Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

7 истребительный авиационный Севастопольский Краснознаменный полк ВВС ВМФ

боевое Знамя красное 7 Истребительного авиационного полка ВВС ЧФ

7th navy fighter aviation «Sevastopol» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       7 истребительный авиаполк начал формироваться в ВВС Черноморского флота (аэр. Анапа) в конце месяца на основе эскадрилий из 8 и 9 иап ВВС ЧФ в сентябре 1941 года.
       В мае 1943 года 1 эскадрилья полка обращена на формирование 3 аэ 30 отдельного разведывательного авиаполка ВВС ЧФ.
       22.07.1944 - За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение крепости и важнейшей военно-морской базы на Черном море – города Севастополь приказом ВГК № 0600 (для частей и соединений ВМФ) 7 иап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Севастопольский».
       25.09.1944 - За успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульчин и Сулина и проявленные доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 7 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       Декабрь 1946 года - Переименован в 34 истребительный авиационный полк ВВС ЧФ (циркуляр НМГШ ВМФ № 0015 от 25.12.1946).
       19.07.1948 - Переименован в 329 истребительный авиационный полк ВВС ЧФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0059 от 12.04.1948).
       Апрель 1960 года - 329 киап расформирован в 127 иад (бывш. 527 ад) ВВС ЧФ (аэр. Геленджик).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
04.10.194116.09.194462 иабр / 4 иадВВС Черноморского флота    

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка в воздушных боях уничтожено самолетов противника – 83, из них: бомбардировщиков – 38, истребителей – 24, разведчиков – 9, транспортных – 2, гидросамолетов всех типов – 10.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли И-15бис, И-16, МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Як-7, Р-40Е «Киттихок», «Спитфайр» Мк V, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, У-2, УТИ-4.

ДатаИзвестный боевой состав Авиавооружение
04.10.1941И-16 и И-15бис
декабрь 1941МиГ-3
январь-февраль 1942 12 МиГ-3, 1 Як-1, 1 УТИ-4, 1 У-2, 1 УТ-2 (штаб и три АЭ) 1538 тыс. ШКАС, 14.4 тыс. ШВАК, 21.6 тыс. БС
31.07.1942 9 МиГ-3, 5 Як-1, 4 ЛаГГ-3, 1 И-15бис (из общего числа 19 машин - 11 исправных)
31.12.19427 Як-7б, 7 МиГ-3, 12 ЛаГГ-3
25.03.1943 1 Як-1, 7 Як-7б (из них 1 неисправный), 9 МиГ-3 (2), 10 ЛаГГ-3 (1)
декабрь 1943«Киттихаук», «Спитфайр»-5б, (а также несколько неисправных МиГ-3)
01.04.194436 «Киттихаук» (из них 2 неисправных) и 8 исправных «Спитфайр»-5б
16.09.194436 «Киттихаук» (из них 3 неисправных), 16 ЛаГГ-3 (0)



1. И-15бис и И-153 (октябрь — декабрь 1941 г.)
Декабрь 1941 г. - самолеты переданы в другие части.

WWII Russian navy biplane photo
Истребители И-153 "Чайка" и автостартер.
The I-153 biplane fighter of 7 iap Red navy airforce.



2. И-16 (октябрь — декабрь 1941 г.)
Декабрь 1941 г. - все И-16 переданы в другие части.


3. МиГ-3 (декабрь 1941 г. — декабрь 1943 г.)
Январь 1942 г. - 2 эскадрилья на самолетах МиГ-3 передана в состав 8 иап ВВС ЧФ.

7 авп ЧФ журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Денисов Константин Дмитриевич у самолета МиГ-3.
The MiG-3 fighter, Great Patriotic war photo.

WW2 MIG ftr foto 7 navy fighter aviation «Sevastopol» regiment
Личный состав 7-го ИАП ВВС Черноморского флота на фоне самолетов МиГ-3 и Р40 с белыми коками винтов. Аэродром Геленджик, осень 1943 г.
MIG3 profile Russian identification mark bort number 21 7th fleet fighter air unit
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 № 21. Передняя часть кока воздушного винта окрашена в белый цвет - признак полка. Художник - М.Ю.Быков.
2 ШКАС + 1 БС, у второго 2 БС. 7-й иап ВВС ЧФ
Soviet MiG-3 warplanes of 7 IAP Black sea fleet.

цветной профиль миг3 РККФ.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 с бортовым номером 28. Автор изображения - М.Ю.Быков.


4. Як-1 (1942 г. — ноябрь 1943 г.)


5. ЛаГГ-3 (1942 г. — сентябрь 1944 г.)

Фотоснимок ВОВ Советский военный самолёт ЛаГГ3
Самолет ЛаГГ-3 7-го ИАП ВВС ЧФ.
Soviet LaGG-3 plane.


