С 30.01.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №014 от 11.01.1943 г. на аэр. Западные Кневичи был сформирован
26-й штурмовой авиационный полк, вооруженный самолетами Ил-2 (приказ Ком. ТОФ №0013 от 19.02.1943 г.). Новый полк подчинили командиру 7-й истребительной авиабригады ВВС ТОФ.
22.06.1943 г. в связи с формированием в ВВС ТОФ 12-й штурмовой авиационной бригады (вскоре переименованной в 12-ю ШАД) 26-й ШАП из состава 7-й ИАБ был передан в нее (приказ Ком ТОФ №0048 от 05.07.1943 г.).
В составе 2-й АЭ полка имелся транспортный авиационный отряд.
На 01.01.1944 г. в составе полка числилось 34/32 Ил-2, 1/1 И-16, 2/1 УТ-1, 1/- УТ-2 и 32 экипажа.
Для передачи боевого опыта полученного на Черном море с июля по сентябрь 1944 г. в полку в должности помощника командира полка по летной подготовке и воздушному бою проходил службу знаменитый черноморский летчик-штурмовик ГСС майор Ефимов Мирон Ефимович.
В 1945 г. полк получил 34 Ил-10, став на тот момент единственной штурмовой частью ВВС ТОФ, вооруженной самолетами данного типа.
По состоянию на август 1945 г. в полку, базирующемся на аэр. Западные Кневичи имелось 34/30 Ил-10 и 15/3 Ил-2, на которых летали 28 экипажей.
09.08.1945 г. 23 Ил-10 ведомые командиром полка майором А.М.Николаевым под прикрытием 31 истребителя Як-9 14-го ИАП 12-й ШАД ВВС ТОФ нанесли
удар по кораблям и транспортам в северокорейском порту Расин (ныне г. Наджин, Корея). Во второй половине дня 14 Ил-2 повторно атаковали Расин. По заявлениям экипажей два транспорта были потоплены.
10.08.1945 г. с утра 18 Ил-10 полка нанесли очередной удар по Расину.
В ходе Сейсинской десантной операции обеспечение действий десантных войск было возложено на 26-й ШАП. В частности, полку была поставлена задача по уничтожению батарей зенитной артиллерии, расположенных в двух километрах севернее порта Сейсин, и позиций пехоты противника, расположенных в трех километрах севернее военной пристани Сейсин.
Для выполнения поставленной задачи 16.08.1945 г. 26-й ШАП полным составом (32 Ил-10) и 11 Як-9 из состава 14-го ИАП 12-й ШАД были перебазированы на аэр. Хунчунь (Китай). Но ввиду неясной обстановки в районе порта Сейсин штурмовые действия 26-го ШАП были отменены.
17.08.1945 г. командование 25-й армии обратилось к командиру 12-й ШАД с просьбой оказать авиационную поддержку 386-й СД, действующей в районе Эйсин – Тайлиньгуань. Решением командующего ВВС ТОФ было выделено две группы самолетов (4 и 8 Ил-10) из 26-го ШАП. Решительные действия штурмовиков способствовали успеху 386-й СД, которая в течение 18 и 19 августа разоружила и взяла в плен до 8000 японских солдат и офицеров. В тот же день 26-й ШАП (10 Ил-10) действовал по железнодорожным эшелонам и разрушил полотно в районе Сейсин.
За все время боевых действий полк понес чувствительные потери:
Так 9 августа в ходе налета 2 штурмовика Ил-10 были сбиты огнем японской зенитной артиллерии. Погибли экипажи:
летчика 3-й АЭ лейтенанта Романюка Валентина Федоровича (ВСР сержант Поседа Александр Александрович). Самолет упал в порту Расина;
летчика 1-й АЭ мл. лейтенанта Фомина Константина Дмитриевича (ВСР ст. краснофлотец Самохвалов Федор Тимофеевич). Самолет упал в порту Расина;
Еще два самолета совершили вынужденные посадки из-за полученных повреждений:
Ил-10 пилотируемый летчиком 1-й АЭ мл. лейтенантом Юниным Василием Ивановичем с ВСР краснофлотцем Борисовским Василием Васильевичем произвел вынужденную посадку в лагуну у п-ова Песчаный на берегу Амурского залива Экипаж не пострадал.
Ил-10 пилотируемый летчиком 2-й АЭ лейтенантом Руденко Ефрем Иванович (ВСР краснофлотец Гладченко Иван Ефимович) произвел вынужденную посадку в сопках в районе г. Расин. Самолет разбит, экипаж вышел к своим войскам.
При повторном вылете во второй половине этого же дня был потерян еще один самолет, пилотируемый летчиком 3-й АЭ мл. лейтенантом Петровым (ВСР краснофлотец Ожегин). Самолет совершил аварийную посадку на площадке Нижняя Адими. Экипаж спасся.
Кроме того, большинство машин, участвующих в налете, получили повреждения от огня зенитной артиллерии. Так серьезные повреждения получил Ил-10 пилотируемый летчиком 2-й АЭ ст. лейтенантом Агабабовым (ВСР лейтенант Новиков).
Несмотря на это, пилот сумел совершить посадку на своем аэродроме Западные Кневичи.
10 августа полк потерял подбитым самолет Ил-10, пилотируемый летчиком 1-й АЭ мл. лейтенантом Сафоновым (ВСР краснофлотец Харьховщенко) севший на воду. Его экипаж был спасен торпедным катером ТОФ. Еще один Ил-10 пилотируемый мл. лейтенантом Гондусовым (ВСР краснофлотец Утробин Николай Иванович) получил значительные повреждения и на обратном маршруте произвел вынужденную посадку на аэр. Сухая Речка (подлежал ремонту).
С 25.09.1945 г. на основании циркуляра НШ ТОФ №0209 от 06.10.1945 г. 26-й ШАП был возвращен к месту постоянной дислокации на аэр. Западные Кневичи.
Всего за время боевых действий в августе 1945 г. полком было выполнено 105 боевых вылетов.
15.09.1945 г. приказом ВГК №0501 «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава» и Указом ПВС СССР
полк был преобразован в 26-й гвардейский штурмовой авиационный полк (приказ НК ВМФ №0460 от 26.08.1945 г.).
Три авиатора полка были удостоены звания Героев Советского Союза: командир полка майор Николаев Алексей Михайлович;
командир эскадрильи ст. лейтенант Серов Илья Александрович; командир эскадрильи ст. лейтенант Трушкин Василий Федорович.
15.12.1947 г. в ходе послевоенного сокращения ВС СССР на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г. 26-й гв. ШАП на аэр. Западные Кневичи вместе с управлением 12-й ШАД ВВС ТОФ был расформирован.
Типы самолетов, состоявших на вооружении
Материальную часть полка составляли штурмовики Ил-2 и Ил-10.
Разбитый Ил-2 мл. лейтенанта Г.И.Делинского и стрелка-радиста матроса П.М.Игнатевича, 25.06.1944.
Видны волнистые линии камуфляжа, характерного для авиачастей ТОФ.
Предположительно - 26 шап ВВС ТОФ. Штурмовики Ил-10 летят на порт Расин, 09.08.1945.
The Il-10 (board number 80) at the airdrome, picture of August 1945.
Командиры полка
(ГСС) А.М.Николаев (январь 1943 г. – январь 1946 г.), Ф.Недуев (был в феврале 1945 г., ВрИД).
26 штурмовой авиаполк входил в состав военно-воздушных сил Тихоокеанского флота.
26 гвшап учавствовал в советско-японской войне.
Благодарность за информацию - Левшов П.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в советско-японской войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.