82 отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья ВВС ЧФ
82 navy reconnaissance aviation squadron of Soviet Blacksea fleet
Истори части
В июле 1940 г. после освобождения Бессарабии и Северной Буковины советскими войсками была сформирована Дунайская военная флотилия.
В ее состав из ВВС Черноморского флота выделялось несколько авиационных частей истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации.
Так, 8-9 июля из 119-го МРАП выделили 3-ю эскадрилью самолетов МБР-2, которую перебазировали в район Одессы. На новом месте
эта эскадрилья на основании приказа Ком. ЧФ №0097 от 18.07.1940 г. стала именоваться 82-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильей.
Местом дислокации эскадрильи стала южная часть Гаджибеевского лимана в 7 км от Одессы. Всего в ней по штату должно было находиться 21 МБР-2
(три АО по два звена из трех МБР-2 и звено управления 3 МБР-2). Эскадрилья оперативно подчинялась командиру Одесской ВМБ.
По состоянию на 22.06.1941 г. 82-я ОМРАЭ ДунВФл, вооруженная 10/8 МБР-2 и 12 экипажей, базировалась на Гаджибеевском лимане под Одессой.
С 15.07.1941 г. в состав 82-й ОМБРАЭ была включена 7-я отдельная морская авиационная эскадрилья Пограничных войск НКВД, вооруженная 7 МБР-2. С этого времени в составе эскадрильи стало насчитываться 17 самолетов МБР-2.
По состоянию на 01.08.1941 г. 82-я ОМРАЭ на аэр. Гаджибеевский лиман располагала 16/16 МБР-2 и 18 летчиками.
К 01.09.1941 г. эскадрилья перебазировалась в Крым и разместилась составом 14/14 МБР-2 и 16 летчиков в б. Матюшенко.
К 01.10.1941 г. штаб эскадрильи передислоцировался в Геленджик. 27.10.1941 г. 8 МБР-2 эскадрильи перебазировались в Керчь.
28.10.1941 г. остальная часть эскадрильи (8 МБР-2) перебазировалась из Севастополя в Геленджик.
На 07.11.1941 г. 82-я ОМРАЭ имела в своем составе 14/12 МБР-2 и 14 летчиков.
С ноября 1941 г. по июль 1942 г. в период обороны Севастополя самолеты эскадрильи принимали активное участие в боях за город, сопровождая и прикрывая корабли и транспорта, везущие подкрепления и боеприпасы и вывозящие раненых.
Перед оставлением Севастополя в конце июня 1942 г. уцелевшие самолеты 82-й ОМРАЭ были перебазированы из б. Матюшенко в Геленджик и Поти.
Эскадрилья составом 7/6 МБР-2 была передана в оперативное подчинение командующему Азовской военной флотилии и командиру Потийской ВМБ.
По состоянию на 22.07.1942 г. в составе эскадрильи базирующейся на гидроаэродромы Геленджик и Поти числилось 7/6 самолетов МБР-2.
С 17.08.1942 г. 82-я ОМРАЭ вошла в состав Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района,
где и оставалась вплоть до мая 1943 г.
По состоянию на 22.07.1942 г. в боевом составе 82-й ОМРАЭ на аэр. Геленджик имелось 7/7 самолетов МБР-2.
В январе 1943 г. в эскадрилье имелось 16 МБР-2, 2 Че-2, 1 ГСТ, 4 КОР-2 и 19 экипажей.
В феврале 1943 г. 82-я ОМРАЭ основным составом была передислоцирована из Геленджика на оз. Палеостом и далее до конца войны осуществляла ближнюю разведку
и ПЛО коммуникаций в зоне ответственности данной ВМБ. При этом часть сил эскадрильи продолжала базироваться в Геленджике.
По состоянию на 25.03.1943 г. в составе эскадрильи, базирующейся на аэр. Поти имелось 12/11 МБР-2, 4/2 КОР-2, 1/1 У-2 и 16 летчиков.
На 15.10.1943 г. эскадрилья имела в своем составе 15/15 МБР-2. Помимо разведывательных задач эскадрилья решала также задачи ПЛО Кавказских коммуникаций.
