Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

118 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Киркенесский полк ВВС СФ



Знамя переходящее, врученное лучшей эскадрилье 118-го авиаполка СФ, за отличные показатели в боевой и политической подготовке 1940

118th separate air reconnaissance "Kirkeness" regiment of Soviet Northern fleet

       История части

       В июле 1939 г. НК ВМФ отдал приказание командованию ВВС БФ перебазировать на Север 3-ю МРАЭ 15-го МБАП ВВС БФ составом 20 МБР-2 с экипажами.
       16.09.1939 г. приказом НК ВМФ СССР №00124 на базе 45-й ОМБРАЭ ВВС СФ и 3-й эскадрильи самолетов МБР-2 15-го МТБАП начал формироваться 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС Северного флота в составе:
- управление авиаполка;
- три эскадрильи по 13 самолетов МБР-2.
       В период с 23 сентября по 4 октября 1939 г. самолеты МБР-2 15-го МБАП тремя группами перелетели из Гребного Порта в Ленинграде на Кольский полуостров в Губу Грязную. На перелете два самолета в СМУ потерпели в аварию.
       На 04.10.1939 г. в полку имелось 37 самолетов МБР-2.
       С 01.11.1939 г. приказом Ком. СФ №00400 от 29.12.1939 г. 118-й МБРАП на самолетах МБР-2 был объявлен сформированным.
       С 30.11.1939 г. 118-й МБРАП принял участие в «Зимней войне» против Финляндии (декабрь 1939 г. – март 1940 г.). Самолеты МБР-2:
- вели разведку коммуникаций противника до Тана-фьорда и Варангер-фьорда, а также побережья Баренцева моря;
- выполняли фотографирование финской территории;
- обеспечивали переброски войск морем в Петсамо;
- выполняли специальные задания штаба флота.
       Полеты выполнялись с сухопутных аэродромов, для чего на самолеты были установлены лыжи. Боевых потерь вследствие отсутствия истребительного и зенитного противодействия полк не понес. Тем более нелепой была потеря сразу 14 летающих лодок в начале 1940 г., сгоревших из-за халатности техсостава в ангаре полка. Налет экипажей полка за всю компанию составил 466 часов.
       В июне 1940 г. полку было приказано принять на заводе в Таганроге самолеты ГСТ. 27.06.1940 г. первый самолет ГСТ вылетел из Таганрога и 1 июля произвел посадку в Губе Грязной. В дальнейшем полк получил еще 6 таких машин.
       03.09.1940 г. в составе 118-го МБРАП была сформирована 4-я МДРАЭ гидросамолетов ГСТ (по штату 10 самолетов ГСТ, фактически по списку – 7 машин).
       По состоянию на 17.09.1940 г. в полку было 43 МБР-2 и 7 ГСТ.
       В период с апреля по июль 1941 г. несколько самолетов МБР-2 были переданы в другие части ВВС СФ (в 49-ю ОМРАЭ, 24-е ОАЗСВ и 34-е ОСАНАЗ).
       К началу Великой Отечественной войны 118-й МБРАП в составе 3-х эскадрилий МБР-2 (38/32 единиц) и одной эскадрильи самолетов ГСТ (7/5 единиц), а также 1/1 С-2, 3/2 У-2 базировался на гидроаэродроме Губа Грязная.
       В соответствии с оперативными планами штаба ВВС СФ перед полком были поставлены следующие задачи:
       Днем:
- ведение воздушной оперативной и тактической разведки кораблей в Баренцевом море вдоль побережья Кольского полуострова и северного побережья Норвегии;
- поиск и уничтожение подводных лодок на подходах к нашим базам;
- противолодочная оборона кораблей и транспортов.
       Ночью:
- поиск кораблей противника в море;
- нанесение бомбардировочных ударов по кораблям и транспортам противника в базах и на переходе морем;
- уничтожение живой силы и боевой техники противника;
- уничтожение портовых сооружений ВМБ;
- уничтожение самолетов противника на аэродромах.
       Специальные задачи:
- перевозка раненых с фронта в глубокий тыл;
- доставка на фронт запасных частей и боеприпасов из Москвы и Архангельска;
- высадка спецгрупп в тыл противника, и доставка им боезапаса и продовольствия;
- ледовая разведка в интересах конвоев союзников;
- оказание помощи и спасение экипажей самолетов ВВС СФ терпящих бедствие.
       С началом войны 22.06.1941 г. самолеты полка приступили к ведению воздушной разведки в операционной зоне флота.
