Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

116 морской разведывательный авиационный полк ВВС ЧФ

[Севастопольская авиационная группа]



16th sea reconnaissance aviation regiment of Soviet Blacksea fleet (16th, 24th, 45th, 64th, 83rd navy recon air squadrons)

       История полка

       С началом обороны Севастополя в начале ноября 1941 г. авиационная группа гидросамолетов вместе с авиагруппой колесных самолетов ВВС ЧФ образовали авиацию Севастопольского оборонительного района. Первоначально гидросамолеты базировались на оз. Донузлав, а также в севастопольских бухтах Матюшенко и Голландия. По мере продвижения немецких войск в Крыму самолетам с оз. Донузлав пришлось также перебазироваться в Севастополь.
       С 06.02.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №074 от 27.01.1942 г. управление Севастопольской авиационной группы было расформировано. Тем же приказом к 15.02.1942 г. на базе личного состава и авиатехники расформируемых 16 МРАЭ, 24 МРАЭ, 45 МРАЭ, 64 МРАЭ, 83 МРАЭ был сформирован 116-й морской разведывательный авиационный полк ВВС ЧФ трехэскадрильного состава (приказ Ком. ВВС ЧФ №07 от 06.02.1942 г.). Полк, вооруженный самолетами МБР-2, был включен во вновь формируемую 2-й морскую авиационную бригаду ВВС ЧФ, управление которой размещалось в Геленджике. Там же было предписано базироваться и управлению полка. При этом 60 МРАЭ была включена в состав 119 МРАП.
       Новый полк вошел в состав частей авиации Севастопольского оборонительного района (хотя одновременно числился в составе 2-й МАБ ВВС ЧФ). Фактически штаб полка разместился во Владимирском равелине Севастополя, а самолеты полка дислоцировались в б. Матюшенко (две эскадрильи МБР). Еще одна эскадрилья полка дислоцировалась на Кавказе. На момент формирования в полку насчитывалось 31 самолет МБР-2.
       Перед полком стоял широкий круг задач: бомбардировка переднего края немецких войск; нанесение ударов по железнодорожной ветке Сарабуз – Симферополь – Бахчисарай и другим транспортным коммуникациям; ведение воздушной разведки в морском секторе; прикрытие с воздуха кораблей и судов на переходе их в осажденный Севастополь; поиск подводные лодки противника; спасение экипажей сбитых самолетов.
       В дневных полетах на прикрытие кораблей и судов на двух самолетах МБР-2 против самолетов противника использовались реактивные снаряды РС-82, держатели которых (по две штуки) были смонтированы техсоставом полка.
       По состоянию на 22.04.1942 г. в боевом составе авиаполка всего имелось 24 МБР-2, из них в строю – 22 самолета. Но уже буквально через несколько дней, в результате убыли матчасти от воздушных налетов и артобстрелов в нем осталось только 7 исправных самолетов.
       20.05.1942 г. командование 3 ОАГ приказало перебазировать одной из двух севастопольских эскадрилий полка на Кавказ. При перелете в Геленджик немецкими истребителями были сбиты в воздухе три МБР-2 пилотируемые летчиками Шароновым, Мурашко и Холиным.
       С конца мая 1942 г. 3 АЭ полка действовала в составе 3-й Особой авиагруппы из бухт Севастополя. Две другие эскадрильи полка (1 МРАЭ и 2 МРАЭ - всего 10 самолетов МБР-2) базировались на побережье Кавказа (аэр. Поти и Геленджик).
       В середине июня, в связи с ухудшившейся оперативной обстановкой, экипажи полка из Северной бухты перебазировались в Казачью бухту Севастополя. Однако и там долго задержаться не пришлось ввиду отсутствия спусков и укрытий для самолетов. В этих условиях, потеряв от огня противника 20.06.1942 г. еще два самолета МБР-2, по приказанию командования ВВС ЧФ остатки 3 АЭ 116 МРАП перелетели из Севастополя в Геленджик.
       За период с 22 февраля по 22 июня 1942 г. из 31 самолета МБР с которыми он начинал свою боевую работу, в результате артобстрелов было уничтожено шесть, а бомбардировок — две летающие лодки МБР-2. Еще 14 самолетов получили повреждения различной степени тяжести.
       По состоянию на 03.07.1942 г. в Геленджике все уцелевшие самолеты 116 МРАП в количестве 7/5 МБР-2 были сведены в одну отдельную авиационную эскадрилью под командованием майора М.В.Виноградова, хотя формально сам полк еще продолжал числиться в боевом составе ВВС ЧФ.
       В ночь на 12.07.1942 г. самолеты МБР-2 116 МРАП совместно с другими частями ВВС ЧФ совершил налет на плавсредства противника в порту Мариуполь - это был его последний боевой вылет как самостоятельной части. Вскоре последние оставшиеся в строю несколько самолетов МБР-2 передали в 119 МРАП ВВС ЧФ.
       К 04.09.1942 г. 116 МРАП на аэр. Геленджик был расформирован, а его личный состав был обращен на укомплектование частей ВВС ЧФ.
       116 МРАП был в действующей армии: 06.02.1942 - 04.09.1942 г.
       Командиры части: И.Г.Нехаев (март–июль 1942 г.), М.Я.Виноградов (в сентябре 1942 г., ВрИД).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Материальная часть морских разведавиаэскадрилий в январе-феврале 1942 г.:
16 мраэ: 9 МБР-2.
24 мраэ: ...
45 мраэ: 7 МБР-2, 1 МП-1, 1 Че-2.
64 омраэ: 15 МБР-2.
83 мраэ: 7 МБР-2 (авиавооружение: 74 ФАБ-250, 54 ФАБ-100, 30 ФАБ-70, 1265 ФАБ-50, 20 ПЛАБ-100, 95 ЗАБ-50, 1948 ЗАБ-2,5, 122 АО-25, 208 АО-15, 978 АО-10, 591 АО-2,5, 16 РРАБ, 1163,3 тыс. ШКАС).

