Главная стр / Main page     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Смешанные - Mixed    

46 штурмовой авиационный Печенгский Дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ

[46 авиационный полк лёгких ночных бомбардировщиков ВВС ЧФ]



Боевое Знамя красное 46-го Штурмового авиационного дважды Краснознаменного Печенгского полка ВВС Северного флота

46th naval attack aviation regiment (former - light night bomber navy regiment)

       История полка

       С 10.05.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0373 от 29.04.1942 г., на базе ВМАУ им. Сталина на аэр. Моздок был сформирован 46-й авиационный полк (в перечне №18 указано, что 46-й ШАП входил в боевой состав ВВС ЧФ с начала войны по 11.10.1941 г., и был отправлен в тыл на переформирование. Скорее всего, в данном источнике допущена ошибка, и речь идет о 46-й ОШАЭ, так как именно она 11.10.1941 г. была переформирована в 18-й ШАП) ВВС ВМФ двухэскадрильного состава с общей штатной численностью 85 человек личного состава и 21 самолет УТ-1б.
       21.05.1942 г. по завершению формирования полк всем составом перелетел на аэродромы Симоновка и Кухаривка вблизи Ейска и был включен в состав ВВС ЧФ. Штаб полка размещался на Центральном аэродроме г. Ейск. Он поступил в распоряжение командования Азовской военной флотилии (АзВФл).
       С 31.05.1942 г. в соответствии с приказом Ком. ВВС ЧФ №0068 46-й АП совместно с 87-й ОИАЭ, а также эскадрильями 3-го ИАП и 119-го ОМРАП вошел в состав нештатной авиационной группы Азовской военной флотилии. Закончив подготовку, 46-й АП составом 18 УТ-1б перелетел на аэр. Анапская и Гай-Кодзоры возле Анапы. В составе авиагруппы полк находился до 26.06.1942 г.
       По состоянию на 03.07.1942 г. в составе полка насчитывалось 2/2 УТ-1б на аэр. Ейск и 18/16 УТ-1б на аэр. Анапа.
       По состоянию на 22.07.1942 г. в составе 46-го АП на аэр. Анапская числилось 16/2 УТ-1б.
       10.08.1942 г. 46-й АП составом 15 УТ-1б перебазировался с аэр. Анапская на аэр. Гайдук (район Новороссийска) и с 17 августа вошел в состав сформированной Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР). В ее составе он находился до октября 1942 г.
       23.08.1942 г. самолеты полка перелетели в Геленджик, откуда 46-й АП продолжал выполнять боевую работу.
       01.10.1942 г. управление полка и 1-я АЭ были перебазированы в г. Саранск на переформирование. Вторая эскадрилья полка, став отдельной, составом 9 самолетов УТ-1б осталась на аэр. Геленджик.
       По состоянию на 22.12.1942 г. в составе АЭ 46-го АП на аэр. Геленджик числилось 7/6 УТ-1б.
       С 2 по 8 марта 1943 г. из Саранска по окончанию переформирования и переучивания на самолеты Ил-2 46-й штурмовой авиационный полк (на штат штурмового авиаполка 46-й АП был переведен приказом НК ВМФ только в январе 1943 г.) ВВС ВМФ был перебазирован на аэр. Ягодник (первоначально перелетело 9 самолетов).
       С 15.03.1943 г. 46-й ШАП был включен в состав 6-й ИАБ ВВС Северного флота.
       В начале июня 1943 г. 46-й ШАП перелетел на аэр. Ваенга-2. Часть полка разместилась на оперативном аэродроме Пумманки.
       В январе 1944 г. 46-й ШАП составом 10/5 Ил-2 на аэр. Ваенга-2 и 6/5 Ил-2 на аэр. Пумманки числился отдельной частью, подчиненной непосредственно командующему ВВС СФ.
       К 01.05.1944 г. 46-й ШАП вошел состав вновь формируемой 14-й САД ВВС Северного флота.
       22.07.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 46-й ШАП был награжден орденом Красного Знамени.
       31.10.1944 г. приказом ВГК №0354 за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской операции полку было присвоено почетное наименование «Печенгский».
       03.11.1944 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 46-й ШАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
       30.09.1945 г. 46-й ШАП был передан из 14-й САД в состав 5-й МТАД ВВС СФ.
       30.10.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №0030 от 07.10.1947 г. 46-й ШАП был расформирован, а его личный состав обращен на укомплектование частей 5-й МТАД ВВС СФ.

       Подчиненность и участие на фронтах

       В действующей армии:
с 11 июля 1942 года по 15 марта 1943 года - в составе Черноморского флота;
с 15 марта 1943 года по 9 мая 1945 года - в составе Северного флота.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Изначально на вооружении были самолеты УТ-1б, УТ-2, затем материальную часть составляли штурмовики Ил-2 различных модификаций.

