Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

5 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Берлинский ордена Богдана Хмельницкого полк

[129 истребительный авиационный полк]


5th guards fighter «Berlin» regiment (129th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       05.05.1940–25.05.1940 — 129 истребительный авиаполк сформирован в Белорусском Особом военном округе (г. Орша) на базе 123 иап.
       06.12.1941 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР № 351 129 иап преобразован в 5 гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.02.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при выходе на реку Одер и овладение городами Милич, Бернштадт, Намслау, Карльсмаркт, Тост, Бишофсталь и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 5 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       04.06.1945 — За отличие в боях при овладении столицей Германии городом Берлин приказом ВГК № 0109 5 гиап присвоено почетное наименование «Берлинский».
       За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении городом Дрезден и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 5 гиап награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.
       Сентябрь 1990 года — 5 гиап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194108.08.19419 садВВС Западного фронта
08.08.194120.10.194147 сад
06.11.1941март 1942ВВС Калининского фронта
март 194210.05.1942ВВС 30 АрмииКалининский фронт
10.05.1942июль 1942209 иад3 ВА
июль 194231.10.1942210 иад
19.12.194203.01.1944207 иад / 11 гиад3 сак / 1 гсак17 ВАЮго-Западный фронт / 3 Украинский фронт
12.05.194408.07.194411 гиад1 гсак РСВГК3 Украинский фронт
08.07.194431.07.194411 гиад8 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.194511 гиад1 гсак / 2 гшак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 15464 боевых вылета. В воздушных боях сбито 657 самолетов противника и 1 аэростат, 82 самолета уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на сопровождение 4117 1014 289 860 822 1131
на прикрытие и патрулирование 7764 1601 3178 2434 277 84
на штурмовку 1025 546 203 137 139
на разведку 1350 160 117 804 224 45
на перехват 15 15
на уничтожение аэростатов 26 26
на свободную охоту 730 47 247 436
прочие вылеты 627 627
Итого 15464 3321 3802 4935 1570 1886
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - в воздушных боях 237 40 36 128 10 23
Истребители - на аэродромах 35 9 12 8 6
Бомбардировщики - в воздушных боях 339 68 72 158 13 28
Бомбардировщики - на аэродромах 47 7 8 18 6 8
Прочие - в воздушных боях 81 21 20 40
Итого 739 145 148 352 29 65
сбито в воздушных боях 657 129 128 326 23 51
уничтожено на аэродромах 82 16 20 26 6 14

Свои потери самолетовЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях959374522
сбито ЗА1721023
уничтожено на аэродромах1009163
не вернулось с боевого задания3412787
Итого боевые2461125266115
авиакатастрофы174751
аварии5341312168
списано по износу44
Итого небоевые74820171712
ВСЕГО32012072832817

Собственные безвозвратные потери составили 320 (из них 246 - боевые потери) самолетов и 93 летчика.

По типам самолетов потеряно: 67 МиГ-3; 32 И-153; 79 ЛаГГ-3; 125 Ла-5; 2 Ла-7; 2 УТИ-4; 2 УТ-2; 3 УТ-1; 8 По-2.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.1941Самолеты МиГ-3 и И-153
08.08.1941Самолеты МиГ-3
06.11.1941Самолеты ЛаГГ-3
19.12.1942Самолеты Ла-5
01.02.1945Самолеты Ла-5 и Ла-7

1. И-153 (июнь — июль 1941 г.)

Боевое использование
Истребитель-биплан И-153 "Чайка" номер 12.
I-153 fighter tactical number 12 of 129 IAP Red army airforces.


военный самолёт с ракетами
Самолет И-153 с тактическим номером 15. Под нижним крылом подвешено восемь РС-82.
Soviet I-153 biplane tactical number 15.



2. МиГ-3 (июнь — октябрь 1941 г.)

129иап ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Истребитель МиГ-3 129-го ИАП, замаскированный на аэродроме, лето 1941 года.
Soviet MiG-3 warplane.


Фото снимок ВОВ. Наши ястребки - Сталинские соколы
Размаскировка советского самолета МиГ-3.

WWII photo MIG3 in combat. боевая раскраска
МиГ-3 после аварийной посадки (шасси подломлено, винт и обшивка повреждены).
Ditched MiG-3 fighter of 129 IAP Red army VVS.



3. ЛаГГ-3 (август 1941 г. — октябрь 1942 г.)
Конец августа 1941 г. - в состав авиаполка вошла аэ на самолетах ЛаГГ-3 из состава 239 иап.
Октябрь 1941 г. - полк полностью освоил ЛаГГи в 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Арзамас).

WWII picture Russian identification mark.
ЛаГГ-3 11 серии с подвешенными неуправляемыми реактивными снарядами РС-82 выруливает на взлетную полосу аэродрома. Под крылом - пустые бомбодержатели (держатели для подвесных топливных баков) Д3-40. Калининский фронт, 6 декабря 1941 г.
Soviet LaGG-3 seria 11 plane. Great Patriotic war photo.


Laveikin in combat
Лавейкин Иван Павлович (второй слева) с сослуживцами у ЛаГГ-3 с белым коком воздушного винта. Фотоснимок сделан в декабре 1941 года на Калининском фронте.
Russian ace Ivan Laveykin.


