24 отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации ВВС ВМФ
[Отряд корабельной авиации ВВС ЧФ]
24th separate air squadron of ship's aviation
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
Осенью 1926 г. на основании приказа по ВВС ЧМ №117 от 24.09.1926 г. командиру 5-го ОРМАО ВВС ЧМ было предписано выделить из состава отряда Корабельное авиазвено и передать его в подчинение командиру КР «Червона Україна».
В марте 1927 г. крейсер «Червона Україна» вступил в строй МСЧМ, а в сентябре управление ВВС РККА для его оснащения выделило 3 самолета МУ-1.
В 1929 г. еще один корабль - крейсер «Профинтерн» оборудовали для приема и базирования гидросамолетов. В формируемое авиазвено крейсера «Профинтерн» передали два самолета МУ-1.
В начале 1930 г. было достигнуто соглашение с Германией о закупке двух пневматических катапульт типа К-3 и 12 самолетов «Хейнкель» HD.55,
получивших у нас наименование КР-1 (корабельный разведчик - первый). В июле самолеты поступили на вооружение «Червоной Україны».
К осени 1930 г. одну катапульту доставили в Севастополь. Ее установили на третью орудийную башню линкора «Парижская коммуна».
В январе 1932 г. в боевой состав МСЧМ вошел крейсер «Красный Кавказ», оборудованный катапультой. В феврале к кораблю также приписали авиационное звено (2 КР-1).
Все КОРАЗ подчинялись во всех отношениях соответствующим командирам кораблей, как шестая боевая часть (БЧ-6) корабля.
По состоянию на 01.07.1933 г. в боевом составе корабельных авиазвеньев числилось:
- КОРАЗ КР «Червона Україна» - 2 КР-1;
- КОРАЗ КР «Профинтерн» - 2 КР-1;
- КОРАЗ КР «Красный Кавказ» - 2 КР-1;
- КОРАЗ ЛК «Парижская Коммуна» - 2 КР-1.
В августе 1935 г. в корабельной авиации имелось 8/2 КР-1 и 8 экипажей.
К 01.11.1935 г. в четырех корабельных авиазвеньях числилось 6 самолетов КР-1 (по штату 8 КР-1).
В мае 1936 г. заместитель Наморси РККА флагман 1 ранга И.М.Лудри запросил заместителя НГШ РККА включить в План оргмероприятий РККА на 1936 г. формирование на Черноморском флоте Отряда корабельной авиации.
Директивой ГШ РККА №4/3/35796 от 25.08.1936 г. это предложение было утверждено В состав отряда включались четыре КОРАЗ, содержащиеся по штатам боевых кораблей Черноморского флота, к которым они были приписаны. Управление ОКА и все четыре авиазвена дислоцировались в б. Матюшенко в Севастополе.
В 1936 г. самолеты КР-1 на борту кораблей планировалось заменить современными корабельными разведчиками КОР-1, но их поставки от промышленности затянулись. Пришлось продолжить эксплуатацию устаревших самолетов, хотя их техническое состояние оставляло желать лучшего.
На 01.02.1938 г. в боевом составе ОКА числилось 6/4 КР-1 и 6 экипажей.
В 1939 г. самолеты КР-1 окончательно сняли с вооружения ОКА. В связи с невозможностью разместить катапульту на крейсерах «Червона Україна» и «Красный Крым» командование флота решило отказаться от базирования авиации на этих кораблях. Вместо них в авиазвенья включили самолеты берегового базирования МБР-2.
По состоянию на 01.05.1939 г. в составе отряда корабельной авиации Черноморского флота имелось:
- КОРАЗ линкора «Парижская коммуна» 8 МБР-2 на берегу в Севастополе и 2 КР-1 на борту корабля.
- КОРАЗ крейсера «Профинтерн» 1 МБР-2 и 1 У-2 (оба самолета берегового базирования);
- КОРАЗ крейсера «Червона Україна» 3 МБР-2 (все на берегу);
- КОРАЗ крейсера «Красный Кавказ» без самолетов (сняты в ходе капремонта 1937-39 гг.).
На находящихся в постройке крейсерах пр. 26 «Ворошилов» и «Молотов» также были сформированы корабельные авиазвенья. На вооружении этих звеньев должны были поступить КОР-1.
В 1940 г. на вооружение корабельных авиазвеньев начали поступать самолеты КОР-1.
С 1 по 26 апреля 1940 г. в процессе ходовых испытаний КР «Ворошилов» с его катапульты произвели 11 запусков самолета КОР-1.
