975-й гвардейский истребительный авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк
1748-й гвардейский истребительный авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк
8 гвардейский штурмовой авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ
В 1929 г. в составе 5-й авиабригады Украинского военного округа был сформирован
67-й отдельный (речной гидро) авиационный отряд, вооруженный поплавковыми самолетами МР-1. Местом базирования отряда стал г. Киев.
В июне 1933 г. авиаотряд перевооружается на самолеты Р-5 и амфибии Ш-2. Кроме них в составе отряда еще имелось 6 МР-1.
До середины 1935 г. 67-й ОРЕЧГАО входил в состав 255-й ЛШАБ (бывш. 5-я АБ) Украинского ВО. В холодное время года он базировался в Киеве, а в летнее время перебазировался в лагеря в г. Петриков на р. Припять.
С 17.08.1935 г. 67-й ОРЕЧГАО (8/4 Р-5, 1/- У-2 и 3/1 Ш-2) из ВВС Киевского военного округа был передан в подчинение Наморси РККА через командование Днепровской военной флотилии.
По состоянию на начало 1936 г. в боевом составе 67-го ОРЕЧГАО ДнВФл (по штату 15 Р-5) имелось 12 Р-5. Кроме того в отряде имелся 1 МБР-2 и 1 Ш-2.
В 1937 г. было начато строительство для 67-го ОРЕЧГАО аэродрома в Петрикове Гомельской области.
В мае 1938 г. 67-й ОРАО был переформирован в 46-ю отдельную (ближнеразведывательную) авиационную эскадрилью
Днепровской военной флотилии. На вооружение эскадрильи поступили самолеты-разведчики Р-10.
В сентябре 1939 г. 46-я ОАЭ, базирующаяся на белорусском аэр. Петриков, приняла участие в Польской кампании. Экипажи кроме ведения воздушной разведки обстреливали и бомбили обнаруженные цели. Первоначально Р-10 бомбили Пинск, где базировалась речная военная флотилия поляков. В последующие дни самолеты 46-й ОАЭ наносили бомбоштурмовые удары по колоннам отступающей польской пехоты из отдельной оперативной группы «Полесье» генерала Ф.Клееберга.
В июле 1940 г. после присоединения Западной Белоруссии к СССР на базе Днепровской флотилии создается Пинская военная флотилия, в состав которой вошла 46-я ОБРАЭ.
В октябре 1940 г. эскадрилья составом 14/13 Р-10, 2 УТ-1, 1 У-2, 2 УТИ-4, 1 Р-5 базировалась на аэр. Бузовая под Киевом.
К началу Великой Отечественной войны 46-я ОБРАЭ составом 14/10 Р-10, 1/1 Р-5, 2 УТИ-4, 2 УТ-1, 1 У-2 базировалась на аэродроме Жабчицы близ Пинска.
Первый налет немецкой авиации на Главную базу Пинской военной флотилии - г. Пинск и аэр. Жабчицы состоялся в 4 час. 30 мин. 22 июня, но был отбит зенитной артиллерией флотилии. Утром этого же дня звено самолетов 46-й ОБРАЭ выполнило воздушную разведку в район Бреста, обнаружив в 20 км южнее крепости наводимую немцами переправу.
22.06.1941 г. в результате последующих налетов немецкой авиации были приведены в нелетное состояние 8 Р-10, а также все самолеты остальных типов. Уцелевший личный состав и 6 Р-10 были эвакуированы сначала в Дорошевичи в 150 км восточнее Пинска, а оттуда к 30 июня в Киев на аэр. Бузовая. Отсюда самолеты Р-10 46-й ОБРАЭ совершили несколько боевых вылетов.
10.07.1941 г. 46-я ОБРАЭ составом 4 Р-10 перебазировалась на аэр. Вертиевка в районе Нежина. Спустя два дня 46-я ОШАЭ исключалась из состава Пинской флотилии, и перебазировалась в г. Ейск в распоряжение начальника ВМАУ им. Сталина для переформирования в штурмовую часть и перевооружения на самолеты Ил-2.
17.08.1941 г. на базе 2-го ЗАП при ВМАУ им. Сталина из остатков 46-й ОБРАЭ и части личного состава 57-го СБАП ВВС БФ была сформирована новая 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья (15 самолетов Ил-2, 1 УТ-2 и 1 У-2). С этого же числа эскадрилью (7 экипажей, но без самолетов) передали в состав ВВС ЧФ. Новые Ил-2 предстояло получить на авиазаводе в Воронеже и оттуда их перегнать под Одессу.
