Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

18-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья ВВС ВМФ

Боевое Знамя красное 18-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья ВВС ЧФ
Боевое Знамя красное 318 ОПЛАП ВВС ВМФ
Боевое Знамя БЗ 318-го ОСАП РФ

18th separate air long-range reconnaissance squadron of Soviet fleet

       История части

       Летом 1918 г. приказом по Флоту и Морскому ведомству №497 от 14.07.1918 г. на Балтике началось формирование Беломорского гидроавиационного отряда на основе личного состава и материальной части 1-го ГАДН воздушной бригады Особого Назначения. По штату в отряде состояло 6 самолетов М-9 и 57 человек личного состава, в т. ч. 6 летчиков и 3 летчика-наблюдателя.
       В августе 1918 г. отряд получил приказ перебазироваться на Север и к 25 августа прибыл в Вологду. Самолеты разместили в Котласе (3 М-9) и на ст. Плесецкая (3 М-9). Беломорский ГАО вошел в состав формируемого Северного гидроавиационного дивизиона.
       К 25.08.1919 г. после окончания боев на Севере Беломорский ГАО был направлен в Шлиссельбург. Там он стал числиться в составе 2-го воздушного дивизиона ВБОН (бывш. Северный ГАДН).
       В конце октября 1919 г. в составе отряда имелись 1 М-9 и 1 М-20 и 23 человека личного состава.
       19.11.1919 г. Беломорский ГАО был переименован в 5-й гидроавиационный отряд.
       23.03.1920 г. 5-й ГАО был переименован в 7-й гидроавиационный отряд с базированием в Шлиссельбурге и в оперативном подчинении коменданту Шлиссельбургской крепости.
       На 23.11.1920 г. в 7-м ГАО числилось 1 самолет (неисправный) и 49 человек.
       К весне 1921 г. в 7-й ГАО поступили 3 поплавковых самолета «Фейри»-III.
       В марте 1921 г. 7-й ГАО был переименован в 4-й гидроавиационный отряд 2-го ГАДН ВББМ. В этом же месяце отряд получил приказ о перебазировании из Шлиссельбурга в Петроград на Гутуевский остров (а в дальнейшем – в Ораниенбаум).
       13.06.1921 г. 4 самолета перелетели с Гутуевского острова в Ораниенбаум (3 «Фейри»-III и 1 М-20).
       По состоянию на 15.09.1921 г. в составе 4-го ГАО в Ораниенбауме имелись 1/- М-20, 1/1 «Фейри»-III, 1/1 «Шорт»-184 и 6 летчиков.
       В октябре 1921 г. 2-й дивизион ВББМ был расформирован, а входивший в него 4-й ГАО был переформирован в 1-й разведывательный гидроавиационный отряд.
       В январе-феврале 1922 г. 1-й РАО принимал участие в боевых действиях против белофиннов на Карельском перешейке, потеряв при этом три самолета (все потери не боевые). За проявленную отвагу и геройство в боях на Карельском перешейке отряду было вручено Почетное Революционное Красное Знамя 1-го ГАДН ВББМ (изъятое у последнего весной 1921 г. за участие в Кронштадтском мятеже).
       На 01.10.1922 г. в составе 1-го РГАО числилось 11/6 самолетов, в т.ч.: 2/1 «Фейри»-III, 2/1 «Шорт»-184, 5/2 М-9, 2/2 М-15, 1/1 «Норман Томпсон».
       По состоянию на 19.07.1923 г. в составе 1-го РГАО насчитывалось 1/1 «Норман Томпсон», 2/2 М-9, 1/- «Шорт»-184, 1/1 «Авро-504».
       В июле 1923 г. в 1-й РГАО поступили закупленные в Италии самолеты «Савойя» S-16 (9 ед.). В составе 1-го РГАО по штату было положено иметь 6 действующих самолетов + 2 запасных. На осень 1923 г. в нем имелось 9/9 «Савойя» S-16 и 1/- «Норман Томпсон».
       К 22.03.1924 г. в состав 1-го РГАО поступил 6 «Юнкерс» Ju-20 и 2 М-24.
       В сентябре 1924 г. 1-й РГАО был переименован в 1-й разведывательный морской авиационный отряд ВВС БМ.