       Экипажи полка были рассредоточены на оперативные гидроаэродромы. 24.06.1941 г. 6 МБР-2 1-й АЭ полка перебазировались на о. Кильдин (б. Могильная). Также самолеты базировались в районах м. Великий, оз. Средне-Ваенгское, район пос. Полярный.
       29.06.1941 г. состоялся первый вылет на бомбардировку войск противника составом 5 МБР-2. Но в этот же день полк понес и первые тяжелые боевые потери. В бою с 3 истребителями Bf-109 в районе о. Сальный были сбиты два самолета ГСТ полка, вылетевшие днем на воздушную разведку коммуникаций противника. В тот же день истребителями противника были сбиты еще три МБР-2.
       По состоянию на 13.07.1941 г. одна эскадрилья самолетов МБР-2 составом 6 машин базировалась в б. Могильной на юго-восточной части о. Кильдин.
       С 14.07.1941 г. эта эскадрилья приказом командующего СФ была передана в оперативное подчинение командира ОВР Главной базы.
       В начале сентября 1941 г. командование Авиации ВМФ приняло решение о перебазировании 5 самолетов Че-2 из состава ВВС БФ на Север для усиления 118-го МБРАП.
       По состоянию на 10.09.1941 г. в составе полка на гидроаэродроме Губа грязная числилось 16/16 МБР-2 и 3/3 ГСТ.
       27.09.1941 г. в состав 118-го МБРАП с Балтики прибыл личный состав и 5 самолетов Че-2, ранее входившие в 19-ю и 22-ю ОМРАЭ ВВС БФ.
       23.10.1941 г. звено самолетов МБР-2 из состава эскадрильи, дислоцировавшейся на о. Моржовец, получило задачу перебазироваться в зону ответственности БелВФл на аэр. Йоканка и производить разведку и поиск ПЛ противника севернее линии м. Городецкий - м. Канин Нос.
       С 31.10.1941 г. 3-я АЭ полка ввиду отсутствия самолетов и личного состава была расформирована.
       С 05.11.1941 г. на базе личного состава и авиатехники 22-й ОМРАЭ и 4-й МДРАЭ полка была вновь сформирована 3-я морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья 118-го МБРАП на самолетах ГСТ и Че-2. В нее вошли 5 самолетов Че-2 (МДР-6).
       10.11.1941 г. эскадрилья самолетов МБР-2, базирующаяся на о. Кильдин, вернулась в подчинение командиру 118-го МБРАП.
       По состоянию на 01.01.1942 г. в составе 118-го МБРАП числилось на аэр. Ваенга-1: 8 МБР-2, 4 Че-2; на аэр. Чалмпушка: 5 У-2; в г. Грязная: 5/3 МБР-2, 2/2 ГСТ, 1/1 Че-2.
       По состоянию на 01.04.1942 г. в составе полка числилось на оз. Среднее, Ваенга: 12/9 МБР-2; в Губе Грязной: 3/2 МБР-2, 2/2 ГСТ; на аэр. Ваенга-1: 4/2 Че-2.
       14.10.1942 г. в составе ВВС СФ была сформирована 28-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, вооруженная самолетами Пе-3бис, базирующаяся на аэр. Ваенга-1. Эскадрилья подчинялась непосредственно командующему ВВС СФ.
       С 09.03.1943 г. приказом Ком. ВВС СФ №057 и 118-й МБРАП и 28-я ОРАЭ были переформированы в единый 118-й разведывательный авиационный полк четырехэскадрильного состава. При этом 28-я РАЭ в составе полка сохранила свой номер. После завершения переформирования в него стали входить:
- 1-я и 2-я МРАЭ – лодочных самолетов-разведчиков МБР-2 (по штату по 10 самолетов), базирующиеся в Губе Грязной;
- 3-я РАЭ – колесных самолетов-разведчиков, вооруженная истребителями ЛаГГ-3 (получены из 255-го ИАП, к концу марта 1943 г. эти самолеты были списаны), «Харрикейн», «Спитфайр» PR IV - по штату 10 самолетов, базирующаяся на Аэр Ваенга-1. Позднее к ним добавились Як-9р, Р-40Е «Киттихок» и Р-39 «Аэрокобра»;
- 28-я РАЭ – колесных дальних самолетов-разведчиков B-20G «Бостон», Пе-2 и Пе-3 (по штату 10) с базированием на Аэр Ваенга-1.
       К 20.03.1943 г. переформирование полка было завершено.
       По состоянию на 01.04.1943 г. в боевом составе полка из 40 самолетов, положенных по штату, фактически имелось 32/19 самолетов, в т.ч:
       1-я и 2-я МБРАЭ - 21/13 МБР-2 в Губе Грязной;
       3-я РАЭ - 2/1 «Спитфайр» PR IV, 1/1 «Харрикейн», на аэр Ваенга-1;
       28-я РАЭ - 3/2 Пе-3, 4/1 А-20 «Бостон», 1/1 СБ на аэр. Ваенга-1.
