базированием на аэр. Воздвиженка.
       В мае 1938 г. на основании приказа Ком. ВВС ТОФ №0036 от 14.05.1938 г. был сформирован 10-й тяжелобомбардировочный авиационный полк ВВС ТОФ. 28-я ОИАЭ была обращена на формирование 5-й и 6-й истребительных авиационных эскадрилий 10-го ТБАП ВВС ТОФ. В том же месяце обе эти эскадрильи были передана в состав 5-й АБ ОсНаз ВВС 1-й ОКА. Они были вооружены: 28/23 И-16М-22, 9/9 И-16М-25, 1/1 УТИ-4, 2/2 УТИ-2 и 3/1 У-2.
       К маю 1939 г. на основании решения Главного Военного Совета и приказа по 1-й ОКА№0062 от 14.02.1939 г. в составе 61-й АБ ВВС 1-й ОКА на аэр. Новосысоевка Яковлевского района Уссурийской области (ныне Приморского края) на базе 5-й и 6-й ОИАЭ ВВС ОКДВА был сформирован 53-й истребительный авиационный полк. Кроме того, на формирование полка был обращен личный состав 48-го ИАП 61-й авиабригады 1-й ОКА.
       В составе полка имелось 4 эскадрильи, которые были вооружены: 1-я и 2-я АЭ истребителями И-16, а 3-я, 4-я АЭ - И-15бис.
       В августе 1939 г. несколько человек личного состава полка были направлены в 48-й ИАП для участия в боевых действиях против японцев на Халхин-Голе.
       С 11 по 17 ноября 1939 г. 53-й ИАП подвергся проверке комиссией штаба ВВС 1-й ОКА. Вывод по результатам проверки был сделан, что полк был введен в боевой состав ВВС 1-й ОКА.
       В декабре 1939 г. 3-я и 4-я эскадрильи были перевооружены на истребители И-153.
       В январе 1940 г. несколько человек личного состава полка были направлены на Карельский перешеек для участия в боевых действиях против Финляндии в составе ВВС Ленинградского фронта.
       С января 1941 г. полк числился в составе 34-й САД 1-й ОКА.
       01.08.1941 г. одна авиаэскадрилья 53-го ИАП была перебазирована на аэр. Семеновка.
       В сентябре 2-я АЭ полка убыла для формирования новой авиационной части. В этом же месяце из 5-го ИАП ВВС 1-й ОКА в полк поступили самолеты И-16, из которых была сформирована новая 2-я эскадрилья.
       В октябре 1941 г. из состава полка убыла 4-я эскадрилья самолетов И-153, а сам полк был переведен на трехэскадрильный штат №015/134: 1-я и 2-я АЭ на самолетах И-153, а 3-я АЭ на самолетах И-16 тип 17.
       28.11.1941 г. 1-я и 2-я АЭ во главе с командиром полка капитаном Бочаровым убыли на комплектование новой авиационной части. Вместо них в полк прибыла авиационная эскадрилья из 40-го ИАП ВВС 1-й ОКА ДВФ (аэр. Покровка) на самолетах И-153.
       25.02.1943 г. полк получил на вооружение 20 истребителей Як-7б, а самолеты И-16 и И-153 переданы в другие части.
       В 1943 г. 1-я и 2-я эскадрильи и управление полка перебазировались на аэр. Чернышевка Анучинского района Приморского края.
       06.09.1943 г. полку было вручено Боевое Знамя части и Грамота к Боевому Знамени.
       С января 1944 г. 1-я и 2-я эскадрильи полка были вооружены истребителями Як-7б, а 3-я и 4-я – самолетами И-16.
       10.01.1944 г. 3-я эскадрилья 53-го ИАП под командованием капитана Бакланова убыла на Запад - в действующую армию.
       До 16.07.1944 г. 53-й ИАП входил в состав 34-й САД 9-й ВА ДВФ.
