Главная стр / Main page     Разведчики - Recons     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

47 отдельный гвардейский Краснознаменный разведывательный Борисовский ордена Суворова авиационный полк

2 авиационный полк дальней разведки ГК КА


47th guards separate air reconnaissance "Borisov" regiment.

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       2 апдр ГК КА (2-й авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии) был развернут в начале августа 1941 года Директивой Начальника Генерального Штаба КА от 21.07.1941 на базе второй эскадрильи учебного авиационного полка Военно-Воздушной академии командно-штурманского состава (УАП ВА КШС КА).
       Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР № 64 от 08.02.1943. в 47 гапдр ГК КА (47-й гвардейский авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии).
       10 мая 1943 г. на основании директивы ГШ КА в полку на базе особой авиационной группы Разведуправления ГШ КА и ЦК ВКП(б) была сформирована 5-я ночная транспортная эскадрилья в составе 6 самолетов Ли-2. В апреле 1944 года она была выведена из состава полка, личный состав вместе с матчастью передали в непосредственное подчинение командира 2 АДОН.
       В июле 1944 года за отличия в Минской операции полку присвоено почетное наименование Борисовский.
       25 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за овладение г. Вильнюс и проявленные при этом мужество и доблесть разведполк награжден орденом Красного Знамени.
       5 апреля 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Торунь и проявленные при этом доблесть и мужество, Указом Верховного Совета СССР полк награжден орденом Суворова III степени.
       В июле 1944 года переименован в 47 ограп (47-й отдельный гвардейский Краснознаменный разведывательный Борисовский ордена Суворова авиационный полк).

       Результаты боевой деятельности

       Основные направления работы полка: Выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений; Слежение за перевозками по железным, шоссейным и грунтовым дорогам; Разведка и наблюдение за аэродромами противника. Для этих целей активно использовальзовалось фотографирование.

       За весь период Великой Отечественной войны полк произвел 4463 боевых вылета с налетом 9810 часов, кроме этого произведено 55847 полетов на учебно-боевых самолетах с налетом 1839 часов, при этом было подготовлено 65 экипажей разведчиков. За годы войны произведена разведка 19646 городов и крупных населенных пунктов, 16836 ж.д. узлов и станций, 4469 аэродромов. Над 50 морскими портами разведчики побывали более 230 раз. По целям на территории врага сброшено 265 тонн бомб и 40 млн. листовок. Переброшено в глубокий тыл противника для выполнения специальных заданий Разведуправления Генерального Штаба Красной Армии 278 человек, сброшено с воздуха 65275 кг специальных грузов. 462 вылета на воздушную разведку сопровождались штурмовкой войск противника. В воздушных боях сбито семь немецких самолетов. Протяженность всех сфотографированных маршрутов с 30% перекрытием между снимками составила 516000 км. С июля 1941 г. по 23 апреля 1945 г. полк потерял 297 человек личного состава, 83 экипажа и 99 самолетов.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       Изначально полк был вооружен самолетами ДБ-3Ф (Ил-4) и Пе-2 (применялся до Победы); в разное время на вооружении были самолеты Пе-3 (1941-42), По-2, Ту-2 (с 1942, от 1-й серии до модификаций Ту-2Р и Ту-2С), Ли-2 (1943-44), B-25 Митчелл (с 1944), Дорнье Do-215 (закупленные перед войной). После войны - также трофейные Зибель Si-204.
       По состоянию на 31 декабря 1942 г. в полку имелось 24 боеготовых самолета. За 1942 год полк получил с Иркутского, Омского и Казанского авиазаводов 41 самолет: 26 Пе-2, шесть Пе-3, пять ДБ-ЗФ и четыре Ту-2.
       На начало 1944 г. полк имел шесть эскадрилий (46 боевых самолетов). На вооружении 3-й и 4-й эскадрилий состояли самолеты Пе-2, 1-й эскадрильи – Ту-2, 2-й – Ил-4, 5-й АЭ – Ли-2. 6-я резервная учебная эскадрилья была сформирована 4 мая 1943 г. на основании Приказа НКО, она была вооружена самолетами Пе-2 и УПе-2. На основании распоряжения командующего ВВС Красной Армии в феврале 1944 весь состав 1-й эскадрильи, летающий на самолете Ту-2, был откомандирован во вновь формируемую дивизию на самолетах Ту-2; 1-ю эскадрильи перевооружили «пешками».
       На 1 января 1945 г. в полку по штату состояло 25 самолетов Пе-2, два Ту-2, два В-25, семь Ил-4.
       На 9 мая 1945 г. в строю имелось 48 экипажей, семь из которых летало на Ту-2, десять на Ил-4; 27 – на Пе-2 и Пе-3, два – на Б-25 и два – на По-2 и трофейных Si-204.
       Полк первым в ВВС Красной Армии применил для защиты от атак истребителей противника из задней полусферы реактивные снаряды. Более 40 самолетов полка силами воздушно-стрелковой службы были дооборудованы под использование реактивных снарядов. Оборонительное вооружение самолетов ДБ-ЗФ было усилено путем замены штатно установленных в кабине штурмана пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм на пулеметы УБТ калибра 12,7 мм. Всего подобным образом было переоборудовано 25 самолетов. На пяти Пе-2 была произведена замена на УБТ пулеметов ШКАС стрелков-радистов.

wartime photo plane identification mark.
Самолет Пе-3 третьей эскадрильи.
The Pe-3 airplane in Great Patriotic war.


47 ограп в ВМВ с боевыми товарищами. Воздушные разведчики — глаза фронта.
Моторист Булычев Георгий Сергеевич с сослуживцами на фоне По-2.
The Po-2 biplane.


aviation wwii picture tu2r
Ту-2Р 2-го авиаполка дальней разведки во время войсковых испытаний в 1942 году.
Soviet recon aircraft Tu-2R in 1942.


действующая армия СССР фотоснимок в бою

АФА перед установкой на самолет Ту-2

47 ограп ВВС КА (2 ап др РГК) в ВОВ фото
Ли-2 № 55 5-й ночной транспортной эскадрильи.

russian ww2 foto recon airplane pe2r


47 ограп
Самолет-разведчик Пе-2Р (тактический номер 13) на взлете.
The Pe-2R plane of 47 gorap Red army airforce.


ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь 47 горап (разведполка) в ВОВ
Экипаж Анатолия Попова на Пе-2Р с подвешенными ПТБ, зима 1943-44.
The Pe-2R warplane of 47th guardian air recognition regiment.


47 ограп ВВС КА (2 ап др РГК) в ВОВ фото
Экипаж гвардии капитана Дунаевского среди летного и технического состава полка на фоне Пе-2, фото 1945 г.



Автомобильные видеорегистраторы. Ошибок при выборе видеорегистратора carcam.ru.





оравп, разведавиаполк, разведполк, авиаразведполк, разведсамолет

Благодарность за информацию - Харин В.В. Фотография с сайта waralbum.ru.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.



История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.