       С весны 1943 г. для увеличения глубины разведки 4 самолета Р-40Е «Киттихок» 118-го РАП были перебазированы на оперативный аэр. Пумманки на п-ове Средний.
       03.09.1943 г. на аэр. Ваенга-1 с Шетландских островов перелетели 3 самолета «Спитфайр» PR IV под командованием командира 543-й эскадрильи RAF Робинсона.
       К марту 1944 г. летно-технический состав отряда убыл в Англию, а самолеты «Спитфайр» PR IV были включены в состав 118-го РАП.
       На 01.03.1944 г. в составе 118-го РАП числилось:
- колесная авиация 1/1 А-20B, 4/4 А-20G, 1/1 Пе-2, 3/1 Пе-3, 2/2 Як-9, 3/3 «Спитфайр» PR IV, 1/1 «Харрикейн», 2/1 Р-40 «Киттихок» на аэр. Ваенга-1;
- гидроавиация 12/10 МБР-2 на гидроаэродроме Губа Грязная.
       В апреле 1944 г. из 15-го РАП ВВС БФ полк получил самолет В-25G «Митчелл», вооруженный 75-мм пушкой. В последующем он использовался в основном для поиска подводных лодок противника.
       С 20.04.1944 г. Северному флоту в счет доли трофейных итальянских кораблей был передан легкий крейсер ВМС США «Milwakee» («Милуоки»), переименованный в «Мурманск». На нем базировались два самолета-разведчика OS2U-3 «Кингфишер», впоследствии приписанные к 118-му РАП. В середине 1949 г. крейсер «Милуоки» вместе с самолетами вернули американцам.
       01.04.1944 г., перед ударом английской палубной авиации по линкору «Тирпиц» Альтен-фьорд фотографировали два «Спитфайр» PR.IV и один Пе-3 полка.
       12.05.1944 г. 28-я разведывательная эскадрилья была переименована во 2-ю РАЭ 118-го РАП.
       С июня 1944 г. на вооружение полка поступали 8 самолетов PBN-1 «Номад».
       31.10.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №089 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение г. Петсамо (ныне Печенга) и проявленные при этом доблесть и мужество 118-й РАП был награжден орденом Красного Знамени.
       14.11.1944 г. приказом ВГК №0369 за отличие в боях за овладение городом Киркенес полку было присвоено почетное наименование «Киркенесский».
       К весне 1945 г. все самолеты МБР-2 выбыли из состава 118-го РАП. Вместо них на вооружении лодочные эскадрильи остались только PBN-1 «Номад» С этого времени в полку имелись:
- 1-я и 2-я МДРАЭ на самолетах PBN-1 «Номад» базировались в Губе Грязной;
- 3-я РАЭ на самолетах А-20G «Бостон», В-25 «Митчелл» и истребителях Р-40 «Киттихок» и «Спитфайр» – на аэр. Ваенга-1.
       С 23.04.1945 г. 118-й РАП приказом Ком. ВВС СФ №0113 был переименован в 118-й отдельный морской дальнеразведывательный Киркенесский Краснознаменный авиационный полк ВВС СФ.
       07.05.1945 г. 3-я РАЭ колесных самолетов была расформирована, этим же приказом в полку формируется новая 2-я МДРАЭ на самолетах PBN-1, а бывшая 2-я МДРАЭ становится третьей эскадрильей.
       Итоги боевой работы полка с июня 1941 г. по май 1945 г. Выполнено вылетов: на разведку аэродромов противника – 176; на разведку конвоев – 3638; на разведку баз и портов – 1078; на поиск ПЛ противника – 3135; на разведку сухопутных участков фронта -169; на аэрофоторазведку – 1369; на ледовую разведку – 386; на спецзадания – 51. ИТОГО: 8850 самолетовылетов.
       Уничтожено: 7 артбатарей, 3 зенитных батареи,57 автомашин, свыше 1100 солдат и офицеров противника.
Потоплены 3 подводные лодки, сбито 13 самолетов.
Обнаружено: 13615 надводных кораблей и судов, 90 подводных лодок, 1342 самолета.
       С 14.07.1945 г. на вооружение полка начали поступать самолеты-амфибии PBY-6A «Каталина».
       После войны в полку была восстановлена 3-я РАЭ колесных самолетов. Теперь на ее вооружение стали поступать новые самолеты Ту-2 в разведывательной модификации.
       По состоянию на 06.03.1946 г. в составе полка имелось три эскадрильи: 1-я и 2-я эскадрильи на самолетах «Каталина» и «Номад», и 3-я эскадрилья на самолетах Ту-2 и А-20G.
       29.04.1948 г. 118-й ОМДРАП был переименован в 403-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк.