К началу Великой Отечественной войны отряд вместе с
60-й ОМРАЭ и 80-й ОМРАЭ входил в Севастопольскую авиационную группу ВВС ЧФ.
По состоянию на 09.06.1941 г. в боевом составе ОКА имелось 5/4 самолетов КОР-1. Кроме них в составе отряда числились также 7/4 МБР-2, 2/0 КР-1, 1/1 У-2. Так как катапульты и подъемные стрелы с большинства кораблей (кроме новых крейсеров пр.26) были демонтированы, приписанные к ним авиазвенья назывались корабельными чисто номинально, а по сути, были корректировочными авиазвеньями берегового базирования.
В ходе боев за Крым в сентябре 1941 г. самолеты КОР-1 на колесном шасси передали в состав Фрайдоровской авиационной группы ВВС ЧФ
(сначала в 3-ю ИАЭ 8-го ИАП, а позднее два уцелевшие КОР-1 вошли в состав
11-го ШАП).
Летающие лодки МБР-2 ОКА базировались на оз. Донузлав и совместно с самолетами 60-й и 80-й ОМРАЭ наносили бомбовые удары по немецко-румынским войскам, рвущимся через Перекоп в Крым.
По состоянию на 18.10.1941 г. в составе ОКА имелось 8 МБР-2, которые приняли непосредственное участие в обороне Главной базы флота.
Самолеты отряда корректировали огонь артиллерии крейсеров ЧФ по скоплениям войск и техники противника в районе портов Харлы и Скадовск.
В ноябре 1941 г. в отряд корабельной авиации вернулись из 11-го ШАП два самолета КОР-1.
По состоянию на 15.04.1942 г. ОКА дислоцировался в Геленджике. В оперативном отношении отряд подчинялся командующему эскадрой ЧФ, к крейсерам и линкору которой были приписаны самолеты.
За период с 20.08.1941 г. по 09.06.1942 г. самолеты ОКА выполнили 150 вылетов на бомбометание, 376 вылетов на ВР, ПЛО, спецзадания без потерь в личном составе и авиатехнике.
В конце июня 1942 г. непосредственно перед оставлением Севастополя уцелевшие самолеты МБР-2 отряда с защитниками города перелетели на аэродромы Кавказского побережья. Там они разместились на аэродромах Поти (2/1 МБР-2 и 2/2 КОР-1) и Туапсе (3/3 МБР-2), как отдельные корректировочные авиационные звенья.
Летом 1942 г. на вооружение ВВС ЧФ поступило 4 самолета Бе-4 (КОР-2). Но, так, как о применении их с палуб кораблей флота речи в то время не шло, то все они попали в 60-ю и 82-ю ОМРАЭ. На основании указания командующего ВВС ЧФ №0853 от 11.08.1942 г. два корректировочных звена самолетов Бе-4 подлежали передаче эскадре кораблей ЧФ. Всего до конца войны на Черное море поступило 12 самолетов Бе-4.
В связи с расформированием ОКА авиационные звенья, ранее входившие в его состав, стали относительно самостоятельными подразделениями, оперативно подчиненными командирам 82-й ОМРАЭ в Поти и 60-й ОМРАЭ в Туапсе.
На 01.08.1942 г. в Туапсинском ОКОРАЗ числилось 4 самолета Бе-4.
В феврале 1943 г. авиазвено из Геленджика вместе с 80-й ОМРАЭ перебазировалось на оз. Палеостоми (г. Поти).
К 1944 г. из семи Бе-4, поставленных на ЧФ осталось в строю три самолета в составе 82-й ОМРАЭ. Еще четыре Бе-4 имелось в 60-й ОМРАЭ.
В апреле 1944 г. корректировочная группа (так теперь назывались авиазвенья бывшего ОКА) составом 4/4 Бе-4 и 2/2 МБР-2 базировалась на оз. Палеостоми (Поти), организационно входя в состав 82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ.
28.06.1944 г. в соответствии с приказом НК ВМФ от 01.06.1944 г. на базе отдельных корректировочных авиационных звеньев ВВС ЧФ в
г. Поти и Туапсе была сформирована 24-я отдельная эскадрилья корабельной авиации, куда было выделено 8 самолетов Бе-4 из состава этих авиационных частей.
К марту 1943 г. Великобритания поставила в СССР 143 самолета Супермарин «Спитфайр». Из них 12
самолетов было передано ВВС Черноморского флота. Первоначально они попали в 3-ю эскадрилью 7-го ИАП для обеспечения ПВО эскадры ЧФ в местах постоянного базирования (Поти, Батуми).