       С 17 июля по 13 августа 1944 г. личный состав полка без матчасти был перебазирован железнодорожным транспортом в г. Орел. Там он поступил в распоряжение командующего Орловского военного округа.
       13.08.1944 г. личный состав полка расположился на аэр. Военный (г. Орел) и был включен в состав формируемой 181-й ИАД.
       27.08.1944 г. 53-й ИАП получил 43 новых самолета Як-9, приступив к их освоению.
       01.09.1944 г. полк в составе 40 экипажей завершил подготовку на самолетах Як-9 и с 6 сентября вошел в состав 3-го ШАК 2-й ВА 1-го Украинского фронта.
       07.10.1944 г. полк перебазировался на аэр. Незнаново Львовской области на Украине.
       03.01.1945 г. 53-й ИАП передислоцировался на аэр. Пивиска в Польше.
       Только с 14 января 1945 г. полк принял участие в боевых действиях на Западном фронте.
       В течение января-марта 1945 г. 53-й ИАП базировался на аэр. Нейдорф, Накель, Обер-Глау.
       За успешные действия в боях за овладение городами Сосновец, Вендзин, Домброво, Гурне, Челядзжь, Моловице 53-му ИАП приказом ВГК №054 от 05.04.1945 г. было присвоено почетное наименование «Домбровский»
       26.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №0100 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев и разгроме войск противника юго-западнее Оппельн и проявленные при этом доблесть и мужество 53-й ИАП был награжден орденом Александра Невского.
       С 15 по 27 июля 1945 г. полк перебазировался из Германии в Венгрию на аэр. Вудаерш.
       С 9 ноября по 10 декабря 1945 г. 53-й ИАП в составе дивизии был перебазирован в Крым на аэр. Кача.
       В апреле 1946 г. полк перебазирован на аэр. Веселое.
       В марте 1947 г. 53-й ИАП был перебазирован с аэр. Веселое на аэр. Джанкой.
       В октябре 1951 г. полк получил на вооружение самолеты МиГ-15.
       12.09.1952 г. 53-й ИАП в составе 181-й ИАД ВВС ТаВО вошел в 52-й ИАК (штаб корпуса размещался в г. Севастополь).
       В ноябре 1952 г. 53-й ИАП был перебазирован в Евпаторию.
       С 23 мая 1953 г. приказом МО СССР №0084 от 25.04.1953 г. 53-й ИАП 181-й ИАД 52-го САК (бывш. 52-й ИАК) ВВС ТаВО был передан в состав ВВС Черноморского флота.
       В мае 1953 г. личный состав полка освоил самолеты МиГ-17.
       До конца января 1957 г. 53-й ИАП вооруженный самолетами МиГ-17 находился в составе 181-й ИАД ВВС ЧФ, базируясь на аэр. Евпатория.
       С 01.02.1957 г. на основании приказа МО СССР №002 от 03.01.1957 г. 53-й ИАП в составе 181-й ИАД был передан в Крымскую дивизию Одесского корпуса ПВО.
       В феврале 1957 г. АЭ полка (9 МиГ-17 и 11 летчиков) была передана в 6-й гв. ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ. Вместо них полк пополнился АЭ (10 МиГ-17п и 12 летчиков) из 6-го гв. ИАП. Такая рокировка личного состава и авиатехники была связана с тем, что 53-й ИАП переформировывался в полк перехватчиков.
       Весной 1958 г. после расформирования управления 181-й ИАД 53-й ИАП стал подчиняться непосредственно командованию Крымской дивизии Одесского корпуса ПВО.
       С 12 августа по 15 сентября 1960 г. 53-й ИАП был переформирован в 349-й зенитно-ракетный полк ПВО 1-й дивизии ПВО.
       В феврале 1961 г. 1-й ЗРДН и 2-й ЗРДН полка получили на вооружение зенитно-ракетные комплексы С-75 («Десна»).
       По состоянию на 15.03.1962 г. в составе полка числилось три боевых дивизиона.