       15.06.1951 г. 3-я эскадрилья колесных самолетов А-20 и Ту-2 в полку была расформирована, а ее личный состав и авиатехника обращалась на укомплектование вновь сформированного 1733-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС СФ. С этого времени 403-й ОМДРАП стал двухэскадрильного состава, вооруженный только летающими лодками и амфибиями.
       В июне 1951 г. в полк поступил первый опытный самолет Бе-6. 26.06.1952 г. полк получает еще одну такую лодку. В июле-августе 1953 г. 403-й ОМДРАП пополнился еще 8 самолетами данного типа.
       С 01.11.1960 г. 403-й ОМДРАП был переформирован в 403-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк.
       С 05.05.1961 г. 403-й ОДПЛАП был переименован в 403-й отдельный противолодочный авиационный полк Дальнего Действия.
       С января по март 1968 г. личный состав полка приступил к переучиванию на самолеты-амфибии Бе-12пл.
       С 01.06.1981 г. 403-й ОПЛАП ДД был переименован в 403-й отдельный противолодочный авиационный полк.
       В конце 1993 г. 403-й ОПЛАП, вооруженный самолетами Бе-12 (на аэр. Североморск-2) и 24-й ОПЛАП, вооруженный самолетами Ил-38 (на аэр. Североморск-1) были переформированы в один 403-й ОПЛАП. На вооружении новой части, базирующейся на аэр. Североморск-1 стояли самолеты Ил-38. Фактически номер, награды и почетное наименование прославленного в годы войны полка были переданы молодому полку.
       В 1994 г. 403-й ОПЛАП имел следующий состав: 15 Ил-38, 4 Ил-20рт, 1 Ил-18, 1 Ту-134, 12 Бе-12, из которых были сформированы две эскадрильи: 1-я АЭ вооруженная Ил-38, Ил-20, Ту-134, и 2-я АЭ на самолетах Бе-12.
       К 1997 г. эскадрилья самолетов Бе-12 была расформирована.
       01.05.1998 г. 403-й ОПЛАП ВВС СФ был расформирован. На его базе, а также на базе расформированного на аэр. Луостари 912-го ОТАП ВВС СФ был сформирован 403-й отдельный смешанный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк. Местом дислокации новой части был определен аэр. Североморск-1. В его составе имелась противолодочная эскадрилья самолетов Ил-38, и транспортная эскадрилья самолетов Ан-12, Ан-26, Ту-134, Ил-22, Ил-20рт.
       По состоянию на 1 октября 2002 г. в боевом составе полка числилось 8 Ил-38, 1 Ил-22, 2 Ил-20рт, 1 Ту-134а, 2 Ан-12, 1 Ан-24, 5 Ан-26.
       В 2009 г. 403-й ОСАП и 830-й ОКПЛВП были переформированы в один 403-й ОСАП, где 2-я эскадрилья стала вертолетной.
       К 01.12.2009 г. 403-й ОСАП, 1493-й ОБСРТО с частями обеспечения был переформирован в 7050-ю авиационную Киркенесскую Краснознаменную базу Морской Авиации Северного флота. Место дислокации авиабазы - аэр. Североморск-1. В штатах авиабазы предусматривалось иметь авиационную эскадрилью противолодочных самолетов Ил-38 и специальных самолетов Ил-22 и Ил-20рт, транспортную эскадрилью самолетов Ан-12, Ан-26, Ан-26 «Стандарт», а также эскадрилью вертолетов Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ка-29тб, Ми-8.
       К началу 2012 г. в состав 7050-й АвБ была включена авиационная эскадрилья противолодочных самолетов Ту-142 на аэр. Кипелово. Тогда же авиабазе было передано и гвардейское наименование, доставшееся в наследство от 924-го гв. МРАП, который к этому времени перешел в состав ВВС и ПВО РФ.
       В 2012 г. в состав 7050-й гв. АвБ была включена транспортная авиационная эскадрилья (бывш. 46-й ОТАП ВВС ВМФ) на аэр. Остафьево.
       В 2017 г. в составе 7050-й гв. АвБ был восстановлен 403-й отдельный смешанный авиационный полк. В нем числились 8 противолодочных самолетов Ил-38 (в т.ч. 3 модернизированных Ил-38н), 1 Ил-22, 2 Ил-20рт, 6 транспортных самолетов (2 Ан-12, 4 Ан-26) и 37 вертолетов (32 Ка-27пл и пс, 3 Ми-8 и 2 Ка-29тб).
       С 01.12.2019 г. 7050-я гв. АвБ была расформирована, а 403-й отдельный гвардейский смешанный авиационный полк стал самостоятельной авиационной частью в составе 45-й А ВВС и ПВО СФ. Из подразделения корабельных вертолетов Ка-27пл, Ка-27пс и Ка-29тб вновь сформировали 830-й ОКПЛВП.