       По состоянию на 01.11.1924 г. в боевом составе 1-го РМАО имелось 6/2 «Юнкерс» Ju-20 и 5/1 М-24.
       По состоянию на 01.10.1925 г. в составе отряда числилось 10 «Юнкерс» Ju-20, 5 МР-4 + 2 резервных самолета.
       В августе 1925 г. два самолета «Юнкерс» Ju-20 отряда, пилотируемые летчиками Б.Г.Чухновским и О.А.Кальвица, перелетели на Новую Землю. Всего до 27.09.1925 г. отряд Чухновского совершил 13 исследовательских полетов в районе архипелага Новая Земля.
       В сентябре 1926 г. 1-й РМАО был переименован 51-й отдельный (морской разведывательный) авиационный отряд.
       В 1929 г. в отряд начали поступать поплавковые самолеты МР-1.
       18.02.1929 г. согласно приказу РВС СССР №12 от 15.01.1929 г. 51-й ОАО стал именоваться 51-м отдельным авиационным отрядом им. ЦИК Карельской АССР.
       В июле 1930 г. на вооружение отряда поступили 3 самолета КР-1 («Хейнкель» HD.55).
       По состоянию на 01.10.1932 г. в составе отряда имелось 10 самолетов КР-1. В том же году отряд вошел в состав вновь сформированной 14-й авиабригады ВВС БМ.
       В октябре 1934 г. 51-й О(МР)АО был переформирован в 20-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью двухотрядного состава с перевооружением на самолеты КР-6а (12 ед.). Место дислокации - п. Ораниенбаум.
       На 19.08.1935 г. в составе 20-й ОМДРАЭ числилось 21/20 самолет, в т.ч.: КР-6а –12/12, Р-5 - 1/1, КР-1 –5/4, У-2 - 2/2, Ш-2 - 1/1.
       По состоянию на 01.02.1937 г. в составе эскадрильи числилось 18/18 КР-6а, 1/1 У-2, 3/1 Ш-2, 1/1 Р-5. Кроме того, к ней были приписаны 4/2 КР-1 корабельных авиазвеньев линкоров БФ.
       В марте 1938 г. эскадрилья перевооружилась на самолеты МБР-2.
       В апреле 1938 г. 20-я ОМДРАЭ была переименована в 11-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. Она вошла в состав формируемой 9-й разведывательной авиационной бригады ВВС БФ.
       По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе эскадрильи числилось 9 МБР-2.
       В октябре 1939 г. в связи с расформированием 9-й РАБ 11-я ОМДРАЭ была включена в состав 15-го МТБАП, который в декабре был переформирован в 15-й МРАП ВВС БФ.
       К началу «Зимней войны» 11-я ОМДРАЭ составом 11 МБР-2 базировалась в Ораниенбауме.
       С 03.12.1939 г. 11-я ОМДРАЭ была переименована в 18-ю отдельную морскую ближнеразведывательную эскадрилью в составе 15-го МРАП.
       До марта 1940 г. эскадрилья принимала участие в боевых действиях в «Зимней войне». За время войны ее экипажи выполнили свыше 600 боевых вылетов, в том числе 156 вылетов – ночью.
       К началу Великой Отечественной войны в составе эскадрильи числилось 11/10 МБР-2 и 2/2 У-2, на которые имелось 12 экипажей.
       22.06.1941 г. состоялся первый боевой вылет самолетов эскадрильи на воздушную разведку. В этом же месяце 18-я ОМБРАЭ перебазировалась из Ораниенбаума на аэр. Хаболово.
       На 12.07.1941 г. в 18-й ОМБРАЭ имелось 9/9 МБР-2 и 12 экипажей.
       До конца августа 1941 г. 18-я ОМБРАЭ (12 экипажей без самолетов) оставалась в составе 15-го МРАП ВВС БФ.
       За время боевых действий на Балтийском море экипажами эскадрильи было совершено 997 боевых вылетов на разведку и бомбардировку противника, в ходе которых сброшено 463 100 кг бомб.
       С 26.08.1941 г. личный состав 18-й ОМБРАЭ (без матчасти) получил приказ перебазироваться в Ейск. Там на базе авиационной техники ВМАУ им. Сталина была вновь сформирована 18-я ОМРАЭ ВВС ВМФ.