46 авиаполк Материальная часть в ВОВ
УТ-1б с заводским номером 47025, проходивший повторные испытания в ВМАУ им. Сталина в апреле 1942 года.
Позже этот самолет получил номер 10 и на нем летал сержант В.В. Прозор из 46 ШАП.
46th naval attack aviation regiment (light night bomber navy regiment)
The UT-1b warplane. Click to enlarge the picture.

46 шап ВВС ВМФ в ВОВ
УТ-1б с заводским номером 47025. Увеличение фотоснимка - по клику.

Il2 46th naval attack aviation regiment ww2 russian foto Shturmovik
Штурмовик Ил-2 № 3 на вынужденной посадке.

б/н 20 - вроде как самолет Соболева 46 ШПДКП
Штурмовик Ил-2 № 20 на вынужденной посадке.
The forced-landed Il-2M of 46 ShAP VVS SF flown by Sobolev pilot.

Ил2 46 шап ВВС ЧФ и СФ в ВОВ Фотографии и история боковик
The Il-2 Shturmovik aircraft tactical number 20, drawing by M.Tessitori.


ww2 russian foto Shturmovik. 46th naval attack aviation regiment
Авиаторы у самолета Ил-2 c бортовым номером 21.
Soviet aviators near the Il-2 attack plane, wartime photo.


На штурмовку вражеского порта / В боевом полете ВВС СФ / Il2 46th naval attack aviation regiment ww2 russian foto Shturmovik
Штурмовик Ил-2 № 36 в полёте. Июль 1944 г. Другой фотоснимок - по клику.
The Il-2 (tactical number 36) in flight. Click to view other picture.

46 Краснознаменный штурмовой авиационный Феодосийский ордена Ушакова полк военно-воздушных сил военно-морского флота. Материальная часть в ВОВ
The Il-2 Shturmovik of 46 shap Red navy airforce, drawing by M. Tessitori.


ШПДКП 46 Краснознаменный штурмовой авиационный Феодосийский ордена Ушакова полк военно-воздушных сил военно-морского флота. Материальная часть в ВОВ
Офицеры на фоне штурмовиков Ил-2.

46 Краснознаменный штурмовой авиационный Феодосийский ордена Ушакова полк военно-воздушных сил военно-морского флота. Материальная часть в ВОВ

на щитке шасси отчетливо виден Заводской номер 1872452 озера Кривое Время выпуска 1942 год.
Щиток шасси с номером 1872452 на дне озера Кривое.
Ил-2 № 1872452 Скопинцева В.М.
Восстановленный фондом "Крылатая память Победы" Ил-2 Скопинцева В.М. (тактический номер 19, серийный номер 1872452).

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Создан весной 1942 года как 46 авиационный полк лёгких ночных бомбардировщиков в составе ВВС Черноморского флота (ВВС ЧФ) на базе эвакуированного в г. Моздок Ейского ВМАУ.
       В начале октября 1942 года 1 АЭ во главе с командным составом полка была отведена в тыл с целью получения новой техники и формирования на её базе штурмового авиационного полка (с тем же номером). 2 АЭ осталась в качестве самостоятельной в составе отдельной морской авиагруппы в составе ВВС Черноморского флота. К этому моменту полком на самолетах УТ-1б было совершено порядка 800 боевых вылетов.
       Переформирование полка (с 13 октября 1942 года) происходило в Мордовии (аэродром Чамзинка под г.Саранском), где лётный состав начал переучивание сначала на лёгкие бомбардировщики Р-10, а с ноября 1942 года — на штурмовики Ил-2.
       С 15 марта 1943 года 46 шап передан в состав Северного флота и перебазировался на аэродром Ваенга-2. В июне 1943 г. приступил к боевым вылетам по наземным объектам (вражеские аэродромы, позиции войск и зенитной артиллерии, порты и береговые укрепления, ...) и по надводным целям, применяя и топмачтовое бомбометание.
       Авиаполк дважды награжден орденом Красного Знамени.
       В конце октября 1947 года 46 ШАПДКП ВВС ВМФ был расформирован.

       Командиры полка

       Командиры полка: М.П.Михайлов (май 1942 г. - апрель 1944 г.), ГСС Г.В.Павлов (апрель 1944 г.- июль 1946 г.), Г.Я.Перехрист (июль 1946 г. - октябрь 1947 г.).
       Первый командир полка — майор Михайлов Михаил Петрович, комиссар — старший политрук Олейник Дмитрий Михайлович, начальник штаба — майор Васильев Борис Дмитриевич, помощник командира полка — капитан Степанов Василий Осипович.
       С апреля 1944 года полком командовал майор Павлов Георгий Васильевич.





46 НЛШАП / НЛБАП. 46-й штурмовой авиационный Печенгский дважды Краснознаменный полк (ШАПДКП) ВВС ВМФ / АзВФл / ЧФ / СФ

Благодарность за информацию:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
pobeda1945.su



Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.