Авиация России в первой мировой и гражданской войнах

Гренадерский корпусной авиационный отряд (Гр. КАО) РИВВФ



Grenadier corps aviation squadron of Russian Imperial airforce



       01.03.1914 сформирована 5-я авиационная рота, в нее входили: Гренадерский корпусной авиаотряд, 13-й корпусной авиаотряд, 17-й корпусной авиаотряд.
       Гренадерский корпусной авиационный отряд учавствовал в первой мировой войне с 07.08.1914 в составе Гренадерского корпуса в 4-й армии (Юго-Западный фронт).
       На вооружении гренадерского КАО в разное время состояли самолёты Моран-Солнье Парасоль, Фарман, Вуазен, Анаде, Ньюпоры 11, 17, 21...

авиаотряд гренадерского корпуса 1МВ фотоснимок
Аэроплан Фарман-30.

The Farman XXX plane, photo of summer 1917.

Гр. КАО фото ПМВ
Самолёт Вуазен лётчика Ивана Савина.
The Voisin plane.


Гренадерский корпусной авиационный отряд РИА
Истребитель Ньюпор-21 (№ 1341) с сокращениеми «Гр» (Гренадерский) и «ВК» (Владимир Каминский) на фюзеляже, вооруженный ракетами Ле Приёр (при установке ракет пулемёт снят). Лето 1917 года на Юго-западном фронте.
The Dux-Nieuport XXI warplane (armed with the Le Prieur rockets) of pilot Vladimir Kaminsky.


Боевое донесение военлета Каминского:
В течение двух дней, предшествовавших вылету, я следил в бинокль за поднимавшимся в м. Нов. Барановичи аэростатом. Выяснил, что он поднимается около 12 часов и опускается около 3 часов, а затем через 30–40 минут снова поднимается. В день, мною выбранный для атаки, я подготовил самолет «Ньюпор», вооруженный 6 ракетами Ле-Приера по три на каждую стойку. Проверил действие ракет на земле по мишени. Необходимо было, чтобы они с двух сторон шли бы под таким углом, чтобы на расстоянии 100 метров сходились на мишени. По инструкции полагалось ставить по 4 ракеты на стойку, но боясь, что это будет слишком большой перегрузкой для самолета, я снял с каждой стойки по одной нижней трубе для ракеты и оставил 6. Пулемет Люиса с установкой был тоже снят. Самолет брал высоту очень хорошо, только поворачивал хуже. Поставлен был двойной контакт для включения сперва на 4 ракеты — по 2 с каждой стороны, а затем на случай промаха, на оставшиеся две. Набрав высоту над аэродромом 3000 метров, я направился на малом газу на Нов. Барановичи. Такую сравнительно большую высоту взял я умышленно, в расчете, что немцы, не ожидая появления самолета в 16 часов дня и не слыша звука мотора, прозевают мой самолет. Так и случилось на самом деле. Я дошел до цели, не будучи обстрелян артиллерией. Очутившись в выгодном положении, т.е. между солнцем и висевшим аэростатом, и рассчитав, что отсюда, планируя под очень большим углом, я подойду к аэростату со стороны, с которой меньше всего могло ожидаться нападение, т.е. со стороны германского тыла, выключил мотор и круто пошел вниз, почти пикируя. Аэростат стал быстро приближаться и расти и висел ко мне боком, т.е. в том положении, в котором надлежит проводить атаку, представляя наибольшую площадь под удар. Еще издали я стал ловить прицел. Приблизившись на дистанцию 50–60 метров сверху и наведя свой прицел на отличительный знак в виде мальтийского черного креста на белом фоне в кругу, я левой рукой включил контакт и 4 ракеты с шипением и дымом пошли вперед. Моментально же в двух местах в центре аэростата, чуть выше мальтийского креста, показался огонь. Резко взяв ручку на себя, я прошел уже над горевшим аэростатом метров на 14–15 прямо по направлению на свои позиции. Обернувшись, стал смотреть, как сначала сильное пламя охватило верх аэростата, затем он окутался черным дымом и, весь в дыму, стал медленно падать. Из гондолы никто не прыгал на парашюте. В это же время мотор не заработал ввиду того, что я не закрыл бензин, а выключил контакт, чтобы идти с мотором на аэростат, если не рассчитаю. Посмотрел на альтиметр: высота 900 метров, закрыл бензин и стал под очень маленьким углом планировать: вижу, что не дойду до своих окопов. В это время пулеметы открыли огонь по мне. Затем мотор сразу взял на высоте 700 метров; я открыл бензин и, набирая высоту, стал уходить, делая зигзаги. Перешел позицию на 1000 метров. Над германскими окопами выключил на момент мотор и слышал кругом сильную стрельбу, очевидно из пулеметов и винтовок. Сзади же меня рвались запоздавшие снаряды: огонь был сильный, но видно было, что артиллерия горячилась и плохо меняла прицел. Аэростат же был уже на земле, и видно было на месте, где он упал, как поднимался столб черного дыма. Вернулся домой без пробоин. Военный летчик Каминский.

История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов
1 июня 1917 года лётчик Гренадерского авиаотряда прапорщик Квасников на аппарате Ньюпор-21 № 1882 вылетел на разведку, во время которой атаковал немецкий аэростат у деревни Панар, поднявшийся на 900 метров. Выпущено 6 ракет, из коих 3 попали в цель. Аэростат сгорел. Grenadier corps aviation squadron of Russian Imperial airforce
Военный летчик прапорщик Квасников кабине истребителя Ньюпор-21, 1917 г.
The Nieuport XXI plane of pilot Kvasnikov.



Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на странице со списком отрядов.


Главная страница / Main page      Ссылки / Links





Источники:

Марат Хайрулин, Борис Степанов. Краски русской авиации 1909–1922 гг. Серия: Великая война. ISBN: 978-5-903389-69-8, 978-5-903389-70-4, 978-5-903389-78-0, 978-5-903389-80-3.

Гр. КАО: Гренадерский корпусной авиационный отряд (авиаотряд гренадерского корпуса, ГрКАО) ИВВФ.

Авиация России в первой мировой и гражданской войнах.
Русский императорский военно-воздушный флот (РИВВФ).
История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.


Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов РИА и РИФ в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.