Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

16 отдельный морской дальнеразведывательный Порт-Артурский Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ



16th detached navy long-range reconnaissance aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       С 13.12.1940 г. на основании директивы ВВС ВМФ №49872 от 13.09.1940 г. на базе 13-й ОМДРАЭ ВВС ТОФ был сформирован 16-й морской ближнеразведывательный авиационный полк с дислокацией в б. Суходол (приказ Ком. ТОФ №016 от 08.01.1941 г.). В состав полка вошли: управление полка; 1-я МБРАЭ; 2-я МДРАЭ; 3-я МДРАЭ.
       Эскадрильи полка были вооружены самолетами МБР-2 (по 10 ед.), а 2-я МДРАЭ с весны 1941 г. начала получать на вооружение новые двухмоторные летающие лодки конструкции Четверикова МДР-6 (Че-2). Всего в этой эскадрилье по штату должно было быть 10 самолетов данного типа, но их поставки шли весьма медленно и к началу войны полк получил всего две такие машины. В оперативном подчинении командиру полка находилось 8-е корректировочное авиационное звено на самолетах МБР-2, занимающееся корректировкой артогня кораблей флота и береговой обороны, а также буксировкой конусов для обеспечения стрельб зенитной артиллерии. Оно базировалось там же в б. Суходол.
       Комплектование полка личным составом, боевой техникой и средствами обеспечения в основном было завершено к весне 1941 г.
       По состоянию на 01.06.1941 г. в боевом составе полка числилось 22/22 МБР-2, 2/0 МДР-6, 4/4 У-2.
       С началом Великой Отечественной войны уже 23.06.1941 г. 16-й МБРАП был переведен на штаты военного времени и рассредоточен поэскадрильно по побережью Уссурийского залива в бухтах Суходол, Андреева, Большой Камень. Помимо плановой боевой подготовки экипажи полка активно вели воздушную разведку в своей зоне ответственности над акваторией залива Петра Великого.
       В годы войны 16-й МБРАП стал кузницей летно-технических кадров для воюющих флотов.
       До конца 1942 г. в 16-й МБРАП поступили два корабельных разведчика Бе-4. Они составили корабельное авиационное звено, приписанное к крейсерам «Калинин» и «Каганович». Базировались Бе-4 в бухте Круглая на о. Русский.
       29.01.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №00423 из личного состава экипажей и самолетов МБР-2 расформированного 114-го МАП АмВФл в составе полка формируется 4-я МБРАЭ с дислокацией в б. Андреева. Но 18.05.1943 г. в связи с отправкой на Черное море 8 самолетов МБР-2 полка вместе с летным и техническим составом эта эскадрилья была расформирована.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе полка числилось 30/28 МБР-2, 6/6 Че-2, 2/2 Бе-4, 5/3 У-2, 1/1 УТ-1 и 36 экипажей.
       В начале 1944 г. из числа наиболее подготовленных экипажей сформировали группу для перегонки из США самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу. Эти экипажи с марта по октябрь 1944 г. осуществляли перегонку на ТОФ гидросамолетов PBN-1 «Номад» и амфибий PBY-6a «Каталина» через Аляску и Магадан. Всего к августу 1945 г. было перегнано 48 летающих лодок PBN-1 и 17 амфибий PBY-6.
       В феврале 1944 г. на основании приказа НК ВМФ №096 от 05.02.1944 г. 2-я МДРАЭ на самолетах Че-2 стала именоваться 3-й МБРАЭ (9 самолетов по штату), а 3-я МДРАЭ, планирующаяся к перевооружению на PBN-1 – 2-й МДРАЭ.
       С 25.10.1944 г. в связи с перевооружением с МБР-2 на летающие лодки PBN-1 «Номад» и амфибии PBY-6a «Каталина» полк стал именоваться 16-м морским дальнеразведывательным авиационным полком трехэскадрильного состава (третья эскадрилья полка оставалась ближнеразведывательной, вооруженной МБР-2). В последующие шесть месяцев последние самолеты МБР-2 были заменены амфибиями PBY-6А.
       К началу войны с Японией в августе 1945 г. в составе полка 1-я и 2-я АЭ были вооружены лодками PBN-1 и Че-2 (4 шт.), а 3-я – амфибиями PBY-6А. Всего в полку насчитывалось 26/26 PBN-1 (аэр. Суходол), 8/8 PBY-6А (аэр. Молельный Мыс), 4/2 Че-2 и 1/0 Бе-4 (б. Круглая), а также 28 экипажей.