В этом же году последовало решение о срочном вооружении крейсеров «Молотов» и «Ворошилов» самолетами Бе-4 и истребителями Як-9.
На кораблях начались работы по повторной установке и модернизации катапульт и изготовление для них новых стартовых тележек. Однако вскоре было принято решение заменить Як-9 на английские истребители «Спитфайр» Мк.VB, которые находились к этому времени на вооружении 7-го ИАП ВВС ЧФ. В ходе переоборудования на самолетах частично заменили обшивку, перебрали шасси, перекрасили и частично заменили приборы в кабинах на советские. Кроме того, на самолетах установили специальные узлы для крепления на катапульте, а также сняли часть оборудования и вооружения.
В конце 1943 г. на основании постановления ГКО №4093 от 12.09.1943 г. на крейсере «Молотов» вместо старой катапульты ЗК-1 установили новую модернизированную катапульту ЗК-1А (На крейсере «Ворошилов» подобное переоборудование было завершено только в 1945 г.). С нее в Батуми вплоть до октября 1944 г. осуществлялись пусковые и сдаточные испытания с использованием самолетов Бе-4 и «Спитфайр».
По состоянию на 01.04.1944 г. в составе ВВС ЧФ (в 5-й АвБ) на аэр. Миха-Цхакая имелось 3/0 «Спитфайр». Еще 8/8 самолетов данного типа имелось на этом же аэродроме в 7-м ИАП ВВС ЧФ
28.06.1944 г. в соответствии с приказом НК ВМФ №0436 от 01.06.1944 г. на базе отряда корабельных истребителей
и отдельных корректировочных авиационных звеньев ВВС ЧФ
в г. Поти (82-я ОМРАЭ) и Туапсе (60-я ОМРАЭ) была сформирована 24-я отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации (7 самолетов по штату). Местом дислокации эскадрильи был определен аэр. Миха-Цхакая (для колесных самолетов) и оз. Палеостоми (для летающих лодок). Эскадрилья оперативно подчинялась командующему эскадрой ЧФ.
Кроме 8 Бе-4 (КОР-2) и 9 истребителей «Спитфайр» Мк.VB в 24-ю ОАЭ КА включили 4 самолета А-20 «Бостон», 2 По-2 и 1 УТИ-4.
По штату эскадрилья состояла из:
- отряда истребителей «Спитфайр» для защиты кораблей в море с взлетом с катапульты и посадкой на ближайший аэродром;
- отряда самолетов КОР-2 – разведчиков и корректировщиков с взлетом с катапульты и посадкой возле корабля на воду;
- звена самолетов А-20G «Бостон» - в задачу, которых входило буксировка конусов для тренировки зенитных расчетов на кораблях и корректировка стрельбы артиллерии главного калибра кораблей эскадры флота.
Формирование новой авиационной части проходило достаточно быстро. Уже в конце июля командир эскадрильи майор М.Я.Виноградов докладывал в штаб ВВС ЧФ о готовности к выполнению боевых задач.
На 01.09.1944 г. в составе 24-й ОАЭ КА имелось на аэр. Миха-Цхакая 3/3 А-20G «Бостон», 1/1 А-20С «Бостон», 10/8 «Спитфайр», 2/1 У-2. Еще 9/1 КОР-2 эскадрильи базировалось на оз. Палеостоми в Поти. На все эти самолеты имелось 15 летчиков.
К сентябрю 1944 г. в связи с переходом эскадры ЧФ из Поти в Новороссийск 24-я ОАЭ КА получила приказ перелететь в Геленджик. После перебазирования самолеты КОР-2 разместились на гидроаэродроме в Геленджикской бухте, а самолеты А-20 «Бостон» и «Спитфайры» на расстоянии 800 м на Тонком мысу, где имелась бетонная полоса.
В конце сентября началась подготовка к катапультированию самолетов «Спитфайр» с крейсера «Молотов». Из Новороссийска в
Геленджик пришла баржа, на которую, под руководством капитана Галкина началась погрузка 4 «Спитфайров». В течение двух дней они были погружены и отправлены в Новороссийск. Для катапультирования были выделены три летчика: командир истребительного отряда ст. лейтенант А.А.Пилюк, командир звена лейтенант И.И.Шевченко и мл. лейтенант Г.М.Воробьев.
