Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

15-й отдельный разведывательный авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ


15th separate air reconnaissance "Tallinn" regiment of Soviet Baltic fleet

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       04.05.1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г., №0036 от 20.08.1938 г. на базе эскадрилий (121-я МТБАЭ, 122-я МТБАЭ и 19-я МРАЭ) расформируемой 105-й морской тяжелой бомбардировочной авиационной бригады был сформирован 15-й морской тяжелый бомбардировочный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Новая авиационная часть трехэскадрильного состава получила поплавковые бомбардировщики ТБ-1а и летающие лодки МБР-2. Вскоре планировалось заменить их новыми бомбардировщиками ДБ-3.
       По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе полка в Гребном Порту числилось 26 МБР-2, а также 2 Р-6 и один ДБ-3 в Копорье.
       Летом 1939 г. на вооружение 2-й АЭ полка стали поступать бомбардировщики ДБ-3б. С этого времени 1-я и 3-я МАЭ на самолетах МБР-2 базировались в Гребном Порту, а 2-я ДБАЭ на самолетах на ДБ-3б базировалась в Копорье.
       В сентябре 1939 г. 20 МБР-2 полка были направлены на Север для укомплектования формируемого 118-го МРАП ВВС СФ.
       В ноябре 1939 г. 15-й МТБАП вошел в состав формируемой 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС БФ.
       С 30.11.1939 г. 15-й МТБАП принял участие в «Зимней войне» с Финляндией.
       19.12.1939 г. полк был выведен из состава 8-й БАБ и переформирован в 15-й морской разведывательный авиационный полк ВВС БФ. Вторая эскадрилья самолетов ДБ-3 осталась в подчинении командира авиабригады, а третья эскадрилья самолетов МБР-2 стала числиться второй эскадрильей в полку.
       Согласно приказу Ком. БФ №015 от 09.01.1940 г. предписывалось:
- Передать 2-ю АЭ 15-го МРАП (самолеты ДБ-3) в состав 1-го МТАП;
- 11-ю ОМБРАЭ переименовать в 18-ю МБРАЭ с зачислением ее в состав 15-го МРАП.
       На 01.05.1940 г. 15-й МРАП дислоцировался:
- управление АП – Гребной Порт;
- 1-я АЭ – оз. Гора-Валдай/Гребной Порт;
- 2-я АЭ – Гребной Порт;
- 18-я МБРАЭ и ОСАНАЗ – Ораниенбаум;
- 12-й ОМРАО – оз. Хаболово;
- 43-й ОМРАО – оз. Гора-Валдай;
- 44-й ОМРАО – оз. Липовое (Вейно);
Всего 43/39 МБР-2, 7/6 МБР-2ВУ, 1/1 КОР-1, 8/8 У-2.
       Во исполнение приказа НК ВМФ №0081 от 04.04.1940 г. было предписано к 15 мая:
- Управление 15-го АП передислоцировать из Гребного Порта в Ораниенбаум.
- Одну АЭ (10 МБР-2) 15-го АП из Гребного Порта передислоцировать в Выборг с присвоением ей наименование «85-я ОАЭ».
- Вторую АЭ 13-самолетного состава 15-го АП (Гребной Порт) по штату № 39/805-Б передислоцировать в Ганге (Ханко) и включить в состав 73-го САП с присвоением наименования «3-я АЭ 73-го АП».
       В результате этих переформирований в составе 15-й РАП числились:
- Управление полка с дислокацией в Ораниенбауме.
- 85-я ОАЭ МБР-2 с дислокацией в Выборге.
- 18-я ОАЭ МБР-2 с дислокацией в Ораниенбауме.
- 12-й ОМРАО с дислокацией на оз. Хаболово.
- 43-й ОМРАО с дислокацией на оз. Гора-Валдай.
- 44-й ОМРАО с дислокацией на оз. Липовое (Вейно).
       К 01.07.1940 г. в состав 15-го МРАП было включено корабельное авиационное звено крейсера «Максим Горький» (4/2 МБР-2, 2/1 КОР-1) с подчинением командиру 18-й ОАЭ.