техсостав ЛАГГ3
Техобслуживание советского истребителя ЛаГГ-3 5 ГИАП на Калининском фронте.

Мы взлетали как утки с раскисших полей, 10 вылетов в сутки - куда веселей.
12 апреля 1942 года Григорий Денисович Онуфриенко был удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре после
этого радостного события Гвардии майору Г. Д. Онуфриенко поручили возглавить делегацию авиаторов, выезжавших
на авиационный завод. Побывали в конструкторском бюро, руководимом Семёном Алексеевичем Лавочкиным. А когда расставались, 
Генеральный конструктор от имени коллектива завода передал полку 5 новых, ещё пахнувших краской истребителей 
ЛаГГ3, поверхность которых была тщательно отполирована. На фюзеляжах самолётов красовался гордо реющий буревестник.
Летчики (В. Попков, Д. Штоколов, Н. Макаренко, П. Песков, П. Радченко) у самолета ЛаГГ-3 с бортовым номером 67 и эмблемой летящей птицы. Фотография мая 1942 г.
Soviet LaGG-3 fighter tactical number 67 and the flying bird emblem.


WW2 lagg3 in combat.
Замкомэск Николай Городничев (справа) с техниками у своего истребителя ЛаГГ-3, Калининский фронт, зима 1941–1942 гг.
Soviet pilots of 5 GIAP near LaGG-3 plane.


Материальная часть и тактические обозначения самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Лавейкин Иван Павлович, фотография октября 1942 г.


4. Ла-5 (декабрь 1942 г. — май 1945 г.)
Освоены во 2 зиап МВО (ст. Сейма Горьковской обл.).
Использовались все модификации - Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН.
Элементами быстрого опознавания авиаполка были белый кок винта и белый торец капота.

исторический формуляр авиачасти
Беляков Анатолий Никитович у самолета Ла-5 № 89. Ноябрь 1942 года, 2 ЗИАП.

5 гап в бою
La-5 plane of expert fighter pilot Belyakov. Drawind by M.Bykov


5 гавп
Механик Моисеев у самолета Ла-5 ранней модификации.

ЭВЧ
Сытов Иван Никитович рядом с Ла-5Ф с тактическим номером 18. Юго-Западный фронт, осень 1943 г.

Истребитель Ла-5Ф номер 18 "Эскадрилья Валерий Чкалов"


WW2 foto soviet la5f.
Артисты осматривают Ла-5Ф на Московском центральном аэродроме им. Фрунзе, фото ноября 1943 г. На их средства были приобретены две машины: № 12 и № 14. Самолеты были переданы 5 гиап и провоевали до конца войны. Надпись «Веселые ребята» была нанесена на левых бортах машин, а на правых — «От джаз-оркестра Л. Утесова». На переднем плане справа — летчик гвардии лейтенант А.Б. Мастерков, который перегонит самолет на фронт. На заднем плане слева — певица Эдит Утесова.
СССР
Истребитель Ла-5Ф № 12.
combat jazz
jazz battle
La-5F fighters for 5 giap Red army airforce.

Звезда Победы
Глазков Игорь Семенович у машины № 14 с победными звездчками.
Russian pilot Igor Glazkov near his La-5F aircraft.


Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Кальсин Пётр Терентьевич у Ла-5 с белым коком и торцом капота (обозначение полка).
Russian ace Kalsin aside La-5 aircraft.



Попков Виталий Иванович у самолета Ла-5ФН б/н 01. 1-й Украинский фронт, фото 1944 г.
Color profile
Самолет Ла-5ФН с бортовым номером 01. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.
La-5FN fighter of Popkov ace.



Герой Советского Союза Попков у самолета Ла-5ФН б/н 75.


Ярёменко Евгений Михайлович у истребителя Ла-5ФН № 75 "Комсомолец Дальстроя". 1-й Украинский фронт, 1944 год.
цветной боковик ла5фн
La-5FN warplane of expert fighter pilot Yaryomenko.



Лётчики Баевский, Попков и Ярёменко, фото 1944 года.


5. Ла-7 (январь — май 1945 г.)


6. Як-9У
28.04.1945 - Получено 12 истребителей Як-9У и, не прерывая боевой работы на Ла-5 и Ла-7, начато их освоение с целью унификации самолетного парка 11 гиад. Решение вскоре отменено, самолеты переданы в другие части дивизии.

5 гкап
Баевский Георгий Артурович (справа) у своего Як-9У с рисунком тигра.


Истребитель Як-9У б/н 36 аса Баевского, 1945 г. Рисунок М.Быкова.


       Командиры полка

05.06.1941 – _.09.1942 к-н, м-р Беркаль Юрий Михайлович
15.09.1942 – _.03.1944 м-р, п/п Зайцев Василий Александрович
_.05.1944 – 18.08.1944 п/п Муштаев Павел Фомич
18.08.1944 – _.02.1945 п/п Виноградов Николай Сергеевич
01.05.1945 – 31.12.1945 п/п Бабков Василий Петрович










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВВС СССР (Военно-воздушные силы Советского Союза) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.