80 отдельная морская авиационная эскадрилья ВВС ЧФ
80th separate navy reconnaissance aviation squadron of Soviet Blacksea fleet
История части
С июля 1936 г. приказом Ком. ЧФ №008 от 11.07.1936 г. во исполнение директивы НГШ РККА за №4/3/34380 от 17.02.1936 г. в Севастополе (б. Матюшенко)
началось формирование новой 11-й морской дальнеразведывательной эскадрильи (вместо 11-й ОМДРАЭ ВВС ЧФ, которая тогда же была
перебазирована в Поти и получила новый номер - 22-я ОМДРАЭ). На вооружение эскадрилья получила летающие лодки МБР-2.
Эскадрилья вошла в состав 106-й МТБАБ ВВС ЧФ.
К январю 1938 г. 11-я МДРАЭ вышла из состава 106-й МТБАБ и стала отдельной частью, подчиняющейся непосредственно командующему ВВС ЧФ.
По состоянию на 01.02.1938 г. в боевом составе 11-й ОМДРАЭ числилось 12/10 МБР-2М-34, 7/5 МБР-2М-17 и 22 экипажа .
В мае 1938 г. на основании приказов командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. и НК ВМФ СССР №0036 от 28.08.1938 г. директивы
ГШ РККА №4/2/33586 от 26.03.1938 г. 11-я МДРАЭ была переформирована в 54-ю отдельную морскую ближнеразведывательную авиационную эскадрилью ВВС ЧФ.
Место дислокации эскадрильи не изменилось - г. Севастополь (б. Матюшенко). На вооружении эскадрильи стояли МБР-2.
В августе 1940 г. на основании приказа НК ВМФ №0467 от 16.07.1940 г. 54-я ОМБРАЭ была расформирована, а ее личный состав и авиатехника
обращены на укомплектование формируемой по этому же приказу 80-й ОМРАЭ Дунайской военной флотилии.
80-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья
10-ти самолетного состава была сформирована по штату №30/49.
В эскадрилью передали самолеты ГСТ, которые ранее находились в составе 119-го МРАП.
Местом дислокации 80-й ОМДРАЭ стала б. Матюшенко в Севастополе.
На 09.06.1941 г. 80-я ОМРАЭ вооруженная 10/8 самолетами ГСТ, 1/1 У-2, вместе с 60-й ОМРАЭ (ОАЭ ВУ) и отрядом корабельной авиации (ОКА) ВВС ЧФ входила в состав Севастопольской авиационной группы.
После начала войны в состав эскадрильи дополнительно передали 1 ГСТ, 12 МБР-2 и один четырехмоторный гидросамолет МТБ-2 "Чайка" (АНТ-44).
С началом боевых действий самолеты эскадрильи стали привлекаться для нанесения бомбовых ударов по Варне, Констанце, Плоешти, Сулине, Бургасу, а также по вражеским войскам в районе Одессы. Они же вели разведку вдоль турецкого побережья от Босфора до Самсуна.
В августе 1941 г. 12 МБР-2 из 80-й ОМРАЭ перебазировали под Одессу (на Гаджибеевский лиман). Там они вошли в авиагруппу ВВС ЧФ, выделенную для обороны города. Самолеты ГСТ для безопасности остались в Севастополе.
Перед оставлением Одессы в середине сентября 1941 г. уцелевшие МБР-2 80-й ОМРАЭ перебазировались в Крым на оз. Донузлав и вошли в состав Фрайдоровской авиагруппы ВВС ЧФ.
Самолет МТБ-2 эскадрильи в течение осени 1941 г. широко использовался для бомбежек объектов на территории Румынии.
По состоянию на 18.10.1941 г. 80-я ОМРАЭ составом 9/8 ГСТ и 1/1 МТБ-2 базировалась в Севастополе.
На 07.11.1941 г. в составе эскадрильи осталось 7/6 самолетов ГСТ (в Севастополе) и 1/1 МТБ-2 (в Геленджике).
С ноября 1941 г. по июль 1942 г. в период обороны Севастополя самолеты эскадрильи, принимали активное участие в боях за город. Постепенно летающие лодки стали использоваться для перевозки особо важных грузов, и эвакуации раненых на «Большую землю».
В середине ноября 1941 г. в Севастополь из Геленджика перелетело еще два ГСТ, таким образом, общее их количество стало 9/8 самолетов.
Всего за первый год войны эскадрилья потеряла 9 самолетов ГСТ.
С начала лета 1942 г. личный состав 80-й ОМРАЭ в Геленджике начал осваивать самолеты Че-2.
По состоянию на 22.06.1942 г. в боевом составе эскадрильи имелось 2 ГСТ, 1 Че-2 и один МТБ-2.
В последних числах июня 1942 г. уцелевшие самолеты 80-й ОМРАЭ были перебазированы из Севастополя в Геленджик. Эскадрилья стала решать задачи ведения воздушной разведки на дальних морских коммуникациях в восточном секторе Черного моря и вдоль побережья Турции. Кроме того, в зимнее время самолеты Че-2 эскадрильи выполняли ледовую разведку в Азовском море.
Самолеты эскадрильи участвовали в эвакуации войск Севастопольского оборонительного района вплоть до последней ночи на 1 июля.