       С 01.01.1941 г. 12-й ОМРАО был расформирован, а его личный состав и авиатехника обращены на укомплектование 43-й ОМБРАЭ. Кроме того, 43-й и 44-й ОМРАО были обращены на формирование 19-й и 22-й ОМДРАЭ, также включенные в штат полка.
       Весной 1941 г. на вооружение 19-й и 22-й эскадрилий начали поступать новые летающие лодки Че-2 конструкции Четверикова.
       По состоянию на 09.06.1941 г. в составе 15-го АП числились:
- управление полка на аэр. Гора-Валдай - 1/1 МБР-2.
- 18-я ОМБРАЭ – 11/10 МБР-2, 2/2 У-2 на аэр. Ораниенбаум;
- 19-я ОМДРАЭ – 7/6 МБР-2, 2/2 Че-2 и 2/2 У-2, на аэр. Хаболово;
- 22-я ОМДРАЭ – 6/6 МБР-2, 3/3 Че-2 и 2/2 У-2 на аэр. Вейно.
- 85-я ОМБРАЭ – 9/9 МБР-2, на аэр. Выборг.
       Командиру полка оперативно подчинялись также корабельные авиационные звенья линкоров «Марат» и «Октябрьская Революция», крейсеров «Киров» и «Максим Горький» (6/6 КОР-1 и 1/1 МБР-2). Всего полку к началу войны имелось 35/33 МБР-2, 5/5 Че-2, 6/6 КОР-1, 6/6 У-2 (56 летчиков).
       С началом Великой Отечественной войны подразделениям полка пришлось вести боевую работу практически самостоятельно.
       С июля 1941 г. командиру 15-го МРАП подчинили 58-ю ОМРАЭ на самолетах МБР-2ВУ, дислоцирующуюся на аэр. Пейпия.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 15-го МРАП числилось 48 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 32 МБР-2, 5 Че-2, 1 КОР-2, 5 КОР-1, 5 У-2.
       К августу 1941 г. в составе 22-й и 19-й ОМДРАЭ числилось 10 Че-2.
       07.08.1941 г. 2 Че-2 под командованием командира 22-й ОМРАЭ капитана Ф.А.Усачева выполнили воздушную разведку погоды по маршруту Юлемисте – Свинемюнде – Штеттин - б. Кихельконна (о. Эзель) для доклада результатов разведки командиру Особой авиагруппы полковнику Е.Н.Преображенскому.
       В конце августа 1941 г. из состава полка была исключена и убыла на переформирование в Ейск 18-я ОМБРАЭ.
       В сентябре 1941 г. управление 15-го МРАП перебазировалось в Ораниенбаум, а 85-я ОМБРАЭ (8 МБР-2) перелетела на гидроаэродром Гора-Валдай. В этом месяце в состав полка были включены 41-я ОМБРАЭ (10 МБР-2 на аэр. Новая Ладога) и 44-я ОМБРАЭ (2 МБР-2 на аэр. Гора-Валдай). Таким образом, в подчинение командира 15-го МРАП перешла практически вся лодочная авиация ВВС КБФ.
       В октябре 1941 г. на основании приказа НК ВМФ №00358 от 03.10.1941 г. 19-я ОМДРАЭ, 22-я ОМДРАЭ и 81-я ОМБРАЭ были расформированы на аэр. Гора-Валдай. Оставшиеся 5 Че-2 с экипажами еще в конце сентября убыли на Север, где были переданы в 118-й МРАП ВВС СФ.
       С 01.11.1941 г. управление полка перебазировалось на аэр. Каменка.
       В конце ноября 1941 г. управление 15-го МРАП, 44-ю ОМБРАЭ и 85-ю ОМБРАЭ перебазировали в Новую Ладогу, где с конца августа уже дислоцировалась 41-я ОМРАЭ. На этом же аэродроме базировалась и 58-я ОМРАЭ.
       С июня по декабрь 1941 г. 15-й МРАП потерял из своего состава 40 экипажей и 75 самолетов МБР-2.
       В декабре 1941 г. при штабе ВВС БФ был создан нештатный разведывательный авиационный отряд в составе трех звеньев: звена двухмоторных самолетов, звена одномоторных скоростных самолетов и звена самолетов связи. В мае 1942 г. на базе этого авиаотряда на аэр. Приютино была сформирована 26-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ВВС БФ, которая в последующем вошла в состав 15-го ОРАП.