По пути на фронт экипажи останавливались на промежуточных аэродромах Богодухов, Кременчуг и Полтава. Отсюда по заданию командования войсками Юго-западного направления 9-12 августа им пришлось оказывать содействие авиагруппе ВВС КА и совершать боевые вылеты для штурмовки вражеских колон на правом берегу р. Днепр, прорывавшихся в направлении на Кременчуг.
С 19.08.1941 г. 46-я ОШАЭ совершала боевые вылеты в составе Бехтерской авиагруппы и наносила удары по войскам противника, рвущимся к Николаеву.
К 01.09.1941 г. в составе эскадрильи базирующейся на аэр. Красная Знаменка имелось 13/4 Ил-2 и 13 летчиков.
08.09.1941 г. 46-я ОШАЭ основным составом перебазировалась на аэр. Княжевичи (ныне с. Яркое в районе г. Саки).
С 23.09.1941 г. за исключением четырех экипажей, оставшихся в Одессе, 46-я ОШАЭ перешла в состав Фрайдоровской авиагруппы.
По состоянию на 01.10.1941 г. 46-я ОШАЭ составом 7/4 Ил-2 и 9 летчиков базировалась на аэр. Бит-Бузав.
21.10.1941 г. на аэродроме Нижний Чоргунь под Севастополем на базе 46-й ОШАЭ был сформирован 18-й штурмовой авиационный полк
двухэскадрильного состава. При этом личный состав 46-й ОШАЭ составил 1-ю эскадрилью, а личный состав 43-й ОМБРАЭ ВВС БФ – 2-ю эскадрилью полка. На вооружении полка первоначально было всего 10 Ил-2 в одноместном варианте.
Командиром полка назначили полковника А.М.Морозова. Но, так как Морозова практически сразу же привлекли к работе в штабе Севастопольской авиагруппы, обязанности командира полка стал исполнять ГСС капитан А.А.Губрий.
С первых же дней после формирования самолеты полка под прикрытием истребителей 9-го ИАП ВВС ЧФ стали наносить бомбоштурмовые удары по колоннам противника, наступавшим на Севастополь.
С 01.11.1941 г. 2-я АЭ (6/4 Ил-2) 18-го ШАП на аэр. Чоргунь вошла в состав авиагруппы Севастопольского оборонительного района (с мая 1942 г. - в составе 3-й ОАГ в которую была преобразована авиагруппа СОР), а 1-ю АЭ перебазировали на Северный Кавказ, где ее экипажи вели бои на ростовском направлении. В этом же месяце 2-я АЭ перебазировалась с аэр. Чоргунь на аэр. Херсонес.
В середине мая 1942 г. в составе полка имелось только 12 исправных Ил-2.
24.06.1942 г. остатки полка перебазировались из-под Севастополя на аэродром Сальск, откуда он начал действовать в интересах войск Северо-Кавказского фронта.
По состоянию на 01.07.1942 г. полк базировался на аэродромах Краснодарского края: Майкоп (3/- Ил-2), Курганная (18/18 Ил-2), Белореченская (1/- Ил-2), Анапа (1/- Ил-2). Штурмовики наносили удары по кораблям противника в Керченском проливе и объектам на Керченском полуострове.
С августа 1942 г. одна эскадрилья 18-го ШАП вошла в состав Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района – МАГ НОР (с 25 мая 1943 г. преобразована в 11-ю штурмовую авиабригаду).
К 30.10.1942 г. в составе полка, базирующегося на аэродромы Лазаревская и Рухи, оставалось восемь штурмовиков Ил-2.
Поздней осенью 1942 г. 18-й ШАП был отправлен из-под Новороссийска на аэродром Абаша (Грузинская ССР) для переформирования.
По состоянию на 22.12.1942 г. в составе 18-го ШАП на аэр. Гудаута, Миха-Цхакая, Абаша числилось 17/15 Ил-2.
В 1943 г. 18-й ШАП в составе 11-й ШАД принимал участие в боевых действиях по обороне Кавказа, в Керчи, Феодосии, Новороссийске.
Приказом НК ВМФ №79 от 01.03.1943 г. «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава»
проявленные при обороне Севастополя и Кавказа 18-й ШАП был преобразован в 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк.
По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 8-го гв. ШАП, управление которого базировалось на аэр Миха-Цхакая, числилось:
1-я АЭ на аэр. Хутор Зеленый 1/0 Ил-2 и на Геленджик 9/9 Ил-2;
2-я АЭ на аэр. Миха-Цхакая 15/9 Ил-2;
3-я АЭ на аэр. Гудаута 6/5 Ил-2. Всего в полку имелось 26 экипажей.