       Кроме того, в состав 16-го МДРАП ВВС ТОФ были переданы 10 самолетов PBY-6А и экипажей 117-го МРАП ВВС СТОФ. Там они образовали 4-ю МДРАЭ. Также в составе полка числилось 8-е ОКОРАЗ (ОКОРАО) в б. Круглой на о. Русский вооруженное 3 МБР-2. Еще три самолета PBN-1 были переданы в полк из отдельного авиазвена ледовой разведки ВВС ТОФ.
       В предстоящей войне полк должен был решать следующие задачи:
- дальняя и ближняя разведка кораблей в море;
- разведка ВМБ и портов противника;
- наведение бомбардировочной авиации на обнаруженные корабли противника;
- проведение десантов на территорию противника воздушно-посадочным способом;
- противолодочное охранение кораблей ТОФ на переходе морем;
- спасение экипажей самолетов, терпящих бедствие над морем;
- перевозка пассажиров и военных грузов в различные пункты Дальневосточного ТВД;
- нанесение бомбовых ударов по кораблям и базам противника.
       С первого дня боевых действий полк решал задачи ВР и ПЛО в Японском море, в первую очередь самолетами PBN-1 восточнее м. Низменный и севернее з. Ольга.
       10.08.1945 г. полк понес свою единственную потерю в этой войне. Возвращавшийся вечером с разведки самолет PBN-1 «Номад» потерпел катастрофу в б. Тазгоу в районе м. Поворотный. По одной версии самолет был поврежден японским истребителем, а по другой – столкнулся с водной поверхностью в сложных метеоусловиях.
       14.08.1945 г. 6 PBN-1 полка выполнили вылеты на поиск боевых кораблей противника, которые по донесению командира ПЛ «Щ-127» были обнаружены в Японском море. Поиск результатов не дал.
       С рассветом 15.08.1945 г. 16 самолетов PBN-1 полка вылетели в Японское море с той же задачей. По результатам всех вылетов корабли противника обнаружены не были.
       На завершающем этапе боевых действий в Корее и Китае (с 22 по 28 августа) самолеты полка были привлечены для высадки десантов ТОФ посадочным способом в порты Гензан, Дальний (Дайрен) и Порт-Артур (Люйшунь).
       21.08.1945 г. с двух самолетов PBY-6 был высажен десант на аэр. Канко в Северной Корее. Противник сопротивления силам десанта не оказал.
       24.08.1945 г. самолеты PBN-1 полка с аэр. Суходол и вылетели в Дальний (12 самолетов) и Порт-Артур (6 самолетов) с десантом 256 моряков, которыми командовал капитан 1 ранга А.В.Трипольский.
       Всего в период с 22 по 28 августа было высажено 1102 человека и перевезено более 50 тонн грузов. Высадкой десанта в Порт-Артур руководил заместитель командующего ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Е.Н.Преображенский.
       Самолеты-амфибии PBY-6 3-й АЭ полка привлекались также для переброски летного и технического состава частей ВВС ТОФ при их перебазировании на оперативные аэродромы Молдавановка, Серафимовка, Великая Кема, Гроссевичи и в Советскую Гавань.
       Всего за время боевых действий против японцев самолеты 16-го ОМДРАП выполнили 84 вылета на воздушную разведку, поиск кораблей и ПЛ противника, 19 вылетов на спасение экипажей в море и более 100 вылетов для высадки десантов. В том числе на аэр. Хунчунь было произведено 7 самолетовылетов, в п. Сейсин – 10 самолетовылетов, в п. Гензан - 16 самолетовылетов, на аэр. Канко – 21 самолетовылет, в Порт-Артур – 18 самолетовылетов, в п. Дальний - 22 самолетовылета, на о. Итуруп – 5 самолетовылетов, в п. Отомари – 4 самолетовылета.
       28.08.1945 г. 8-е КОРАЗ на самолетах МБР-2, входящее в состав полка, было расформировано.
       14.09.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0519 от 25.09.1945 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество 16-й МДРАП был награжден орденом Красного Знамени.
       Приказом Верховного Главнокомандующего ВС СССР №0501 от 15.09.1945 г. за мужество и героизм, проявленный личным составом в боях с японцами и успешное проведение десантной операции в Порт-Артур полку было присвоено почетное наименование «Порт–Артурский».