       К 01.10.1941 г. 18-я ОМРАЭ составом 12/12 МБР-2 и 12 летчиков была передана в состав ВВС ЧФ и перелетела из Ейска в Крым на оз. Донузлав (с 5 октября она была исключена из боевого состава ВВС БФ, как расформированная). Она была подчинена в оперативном отношении командиру 119-го ОМРАП ВВС ЧФ.
       28.10.1941 г. 18-я ОМРАЭ (8 МБР-2) перелетела к новому месту базирования на оз. Тобечик в районе Керчи.
       02.11.1941 г. эскадрилья перебазировалась в Геленджик.
       В ноябре 1941 г. 18-я ОМРАЭ была включена в состав 119-го МРАП ВВС ЧФ с сохранением номера вместо 3-й МРАЭ полка, которая была расформирована.
       В период обороны Севастополя самолеты эскадрильи принимали активное участие в боях за город, вновь действуя с Тобечикского озера.
       В январе-феврале 1942 г. матчасть составляли 7 МБР-2, авиавооружение включало ФОТАБ.
       03.05.1942 г. эскадрилья перелетела с Керченского полуострова в Геленджик.
       С 15.05.1942 г. 18-я МРАЭ перебазируется на Тшикское водохранилище (в районе г. Краснодар) для участия в боевых действиях на Северо-Кавказском фронте.
       В начале августа 1942 г. 18-я МРАЭ вернулась в Геленджик и вошла в оперативное подчинение командиру Новороссийской ВМБ (МАГ НОР).
       26.05.1943 г. эскадрилья (8 МБР-2) перебазировалась из Геленджика на Ейский лиман, для дальнейшего участия в боевых действиях в Приазовье совместно с Азовской флотилией.
       10.08.1943 г. эскадрилья перебазировалась в Геленджик, откуда стала наносить бомбовые удары по противнику в районе Новороссийска.
       В декабре 1943 г., после переформирования 119-го ОМРАП в бомбардировочный полк колесных самолетов, 18-я МРАЭ стала отдельной эскадрильей.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 18-й ОМРАЭ в Геленджике имелось 9/9 МБР-2 и 9 летчиков.
       В июле 1944 г. 18-я ОМРАЭ получила 8 самолетов PBN-1 «Номад» и PBY-6 «Каталина», переброшенных с Севера. После перевооружения она была переименована в 18-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью. В это время эскадрилья базировалась в Поти.
       Во второй половине августа 1944 г. перед началом Ясско-Кишиневской наступательной операции советских войск эскадрилья составом 6 PBN-1 базировались под Одессой на гидроаэродроме Гаджибеевский лиман.
       Последними операциями самолетов 18-й ОМДРАЭ стали десанты наших войск в порты Румынии и Болгарии: в Констанцу, Варну и Бургас.
       За отличия в боях в ходе Ясско-Кишиневской операции и взятие города Констанца приказом ВГК №0303 от 07.09.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0736 от 14.09.1944 г.) 18-й ОМДРАЭ было присвоено почетное наименование «Констанцская».
       25.09.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №447 от 27.09.1944 г.) за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество 18-я ОМДРАЭ была награждена орденом Красного Знамени.
       В конце сентября 1944 г. эскадрилья всем составом перебазировалась в Констанцу (на оз. Сюитгол). На 01.10.1944 г. в боевом составе 18-й ОМДРАЭ числилось 8/6 PBN-1, 2/1 По-2 и 9 летчиков.
       К 01.01.1945 г. часть сил 18-й ОМДРАЭ перебазировалась из Констанцы в севастопольскую бухту Голландия, и приняла участие в обеспечении Ялтинской конференции глав союзных государств.
       В начале мая 1945 г. вся эскадрилья перебазировалась в Севастополь.
       С 18.05.1948 г. 18-я ОМДРАЭ была переименована в 132-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