       По состоянию на 01.01.1942 г. в составе 15-го МРАП на аэр. Новая Ладога имелся 31 самолет, в том числе:
- управление полка– 2 У-2;
Отдельные эскадрильи:
- 41-я ОМБРАЭ – 6 МБР-2;
- 44-я ОМБРАЭ – 8 МБР-2;
- 58-я ОМБРАЭ – 7 МБР-2;
- 85-я ОМБРАЭ – 8 МБР-2.
       В начале 1942 г. 44-я ОМБРАЭ перебазируется на аэр. Каменка. Оттуда ее самолеты МБР-2 выполняли вылеты на лыжном и колесном шасси. Вместе с ней туда же убыла и 85-я ОМБРАЭ, но уже в феврале 1942 г. в связи с убылью самолетов МБР-2 она была расформирована. Две другие эскадрильи полка (41-я и 58-я ОМБРАЭ) оставались на аэр. Новая Ладога вплоть до конца 1942 г. участвуя в боях на волховском направлении и по защите ладожских коммуникаций.
       В марте - мае 1942 г. управление полка базировалось на аэр. Гора-Валдай. Вместе с ним туда же из Каменки перебазируется 44-я ОМБРАЭ (4 МБР-2). Там эскадрилья находилась до февраля 1943 г., когда была переименована в 58-ю ОМРАЭ с исключением из состава полка.
       С июня 1942 г. управление полка находилось в д. Пильна (Новоладожский аэроузел), а с августа перебазируется в Новую Ладогу.
       С октября 1942 г. по январь 1943 г. управление 15-го МРАП базировалось на аэр. Борки.
       В октябре 1942 г. для ведения контрбатарейной борьбы в состав полка были временно включены 52-я НБАЭ и 25-я НБАЭ, вооруженные самолетами У-2б.
       По состоянию на 31.12.1942 г. полк был разделен на две группы, одна из которых решала боевые задачи на Ладожском участке, а вторая на северном и южном берегах Финского залива. В это время в состав 15-го МРАП, управление которого перебазировалось на аэр. Гора-Валдай (1/1 У-2), числилось 37/35 самолетов различных типов, в т.ч:
- 41-я МРАЭ – 6/6 МБР-2 на аэр. Борки и Новая Ладога;
- 44-я МРАЭ – 6/6 МБР-2 на аэр. Гора-Валдай;
- 58-я МРАЭ – 7/7 МБР-2 на аэр. Каменка и Новая Ладога;
- 25-я НБАЭ – 8/8 У-2б на аэр. Каменка;
- 52-я НБАЭ – 9/7 У-2б на аэр. Борки.
       В январе 1943 г. 41-я ОМБРАЭ в Новой Ладоге была расформирована.
       Приказом НК ВМФ №087 от 12.02.1943 г. 15-й МРАП подлежал переформированию. В него включалась 26-я ОРАЭ ВВС БФ (7 колесных самолетов-разведчиков), ранее являвшаяся отдельной частью. Кроме того, входившая в состав полка 58-я ОМБРАЭ (7 МБР-2) подлежала переформированию в эскадрилью двухмоторных разведчиков, а 44-я ОМРАЭ должна была стать отдельной эскадрильей самолетов МБР-2. Этим же приказом 52-я ОНБАЭ (10 У-2б) расформировывалась, а 25-я ОНБАЭ (9 У-2б и И-15) становилась самостоятельной и исключалась из состава полка. После переформирования полк должен был иметь две эскадрильи: 58-ю РАЭ двухмоторных колесных самолетов и 26-ю РАЭ самолетов-истребителей.
       Очередным приказом НК ВМФ №00112 от 15.04.1943 г., определялся новый состав 15-го отдельного разведывательного авиационного полка. Согласно нему 26-я РАЭ после перевооружения с Пе-2 и Як-1 на истребители-разведчики Як-7 переименовывалась в 43-ю разведывательную авиационную эскадрилью истребителей, а 58-я МРАЭ после переучивания с МБР-2 на Пе-2 и «Бостон»-III переименовывалась в 44-ю разведывательную авиационную эскадрилью (двухмоторных самолетов). За ними сохранялись индивидуальные номера. Номер 58-й ОМРАЭ передали 44-й ОМРАЭ ВВС БФ на аэр. Гора-Валдай ставшей с этого времени отдельной частью. В нее собрали все оставшиеся в наличии исправные самолеты МБР-2.