       В документах встречаются сокращения 118 рап (авп, оравп, омрап, мрап, орап).

       Подчиненность и участие на фронтах

       Полк принимал участие в советско-финляндской войне.
Великая Отечественная война, в составе действующей армии
22.06.1941 - 20.03.1943 (118 омбрап - отдельный морской ближне-разведывательный авиационный полк)
20.03.1943 - 09.05.1945 (118 орап)
14.10.1942 - 12.05.1944 (28 разведывательная авиационная эскадрилья двухмоторных колесных самолетов - бывшая 2 разведавиаэскадрилья) переименована во 2 раэ 118 рап

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Матчасть полка в разное время составляли: МБР-2, ГСТ, Че-2 (МДР-6), Пе-2р, Пе-3бис, ДБ-3ф, ЛаГГ-3, Як-9р, А-20 Boston, B-25G Mitchell, PBN-1 Nomad, PBY-6A Catalina, Р-40Е и Р-40С Kittyhawk, Spitfire PR Мк.IV, Hurricane, Р-39 Airacobra, OS2U-3 Kingfisher, Ту-2р, Бе-6, Бе-12, Ил-38, Ил-38н, Ил-20рт, Ил-18, Ту-134, Ан-12, Ан-26, Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ка-29тб, Ми-8.
       До войны гидросамолеты МБР-2 были окрашены серебрянной краской, с началом боевых действий получили камуфляжную окраску.
       У многих самолётов полка на носу была дополнительная красная звезда.