По состоянию на 03.07.1942 г. в составе эскадрильи базирующейся на гидроаэродром Геленджик насчитывалось всего четыре самолета, в том числе: 1/1 ГСТ, 1/1 Че-2, 1/1 МБР-2 и 1/1 МТБ-1.
По состоянию на 22.07.1942 г. в боевом составе 80-й ОМРАЭ на на аэр. Поти и Геленджик имелось 2/1 самолета: 1/- ГСТ, 1/1 МБР-2.
10.08.1942 г. единственный в составе ВВС ВМФ четырехмоторный гидросамолет МТБ-2 был сбит истребителями противника Bf-110 на взлете с гидроаэродрома Геленджик.
С 17.08.1942 г. 80-я ОМРАЭ вошла в состав Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района. В том же месяце в связи с приближением немецких войск к Новороссийску и Геленджику она была перебазирована в Поти.
18.09.1942 г. дополнительно в эскадрилью были переданы два Че-2 из Ейского ВМАУ им. Сталина. Всего в течение второй половины 1942 г. в ее составе стало насчитываться 6 самолетов данного типа. В это же время в составе эскадрильи оставалось три летающие лодки ГСТ.
По состоянию на 22.01.1943 г. в боевом составе 80-й ОМРАЭ на на аэр. Поти имелось 8/7 самолетов: 7/6 Че-2 и 1/1 ГСТ.
В феврале 1943 г. Черноморский флот выполнял операцию по блокаде участка Анапа - Феодосия. Для обеспечения кораблей данными разведки три Че-2 80-й ОМРАЭ были перебазированы в Геленджик, откуда самолеты выполняли вылеты.
По состоянию на 25.03.1943 г. в составе эскадрильи, базирующейся на аэр. Геленджик и Поти числилось 5/5 Че-2, 1/1 ГСТ и 6 экипажей.
С весны 1943 г. 80-я ОМРАЭ перешла к поиску подводных лодок противника на подступах к Черноморскому побережью Кавказа.
10.05.1943 г. 80-я ОМРАЭ была расформирована. На этот момент в ней насчитывалось 4 Че-2 и один ГСТ.
Личный состав был обращен на формирование частей 11-й штурмовой авиационной бригады, а самолеты пополнили другие части лодочной авиации ВВС Черноморского флота.
Самолеты Че-2 передали в 82-ю ОМРАЭ, а самолет ГСТ - в 18-ю ОМРАЭ ВВС ЧФ.
Упоминается в документах как 80 раэ, 80 мраэ, 80 омаэ, 80 аэ, 80 оаэ, 80 омраэ ВВС ЧФ.
Подчиненность и участие на фронтах
В составе действуещей армии: 03.1942 - 10.05.1943.
С мая 1942 года разведэскадрилья действовала в составе Севастопольской авиационной группы,
с 17.08.1942 - входила в состав Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района.
Эскадрилья вела разведку акваторий Азовского и Черного морей, сопровождала конвои, с 1943 г. вела также противолодочную борьбу.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
Материальную часть составляли МБР-2 и другие гидросамолеты (12 машин в августе 1941 г.).
22 июня 1942 г. имелось 2 ГСТ, 2 Че-2 (МДР-6), 1 МТБ-2 (АНТ-44).
В январе-феврале 1942 г. имелось 7 ГСТ, 1 МТБ-2.
Капитан Торбинов Николай Григорьевич (сидит второй справа) с летным составом, 1938-1940 гг.
The crew of the flying boat MBR-2.
Экипаж самолета Героя Советского Союза старшего лейтенанта Рожкова А.Е., 1942 г.
Либо 80 омраэ, либо 116 мрап.
The crew of the flying boat MBR-2.
Гидросамолет ГСТ.
Стрелок-радист младший сержант Василий Герасимович Солдатенко за пулеметом ШКАС, 21.03.1942. Увеличение фотографии - по клику.
Soldatenko gunner in the recon flying boat of 80th OMRAE Black sea fleet. Great Patriotic war photo.
Морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 (дублер), применявшийся в 1941-1942 гг. в 80 омраэ.
The heavy flying boat MTB-2 (ANT-44).
Морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 (AHT-44) из состава эскадрильи.
The heavy flying boat MTB-2 (ANT-44).
Морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6), Геленджик. Февраль 1943 г.
The flying boat Che-2 (MDR-6).
Морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6), Геленджик. Февраль 1943 г.
Морской дальний разведчик Че-2 (МДР-6), экипаж к-на Ковалева, фото 1943 г.
Командиры
Командиры эскадрильи: А.В.Глядейко (репрессирован в 1937 г.), Л.Т.Коваленко (был в июле 1937 г.), Н.К.Логинов (май 1938 г. – ноябрь 1939 г.),
А.К.Борянов (февраль 1940 г. – январь 1942 г.), капитан И.Т.Чебаник (январь–июнь 1942 г., погиб), А.Д.Андреев (июль 1942 г. – февраль 1943 г., погиб),
А.И.Секленков (февраль-март 1943 г., ВрИД), С.П.Крученых (март-май 1943 г.).
Информация:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Перечень № 18 органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Черноморского флота и Азовской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Иванов Петр Николаевич - Крылья над морем. Воениздат, 1973.
Сергей Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта, 2018.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.