       С 23.04.1943 г. управление 15-го ОРАП и его эскадрильи разместилось на аэр. Приютино.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 15-го ОРАП числилось на аэр. Приютино 2/1 Пе-2, 6/3 «Бостон»-III, 3/2 Як-7 и 16/11 экипажей. Еще один неисправный самолет «Бостон»-III без экипажа находился на аэр. Горская (Лисий Нос).
       К осени 1943 г. на вооружение 43-й РАЭ полка поступили самолеты Як-9 (10 шт.) в разведывательном варианте.
       В январе 1944 г. 15-й ОРАП основным составом базировался на аэр. Приютино, а частью сил на аэр. Борки.
       22.01.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество при окончательном снятии блокады с г. Ленинграда 15-й ОРАП был награжден орденом Красного Знамени.
       С 23.02.1944 г. полк основным составом базировался на аэр. Гражданка.
       Весной 1944 г. в 44-ю РАЭ полка поступают самолеты А-20G «Бостон», и до конца войны эта эскадрилья летает на «Бостонах» и Пе-2. Кроме того, в полк поступил самолет В-25 «Митчелл» с 75 мм пушкой (вскоре был передан на Север в 118-й ОРАП) и еще один обычный бомбардировщик «Митчелл», который использовался как транспортный самолет.
       В мае 1944 г. из состава 15-го ОРАП была выделена оперативная разведгруппа в составе одного Пе-2 и двух Як-9 с перебазированием на аэр. Новая Ладога. Эта группа действовала в интересах Ладожской военной флотилии при наступлении советских войск на Карельском перешейке и на Петрозаводск.
       С 29.05.1944 г. 15-й ОРАП перебазировался с аэр. Гражданка на сухопутный аэродром Гора-Валдай в 4 км к юго-востоку от гидроавиабазы.
       К 01.06.1944 г. на основании приказа НК ВМФ №0289 от 15.04.1944 г. в полку формируется еще одна эскадрилья на самолетах Як-9д (7 ед.), получившая собственный номер - 45-я разведывательная авиаэскадрилья истребителей.
       С 08.07.1944 г. самолетами полка было установлено слежение за немецким крейсером ПВО «Ниобе» (разведкой он был ошибочно определен как финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен») в порту Хельсинки и проследовавшим в п. Котка. 16.07.1944 г. «Ниобе» был потоплен ударами пикировщиков 12-го гв. ПБАП и топмачтовиков 51-го МТАП ВВС БФ.
       В июле 1944 г. в составе ВВС БФ на базе личного состава и авиатехники 15-го ОРАП на аэр. Гора-Валдай была сформирована 29-я отдельная морская разведывательная эскадрилья (ПЛО). На вооружении эскадрилья кроме колесных самолетов Ил-2 и Р-47 «Тандерболт» (переданные из 12-го ИАП ВВС БФ) получила также 3 самолета PBN-1 «Номад» и 3 Бе-4 (Некоторые источники указывают, что данная авиационная эскадрилья вошла в состав 15-го ОРАП, но «Боевом и численном составе ВВС БФ» на 1944 г. 29-я ОРАЭ (ПЛО) поименована как отдельная авиачасть. Также отдельной частью она числится в «Исторической справке ВВС 4-го ВМФ»). В сентябре эскадрилья перебазировалась на аэр. Вейно (летающие лодки) и Липово (колесные самолеты), но уже в октябре перелетела в Таллин, где самолеты разместились на аэр. Юлемисте и Лагсберг.