В октябре-ноябре 1943 г. самолеты полка использовали в качестве передового аэродрома Скадовск.
В марте 1944 г. полк оказывал содействие сухопутным войскам при освобождении Феодосии.
По состоянию на 01.04.1944 г. в боевом составе 8-го гв. ШАП 11-й ШАД, базирующегося на аэр. Анапская, имелось 32/28 Ил-2, 2/2 УИл-2, 1/1 У-2 и 28 летчиков.
За доблесть и героизм, проявленные личным составом дивизии в боях за освобождение Феодосии приказом ВГК №0115 от 04.05.1944 г. и приказом НК ВМФ №0373 от 10.05.1944 г. 8-й гв. ШАП было присвоено почетное наименование «Феодосийский».
19.04.1944 г. 8-й гв. ШАП был перебазирован на недавно освобожденный крымский аэродром Саки. Оттуда он сразу же включился в боевую работу по нанесению ударов по немецким позициям под Севастополем.
После окончания Крымской кампании в соответствии с приказом НК ВМФ СССР №03391 от 13.05.1944 г. 11-я ШАД, в состав которой входил 8-й гв. ШАП, с 19 по 31 мая 1944 г. была перебазирована с Черного моря на Балтику.
В начале июня 1944 г. согласно приказу НК ВМФ №0380 от 12.05.1944 г. и приказа Ком. БФ №0016 от 03.06.1944 г. 8-й гв. ШАП в составе 11-й ШАД, базирующийся на аэр. Копорье, был включен в ВВС Балтийского флота.
По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 8-го гв. ШАП на аэр. Копорье числилось 32 Ил-2.
Во второй половине сентября 1944 г. полк с аэр. Копорье участвовал в операции по освобождению Таллина советскими войсками.
29.09.1944 г. полк перебазировался на аэр. Сууркюль, а к 9 ноября – на аэр. Паланга-2. Отсюда штурмовики Ил-2 полка под прикрытием истребителей 9-го ИАП выполняли вылеты на уничтожение кораблей и судов противника в море и портах Мемеля (Клайпеда) и Либавы (Лиепаи).
06.03.1945 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 8-й гв. ШАП награждается орденом Красного Знамени.
В апреле 1945 г. 8-й гв. ШАП с аэр. Паланга выполнял вылеты на штурмовку позиций противника в ВМБ Пиллау.
05.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №091 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, при овладении г. Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество 8-й гв. ШАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
После войны полк оставался в составе 11-й ШАД (с 1947 г. 90-я ИАД ВВС 8-го ВМФ) на аэр. Паланга.
В марте 1946 г. 8-й гв. ШАП был включен вместе с дивизией в состав Северобалтийского флота.
В конце 1946 г. полк был переведен на штат самолетов Ил-10 и начал осваивать новые штурмовики.
В ноябре 1947 г. 8-й гв. ШАП был переведен на штат четырехэскадрильного состава. На укомплектование этой эскадрильи была обращена часть личного состава расформируемого 47-го ШАП ВВС 8-го ВМФ.
В середине 1948 г. полк передислоцируется с аэр. Паланга на аэр. Пярну.
В сентябре 1950 г. 8-й гв. ШАП был переведен на штат истребительного полка и переименован в
8-й гвардейский истребительный авиационный полк (предположительно, он временно получил на вооружение учебно-боевые самолеты Як-11).
В середине марта 1951 г. 8-й гв. ИАП был переименован в 1748-й гвардейский истребительный авиационный полк
и переведен в состав вновь сформированной 738-й ИАД ВВС 8-го ВМФ без изменения места дислокации аэр. Пярну. На вооружении полка стояли истребители МиГ-15.
С 15.09.1952 г. 1748-й гв. ИАП в составе 738-й ИАД был передан в 58-й ИАК ВВС СА.
В июне 1953 г. полк вместе с дивизией был принят обратно в состав ВВС 8-го ВМФ.
С 01.07.1954 г. полк передислоцируется на аэр. Астэ (о. Саарема).
15.09.1954 г. он возвращается на аэр. Пярну в связи с перевооружением на МиГ-17.
С 01.05.1955 г. 1748-й гв. ИАП переименуется в 975-й гв. истребительный авиационный полк.
С 15.05.1955 г. полк возвращается на аэр. Астэ.
В октябре 1955 г. 975-й гв. ИАП был исключен из 152-й ИАД (бывш. 738-я ИАД) ВВС 8-го ВМФ и передан в состав 108-й ИАД ВВС 8-го ВМФ.