Фото снимок ВОВ гидроплан раэ раэ (Разведэскадрилья).
Летающая лодка МБР-2 и экипаж: штурман старший лейтенант Василий Акимович Корниенко (60 мраэ) летчик лейтенант Николай Федорович Астахов (64 мраэ), стрелок-радист младший сержант Александр Иванович Крылов (64 мраэ). 1942 год. Увеличение фотоснимка - по клику.
The recon flying boat MBR-2 of Black sea fleet. Click to enlarge the photography.


Командир эскадрильи капитан Виноградов Михаил Яковлевич дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, Часть майора Нехаева. Защитники Севасополя
Командир эскадрильи капитан Виноградов Михаил Яковлевич дает указания перед вылетом командиру экипажа лейтенанту Акимову, 1942 г.

Рожков А.Е. ст. лейтенант, командир эскадрильи части майора Нехаева, объясняет задачу вылета своему экипажу. Защитник Севастополя.
Командир эскадрильи ст. лейтенант Рожков А.Е., объясняет задачу вылета своему экипажу.
Soviet aviators in the flying boat MBR-2. Great Patriotic war photo.


действующая армия СССР фото ВОВ
Экипаж самолета Героя Советского Союза старшего лейтенанта Рожкова А.Е., 1942 г. Либо 80 омраэ, либо 116 мрап.
The crew of the flying boat MBR-2.


На аэродроме самолет майора Нехаева вернулся из полета
Самолет майора Нехаева вернулся из полета, 1942 г. Другая фотография - по клику.
The MBR-2 recon flying boat of I.G.Nehaev commander. Click to view other picture.


Майор Нехаев Иван Григорьевич в кабине самолёта, командир 116-го авиаполка 60-й авиаэскадрильи ВВС ЧФ
Командир авиаполка майор Нехаев Иван Григорьевич в кабине самолёта, 1942 г.






16 разведывательная морская авиаэскадрилья, 24 разведывательная морская авиаэскадрилья, 45 разведывательная морская авиаэскадрилья, 64 отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья, 83 разведывательная морская авиаэскадрилья, Авиация Севастопольской авиационной группы, авиагруппа осназ, Особая морская авиационная группа (ОМАГ ВВС ЧФ) разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, оаэ, разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья

Благодарности за информацию:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
Фотографии с сайта goskatalog.ru.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.