Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

57 гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС КА

[36 истребительный авиационный полк]



57 гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС КА

57th guards fighter regiment (36th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       19.02.1938–28.02.1938 36 истребительный авиаполк сформирован в Закавказском военном округе (г. Баку) на основе 119 и 121 отдельных истребительных эскадрилий в составе четырех аэ.
       22.10.1941 Передал четвертую эскадрилью в 481 иап, тем самым перейдя на штат 015/134.
       16.06.1942–25.06.1942 Переформирован по штату 015/174 (ст. Гостагаевская Краснодарского края).
       27.11.1942–20.04.1943 В 25 запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул АзССР) переформирован по штату 015/284.
       08.02.1943 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 63 36 иап преобразован в 57 гвардейский истребительный авиационный полк.
       07.05.1944–12.05.1944 Переформирован по штату 015/364 (пос. Семисотка, Крым).
       26.04.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Тчев (Диршау), Вейхарово (Нойштадт), Пуцк (Путциг) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 57 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       01.06.1978 57 гиап расформирован, все регалии переданы 991 иап (аэр. Бесовец, Карелия).
       Осенью 1993 г. 991 иап расформирован в Норильске.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
25.08.194122.10.1941135 садВВС Закавказского фронтаОперация по занятию советскими войсками территории Северного Ирана
23.11.1941начало февраля 1942 г.71 иадВВС Крымского фронтаОдна эскадрильи
23.11.194120.02.194274 иадВВС Южного фронтаДве эскадрильи
20.02.194204.04.1942135 иадВВС Крымского фронта
04.04.194228.05.1942ВВС Крымского фронта
28.05.194227.09.1942237 иад5 ВАЗакавказский фронт
27.09.194227.11.1942236 иад5 ВАЗакавказский фронт
25.04.194330.06.1943216 сад4 ВАСеверо-Кавказский фронт
24.10.194320.11.1943329 иад4 ВАСеверо-Кавказский фронт
20.11.194319.05.1944329 иад4 ВАОтдельная Приморская Армия
03.12.194409.05.1945329 иад4 ВА2 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы в Иране: совершено около 200 боевых вылетов, уничтожен на земле 1 самолет.
       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 10633 боевых вылета. В воздухе сбито 216 самолетов противника, при штурмовках уничтожено: самолеты - 26, танки – 30, орудия – 26, точки ЗА и ЗП – 113, автомашины – 748, автоцистерны – 11, повозки – 434, паровозы – 15, вагоны – 42, корабли – 4, катера – 1, буксиры – 1, баржи – 8.

Боевая работа: вид задания За войну 19411942 1943 1944 1945
по войскам противника99826650322
по аэродромам противника1971215134
по ж/д объектам2222
на разведку1161789011948115
на свободную охоту2871624427
на перехват22514191164
на прикрытие войск45531929861192113053
на спецзадание99
на сопровождение2464231355158155773
на разведку со штурмовкой589589
на сопровождение и штурмовку1281226
Итого106333616198139113861297

В число 4553 боевых вылетов на прикрытие войск вошли 5 боевых вылетов ночью.
Количество уничтоженных самолетов противникаЗа войну 19411942 1943 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях 1211127432317
Истребители - уничтожено на аэродромах13310
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях66629247
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах13112
Прочих типов - сбито в воздушных боях321
Итого2163168693018
сбито в воздушных боях1901756693018
уничтожено на аэродромах261412000

Свои потери самолетовЗа войну 19411942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях31341662
сбито ЗА1414
уничтожено на аэродромах312
не вернулось с боевого задания94311
Итого боевые574221993
авиакатастрофы82231
аварии72122
списано по износу413
Итого небоевые194483
ВСЕГО7642623176
Потери летного состава
Летчики503181892
       Потери по типам самолетов: 30 И-16; 16 «Спитфайр-V»; 30 «Аэрокобра».

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. И-16 (25.08.1941-27.11.1942)
На фюзеляжи наносились трехзначные белые номера, начинающиеся с цифры 3, на кили - белые "шевроны" (уголки).
22.10.1941 Передал четвертую эскадрилью в 481 иап.
23.11.1941 Всего на момент начала боевой работы имел в боевом составе 29 И-16.
27.11.1942 Сдал матчасть в 931 иап.

И16 За Родину Фото ВОВ 36 ИАП ВВС КА действующая армия фотография
Летчики полка на фоне истребителя И-16 с надписью на борту (предположительно - "За Родину"). Керченский п-в, 1942 год (предположительно - конец апреля).
Ближний ряд (лежат): Владимир Владимирович Шикалов (слева) и Сергей Михайлович Мартынов (справа).
Во втором ряду сидит (справа) - Алексей Иванович Железнов.
Дальний ряд. Крайний слева (стоит) Анатолий Александрович Макаров. Третий слева (стоит) капитан Орлов Виктор Гаврилович. Третий справа (стоит) комполка майор Осипов Александр Алексеевич (предположительно).
The pilots aside the I-16 fighter.