С 01.03.1956 г. полк вместе с дивизией вошел в состав формируемого 9-го ИАК ВВС БФ.
Во второй половине 1950-х годов 975-й гв. ИАП перевооружился на истребители-перехватчики МиГ-19п.
31.03.1958 г. 975-й гв. ИАП 108-й ИАД ВВС БФ, вооруженный самолетами МиГ-19п на аэр. Астэ, был расформирован.
Подчиненность и участие на фронтах
С мая 1942 г. авиаполк действовал в составе Севастопольской авиагруппы. С августа 1942 г. действовал в составе МАГ НОР.
10.05.1943 вошел в состав 11-й шаб (11-й шад) ВВС ВМФ.
В действующей армии:
13.08.1941 - 11.10.1941 (46 ошаэ ЧФ)
21.10.1941 - 01.03.1943 (18 шап ЧФ)
01.03.1943 - 31.05.1944 (8 гшап ЧФ)
03.06.1944 - 09.05.1945 (8 гшап КБФ)
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении 67-го ОРЕЧГАО/46-й ОРАЭ/46-й ШАЭ стояли самолеты МР-1, Ш-2, Р-5а, Р-5, Р-10, Ил-2, УТИ-4, УТ-1, У-2.
На вооружении полка стояли самолеты Ил-2 различных модификаций (одноместные с пушками ШВАК либо ВЯ, двухместные, и одноместные переделанные в двухместные),
УИл-2, Ил-10, Як-11, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19п, УТИ МиГ-15, У-2.
Боевой состав:
13.08.1941 - 7 Ил-2
22.08.1941 - 6 Ил-2
01.09.1941 - 4 исправных и 5 неисправных Ил-2.
29.10.1941 - 10 исправных Ил-2.
Январь-февраль 1942 г. - 13 (исправных и неисправных) Ил-2 (штаб и три АЭ); боеприпасы:
6 ФАБ-500, 31 ФАБ-250, 450 ФАБ-50, 5950 ЗАБ-25, 4 БРАБ-500, 12 ЗАБ-50, 25 АО-25, 11 АО-10, 3,754 тыс. ШКАС, 27 тыс. ШВАК, 32 тыс. БС.
02.05.1943 - 25 исправных и 10 неисправных Ил-2.
31.05.1943 - 12 исправных и 5 неисправных Ил-2.
01.07.1944 - 32 Ил-2.
Разбитый Р-10 № 7 46 ОРАЭ на аэр. Жабчицы, июнь 1941 г.
Разбитый Р-10 № 9 46 ОРАЭ на аэр. Жабчицы, июнь 1941 г.
Штурмовик Ил-2 с тактическим номером 5.
Заместитель командира 1 АЭ Голубев Борис Емельянович, фото декабря 1941 г.
Другой фотоснимок - по клику.
Bosis Golubev at the Il-2 plane, December 1941. Click to enlarge the photo.
Замкомполка Алексей Антонович Губрий у самолета Ил-2 в апреле 1942 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet Il-2 Shturmovik warplane of 18 oshap Red navy airforce. Click to enlarge the photo.
Летчики у Ил-2 (полевая модификация с оборонительным пулеметом ШКАС,
мачта антенны перемещена влево, сверху козырька кабины установлено зеркало заднего вида,
на самолете стоит прицел ПВП-16 и отсутствует бронекарман вентиляции двигателя), декабрь 1941 г.
Soviet Il-2 single-seater modified to two-seater in december 1941. Ил-2 после вынужденной посадки. Увеличение фото - по клику.
The belly landed Il-2, December 1941. Click to enlarge the picture. Профиль Ил-2 № 1 выполнен М.Тесситори.
Штурмовик Ил-2 с тактическим номером 6. Тонкая белая обводка звёзд - признак выпуска самолёта заводом №18.
The Il-2 of 18 ShAP of Red navy (Caucasian front, spring 1942) had a rear mirror on the windshield that identifies it
as armed with a single fixed backwards firing ShKAS. There is also the same handgrip-shaped device over the engine cowling.
Боевые товарищи: Николай Евграфов (слева), Борис Голубев (справа).
Севастополь, аэродром Херсонесский маяк, март 1942 г.
Ил-2 № 27 (фронтовая переделка в одноместного штурмовика в двухместный).
Штурмовик Ил-2 № 28. Увеличение фото - по клику.
The Il-2 (tactical number 28). Click to enlarge the picture.
Кинокадры самолета Ил-2 № 30 в Севастополе.
Il-2 warplane at Sevastopol.
Color profile Il-2 aircraft by M.Tessitori.