       С 20.12.1951 г. 132-я ОМДРАЭ из Крыма была передислоцирована в Поти на оз. Палеостоми.
       27.05.1952 г. 132-я ОМДРАЭ вместе с 82-й ОМДРАЭ ВВС ЧФ была переформирована в 1772-й отдельный морской дальнеразведывательный авиаполк, базирующийся на аэр. Палеостоми.
       Осенью 1953 г. полк перевооружился на самолеты Бе-6.
       В апреле 1955 г. 1772-й ОМДРАП был переименован в 977-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк.
       Летом 1959 г. 2-я АЭ 977-го ОМДРАП приступила к переучиванию на реактивную летающую лодку Бе-10 с перебазированием в Крым на гидроаэродром озера Донузлав.
       С 01.12.1959 г. на базе 2-й АЭ 977-го ОМДРАП была сформирована новая летная часть - 270-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья (в последующем развернутая в 318-й ОДРАП Авиации ЧФ). Местом ее дислокации стал пос. Мирный на оз. Донузлав в Крыму.
       Летом 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 977-й ОМДРАП на самолетах Бе-6 на оз. Палеостоми в Поти был расформирован.
       В середине 1960 г. 270-й ОМДРАЭ было передано почетное наименование «Констанцская» и орден Красного знамени от расформированного к этому времени на аэр. Палеостоми 977-го ОМДРАП.
       01.11.1960 г. 270-я ОМДРАЭ была переформирована в 270-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью.
       С 01.05.1961 г. 270-я ОДПЛАЭ была переименована в 270-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью Дальнего Действия.
       В конце июля 1961 г. новые самолеты Бе-10 были показаны широкой публике, выполнив показательный полет четверкой над Невой на День Военно-морского флота и в августе над Тушино на День Воздушного флота.
       В сентябре 1961 г. 270-я ОПЛАЭ ДД была преобразована в 318-й отдельный противолодочный Констанцский Краснознаменный авиационный полк Дальнего Действия двухэскадрильного состава. На вооружении полка стояли реактивные летающие лодки Бе-10 и поршневые летающие лодки Бе-6.
       07.08.1961 г. серийный самолет Бе-10 полка, специально доработанный для рекордных полетов, пилотируемый полковником Н.И.Андриевским и летчиком-испытателем Г.И.Бурьяноым, выполнил рекордные полеты с гидроаэродрома Донузлав. Всего на данном самолете (под гражданским обозначением М-10) было установлено 12 мировых рекордов.
       С 1964 г. по 1968 г. в связи с высокой аварийностью в полку самолеты Бе-10 стояли на приколе, а в 1968 г. вообще были сняты с вооружения и списаны. В период 1968-70 г.г. самолеты Бе-10 были утилизированы.
       К 1965 г. в составе полка была сформирована 3-я АЭ, которая сразу же начала переучивание на самолеты Бе-12.
       С 15.07.1965 г. 318-й ОПЛАП ДД первым из строевых полков авиации ВМФ приступил к переучиванию на самолет-амфибию Бе-12. Оно происходило сначала на аэродроме Евпаторийского АРЗ с грунтовой ВПП, а с 1966 г. на аэродроме Саки. Сначала переучилась 3-я АЭ; затем в 1965-1966 г.г. – 2-я АЭ, а в 1969-1970 г.г. – 1-я АЭ.
       Осенью 1968 г. полк перебазируется на свой базовый аэродром Донузлав, где была построена бетонная ВПП.
       В 1968 г. самолеты Бе-6 были сняты с вооружения полка.
       19.08.1968 г. 3 Бе-12 318-го ОПЛАП ДД в составе экипажей подполковника В.И.Голяна, майора Федорова, майора Пастернака прибыли в Египет на аэр. Каир-Вест, где вошли в состав 90-й ОДРАЭ ОсНаз. Впоследствии самолеты отряда были перебазированы на аэр. Мерса-Матрух. С этого аэродрома экипажи отряда выполняли вылеты на поиск подводных лодок в Средиземное море в интересах командования 5-й ОпЭск.