Первый запуск самолета 24-й ОАЭ КА с модернизированной катапульты крейсера «Молотов» был произведен в начале октября 1944 г. в Новороссийске. Первые взлеты выполнялись на самолете Бе-4 с инструктором – инспектором Авиации ВМФ Соколовым, а потом на «Спитфайре», который пилотировали Пилюк, Шевченко и Воробьев.
По состоянию на 01.10.1944 г. в составе 24 ОАЭ КА числилось 26/21 самолетов и 15 экипажей, в т.ч.:
- на аэр. Миха-Цхакая – 3/3 А-20G, 1/1 «Бостон»-III, 11/8 «Спитфайр», 2/1 По-2;
- на аэр. Поти – 9/8 КОР-2.
До конца 1944 г. эскадрилья перебазировалась в Крым и разместилась:
- гидросамолеты в б. Голландия (Севастополь),
- колесные самолеты на аэр. Альма-Тамак (ныне п. Песчаное) в 30 км от Севастополя.
По состоянию на 01.01.1945 г. истребительный отряд (4 «Спитфайр», 3 А-20G «Бостон», 2 По-2) базировался на аэр. Альма-Тамак, а лодочный отряд (8 Бе-4, 1 PBN-1 «Номад») - в б. Голландия, Севастополь. Еще 4 самолета «Спитфайр» находились в ремонтных мастерских в Евпатории и один «Спитфайр» - в ремонтном поезде в Сарабузе.
В июле 1945 г. в составе эскадрильи кроме других типов самолетов числилось 8 Бе-4. Из поставленных на флот 12 самолетов данного типа к этому времени было потеряно 4 самолета (2 Бе-4 составили боевые и 2 Бе-4 – небоевые потери).
В 1946 г. по крайней мере, один самолет «Спитфайр» совместно с 3 Бе-4 использовался для взлета с катапульты на крейсере «Молотов». Эксплуатация самолетов в эскадрильи осуществлялась в течение двух лет после окончания войны, за это время три самолета вышли из строя по причине аварий.
До мая 1947 г. летчики 24-й ОАЭ КА (13 чел.) переучивались в Ейске на летающие лодки PBN-1 «Номад» и амфибии PBY-6 «Каталина».
19.05.1947 г. 24-я ОАЭ КА была расформирована, а оборудование для запуска самолетов на кораблях - демонтировано.
На вооружении отряда стояли Юнкерс Ju-20, Хейнкель HD.55 (КР-1), МУ-1, КОР-1 (Бе-2), КОР-2 (Бе-4), МБР-2, У-2.
На вооружении эскадрильи стояли Spitfire Мк.VB, КОР-2, А-20 Boston, По-2 (У-2), УТИ-4.
Гидросамолёт Ju-20 (№ 2) на крейсере Червона Украина.
Гидросамолёт КР-1 № 3.
КР-1 взлетает с катапульты линкора Парижская Коммуна.Увеличение фото - по клику.
The hydroplane KR-1 on the battleship. Click to enlarge the picture.
В группе - Голиков Александр Афанасьевич. Снимок 1941 г.
Подготовка к вылету КОР-1 в Севастополе.
КОР-1 (Бе-2) № 4 на колесном шасси.
КОР-2 (Бе-4) № 2 в походном положении на палубе крейсера Молотов, 1944 г.
Гидросамолет КОР-2 (Бе-4) на крейсере Молотов.
На Севастопольском рейде крейсер Ворошилов с гидросамолетом КОР-2, 1944 г.
Лётчик старший лейтенант Желтиков М.М. у гидроплана КОР-2.
Pilot Zheltikov near the hydroplane KOR-2. Great Patriotic war photo.
Личный состав 24 ОАЭ КА на фоне КОР-2 (Бе-4), Севастополь 1945 г.
Катапультирование ст. лейтенанта Неверова на КОР-2 (Бе-4), 08.06.1946. Увеличение фото - по клику.
Soviet plane KOR-2 (Be-4) on the warship. Click to enlarge the picture.
Спитфайр на крейсере Молотов.
Командиры части
Командиры ОКА: Н.Н.Ильин (январь 1937 г. – март 1938 г.), А.П.Власов (с августа 1938 г., был в ноябре 1939 г.), А.В.Чернов (январь 1942 г. – июнь 1943 г.), Н.В.Галкин (декабрь 1943 г. – июль 1944 г.).
Командиры 24 оаэка: М.Я.Виноградов (июль 1944 г. - август 1945 г.), Г.И.Агафонов (август 1945 г. – май 1947 г.).
24 отдельная авиационная эскадрилья корабельной авиации (24 оаэка) ВВС ВМФ
Благодарность за информацию и фото - Павел Левшов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.