Фото ВМВ СССР ЛаГГ-3
Летчик Воробъёв у ЛаГГ-3 в марте 1944 г.
Russian pilot is Jr.Lt. Vorobyov near the LaGG-3 aircraft № 62.



6. «Спитфайр» (август 1943 г. — 1944 г.)


6. «Киттихаук» (ноябрь 1943 г. — сентябрь 1944 г.)

Warhawk wartime picture USSR P-40K in combat
Лейтенант Лукин из 7 ИАП ВВС ЧФ и командир 4 ИАД ВВС ЧФ подполковник Иван Любимов.

Истребители дальнего действия - Кэтти Хаук. 7 ИАП. 1943
Линейка «Киттихауков». Видны бортовые номера 32 и 96, и рисунок зубастой пасти на дальней машине.
The P40K fighters № 32 and 96 featured the white spinners.

КэттиХаук действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Soviet Curtiss Kittyhawks and MiG-3, photo 1943.


Р40К журнал боевых действий 7 авп ЧМФ. История и боевой путь части.
Реконструкция внешнего вида истребителя P-40K с бортовым номером 96. Автор - М.Ю.Быков.


7. Як-9 (после войны)


Истребители Як-9М 329 ИАП ЧФ на аэродроме Геленджик, август 1948 г.
Jak-9M
The Yak-9M fighters №№ 24 and 26, drawings by A.Salimgareev.