       Отряд самолетов Бе-12 выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. Всего было произведено 165 самолетовылетов, в том числе: на поиск ИПЛ – 101 вылет, на обеспечение кораблей 5-й ОпЭск – 55 вылетов, на испытание поисковой тепловой аппаратуры по теме «Гагара» - 9 вылетов.
       В марте-апреле 1970 г. данный отряд Бе-12 принял участие в стратегических маневрах «Океан», выполняя вылеты в Средиземное море.
       В июне 1971 г., после прибытия на аэр. Мерса-Матрух самолетов Ил-38 24-го ОПЛАП ВВС СФ, отряд самолетов Бе-12 318-го ОПЛАП ДД покинул Египет, и вернулся к месту постоянной дислокации.
       С января 1980 г. по февраль 1981 г. в связи с продажей Вьетнаму четырех самолетов Бе-12 на базе полка было осуществлено обучение на них нескольких вьетнамских экипажей.
       В июне 1981 г. 318-й ОПЛАП ДД был переименован в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк.
       Приказом ГК ОВС СНГ №144 от 1992 г. самолеты Бе-12 подлежали снятию с вооружения частей Морской Авиации. С 15.10.1995 г. 318-й ОПЛАП, базирующийся на аэр. Донузлав, был расформирован.
       В рамках договора о разделе Черноморского флота между Украиной и Россией 10 Бе-12пл и 1 Бе-12пс полка были переданы в состав ВМС Украины.
       Оценив техническое состояние оставшихся в составе ВВС ЧФ 9 Бе-12пл и 1 Бе-12пс, командование ВМФ России принимает решение о формировании с 15.10.1995 г. 327-й отдельной противолодочной авиационной эскадрильи. Новая эскадрилья перебазировалась с оз. Донузлав на аэр. Кача.
       01.09.1996 г. 327-я ОПЛАЭ вместе с 917-м ОТАП были переформированы в 318-й отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, который до середины 2009 г. оставался в боевом составе ВВС ЧФ, базируясь на аэр. Кача.
       01.08.2009 г. на базе 318-го отдельного смешанного Краснознаменного Констанцского авиационного полка была сформирована 7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база (2-го разряда) Морской Авиации Черноморского флота.
       С 01.12.2011 г. на основе 7057-й АвБ на аэр. Кача и 7058-й АвБ на аэр. Гвардейское, была сформирована единая 7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база Морской Авиации Черноморского флота, использующую оба этих аэродрома.
       По состоянию на октябрь 2012 г. в составе авиабазы насчитывалось 6 Бе-12.
       В 2010-х годах 7057-я авиабаза стала представлять собой фактически всю наличную авиацию России на Черном море. Она дислоцировалась на аэродромах Кача и Гвардейское в Крыму на территории Украины и Ейск в Краснодарском крае. В авиабазе имелись штурмовая АЭ (Су-24, Су-24мр), вертолетная эскадрилья (Ка-27, Ми-8) и смешанная самолетная эскадрилья (Бе-12, Ан-26, Ту-134).
       С 05.07.2014 г. 7057-я АвБ была переформирована в 318-й отдельный смешанный авиационный полк на аэр. Кача и 43-й ОМШАП, перебазированный с аэр. Гвардейское на аэр. Саки. Восстановленным полкам были возвращены их почетные наименования и награды, полученные в годы Великой Отечественной войны.
       В 2017 г. в состав 318-го ОСАП включили отряд вертолетов Ка-29тб и Ка-31р.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении части в разное время стояли: М-9, М-15, М-20, «Фейри»-III F-IIIc, «Норман-Томпсон NT.2B», «Шорт»-184, «Савойя» S-16, «Юнкерс» Ju-20, МР-4, МР-6, У-2, Ш-2, КР-1, МБР-2, PBN-1 «Номад», PBY-6a «Каталина», Бе-6, Бе-10, Бе-12, Ан-26, Ту-134, Ка-27пл, Ка-27пс, Ми-8, Ка-29тб, Ка-31р.

