Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

5 гвардейский истребительный авиационный Берлинский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого полк ВВС КА

[129 истребительный авиационный полк]


5th guards fighter «Berlin» regiment (129th fighter aviation regiment) VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       05.05.1940–25.05.1940 — 129 истребительный авиаполк сформирован в Белорусском Особом военном округе (г. Орша) на базе 123 иап.
       06.12.1941 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом НКО СССР № 351 129 иап преобразован в 5 гвардейский истребительный авиационный полк.
       19.02.1945 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при выходе на реку Одер и овладение городами Милич, Бернштадт, Намслау, Карльсмаркт, Тост, Бишофсталь и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 5 гиап награжден орденом Красного Знамени.
       04.06.1945 — За отличие в боях при овладении столицей Германии городом Берлин приказом ВГК № 0109 5 гиап присвоено почетное наименование «Берлинский».
       За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении городом Дрезден и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 5 гиап награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени.
       Сентябрь 1990 года — 5 гиап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194108.08.19419 садВВС Западного фронта
08.08.194120.10.194147 сад
06.11.1941март 1942ВВС Калининского фронта
март 194210.05.1942ВВС 30 АрмииКалининский фронт
10.05.1942июль 1942209 иад3 ВА
июль 194231.10.1942210 иад
19.12.194203.01.1944207 иад / 11 гиад3 сак / 1 гсак17 ВАЮго-Западный фронт / 3 Украинский фронт
12.05.194408.07.194411 гиад1 гсак РСВГК3 Украинский фронт
08.07.194431.07.194411 гиад8 ВА1 Украинский фронт
31.07.194411.05.194511 гиад1 гсак / 2 гшак2 ВА

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 15464 боевых вылета. В воздушных боях сбито 657 самолетов противника и 1 аэростат, 82 самолета уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танки – 2, орудия – 26, автомашины – 1832, тягачи – 4, мотоциклы – 12, повозки – 887, эшелоны – 1, паровозы – 36, дрезины – 1, вагоны – 126, цистерны – 34, склады боеприпасов – 6, склады ГСМ – 7, радиостанции – 4, переправы – 1), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944 1945
на сопровождение 4117 1014 289 860 822 1131
на прикрытие и патрулирование 7764 1601 3178 2434 277 84
на штурмовку 1025 546 203 137 139
на разведку 1350 160 117 804 224 45
на перехват 15 15
на уничтожение аэростатов 26 26
на свободную охоту 730 47 247 436
прочие вылеты 627 627
Итого 15464 3321 3802 4935 1570 1886
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители - в воздушных боях 237 40 36 128 10 23
Истребители - на аэродромах 35 9 12 8 6
Бомбардировщики - в воздушных боях 339 68 72 158 13 28
Бомбардировщики - на аэродромах 47 7 8 18 6 8
Прочие - в воздушных боях 81 21 20 40
Итого 739 145 148 352 29 65
сбито в воздушных боях 657 129 128 326 23 51
уничтожено на аэродромах 82 16 20 26 6 14

Свои потери самолетовЗа войну 1941 1942 1943 1944 1945
сбито в воздушных боях959374522
сбито зенитной артиллерией1721023
уничтожено на аэродромах1009163
не вернулось с боевого задания3412787
Итого боевые2461125266115
авиакатастрофы174751
аварии5341312168
списано по износу44
Итого небоевые74820171712
ВСЕГО32012072832817

Собственные безвозвратные потери составили 320 (из них 246 - боевые потери) самолетов и 93 летчика.

По типам самолетов потеряно: 67 МиГ-3; 32 И-153; 79 ЛаГГ-3; 125 Ла-5; 2 Ла-7; 2 УТИ-4; 2 УТ-2; 3 УТ-1; 8 По-2.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.1941Самолеты МиГ-3 и И-153
08.08.1941Самолеты МиГ-3
06.11.1941Самолеты ЛаГГ-3
19.12.1942Самолеты Ла-5
01.02.1945Самолеты Ла-5 и Ла-7

1. И-153 (июнь — июль 1941 г.)

Боевое использование 5 гиап (129 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Истребитель-биплан И-153 "Чайка" номер 12.
I-153 fighter tactical number 12 of 129 IAP Red army airforces.


военный самолёт с ракетами
Самолет И-153 с тактическим номером 15. Под нижним крылом подвешено восемь РС-82.
Soviet I-153 biplane tactical number 15.



2. МиГ-3 (июнь — октябрь 1941 г.)

Фото снимок ВОВ. Наши ястребки - Сталинские соколы
Soviet MiG-3 warplane.