По состоянию на 01.04.1944 г. в боевом составе 82-й ОМРАЭ на аэр. Поти числилось 14/14 МБР-2, 1/1 ГСТ, 1/1 Пе-2, 1/0 У-2 и 13 летчиков.
С июня 1944 г. самолеты 82-й ОМРАЭ в основном занимались сопровождением конвоев, обнаружением плавучих мин и воздушной разведкой в зонах ответственности ВМБ Поти и Новороссийск.
В октябре-ноябре 1944 г. звено самолетов МБР-2 было перебазировано из Поти в Геленджик для обеспечения решения оперативных задач в интересах Новороссийской военно-морской базы.
На 01.10.1944 г. 82-я ОМРАЭ составом 14/14 МБР-2, 1/1 PBN-1 Nomad, 1/1 ГСТ, 1/- Че-2, 2/1 По-2 и 13 летчиков базировалась на оз. Палеостоми в Поти.
По состоянию на 01.01.1945 г. 82-я ОМРАЭ дислоцировалась на оз. Палеостоми, где и оставалась все последующее время.
В это время в ее составе числилось 12/12 МБР-2, 6/6 PBN-1 «Номад» и 1/1 Че-2.
С 27.06.1945 г. эскадрилья была переименована в 82-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью.
В 1951-52 гг. на базе эскадрильи в Поти проходили испытания новой летающей лодки отечественного производства конструкции Бериева Бе-6.
Эскадрилья находилась в боевом составе ВВС ЧФ до 27.05.1952 г. после чего она вместе со 132-й ОМДРАЭ
(бывш. 18-я ОМРАЭ) была обращена на формирование
1772-го отдельного морского дальнеразведывательного авиационного полка, базирующегося там же в Поти.
Упоминается в документах как 82 раэ, 82 оаэ, 82 мраэ, 82 омраэ ВВС ЧФ.
В мемуарной литературе встречается упоминание, что в январе 1944 г. 82-й ОМРАЭ было присвоено имя батальонного комиссара Василия Максимовича Сырникова.
Однако, в архивных документах РГА ВМФ по 82-й ОМРАЭ этот факт не нашел отражения.
Подчиненность и участие на фронтах
В составе действуещей армии: 22.06.1941 - 16.09.1944.
С 17.08.1942 разведэскадрилья входила в состав МАГ НОР (Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района).
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении в 1941 г. было 27 летающих лодок МБР-2 (после вливания 7 МРАЭ ПВ НКВД).
В январе-феврале 1942 г. матчасть составляли 11 МБР-2 (Геленджик);
авиавооружение: 495 ФАБ-50, 24 ФАБ-70, 19 ПЛАБ-100, 600 ЗАБ-2.5, 40 ФОТАБ-35, 1496тыс. ШКАС.
Матчасть эскадрильи в разное время составяли самолеты МБР-2, Че-2, КОР-2, PBN-1 Nomad, Бе-6.
МБР-2 капитана Морозова А.О. на взлете, фото 1943 г.
The MBR-2 recon flying boat of 82 OMRAE Black sea fleet.
Вручение бевого знамени 82 отдельной авиаэскадрилье.
Командиры
Командиры эскадрильи: капитан И.Т.Чебаник (июль 1940 г. - январь 1942 г.), Я.Г.Князев (январь-февраль 1942 г.),
Е.Л.Гельвиг (март 1942 г. – июнь 1946 г.), ГСС С.П.Крученых (июль 1946 г. - декабрь 1949 г.), А.Д.Корычев (декабрь 1949 г. - май 1952 г.).
82 отдельная морская разведывательная авиационная Дунайская эскадрилья ВВС ЧФ имени В.М.Сырникова,
82 отдельная морская дальнеразведывательная авиаэскадрилья,
1772 отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк,
разведэскадрилья, разведавиаэскадрилья, авиаразведэскадрилья, разведсамолет
Информация:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Перечень № 18 органов управления, соединений, кораблей, частей и учреждений Черноморского флота и Азовской военной флотилии, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Сергей Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта, 2018. (Состав и вооружение частей ВВС ЧФ и АзВФ)
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки разведчиков и артиллерийских корректировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS recon planes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.