       20.08.1944 г. 15-й ОРАП с аэр. Гора-Валдай был перебазирован на аэр. Паневежис. В это время он принял участие в боях за освобождение городов Пярну и Таллин.
       С 05.10.1944 г. полк основным составом стал базироваться на аэр. Лагсберг (Таллин).
       22.10.1944 г. приказом ВГК №0338 (объявлен приказом НК ВМФ №0801 от 26.10.1944 г.) за отличия в боях, проявленные при освобождении Таллина 15-му ОРАП было присвоено почетное наименование «Таллинский».
       К 01.11.1944 г., перед началом операции по освобождению ВМБ Либава, частью сил полк перебазировался на аэр. Паневежис в Литве, где разместилась ударная авиационная группа ВВС БФ.
       К ноябрю авиационная группа ВВС БФ была передислоцирована на аэр. Паланга, где в это время расположился выносной ПУ ВВС БФ. Туда же переместилось и управление 15-го ОРАП.
       В ноябре 1944 г. самолеты Р-47 были переданы из 29-й РАЭ (ПЛО) в истребительные эскадрильи (43-ю и 45-ю РАЭ). Четыре из них базировались на аэр. Паланга, а пятый – на аэр. Паневежис. Только с середины января 1945 г. летчики полка на самолетах Р-47 приступили к выполнению боевых вылетов на разведку.
       Во второй половине ноября 1944 г. при освобождении Моонзундских островов 15-й ОРАП базировался частью сил на аэр. Пярну и Паланга.
       На 01.01.1945 г. полк имел в своем составе:
- управление (Паланга) – 1 У-2;
- 43-я РАЭ (Паланга) – 13 Як-9;
- 44-я РАЭ (Паневежис) – 17 бомбардировщиков (3 А-20G «Бостон», 13 Пе-2, 1 В-25 «Митчелл»);
- 45-я РАЭ (Паланга) – 9 Як-9;
       К весне 1945 г. в составе полка осталось только 3 исправных самолета А-20G «Бостон». В связи с этим командование ВВС ВМФ приняло решение об усилении полка эскадрильей таких же самолетов из состава 30-го ОРАП ВВС ЧФ. В конце апреля 1945 г. на Балтику прибыла 2-я АЭ 30-го ОРАП (9 А-20G «Бостон»).
       26.04.1945 г. часть личного состава 44-й РАЭ и 45-й РАЭ 15-го ОРАП была обращена на формирование на аэр. Паланга 17-й ОАЭ ПЛО.
       30.04.1945 г. 43-я РАЭ 15-го ОРАП была перебазирована в Померанию на аэродромный узел. Кольберг-Боденхаген (ныне Колобжег и Багич, Польша).
       День Победы - 9 мая 1945 г. управление 15-го ОРАП встречало на аэр. Паланга-2, 43-я РАЭ - на аэр. Боденхаген, 44-я РАЭ - на аэр. Паневежис, а 45-я РАЭ - на аэр. Кагул (о. Саарема).
       По состоянию на май 1945 г. в полку числились 56 самолетов, 42 летчика, в т.ч.:
- управление – 1 У-2;
- 43-я РАЭ и 45-я РАЭ –43 Як-9р и Як-9д;
- 44-я РАЭ – 12 Пе-2 и А-20G «Бостон»;
       За время Великой Отечественной войны летчики полка выполнили 16 722 боевых вылета, сбросили 1 804 000 кг бомб, уничтожили 23 танка, 73 автомашины, 59 орудий, 111 минометов, 9 ПЛ, 9 ТКА, 5 транспортов и 1 сторожевой корабль. Собственные потери полка составили 211 самолетов и 279 человек летного состава.
       24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвате ВМБ Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество 15-й ОРАП был награжден орденом Ушакова II-й степени. С этого времени полк стал называться 15-м отдельным разведывательным авиационным Таллинским Краснознаменным ордена Ушакова полком. В его составе насчитывалось 12 А-20G «Бостон» и Пе-2, 43 Як-9 и 2 PBY-6 «Каталина» из расформированной 29-й ОРАЭ (ПЛО).
       30.07.1945 г. АЭ А-20G «Бостон» 30-го ОРАП ВВС ЧФ вернулась на Черное море.