WWII photo MIG3 in combat. боевая раскраска
МиГ-3 после аварийной посадки (шасси подломлено, винт и обшивка повреждены).
Ditched MiG-3 fighter of 129 IAP Red army VVS.



3. ЛаГГ-3 (август 1941 г. — октябрь 1942 г.)
Конец августа 1941 г. - в состав авиаполка вошла аэ на самолетах ЛаГГ-3 из состава 239 иап.
Октябрь 1941 г. - полк полностью освоил ЛаГГи в 1 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (г. Арзамас).

WWII picture Russian identification mark.
ЛаГГ-3 11 серии с подвешенными неуправляемыми реактивными снарядами РС-82 выруливает на взлетную полосу аэродрома. Под крылом - пустые бомбодержатели (держатели для подвесных топливных баков) Д3-40. Калининский фронт, 6 декабря 1941 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet LaGG-3 seria 11 plane. Click to enlarge the image.


ЛаГГ3 5 гиап (129 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Лейтенант Мещеряков И.И. и лейтенант Мочалов Ф.И., 8 декабря 1941 г.

якобы 10.10.1942 летчик-истребитель
Командир звена старший лейтенант Истомин Алексей Дмитриевич.

ЛаГГ-3-1 5 гвардейского истребительного авиаполка перед взлётом с передового аэродрома
Истребители ЛаГГ-3 перед взлётом с передового аэродрома. Зима 1941-42 гг. Другой ракурс фото - по клику.
The LaGG-3 aircraft. Click to other view.


Истребители ЛаГГ-3 на взлёте. Зима 1941-42 гг. Другой ракурс фото - по клику.
The LaGG-3 aircraft. Click to other view.


Laveikin in combat
Лавейкин Иван Павлович (второй слева) с сослуживцами у ЛаГГ-3 с белым коком воздушного винта. Фотоснимок сделан в декабре 1941 года на Калининском фронте.
Russian ace Ivan Laveykin. Great Patriotic war photo.


техсостав ЛАГГ3 Техобслуживание советского истребителя
Технический состав 2 авиационной эскадрильи. Калининский фронт, д. Залазино, декабрь 1941 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet tech crew near the LaGG-3. Click to enlarge the image.


Мы взлетали как утки с раскисших полей, 10 вылетов в сутки - куда веселей.
12 апреля 1942 года Григорий Денисович Онуфриенко был удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре после
этого радостного события Гвардии майору Г. Д. Онуфриенко поручили возглавить делегацию авиаторов, выезжавших
на авиационный завод. Побывали в конструкторском бюро, руководимом Семёном Алексеевичем Лавочкиным. А когда расставались, 
Генеральный конструктор от имени коллектива завода передал полку 5 новых, ещё пахнувших краской истребителей 
ЛаГГ3, поверхность которых была тщательно отполирована. На фюзеляжах самолётов красовался гордо реющий буревестник.
Летчики (В. Попков, Д. Штоколов, Н. Макаренко, П. Песков, П. Радченко) у самолета ЛаГГ-3 с бортовым номером 67 и эмблемой летящей птицы. Фотография мая 1942 г.
Soviet LaGG-3 fighter featured tactical number 67 and the flying bird emblem.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
ЛаГГ-3 (ранних серий) б/н 67, Калининский фронт, май 1942 г. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Лётчики - Герои Советского Союза Зайцев В.А. и Ефремов В.В. на фоне ЛаГГ-3, 1942 г.
По клику - Лавейкин И.П. у этого же самолёта, фотография октября 1942 г.
The pilots aside the LaGG-3 aircraft. Click to view other photo.



4. Ла-5 (декабрь 1942 г. — май 1945 г.)
Освоены во 2 зиап МВО (ст. Сейма Горьковской обл.).
Использовались все модификации - Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН.
Элементами быстрого опознавания авиаполка были белый кок винта и белый торец капота.

исторический формуляр авиачасти
Беляков Анатолий Никитович у самолета Ла-5 № 89. Ноябрь 1942 года, 2 ЗИАП.

ВОВ фото 5 гв иап в бою
The La-5 plane of expert fighter pilot Belyakov. Drawind by M.Bykov


5-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Берлинский ордена Богдана Хмельницкого полк. Фотографии и история 5 гиап и 129 иап
Механик Моисеев у самолета Ла-5 ранней модификации. Саваслейка, ноябрь 1942 г.
The La-5 plane tactical number 40.


действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Сытов Иван Никитович рядом с Ла-5Ф с тактическим номером 18 и надписью «Эскадрилья “Валерий Чкалов”». Юго-Западный фронт, осень 1943 г. Реконструкция внешнего вида по фотографиям, автор - Милош Вештшик. Увеличение изображения по клику.
The La-5 plane tactical number 18 of Sytov ace. Click to enlarge the image.


ВВС СССР в бою ВМВ
Музыканты Государственного джаз-оркестра РСФСР под руководством Л.О. Утесова передают летчикам музыкальные пластинки с записями оркестра. Истребитель Ла-5Ф № 14. Ноябрь 1943 г.
The La-5F number 14.

WW2 foto soviet la5f.
Артисты осматривают Ла-5Ф на Московском центральном аэродроме им. Фрунзе, фото ноября 1943 г. На их средства были приобретены две машины: № 12 и № 14. Самолеты были переданы 5 гиап и провоевали до конца войны. Надпись «Веселые ребята» была нанесена на левых бортах машин, а на правых — «От джаз-оркестра Л. Утесова». На переднем плане справа — летчик гвардии лейтенант А.Б. Мастерков, который перегонит самолет на фронт. На заднем плане слева — певица Эдит Утесова.
ВВС СССР
Истребитель Ла-5Ф № 12. Другой ракурс фото - по клику.
The La-5F number 12. Click to other view.

combat jazz battle 5th guards fighter «Berlin» regiment (129th air unit)
Истребитель Ла-5Ф «Веселые ребята». Другой ракурс фото - по клику.
The La-5F fighters for 5 giap Red army airforce. Click to other view.

Звезда Победы СССР Глазков Игорь Семенович у своего истребителя Ла5Ф
Глазков Игорь Семенович у машины № 12 с победными звездчками. Другое фото этой машины по клику.
Russian pilot Igor Glazkov near his La-5F aircraft. Click to another picture.


Советские элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Кальсин Пётр Терентьевич у Ла-5 с белым коком и торцом капота (обозначение полка).
Russian ace Kalsin aside La-5 aircraft.


5th guards fighter «Berlin» air regiment (129th fighter aviation regiment) VVS
Попков Виталий Иванович у самолета Ла-5ФН б/н 01. 1-й Украинский фронт, фото 1944 г.
Color profile USSR
Самолет Ла-5ФН с бортовым номером 01. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.
The La-5FN fighter of Popkov ace.


129 иап (5 ГвИАП) ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части
Герой Советского Союза Попков у самолета Ла-5ФН б/н 75. Увеличение фотографии - по клику.
V.I. Popkov at the La-5FN # 75. Click to enlarge the photo.

фото ВОВ Ла5ФН
Герой Советского Союза Баевский в кабине Ла-5ФН "Комсомолец Дальстроя".
действующая армия СССР фото ВОВ
Ярёменко Евгений Михайлович у истребителя Ла-5ФН № 75 "Комсомолец Дальстроя". 1-й Украинский фронт, 1944 год.
цветной боковик ла5фн
Самолет Ла-5ФН с бортовым номером 75. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.
The La-5FN warplane of expert fighter pilot Yaryomenko.


5 ГвИАП действующая армия СССР фото ВОВ
Лётчики Баевский, Попков и Ярёменко, фото 1944 года.


5. Ла-7 (январь — май 1945 г.)


6. Як-9У
28.04.1945 - Получено 12 истребителей Як-9У и, не прерывая боевой работы на Ла-5 и Ла-7, начато их освоение с целью унификации самолетного парка 11 гиад. Решение вскоре отменено, самолеты переданы в другие части дивизии.

Попков 2-й слева, остальных не знаю
Летчики у истребителя Як-9У. Второй слева - В.И. Попков. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet pilots near Yak-9U. Click to enlarge the picture.

5 гкап
Баевский Георгий Артурович (справа) и механик Собакин у Як-9У с рисунком тигра на аэродроме Шпротау, Германия. Cамолет был передан в 107 гиап.
5 ГвИАП боковик
Истребитель Як-9У б/н 36 аса Баевского, апрель 1945 г. Рисунок М.Быкова.
Soviet Yak-9U fighter.


       Командиры полка

05.06.1941 – _.09.1942 к-н, м-р Беркаль Юрий Михайлович
15.09.1942 – _.03.1944 м-р, п/п Зайцев Василий Александрович
_.05.1944 – 18.08.1944 п/п Муштаев Павел Фомич
18.08.1944 – _.02.1945 п/п Виноградов Николай Сергеевич
01.05.1945 – 31.12.1945 п/п Бабков Василий Петрович








Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

5 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Берлинский ордена Богдана Хмельницкого полк ВВС КА

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.