       01.09.1945 г. экипажи летчиков Демидова, Цурбанова, Хамина под руководством командира полка Нижегородцева из б. Суходол доставили в Токийский залив советскую правительственную делегацию во главе с послом СССР в Японии Я.А.Маликом и представителем Верховного Главнокомандующего генерал-лейтенантом К.Н.Деревянко. Кроме них для участия в церемонии подписания акта о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» были перевезены корреспонденты и бывший император государства Маньчжоу-Го – Пу И (на международный трибунал).
       Во второй половине 1945 г. в полк поступили еще два самолета Бе-4. Всего к 1946 г. в составе корабельного авиазвена стало числиться 4 Бе-4. К 1947 г. это авиазвено было расформировано.
       С октября 1946 г. в состав полка была включена 29-я ОМДРАЭ ВВС 5-го ВМФ (6 PBN-1) базирующаяся в бухте Врангеля.
       В августе 1947 г. эта эскадрилья была исключена их состава полка и передана в состав ВВС 7-го ВМФ с перебазирование на аэр. Софийское-на-Амуре.
       25.05.1948 г. 16-й МДРАП был переименован в 289-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк ВВС 5-го ВМФ.
       К концу 1954 г. 289-й ОМДРАП был перевооружен на летающие лодки Бе-6. Однако амфибии PBY-6a оставались на вооружении полка до августа 1957 г.
       В 1956 г. в рамках оказания военно-технической помощи Китаю экипажи 289-го ОМДРАП перегнали в КНР 6 Бе-6.
       К концу лета 1960 г. 289-й ОДРАП был полностью готов на гидросамолетах Бе-6.
       В 1960 г. создается новый род Авиации ВМФ – противолодочная авиация и 289-й ОМДРАП был переформирован в 289-й отдельный дальний противолодочный авиационный полк на самолетах Бе-6 с дислокацией в б. Суходол.
       С 01.05.1961 г. 289-й ОДПЛАП был переименован в 289-й отдельный противолодочный авиационный полк Дальнего Действия.
       С декабря 1968 г. полка приступил к освоению самолета-амфибии Бе-12.
       С 01.07.1969 г. по окончании переучивания на самолеты-амфибии Бе-12 289-й ОДПЛАП перебазировался с аэр. Суходол на аэр. Новонежино.
       В апреле 1970 г. в двух эскадрильях полка имелся 21 самолет Бе-12.
       С 01.10.1971 г. полк передислоцировался с аэр. Новонежино на аэр. Николаевка.
       С 01.06.1981 г. 289-й ОПЛАП ДД был переименован в 289-й отдельный противолодочный авиационный полк.
       С 01.12.1993 г. 289-й ОПЛАП и 77-й ОПЛАП ВВС ТОФ были переформированы в новый 289-й отдельный противолодочный авиационный полк двухэскадрильного состава. На вооружении полка были приняты самолеты Ил-38. Самолеты Бе-12 частично были сданы на хранение, частично – переданы в 317-й ОСАП ВВС ТОФ. Дислокация полка осталась прежняя - аэр. Николаевка.
       01.05.1998 г. 289-й ОПЛАП и 710-й ОКПЛВП были переформированы в 289-й ОПЛАП Самолеты Ил-38, Ил-18 и Ил-22 были сведены в 1-ю АЭ. На базе техники и экипажей 710-го ОКПЛВП в составе нового полка формируется 2-я вертолетная эскадрилья, вооруженная Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ка-29, Ми-8, Ми-9.
       До декабря 2009 г. 289-й ОПЛАП входил в состав ВВС и ПВО ТОФ, имея на вооружении самолеты Ил-38, Ил-18, Ил-22 и вертолеты Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ми-8, Ка-29тб.
       В ходе развернувшейся с октября 2008 г. новой «военной реформы» и в рамках перехода ВС РФ на «перспективный облик» с 01.08.2009 г. 289-й отдельный противолодочный авиационный Краснознаменный Порт-Артурский полк с частями обеспечения был переформирован в 7062-ю авиационную Порт-Артурскую Краснознаменную базу Морской Авиации Тихоокеанского флота.
       01.12.2019 г. 7062-ю авиационную Порт-Артурскую Краснознаменную базу переформировали в 289-й отдельный смешанный авиационный Порт-Артурский Краснознаменный полк. В его состав вошли ПЛАЭ и ПЛВЭ на аэр. Николаевка и ТрАЭ на аэр. Кневичи.