военно-воздушных сил военно-морского флота
Хейнкель HD.55 (KP-1) из состава 51 ОМРАО (будущая 18 ОМБРАЭ) в полете, начало 1930-х годов. Увеличение фото - по клику.
Soviet warplane KR-1 (tactical number 1) in 193x years. Click to enlarge the photo.


действующая армия СССР фото ВОВ МБР2 амбар Геленджик
Летающая лодка МБР-2 из состава 18 ОМРАЭ в Геленджике.

Бе6 18-я отдельная авиаэскадрилья ВВС ВМФ
Гидросамолёт Бе-6 (бортовой номер 07) 977 ОМДРАП на оз. Палеостоми.

СССР Летающая лодка Бе-10 № 10
Летающая лодка Бе-10 № 10.

318-й ОПЛАП ВВС ЧФ (аэр. Донузлав) бывш. 18-я ОМРАЭ На снимке самолет на воде и надпись на фото Ветерану Краснознаменного Констанцского полка в день 70-летия 27 апреля 1988
Бе-12 № 95 из состава 318 ОПЛАП, аэр. Донузлав. Увеличение фотографии - по клику.
Soviet hydroplane Be-12 (tactical number 95) in 198x years. Click to enlarge the picture.


       Командиры части

       Частью командовали: Н.Н.Будилов (июль-август 1918 г.), П.Ф.Бабаненко (август-сентябрь 1918 г., перелетел к белым), И.И.Мельцер (с сентября 1918 г.), А.И.Орлов (июль 1919 г. – ноябрь 1920 г.), П.П.Савков (с декабря 1920 г., ВрИД), Д.Д.Антипов (до марта 1921 г., погиб), П.А.Рожков (апрел-октябрь 1921 г.), К.В.Федоров (сентябрь 1921 г. – май 1922 г.), Б.Г.Чухновский (май 1922 г. – сентябрь 1923 г.), А.В.Шляпников (май 1924 г. – апрель 1928 г.), Я.С.Липп (ВрИД), А.В.Цырулев (июнь 1926 г. - август 1927 г., ВрИД), Е.П.Петров (до декабря 1929 г., ВрИД), П.Г.Коновалов (июнь 1928 г. – январь 1930 г.), В.Пацынко (был в июне 1932 г.), Кравцов (был в январе 1934 г.), А.А.Кузнецов (март 1934 г. – февраль 1938 г.), М.Н.Плоткин (февраль-апрель 1938 г., ВрИД), Ф.А.Усачев (апрель 1938 г. – ноябрь 1940 г.), Н.А.Мусатов (ноябрь 1940 г. – сентябрь 1942 г.), Н.М.Набутовский (июнь 1941 г. – февраль 1943 г., дублер командира АЭ), В.А.Дегтярев (ноябрь 1942 г. – июль 1943 г.), П.М.Мельников (апрель-июнь 1944 г.), ГСС С.П.Крученых (июнь 1944 г.- июнь 1946 г.), И.З.Василюк (июль 1946 г. - 1947 г.), Г.Е.Костаков (1947-49 гг.), В.Я.Лукьянов (1949-52 гг.), А.Д.Корычев (1952-55 гг.), К.И.Зражевский (1955-56 гг.), Л.П.Коротков (1956-59 гг.), Н.И.Андриевский (1959-62 гг.), Б.В.Жидецкий (1962-70 гг.), Ф.И.Пономаренко (1970 г. – июль 1972 г., погиб), А.А.Волков (октябрь 1972 г. – декабрь 1978 г.), В.П.Хренников (1978-82 гг.), А.М.Казаков (1982-85 гг.), Г.С.Клюкин (1985-91 гг.), С.В.Невротов (1991-92 гг.), А.Е.Зайцев (1992-96 гг.), В.А.Калька (1996 г.), Г.Н.Чубов (1996-2000 гг.), В.Н.Самсонов (2000-2001 гг.), О.Н.Повечеровский (2001-2003 гг.), Ю.И.Бондарев (с 2003 г.), Ю.В.Юрин (в 2010 г.), А.Е.Степанов (в 2013-2015 гг.).





18-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья

318-й отдельный противолодочный авиационный Констанцский Краснознаменный полк Дальнего Действия 318-я отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база МА ЧФ, 318-я отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 270-я отдельная противолодочная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья Дальнего Действия, 270-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья, 977-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 1772-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 132-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная Констанцская Краснознаменная эскадрилья, 18-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья ВВС БФ/ЧФ 11-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья, 20-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья, 51-й отдельный (разведывательный) отряд им. ЦИК Карельской АССР, 1-й разведывательный морской авиационный отряд, 1-й разведывательный гидроавиационный отряд, 4-й разведывательный гидроавиационный отряд, 7-й разведывательный гидроавиационный отряд, 5-й гидроавиационный отряд, 2-й гидроавиационный отряд, Беломорский гидроавиаотряд)
МДРАП, МРАП, ДРАП, РАП, ОРАП, разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведгидроавиаотряд

Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Сергей Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.
Great Patriotic war.