118 МРАП (Разведполк). ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Летающая лодка ГСТ (моторы М-82ИР), 1941 г.

Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units
Летающая лодка ГСТ, 1941 г. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet flying boat GST. Click to enlarge the picture.


Командир н-ской АЭ майор Наконечный Л.М. награжден орденом Красного Знамени
Командир АЭ майор Наконечный Л.М. в кабине ГСТ, 26.05.1942.

Наконечный Леонид Михайлович перед вылетом
Наконечный Леонид Михайлович перед вылетом, 1941-42 гг.

Елкин
Экипаж самолета ст. лейтенанта Елькина, фото 1941-42 гг. Другая фотография - по клику.
The crew of Elkin, commander of the flying boat № 6. Click to view other picture.


морской дальний разведчик Наконечный Леонид Михайлович В годы Великой Отечественной войны воевал в составе 118 разведывательного АП СФ
Подполковник Наконечный Леонид Михайлович у летающей лодки Че-2 (МДР-6), фото 1941-1943 гг.
Subcolonel A.P. Nakonechnyi near the Che-2 (MDR-6) flying boat.


Морские летчики. Экипаж капитана В.Сечкина. 1941 МБР2
Экипаж капитана В.Сечкина на фоне МБР-2, 1941 г.

Эпизоды боевой деятельности морских бомбардировщиков Северного флота. Морские бомбардировщики Сечина 1941-42.
МБР-2 (видны тактические номера 1 и 3) Северного флота. Предположительно - 118 мрап, 1941-42 гг.

Эпизоды боевой деятельности морских бомбардировщиков Северного флота. Морские бомбардировщики в полете
МБР-2 (видны тактические номера 5 и 7) Северного флота. Предположительно - 118 мрап, 1941-42 гг.

разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк
Бушихин Николай Павлович у МБР-2 с надписью "... ленинизм!", 1941 г.

Фотоснимок ВОВ гидроплан 118 омрап Амбар
Комиссар эскадрильи, старший политрук Н.П. Бушихин у МБР-2, сентябрь 1941 г. Другая фотография - по клику.
Soviet MBR-2 flying boat in 1941. Click to view other picture.


Фото снимок ВОВ гидроплан 118 мрап.
Эскадрилья капитана В.М. Сечкина. Перемещение МБР-2 № 6 на берег после посадки, фото 1942 г.
The flying boat MBR-2 tactical number 6.


foto hydroplane mbr2 nose art 118th ORAP VVS VMF - 118 separate air reconnaissance Kirkeness regiment of Soviet Northern fleet
МБР-2 старшего лейтенанта Петра Павловича Марьенкова. Увеличение снимка по клику.
The MBR-2 of 118 RAP of Northen fleet. Click to enlarge the picture.


Фото ВМВ гидросамолет Амбар 118 омрап ВВС СФ в ВОВ
Личный состав и летающие лодки МБР-2 у ангара на гидроаэродроме Грязная губа, зима 1942-1943 гг.
The MBR-2 warplanes .


Летчики 118-го разведывательного авиационного полка (РАП) Северного флота у самолета МБР (морской ближний разведчик)
Летчики полка у самолета МБР-2, 1942 г.

Проверка самолета МБР. Губа Грязная
Проверка мотора самолета МБР-2. Губа Грязная. 1942-43 гг.

Авиация Северного флота в годы Великой Отечественной войны
МБР-2 ВВС Северного флота, 1942-44 гг. Предположительно - 118 мрап.

Фотоснимок ВОВ МБР2 гидроплан 118 авп ВВС СФ.
МБР-2 с лозунгом на правом борту «Смерть фашизму!» старшего лейтенанта Шагова Г.И., подбитый истребителями противника 29 июня 1941 года при нанесении бомбового удара, сел на вынужденную посадку в губе Титовка.
118 мрап ВВС СФ - самолёты и эмблемы
На левом борту этой летающей лодки - надпись «В бой за Сталина!» .

Фотоснимок ВОВ Аэролодка 118 РАП ВВС СФ.
Летающая лодка МБР-2 «За Сталина», фото 1942 года.