«воздушные рабочие войны» фотографии.
Ростов-на-Дону, октябрь 1941 года. Компока майор Осипов А.А. (четвертый слева во втором ряду, стоит) с группой летного и технического состава у истребителя И-16. В одном ряду с ним (стоят): третий слева - майор Легута Михаил Данилович, старший политрук, комиссар второй эскадрильи, четвертый справа - командир эскадрильи Терентий Данилович Картузов, третий справа - капитан Дмитрий Георгиевич Ильин, второй справа - младший лейтенант Василий Александрович Панфилов,
В промежуточном положении (сидит за Скворцовым) - летчик Червоткин Федор Митрофанович.
В первом ряду (лежат): второй слева - мл. лейтенант Анатолий Леонидович Иванов, третий слева (в белых унтах) младший лейтенант Азаров Сергей Семенович, четвертый слева - младший лейтенант Скворцов Николай Михайлович.
Regimental markings WWII photo in combat.
Летчики у истребителя И-16 (предположительно, ноябрь-декабрь 1941 года). Слева-направо: Д.Г. Ильин, комполка А.А. Осипов, (?) В.А. Панфилов.

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Командир 36-го иап майор Осипов (в центре) с группой летного состава у того же И-16. Февраль 1942 года (не ранее 20.02.1942), Крым (аэродром пос. Багерово, Керченский п-ов). Слева направо: 1. Ю.И. Чалый; 2. А.И. Серебряков (?); 3. А.А. Макаров; 4. В.А. Панфилов (?); 5. А.А. Осипов; 6. В.А. Эмиров; 7. капитан Д.Г. Ильин (?); 8. младший лейтенант А.Л. Иванов (?); 9. младший лейтенант С.С. Азаров.
The pilots of 36 IAP Red army airforce near the I-16 plane.


Группа лётчиков 36-го истребит. полка ВВС 56 Армии. Январь-февраль 1942 г. аэродром г. Ейск
56 Армия. Январь 1942 г., аэродром г. Ейск. Второй справа (с большой долей вероятности) - мл. лейтенант А.А. Макаров. Крайний справа (отмечен чернилами) - Шерстюков Константин Константинович, старший врач 699 бао 32 р-на авиационного базирования.

Капитан медслужбы Шерстюков К.К. (неверно- апрель 1944 г., Крым, аэродром Альма-Томак).
Капитан медслужбы Шерстюков К.К. с боевыми товарищами, аэродром Ейск, 5.2.1942. Четвертый справа в заднем ряду (стоит) - комполка А.А. Осипов. В одном ряду с ним (стоят): второй справа - В.А. Панфилов, второй слева - Д.Г. Ильин, четвертый слева (отмечен чернилами) - К.К. Шерстюков.
В переднем ряду третий слева (лежит) - Н.М. Скворцов. Самолёт И-16 оборудован радиостанцией.


2. «Спитфайр»-V (25.04.1943-30.06.1943)
27.11.1942–20.04.1943 Освоены в 25 зиап ЗакФ.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Разбитый самолет Спитфайр-5 с желтой молнией на фюзеляже, которая короткое время была эмблемой полка. Разбит на аэродроме Поповическая 27.04.1943. Фото из аварийного акта.

ЭБО
Реконструкция внешнего вида Спитфайр-5Б (тактический № 529, заводской № EN911). Рисунок М. Быкова.

Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ ВВС СССР.
Реконструкция внешнего вида Спитфайр-5Б (тактический № 538, заводской № EP210). Рисунок М. Быкова.

57 GvIAP wartime picture.
Истребитель Spitfire Mk.VB с закрашенной молнией, Кубань, весна 1943 года.
Supermarine Spitfire Mk.VB plane. Great Patriotic war photography.



3. «Аэрокобра» (24.10.1943-09.05.1945)
30.06.1943–11.09.1943 Освоены в 6 отдельном учебно-тренировочном авиаполку 4 ВА Северо-Кавказского фронта.
Знаками полка в системе 329 иад ВВС РККА (57 гиап, 101 гиап, 66 иап) являлись вертикальная красная полоса с белой окантовкой на руле направления и красный кок воздушного винта.

ЖБД 57 ГвИАП - журнал боевых действий и боевой путь части.
Истребитель Airacobra после вынужденной посадки.
Ditched P-39 warplane of 57 GIAP VVS.


Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину, кино и фотохроника ВОВ.
«Аэрокобра» на захваченном немецком аэродроме.

Исторический формуляр авиачасти. Боевое использование и Структура 57 Гв ИАП.
The pilots aside the P-39 fighter.


       Командиры полка

_.06.1941 – 24.10.1943 м–р, п/п Осипов Александр Алексеевич
24.10.1943 – 27.12.1944 м-р Сидоров Василий Емельянович
06.01.1945 – 31.12.1945 м–р Беркутов Александр Максимович






Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах».
А.Л. Иванов - Скорость, маневр, огонь.
Информация от инициативной группы ветеранов полка и их потомков, включая внука летчика Иванова Анатолия Леонидовича.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.