       Подчиненность и участие на фронтах

       Полк участвовал в советско-японской войне в августе-сентябре 1945 г.

       Материальная часть

       На вооружении части в разное время стояли: МР-6, МБР-2, МДР-6 (Че-2), КОР-2 (Бе-4), PBN-1 Nomad, PBY-6a Catalina, Бе-6, Бе-12пл, Бе-12пс, Ил-38, Ил-18, Ил-22, Ан-2, Ка-27пл, Ка-27пс, Ка-27е, Ка-29тб, Ми-8, Ми-9.


Гидросамолёт Бе-4 (КОР-2) на испытаниях. Увеличение фото - по клику.
Soviet hydroplane KOR-2 (Be-4) tactical number 08. Click to enlarge the photo.


КОР2 Бе4 СССР разведсамолёт
Установка гидросамолёта КОР-2 (Бе-4) № 08 на катапульту крейсера Каганович. Увеличение фото (другой ракурс) - по клику.
Soviet hydroplane KOR-2 (Be-4) in 1945. Click to enlarge the photo.



Бе-4 на крейсере Лазарь Каганович 1945 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet plane KOR-2 (Be-4) at Lazar Kaganovich cruiser in 1945. Click to enlarge the photo.


крейсерская война
Общий вид крейсера Лазарь Каганович с гидросамолётом КОР-2. Увеличение фото - по клику.
Lazar Kaganovich cruiser. Click to enlarge the photo.



Посадка морского десанта на Номад, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet flying boat PBN-1. Click to enlarge the photo.


МДР6 Че2 СССР
Че-2 в полете над Японским морем.

СССР
Самолеты полка и трофейный японский поплавковый гидросамолет в Порт-Артуре 1945 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet flying boats of 16 OMDRAP and the trothy Japanese hydroplane. Click to enlarge the photo.



Блистер стрелка PBN-1 Номад.


PBN-1 Номад в полете с десантом в Порт-Артур.


Посадка морского десанта на Номад, август 1945 г. Увеличение фото - по клику.
The flying boat PBN-1 in 1945. Click to enlarge the photo.



Подготовка к спуску на воду PBN-1 Номад 16-го МДРАП в Суходоле.


Экипаж PBY-6A Каталина и представители генерала Деревянко перед отлетом в Токио на подписание капитуляции Японии, 01.09.1945. Увеличение фото - по клику.
Soviet amphibia PBY-6A in 1945. Click to enlarge the photo.



Личный состав полка на фоне Каталины, 1945 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet amphibia PBY-6A in 1945. Click to enlarge the photo.


Авиаторы на фоне самолёта
Личный состав полка у летющей лодки. Другая фотография - по клику.
The crews and the Consalidated flying boat of 16 OMDRAP. Click to view other picture.


лс 16 оМДРАП возле PBN-1 Номад
Авиаторы на фоне самолёта PBN-1 Номад, 1947 г.

       Командиры полка

       Частью командовали: М.С.Каминский (декабрь 1940 г. – август 1941 г., погиб), подполковник Михаил Дмитриевич Нижегородцев (август 1941 г. – октябрь 1947 г.), Н.Д.Занчев (в августе-сентябре 1944 г., ВрИД), Е.Л.Гельвиг (октябрь 1947 г. - 1954 г., умер), В.С.Хамин (1954 г. – июль 1955 г.), В.П.Калинин (июль 1955 г. – август 1957 г., снят), П.И.Заруднев (1957-60 гг.), В.П.Мутовкин (1960-61 гг.), В.Н.Аврамов (1961-62 гг.), Е.Н.Сараев (декабрь 1962 г. – февраль 1968 г.), В.А.Дауров (1968-71 гг.), Г.С.Володин (1971-75 гг.), Л.В.Розенко (1975-76 гг.), В.М.Глущенко (октябрь 1976 г. – декабрь 1980 г.), С.Д.Ханахбеев (декабрь 1980 г. – декабрь 1983 г.), В.И.Соснин (1983-85 гг.), Г.В.Манишов (1985-89 гг.), Ю.В.Козловский (1989-91 гг.), А.Д.Ахмедьянов (1991 г. – декабрь 1993 г.), В.П.Уваров (декабрь 1993 г. – июль 1999 г.), А.Г.Варнаков (1999-2002 гг.), В.Д.Басаргин (2002-2004 гг.), А.Г.Елисеев (2004-2006 гг.), В.Н.Власенко (2006-2008 гг.), С.И.Соколов (2008-2009 гг.), А.И.Козак (декабрь 2009 г. - 2011 г., к-р АвБ), А.Г.Дрожжин (с 2019 г., к-р АП).





16-й отдельный морской дальнеразведывательный Порт-Артурский Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ

16-й морской дальнеразведывательный авиационный Порт–Артурский Краснознаменный полк ТФ (289-й отдельный смешанный авиационный Порт-Артурский Краснознаменный полк, 7062-я авиационная Порт-Артурская Краснознаменная база МА ТОФ, 289-й отдельный противолодочный авиационный Порт–Артурский Краснознаменный полк Дальнего Действия, 289-й отдельный дальний противолодочный авиационный Порт–Артурский Краснознаменный полк, 289-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный Порт–Артурский Краснознаменный полк, 16-й морской дальнеразведывательный авиационный полк, 13-я ОМДРАЭ и 28-я ОМДРАЭ) разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк отдельная морская разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолёт

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных Военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в советско-японской войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.