       В период с 20 июня по 28 сентября 1945 г. полк базировался на аэр. Кагул (о. Саарема), а оттуда он был переброшен на аэр. Сууркюль. До конца года эскадрильи полка утратили собственные номера и стали числиться 1-й, 2-й и 3-й РАЭ.
       С 30.03.1946 г. 15-й ОРАП на самолетах А-20G и Як-9 перебазировался на аэр. Хайлигенбайль (ныне Мамоново). Вскоре Пе-2 были сняты с вооружения, а сам полк был переформирован: 1-я и 2-я АЭ были вооружены самолетами А-20G «Бостон», а 3-я АЭ – самолетами Як-9.
       К июлю 1947 г. самолеты Як-9 были списаны и им на замену в 3-ю РАЭ поступили Р-63 «Кингкобра».
       В мае - июне 1951 г. на вооружение 3-й АЭ полка вместо Р-63 поступили истребители Ла-11.
       С мая по август 1952 г. 1-я АЭ полка переучилась и перевооружилась на самолеты-разведчики Ил-28р.
       С сентября 1953 г. по январь 1954 г. 2-я АЭ полка также перевооружилась на Ил-28р.
       В феврале 1954 г. 3-я АЭ 15-го ОРАП на самолетах Ла-11 была расформирована. На вооружении полка остались только самолеты Ил-28р и УИл-28.
       В ноябре 1954 г. 3-я АЭ была восстановлена, но уже на самолетах Ил-28 и Ил-28р.
       10.09.1954 г. полк передислоцировался с аэр. Мамоново на на аэр. Чкаловск.
       С 15.06.1960 г. в составе полка была сформирована 4-я (буксировочная) АЭ в составе которой было 7 Ил-28 и 1 УИл-28. Она стала базироваться на аэр. Храброво в Калининградской области и оставалась там вплоть до своего расформирования к 01.11.1961 г.
       К 01.04.1961 г. 15-й ОРАП был переформирован в 306-ю отдельную дальнеразведывательную авиационную эскадрилью Авиации Балтийского флота с базированием на аэр. Чкаловск.
       К 15.10.1961 г. 306-я ОДРАЭ вновь была развернута в 15-й отдельный дальнеразведывательный авиационный полк, базирующийся на аэр. Чкаловск.
       В течение 1961 г. 15-й ОДРАП осваивал Ту-16р, а со второй половине этого года, не останавливая подготовку на Ту-16р, полк приступил к переучиванию и перевооружению на сверхзвуковые самолеты-разведчики Ту-22р.
       К июлю 1963 г. в полку одновременно эксплуатировались самолеты Ту-16р и Ту-22р.
       С июня 1964 г. полк перешел со штата самолетов Ту-16р и Ту-22р на штат самолетов Ту-22р.
       В конце 60-х - начале 70-х годов в трех эскадрильях 15-го ОДРАП имелось 42 Ту-22р, 2 Ту-16с и 2 Ту-16з.
       30.07.1971 г. 3-я АЭ полка была расформирована.
       В 1979 г. на вооружение 2-й АЭ полка поступили старые самолеты Ту-16к-10, что было вынужденной мерой из-за высокой аварийности Ту-22р.
       К концу 1985 г. 2-я АЭ перевооружилась с Ту-16к-10 на фронтовые разведчики Су-24мр (12 ед.).
       В 1988 г. 1-я АЭ полка перевооружилась с Ту-22р на фронтовые бомбардировщики Су-24м (12 ед.).
       С 01.12.1993 г. 15-й ОДРАП и 846-й гв. ОМШАП ВВС БФ были переформированы в один 846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный Клайпедский Краснознаменный полк им. маршала авиации И.И.Борзова. Боевое Знамя, орден Красного Знамени и орден Ушакова II-й степени, ранее принадлежащие 15-му ОДРАП, были сданы в штаб ВВС Балтийского флота. При этом также было утеряно почетное наименование «Таллинский».
       В документах встречаются сокращения 15 рап (орап, оравп, оракп, омрап, мрап, ораткп).