       История полка


       В конце сентября 1941 г. на основании распоряжения заместителя начальника ВВС ВМФ №11803 от 23.09.1941 г. в Ейске на базе ВМАУ им. Сталина началось формирование 7-го истребительного авиационного полка трехэскадрильного состава. На его укомплектование была обращена часть личного состава 8-го и 9-го ИАП ВВС ЧФ (за счет сокращаемых в них эскадрилий). Полк получил на вооружение истребители старых типов: И-15бис и И-16. Процесс формирования 7-го ИАП затянулся до декабря.
       24.11.1941 г. 7-й ИАП, базирующийся на аэр. Ейск передали в состав ВВС ЧФ. До конца года в полк поступили самолеты МиГ-3, которыми вооружили 2-ю эскадрилью.
       В начале января 1942 г. для защиты главной базы флота Севастополя на аэр. Херсонесский Маяк из состава полка выделили 2-ю АЭ на МиГ-3. Ее подчинили командиру 8-го ИАП ВВС ЧФ.
       В январе-феврале 1942 г. в боевом составе полка насчитывалось только 12 МиГ-3, 1 Як-1, 1 УТИ-4, 1 У-2, 1 УТ-2.
       В марте 1942 г. полк без 2-й эскадрильи перебазировался из Ейска в Анапу.
       В июне 1942 г. на восполнение потерь в 7-й ИАП поступили самолеты МиГ-3 и по состоянию на 3 июля в нем, дислоцирующемуся на аэр. Суп-Псех (Анапа) числилось 7/2 ЛаГГ-3, 13/9 МиГ-3, 2/2 Як-1. На конец того же месяца в полку из 19 самолетов по списку (4 ЛаГГ-3, 9 МиГ-3, 5 Як-1 и 1 И-15бис) в строю находилось только 11.
       С начала августа 1942 г. 7-й ИАП принял участие в ожесточенных боях за Новороссийск.
       К 11.08.1942 г. в боевом составе полка осталось только 13 самолетов, из которых исправными были лишь 9 машин.
       18.08.1942 г. приказом командира 62-й ИАБ предписывалось передать в 62-й ИАП 3 Як-1 и 1 ЛаГГ-3, а оставшиеся 7 МиГ-3 перегнать на полевой аэродром Абаша. Личному составу полка, убыть туда же на переформирование.
       Переформирование 7-го ИАП растянулось почти на год. В октябре 1942 г. 7-й ИАП получил пополнение – 8 ЛаГГ-3, а затем еще 10 Як-7. Теперь в его составе насчитывалось 25 истребителей разных типов. Одна эскадрилья полка посменно дежурила на оперативном аэр. Миха-Цхакая.
       В конце октября 1942 г. две эскадрильи полка перелетели на аэр. Бабушеры (Сухуми) с задачей прикрытия с воздуха этого аэродрома.
       В период ожесточенных боев за Кавказ, так как полк все еще числился на переформировании, из его состава в 6-й гв. ИАП передали 7 Як-7 с хорошо обученными летчиками, а еще 5 ЛаГГ-3 - в 25-й ИАП ВВС ЧФ.
       На конец 1942 г. в трех эскадрильях полка насчитывалось 26 боевых самолетов, в т.ч. 7 Як-7, 7 МиГ-3 и 12 ЛаГГ-3.
       В феврале 1943 г. в период подготовки к высадке десанта в Новороссийск одна эскадрилья 7-го ИАП перебазировалась на полевую площадку вблизи с. Кабардинка, на южном берегу Цемесской бухты.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 7-го ИАП на аэр. Миха-Цхакая числилось 1/1 Як-1, 7/6 Як-7, 9/7 МиГ-3, 10/9 ЛаГГ-3, 2/0 И-15бис, 1/1 УТИ-4, 1/1 УТ-1, 1/1 У-2 и 24 летчика.
       В мае 1943 г. только что полностью укомплектованная и обученная 1-я АЭ полка была обращена на формирование 3-й АЭ (истребителей-разведчиков) 30-го ОРАП ВВС ЧФ.
       В начале августа 1943 г. вместо убывшей 1-й АЭ полка была сформирована новая эскадрилья под командованием ст. лейтенанта Б.Абарина. Эскадрилья получила на вооружение английские самолеты «Спитфайр» МкVВ. По состоянию 1 ноября в ней насчитывалось 10 самолетов данного типа.
       Во второй половине 1943 г. вместо ЛаГГ-3 полк получил на вооружение истребители Р-40Е «Киттихок». По состоянию на 15.10.1943 г. в составе полка имелось 17 исправных самолетов данного типа.
       26.03.1944 г. 7-й ИАП перебазировался с аэр. Миха-Цхакая на аэр. Геленджик.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 7-го ИАП, базирующегося основным составом на аэр. Геленджик, имелось 36/34 Р-40 «Киттихок», 1/1 УТ-1, 1/1 УТИ-4. Еще 8/8 истребителей «Спитфайр» МкVВ и 1/1 И-15бис 3-й АЭ полка базировались на аэр. Миха-Цхакая. Вскоре все «Спитфайры» передали во вновь формируемую 24-ю отдельную авиационную эскадрилью корабельной авиации ВВС ЧФ.
       18.04.1944 г. одна эскадрилья 7-го ИАП (Р-40 «Киттихок» с подвесными баками) совместно с А-20 «Бостон» 13-го гв. ДБАП перебазировалась на аэр. Сокологорное (юго-западнее Мелитополя) для сопровождения бомбардировщиков и торпедоносцев.
       В мае 1944 г. эта эскадрилья полка была перебазирована в Крым, на недавно освобожденный аэр. Альма-Тамак. Остальные самолеты полка базировались на аэр. Геленджик.
       15.05.1944 г. 7-й ИАП перебазировался с аэр. Геленджик на аэр. Мысхако.
       Приказом ВГК №0600 от 22.07.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0623 от 31.07.1944 г.) за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Севастополя, 7-му ИАП было присвоено почетное наименование «Севастопольский».
       В августе 1944 г. на вооружении двух эскадрилий полка имелось 24 самолета Р-40Е «Киттихок». Еще одна эскадрилья была вооружена истребителями ЛаГГ-3. Кроме них в строю еще оставались и несколько самолетов МиГ-3 (спустя месяц они были исключены из боевого состава полка).
       25.09.1944 г. Указом ПВС СССР «за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество» полк был награжден орденом Красного Знамени.
       Боевые действия полк закончил в сентябре 1944 г. В его составе в это время имелось 36/33 Р-40 «Киттихок» и 16/16 ЛаГГ-3.
       По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 7-го ИАП, базирующегося на крымском аэр. Альма-Тамак, числилось 36/33 Р-40 «Киттихок», 1/1 УТИ-4, 1/1 У-2. Еще 16/16 ЛаГГ-3 полка базировалось на аэр. Юхарина Балка в Севастополе.
       В соответствии с циркуляром НГШ ВМС №0015 от 25.12.1946 г. 7-й ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ переименуется в 34-й истребительный авиационный полк ВВС ЧФ. Местом его дислокации был аэр. Альма-Тамак (ныне п. Песчаное).
       19.07.1948 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0059 от 12.04.1948 г. 34-й ИАП в очередной раз был переименован в 329-й истребительный авиационный полк. На вооружении полка стояли Р-40 «Киттихок», Як-9 и Як-11.
       В 1949 г. 329-й ИАП числился отдельным полком подчиненным непосредственно командующему ВВС Черноморского флота. В этом же году полк перебазировался с аэр. Альма-Тамак на аэр. Геленджик и получил на вооружение истребители Ла-11.
       В феврале-марте 1951 г. полк вошел в состав 527-й ИАД ВВС ЧФ, управление которой размещалось на аэр. Керчь.
       В начале 50-х годов полк перевооружился на МиГ-15, а к середине 50-х годов – на МиГ-17.
       В апреле 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 329-й ИАП 127-й ИАД (бывш. 527-я ИАД) на аэр. Геленджик был расформирован.
       Командиры полка: Алексей Захарович Душин (сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.), Н.В.Васильев (апрель 1942 г. – февраль 1943 г.), Константин Дмитриевич Денисов (июль 1942 г. - октябрь 1943 г.), Владимир Михайлович Янковский (октябрь 1943 г. - 1946 г.), ГСС И.И.Цапов (сентябрь 1951 г.).






7 КИАП (ИАКП)
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

7 Краснознаменный истребительный авиационный Севастопольский полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.