Главная стр / Main page     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Смешанные - Mixed

144 гвардейский штурмовой авиационный Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк

[820 штурмовой авиаполк , 226 ближне-бомбардировочный авиаполк]


144th guards ground attack aviation «Lwow» regiment (former 820th shap, 226th bbap)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

Сформирован 13.09.1940 как 226 ббап в составе Киевского ОВО.
26.03.1942 полк был преобразован в 800 шап.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР № 016 от 05.02.1944 преобразован в 144 гшап.
В июле 1944 года за отличия во Львовской операции полку присвоено почетное наименование Львовский.
Авиаполк был награжден орденами Богдана Хмельницкого и Александра Невского.

       Подчиненность и участие на фронтах

С 24.06.1941 полк находился в составе 62 ад,
С 18.05.1942 входил в состав 226 шад.
С октября 1942 года до конца Великой Отечественной войны входил в состав 292 шад -> 9 гшад.
       В действующей армии:
22.06.41 - 31.08.41 (226 cбап) - 364 боевых вылета
20.05.42 - 15.07.42 (800 шап 226 шад)
15.10.42 - 05.02.44 (800 шап 292 шад)
05.02.44 - 11.05.45 (144 гшап 9 гшад)

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

22.06.1941 полк имел на вооружении 43 самолета Су-2, в начале августа 1941 года оставшиеся Су-2 переданы в 227 ббап.
В дальнейшем материальную часть составляли штурмовики Ил-2 различных модификаций.
В середине июня 1942 года авиаполк передал несколько Ил-2 в 504 шап.

Белая молния изначально была эмблемой бомбардировщиков Су-2 в 52 БАП 62-й авиадивизии, в которой полк состоял в 1941 году. Молния была перенята в качестве знака полка (в увеличенном размере, и не на киле, а на фюзеляже). Кольцо вокруг фюзеляжа - знак корпуса (1 ГШАК).

Бомбер Су2 в бою 226 сбап
Бомбометание Су-2 226-го БАП, кадры кинохроники.

Реконструкция внешнего вида Су-2 с номером 5.
Su-2 warplane drawing by M.Bykov.

История материальной части и тактических обозначений самолетов ВВС КА в период ВОВ 1941-1945 гг
Одноместный Ил-2 после вынужденной посадки 3 декабря 1943 г. Пилот - Константин Пензин.
Ditched Il-2 singleseater white number 5 in Lognja-Cholm area, photo 1942. The plane was flown by sgt. Penzin Konstantin on December 3, 1942. The white arrow is the regimental sign of 800th ShAP.
немецкое фото, скорее всего Ил уже разобрали его после вынужденной посадки. Есть предположение что это тот же самый ил-2 №5 Пензина который есть на предыдущем фото.

боевая раскраска.
Двухместный самолёт Ил-2 пилота Андрианова Анатолия Георгиевича после боевого вылета 7 марта 1943 года.
Soviet Il-2 doubleseater warplane red number 5 with lightning sign flown by A.G.Andrianov of 800th ShAP.



144 гвшап.
Техсостав 3-й эскадрильи 800-го штурмового авиаполка в августе-сентябре 1943 г.

144 гв.шап.
Il-2 Shturmovik aircraft of 144 gshap in 1944.

.
Soviet Il-2 plane in Great Patriotic war.

.
Фото 1944 г. Шомников Георгий Михайлович у штурмовик Ил-2 № 16.

Штурмовики Ил-2 с тактическими номерами 27 и 28 в линейке.
Штурмовики Ил-2 с тактическими номерами 27 и 28 в линейке.


.
Штурмовик Ил-2 хвостовой номер 6.

.
Самолёт Ил-2 №18 с поврежденным рулём направления после бового вылета (лётчик - Шишкин Николай Сергеевич).
Видна стрела (знак полка), белое кольцо (знак корпуса) и надпись "За Витю Федотова".

.
Одинцов Михаил Петрович в кабине Ил-2, фото 1944 г.

Боевой экипаж Вильчинского в ВОВ.
1944 г. Вильчинский С.Ф., Судейкин Н.А., Белов А.И., …, Фомочкин С.П.

боевая раскраска Ил2.
Фото 1944 г. Шомников Георгий Михайлович (первый слева) у своего ИЛ-2.


.
Гридинский Александр Иванович (первый слева ) у своего Ил-2 в 1944 году, 2 аэ 144 гшап.
На капоте двигателя - знак гвардии, обтекатели шасси украшены пятиконечными звездами.

ЭБО - элемент быстрого опознавания в воздухе.
Кольцо вокруг фюзеляжа - знак корпуса (1 ГШАК).

Mochalov wartime picture.
Лейтенант Мочалов Михаил Ильич на крыле штурмовика Ил-2 осенью 1944 г.

Летающий танк в бою.
3-я авиаэскадрилья 144-го гвардейского штурмового авиаполка, 1944 год, Бессарабия, Пеструени Векь.

.
Пошивальников Степан Демьянович и Степанов Михаил Иудович летом 1944 г.
.
Ковров Василий Афанасьевич на горизонтальном стабилизаторе самолета Ил-2 № 35
wwII russian il-2 picture.
Новиков Иван Иванович у самолета Ил-2 в 1945 г.

wartime il2 foto.
Фотография марта 1945 г., аэродром г. Львов. Крайний слева - Шелихов Михаил Андреевич.


Профиль цветной.

Side profile Il-2 USSR.

Цветной боковик.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.

ww2 plane il2 profile.

Drawings Il-2 ground attack planes of 800 ShAP / 144 GshAP by Massimo Tessitory.





- на дивидендах и изменении курса





       Информация - allaces.ru
       Изображения - massimotessitori.altervista.org , waralbum.ru , zarodinu.info


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.