       Подчиненность и участие на фронтах

Полк принимал участие в советско-финляндской войне.

Великая Отечественная война, в составе действующей армии
22.06.1941 - 19.03.1943 (15 ап) 25.05.1942 - 01.03.1943 (26 ораэ)
19.03.1943 - 09.05.1945 (15 мрап)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное стояли самолеты МБР-2, Р-6, ДБ-3, Че-2 (МДР-6), КОР-1 (Бе-2), КОР-2 (Бе-4), PBY-6A Catalina, Як-7, Як-9р, Як-9д, Пе-2р, В-25 Mitchell, «Бостон-III» (Б-3), А-20G Boston, Р-47 Thunderbolt, Р-63 Kingcobra, Ту-2р, Ла-11, Ил-28р, УИл-28, Ту-16р, Ту-16к-10, Ту-16с, Ту-16з, Ту-22р, Ту-22у, Ту-134, Су-24м, Су-24мр, УТ-1, У-2.

ТБ-1а 15-го МТБАП над ЛК Марат.
Поплавковый гидросамолёт ТБ-1а 15-го МТБАП над ЛК Марат.

Russian recon flyingboat WWII
Летающая лодка Че-2 (МДР-6), конец июля 1941 г.

Летлодка 15-го МРАП/ОРАП ВВС БФ Че-2 19-й или 22-й ОМДРАЭ
Летающая лодка Че-2 15 ОМРАП (19 или 22 ОМДРАЭ).
The MDR-6 (Che-2) flying boat. Click to enlarge the photo.


ГК - фото 1942, А.П. - отпровергает. 15 МРАП (морской разведавиаполк). ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Летчик лейтенант Тоболенко Михаил Николаевич.
Pilot lt. M.N. Tobolenko. Great Patriotic war photo.


Шапкин Николай Васильевич 43 эскадрилья 15 рап ВВС КБФ
Шапкин Николай Васильевич (43 эскадрилья полка). Увеличение фотографии - по клику.
Pilot Shapkin. Click to enlarge the photo.


15 рап (орап, оравп) ВВС КБФ Як7Б
Истребитель Як-7Б б/н 40, фотография 1943 г.
15й флотский авиаразведполк в ВОВ Балтика
The Yak-7B plane tactical number 40. Drawing by A. Salimgareev.


WW2 foto USSR
Истребитель Як-7Б б/н 43, фотография 1943 г.
15 ОРАТКП ВВС БФ Фотографии и история в период Великой Отечественной войны
The Yak-7B plane tactical number 43. Drawing by A. Salimgareev.


действующая армия СССР
Летчик-разведчик лейтенант К.Н. Шараков, 1943 г.

Як-7У Як-7В фото ВОВ 15 омрап ВВС КБФ
Капитан Меркулов В.П. в кабине Як-7Б(У), апрель 1944 г. Другой ракурс фото - по клику.

The Yak-7B plane tactical number 39. Click to other view.

15th separate air reconnaissance Tallinn regiment of Soviet Baltic fleet
Рисунок А. Салимгареева.

не Коморный Комарный а Каморный Яков Ильич фото ВОВ 15 омрап ВВС КБФ
Воздушный стрелок-радист ст. сержант Каморный Яков Ильич. Другая фотография из серии - по клику.

The Yak-7B plane tactical number 39. Click to other view.


бронестекло
Авиаторы 43-й РАЭ 15-го ОРАП, март 1945 г. Увеличение фотографии - по клику.

The Soviet aviators in 1945. Click to enlarge the photo.


A-20B 21-94 (apparently sn 41-3024)
The A-20B warplane (rearmed with the UB machinegun in the UTK-1 turret). number 21 and 94 of 15th ORAP of Baltic Fleet airforce.