Штурман самолета морского разведчика Северного флота, младший лейтенант Г.Г. Павлов
Штурман младший лейтенант Г.Г. Павлов, 1943 год. Другая фотография турельного пулемета ШКАС на МБР-2 - по клику.
The ShKAS turret of MBR-2. Click to view other photo.


Spit ftr 118 MRAP
Разведывательный самолёт Спитфайр ПР-4.
The spitfire PR.IV recon plane. Great Patriotic war photo.


Пе2 Летчик-разведчик младший лейтенант В. Самарин
Летчик младший лейтенант Самарин Владимир Матвеевич на фоне самолета Пе-2 № 22.

118 оравп ОМРАП (авиаРазведполк), разведсамолет
Младший лейтенант Самарин и Герой Советского Союза Шеин Павел Степанович у Пе-2. Фото 1942-43 гг. Другой ракурс по клику.
The crew near the Pe-2 plane. Click to enlarge the photo.


Мл. лейтенант В.М. Самарин (слева), Штурман Герой Советского Союза лейтенант П.С. Шеин, перед вылетом на разведку
Экипаж Самарин и Шеин в кабине самолета Пе-2.

Герой Советского Союза капитан Родион Михайлович Суворов - заместитель командира эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота. wartime picture Pe2 in combat
Майор Павлов Николай Германович и капитан Суворов Родион Михайлович у самолета Пе-2, 1943 г.

118th RAP VVS SF wartime photo recon seaplane PBN1 Nomad identification mark
Летающая лодка PBN-1 "Номад" № 8, фото 1944 г.
The flying boat PBN-1 Nomad of 118 OMRAP Red navy.


Подполковник Наконечный Леонид Михайлович - летчик СФ. В годы Великой Отечественной войны воевал в составе 118 разведывательного АП. Перед вылетом. Командир части
Подполковник Наконечный Леонид Михайлович. Летающая лодка PBN-1, фото 1948 г.

       Командиры части

       М.Д.Нижегородцев (сентябрь 1939 г. – февраль 1940 г., снят), В.Н.Васильев (февраль 1940 г. – март 1942 г.), Д.М.Беляков (сентябрь-октябрь 1941 г., ВрИД), Н.Г.Павлов (март 1942 г. - июнь 1944 г.), Семен Кириллович Литвинов (июль 1944 г. – январь 1946 г.), Л.М.Наконечный (февраль 1946 г. - ноябрь 1950 г.), Фадеев (ноябрь 1950 г. - ноябрь 1952 г.), П.Б.Демидов (ноябрь 1952 г. – октябрь 1955 г.), Ф.Я.Ярошенко (октябрь 1955 г. – май 1961 г.), Р.В.Калмыков (май 1961 г. – декабрь 1965 г.), Ю.С.Гвоздев (декабрь 1965 г. – октябрь 1973 г.), М.Г.Комаров (октябрь 1973 г. – август 1975 г.), И.С.Зотов (август 1975 г. - ноябрь 1984 г.), А.Г.Дедухов (ноябрь 1984 г. – февраль 1992 г.), В.И.Васильев (февраль 1992 г. – апрель 1994 г., снят), В.М.Чернышев (август 1994 г.- апрель 1998 г.), А.А.Зубков (май 1998 г. – май 2003 г.), С.В.Дергунов (май 2003 г. – октябрь 2008 г.), А.Н.Буряк (октябрь 2008 г. – сентябрь 2009 г., к-р АП, с сентября 2009 г. к-р АвБ, был в марте 2012 г.,), В.Вихирев (в 2010 г., ВрИД), А.В.Старостин.




118 отдельный Краснознаменный морской разведывательный авиационный Киркенесский полк ВВС СФ

403-й отдельный гвардейский смешанный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 7050-я гвардейская авиационная Киркенесская Краснознаменная база МА СФ, 403-й отдельный смешанный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 403-й отдельный противолодочный авиаполк, 403-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 45-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья, 29-я отдельная морская дальнеразведывательная авиаэскадрилья, 7-е отдельное авиационное звено
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, разведсамолет

Благодарность за информацию и фото - Левшов П., Красильников C.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.