       В период «Карибского кризиса» (октябрь 1962 г.) в состав 349-го ЗРП был передан 4-й кадрированный дивизион.
       В марте 1963 г. 4-й дивизион получил матчасть, и был развернут на позиции в районе Оленевки.
       В 1968 г. 349-й ЗРП был переформирован в 206-ю зенитную ракетную бригаду, которая имела в своем составе: управление бригады, четыре ЗРДН ЗРК С-75, четыре ЗРДН ЗРК С-125 полного состава, два ЗРДН ЗРК С-125 сокращенного состава, технические дивизионы для ЗРК С-75 и С-125.
       В 1975 г. в составе бригады была сформирована группа дивизионов ЗРК С-200 и технический дивизион к этим комплексам.
       01.12.1996 г. 206-я ЗРБР была свернута в 206-й зенитно-ракетный полк ПВО.
       В последующие годы при очередной реорганизации системы ПВО Украины при слиянии различных зенитно-ракетных частей 206-й ЗРП был вновь развернут в 12-ю зенитно-ракетную Домбровскую ордена Александра Невского бригаду
       Указом Президента Украины №1376/99 от 23.10.1999 г. 12-й ЗРБР с целью воспитания военной молодежи на боевых традициях старших поколений было присвоено наименование «Евпаторийская» и она стала называться 12-й зенитной ракетной Евпаторийско-Домбровской ордена Александра Невского бригадой.
       К 2011 г. бригада базировалась в районе Евпатории и имела 10 ракетных дивизионов, два из которых были оснащены комплексами С-200, два — С-75 и шесть — С-125.
       К 2014 г. 12-я ЗРБР претерпела очередное преобразование. Она была свернута в 55-й зениный ракетный полк (в/ч А4519) ВСУ. Место дислокации полка осталось прежним – Евпатория.
       В апреле 2014 г. полк перешел под юрисдикцию России, войдя в состав 31-й дивизии ПВО.

       Командиры

       Авиационной частью командовали: Белокопытов (май 1939 г. - январь 1940 г.), Н.И.Бочаров (январь 1940 г. - ноябрь 1941 г.), Филиппов (май-сентябрь 1941 г.), Преображенский (сентябрь 1941 г. - март 1942 г.), Гольцев (март-декабрь 1942 г.), Тосташий (декабрь 1942 г. - декабрь 1943 г.), Павел Иванович Барышев (декабрь 1943 г. - май 1947 г.), Е.С.Моисеев (май 1947 г. - январь 1948 г.), М.В.Кожевников (январь 1948 г. - ноябрь 1950 г.), Ф.Г.Грехов (ноябрь 1950 г. - июль 1953 г.), Л.Т.Чаплиев (август 1953 г. - декабрь 1956 г.), Н.И. Запаленов (декабрь 1956 г. - ноябрь 1957 г.), В.М.Болтян (ноябрь 1957 г. - сентябрь 1960 г.),
       Зенитно-ракетным соединением командовали: О.К.Чернов (сентябрь 1960 г. - январь 1973 г.), Н.П.Васильев (январь 1973 г. - апрель 1974 г.), В.М.Осмоловский (март-апрель 1974 г.), В.С.Устенко (апрель 1974 г. - февраль 1976 г.), В.А.Артемьев (февраль 1976 г. - ноябрь 1977 г.), И.Н.Мифтахов (ноябрь 1977 г. - октябрь 1978 г.), Г.К. Котвицкий (октябрь 1978 г. - апрель 1986 г.), Н.К. Репин (апрель 1986 г. - июль 1987 г.), П.М.Федулов (июль 1987 г. - сентябрь 1990 г.), В.П.Вахнин (сентябрь 1990 г. - 1993 г.), Н.П.Савченко (1993-94 гг.), А.В.Матвиенко (в 2014 г.), В.А.Павлюченко (в 2017 г.).




Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

53 истребительный авиационный Домбровский ордена Александра Невского полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.