354 A-20C Boston III White 5 of 15 ORAP, VVS KBF
Самолёт A-20B, перевооружёный турелью УТК-1, с двойным тактическим номером 21 и 94. Рисунок T. Tuomanen.

А-20 15-й отдельный морской разведывательный Таллинский Краснознаменный авиационный полк военно-воздушных сил военно-морского флота
The Boston III (DB-7C) plane (rearmed with the UB machinegun in the UTK-1 turret) number 5 of S.S. Usachev crew, August 1943.

A-20C Boston III White 5 of 15 ORAP, VVS KBF
Самолёт А-20С («Бостон-3»), перевооружёный турелью УТК-1, с тактическим номером 5. Рисунок T. Tuomanen.

15-го МРАП/ОРАП ВВС БФ «Бостон» принадлежит 44-й РАЭ полка
Самолёт A-20G (№№ 36 и 39806) из состава 44 РАЭ полка.
The Boston of 44 RAE of 15 ORAP VMF. Click to enlarge the photo.


Пе2 (15 развед.авиационный полк) фото ВОВ
Командир эскадрильи капитан Александр Иванович Савченко у Пе-2. Фотоснимок 20.04.1944.

Летчики-разведчики 15 разведывательного авиа-полка лейтенант И.В. Никитин и ст.лейтенант С.В. Жегалов. апр 44
Летчики-разведчики лейтенант И.В. Никитин и ст.лейтенант С.В. Жегалов, 44 аэ полка, апрель 1944 г. Фотография с другого борта - по клику.


Летчики ст. лейтенант П.А. Кривцун (слева) и лейтенант В.А.Горин на аэродроме перед вылетом
Летчики ст. лейтенант П.А. Кривцун и лейтенант В.А. Горин, апрель 1944 г. Приближение - по клику.


       Командиры полка


       Частью командовали: И.Д.Хныкин (апрель-ноябрь 1938 г.), П.И.Евдокимов (ноябрь 1938 г.- февраль 1939 г.), И.Д.Хныкин (февраль–май 1939 г.), М.И.Ахапкин (май-ноябрь 1939 г.), полковник Дмитрий Филиппович Бартновский (ноябрь 1939 г. – сентябрь 1941 г.); Алексей Васильевич Арефьев (сентябрь 1941 г. – август 1943 г.); ГСС майор Филипп Александрович Усачев (август 1943 г. - март 1950 г.), И.П.Кравцов (март 1950 г. - май 1954 г.), С.В.Попов (май 1954 г. - февраль 1956 г.), А.М.Шаврин (февраль 1956 г. - октябрь 1958 г.), В.В.Захарченко (октябрь 1958 г. - декабрь 1962 г., снят), А.М.Макаров (декабрь 1962 г. - январь 1965 г.), Ю.А.Кузнецов (январь 1965 г. - ноябрь 1969 г.), М.И.Герасименко (ноябрь 1969 г. - апрель 1973 г.), А.А.Олоновский (апрель 1973 г. - январь 1975 г.), И.Н.Ильин (январь 1975 г. - ноябрь 1977 г.), И.Е.Кучеровский (ноябрь 1977 г. - август 1981 г.), А.А.Заякин (август 1981 г., - ноябрь 1983 г.), Н.М.Абрашкин (ноябрь 1983 г. - декабрь 1986 г.), В.С.Лоскутов (декабрь 1986 г. - сентябрь 1988 г.), В.В.Попов (сентябрь 1988 г. - сентябрь 1990 г.), К.Н.Новичков (сентябрь 1990 г. - сентябрь 1993 г.).



15-й отдельный морской разведывательный авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ

(846-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный Клайпедский Краснознаменный полк им. маршала авиации Борзова, 15-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Таллиннский Краснознаменный ордена Ушакова полк, 306-я отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья, 15 ОМРАП и 26 ОМРАЭ, 15-й морской тяжелый бомбардировочный авиаполк)
разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, отдельная морская разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья



Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.



История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.