Авиаторы у штурмовика Ил-2, 1943 г.
Капитаны А.Володин и Н.Стриг играют в шахматы на фоне Ил-2 со звездой на коке винта, 1943 г.
Эскадрилья гвардии капитана В.М. Вартаняна на аэродроме перед штурмом Новороссийска. 1943 г.
Другая фотография из серии - по клику.
Штурмовики Ил-2 с белыми номерами 24 и 26. Увеличение фото - по клику.
Soviet Il-2 planes with tactical numbers 24 and 26. Click to enlarge the picture. The Il-2 ground attack plane number 26, profile by M.Tessitori.
Вручение Гвардейского знамени, фото 18.08.1943. Другая фотография - по клику.
The parade of 8th Guards ShAP. Click to view other picture.
Гвардейская клятва. Командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник Петров вручает гвардейское знамя
командиру полка гвардии майору Ефимову М.Е., 1943 г.
Штурмовики Ил-2 с тактическими номерами 24 и 29. Район Новороссийска, сентябрь 1943 г.
Soviet Il-2 planes with white numbers 24 and 29. Wartime picture.
Ил-2 № 24 с надписью "За честь гвардии!" с левой стороны фюзеляжа и с тремя отметками воздушных побед с левой стороны киля.
Техники-гвардейцы Попонов и Соловьев заполняют формуляры боевых машин, 1943 г.
The Il-2 (tactical number 24). Photography of 1943.
Гвардии старший сержант Бабушкин П. (стрелок); авиатехники Попонов и Соловьев
у Ил-2 № 24 с надписью "За Родину!" и белой молнией с правой стороны фюзеляжа. Фотоснимки 1943 г.
The Il-2 № 24 «For guards honor!» / «For Motherland» 3 views by M.Tessitori.
Штурмовик Ил-2 № 25 с лозунгом «Смерть фашизму!», 1943 г. Другая фотография - по клику.
Штурмовик Ил-2 № 25 с лозунгом «Смерть фашизму!». Новороссийская операция, 1943 г.
Командир звена младший лейтенант Попов Г.Т. у Ил-2 № 25 «Смерть фашизму!», фото 1943 г.
Летчики звена старшего лейтенанта Пысина на фоне Ил-2 со знаком гвардии, фото 1944.
По клику - штурман звена Пысин на фоне этого же Ил-2.
The pilots of 8th GShAP VVS VMF. Click to view other picture.
Герой Советского Союза гвардии подполковник Н.В. Челноков на заднем плане - Ил-2 №№ 27 и 12, 1944 г.
Ил-2 c надписью «За Женю Лобанова» и номером 27. Исполнение - Kirill, консультации - Tora. Увеличение - по клику.
Commander of 8th Gv.ShAP Black Sea Fleet colonel N.V.Chelnokov near the Il-2 attacker «For Zhenya Lobanov».
Герой Советского Союза капитан Кузнецов Георгий Андреевич (справа) и старший сержант Стрижак Иван Кузьмич.
Послевоенный снимок.
Командир экипажа Герой Советского Союза Кузнецов Георгий Андреевич (справа) и воздушный стрелок Стрижак Иван Кузьмич
на фоне Ил-10 № 36.
Командиры полка
Командиры отряда/эскадрильи: А.А.Балушкин (май 1934 г. – январь 1940 г.), М.М.Кравченко (ноябрь 1939 г. - август 1941 г., погиб), К.К.Озолин (август 1941 г., сбит, попал в плен),
Николай Павлович Кутейников (август 1941 г.) ,
И.Ф.Суслин (июль-октябрь 1941 г.)
Командирами полка были: полковник Андрей Михайлович Морозов (13.10.1941 - 28.07.1942, погиб в авиакатастрофе) ,
ГСС Алексей Антонович Губрий (август 1942 г. – апрель 1943 г.), ГСС майор Мирон Ефимович Ефимов (июнь–декабрь 1943 г.),
ДГСС подполковник Николай Васильевич Челноков (декабрь 1943 г. – август 1944 г., ),
подполковник Василий Петрович Кузьмин (август 1944 г. – октябрь 1946 г.), ГСС Д.В.Осыка (декабрь 1948 г. – март 1951 г.),
Балуков (был в середине 50-х. годов), Илья Алексеевич Шкурко (ноябрь 1954 – 1958 гг.).
Благодарность за информацию:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
А. Кузнецов - Охота на «Малую Медведицу».
8 гвардейский штурмовой Феодосийский дважды Краснознаменный авиационный полк ВВС ЧФ / БФ
8 гшафп 11 ШАНКД ВВС БФ
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.