Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

105 отдельный Гвардейский авиационный Поневежский ордена Александра Невского полк ГВФ

2 отдельный авиаполк ГВФ, 10 особая авиагруппа ГВФ

105th Guards (former 2nd) detached aviation regiment GVF

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10 особая авиагруппа ГВФ сформирована 05.09.1942 на базе 2, 5, 6 и 8 авиаэскадрилий Особой Прибалтийской авиагруппы ГВФ. 25.11.1942 переформирована во 2 оап ГВФ.
       Экипажи полка выполняли различные задания, преимущественно в тылу противника: связь, разведка, вывоз раненных, доставка грузов партизанам. В соотетствии с решаемыми задачами три эскадрильи полка именовались "партизанская", "связи" и "санитарная".
       Преобразован Приказом НКО СССР № 264 от 24.08.1943 в 105 огап ГВФ.
       22.07.1944 за отличия в боях за освобождение города Поневеж (Паневежис) полку присвоено почетное наименование Поневежский.
       К концу войны на базе полка создано Белорусское управление ГВФ.

       Подчиненность и участие на фронтах

       Выполнял транспортные задачи. В действующей армии:
05.09.1942 - 24.11.1942 (10 оаг ГВФ)
25.11.1942 - 24.08.1943 (2 оап ГВФ)
25.08.1943 - 09.05.1945 (105 огап ГВФ)

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Результаты боевой работы полка.
       Согласно отчету о боевой работе с 04.11.1942 по 19.06.1945 полком произведено 61 892 самолето-вылетов с общим налетом 70491 часа (из них ночью - 9742 часа), переброшено по воздуху раненых 21398 человек и по выполнению различных заданий – 23687 человек; переброшено печати, литературы, почты 17 688 т, доставлено консервированной крови для госпиталей фронта из глубины территории страны 124,8 т, медикаментов 35,3 т, прочих грузов для нужд войск фронта 742,3 т.
       1-й партизанской эскадрильей (ночная транспортно-бомбардировочная эскадрилья) с октября 1942 года выполнено 6553 ночных и дневных самолето-вылетов в тыл врага. Из них в интересах действующих партизанских отрядов и бригад Калининской и Смоленской областей, Белоруссии и Прибалтийских республик эскадрилья произвела 2597 самолето-вылетов (2239 с посадкой в тылу противника).
       Доставлено в тыл противника 1046 человек партизан, военнослужащих и партийно-советских работников; боеприпасов – 495,8 т; медикаментов 1 т, консервированной крови – 0,5 т, вывезено 3277 человек раненых партизан, 23 пленных солдата и офицера немецкой армии.
       В интересах Калининского и 1-го Прибалтийского фронтов произведено 3956 самолето-вылетов в тыл врага на ночную разведку тылов противника с бомбометанием объектов. Переброшено в тыл противника в качестве воздушного десанта 144 человека и по другим заданиям 562 человека. Сброшено на войска и объекты противника 76,3 т бомб и 4,9 т листовок.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Матчасть составляли самолеты По-2 различных модификаций, несколько переоборудованных Р-5, Ли-2, C-47. В 1944 году на партизанском аэродроме взят в качестве трофея немецкий Арадо-65.
       В 1943 году: 1 АЭ - для партизан, 2 АЭ - транспортная, 3 АЭ - санитарная, тренировочное звено У-2, транспортное звено Р-5.
       С 1944 года: 1 АЭ стала транспортным отрядом С-47 и Ли-2, остальные - без изменений.
       На 01.01.1944: По-2, По-2Л, СП, С-2, С-3, По-2С, Р-5.
       В 1944-45 гг.: По-2, По-2Л, СП, С-2, С-3, По-2С, С-47 и Ли-2.
       Зимой наносилась маскировочная белая окраска.

Фото ВОВ 105 Отдельный Гвардейский авиаполк Гражданского Воздушного Флота
Летчик 1-й авиаэскадрильи 105-го отдельного гвардейского авиационного полка ГВФ гвардии младший лейтенант Петр Кузьмич Новоселов на фоне самолета Р-5. 21.04.1944.

ww2 picture Russian airpane
Самолёты Р-5 оборудовались бомбосбрасывателями и пламягасителями.
Старший техник 1-й авиаэскадрильи гв.тех.л-т Муравьев у самолёта У-2 с гвардейским знаком.


Летный состав транспортного отряда у самолётов Си-47 (C-47).

105 Отдельный Гвардейский авиаполк Гражданского Воздушного Флота
Партизанский аэродром под Полоцком. Погрузка раненного в У-2 (на лыжном шасси) из состава 105 огап ГВФ. Март 1944 г.

У-2С СССР фото ВМВ
Эвакуация раненых с передовых госпиталей. У-2 № 14 оборудован санитарными кассетами.

Фото ВОВ 105 гв.авп (гоап) ГВФ СССР
Летчик 105 огап ГВФ гвардии сержант Николай Алексеевич Шевердинский и штурман экипажа гвардии младший лейтенант Владимир Павлович Ткачев. На борту самолёта У-2 изображён знак гвардии.

WWII foto U2 in combat USSR Baltische Front, 19. Dezember 1944
Командир 105 огап ГВФ Е.Т. Клуссон в передней кабине самолёта У-2 с гвардейским знаком.

2 оап ГВФ КалФ, 2 оавп 3 ВА КалФ 105-й Отдельный Гвардейский авиаполк ГВФ. на фоне самолета
Пашкевич Мария Семеновна, 3 санитарная эскадрилья.
Soviet femalr aviator Pashkevich near the transport plane. Great Patriotic war photo.


       Командиры полка

майор Евгений Томасович Клуссон





105-й отдельный Гвардейский авиационный Поневежский полк Гражданского Воздушного Флота


Благодарности: Харин В., Валяев-Зайцев А.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений авиационных групп, дивизий, полков, эскадрилий, отрядов Гражданского Воздушного Флота Советского Союза.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки транспортных самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.