Главная стр / Main page     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Смешанные - Mixed
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах Авиация СССР межвоенного периода

975-й гвардейский истребительный авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк
1748-й гвардейский истребительный авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк

8 гвардейский штурмовой авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ

18 штурмовой авиаполк
46 отдельная штурмовая авиационная эскадрилья
46 отдельная ближнеразведывательная авиационная эскадрилья ДнВФл / ПинВФл
67 отдельный речной гидроавиационный отряд УкрВО / ДнВФл



Боевое Знамя красное 8 Гвардейского штурмового авиационного полка ВВС БФ

8th Guards naval attack «Feodosia» regiment (18th naval attack regiment, 46th separate attack aviation squadron)

       История части

       В 1929 г. в составе 5-й авиабригады Украинского военного округа был сформирован 67-й отдельный (речной гидро) авиационный отряд, вооруженный поплавковыми самолетами МР-1. Местом базирования отряда стал г. Киев.
       В июне 1933 г. авиаотряд перевооружается на самолеты Р-5 и амфибии Ш-2. Кроме них в составе отряда еще имелось 6 МР-1.
       До середины 1935 г. 67-й ОРЕЧГАО входил в состав 255-й ЛШАБ (бывш. 5-я АБ) Украинского ВО. В холодное время года он базировался в Киеве, а в летнее время перебазировался в лагеря в г. Петриков на р. Припять.
       С 17.08.1935 г. 67-й ОРЕЧГАО (8/4 Р-5, 1/- У-2 и 3/1 Ш-2) из ВВС Киевского военного округа был передан в подчинение Наморси РККА через командование Днепровской военной флотилии.
       По состоянию на начало 1936 г. в боевом составе 67-го ОРЕЧГАО ДнВФл (по штату 15 Р-5) имелось 12 Р-5. Кроме того в отряде имелся 1 МБР-2 и 1 Ш-2.
       В 1937 г. было начато строительство для 67-го ОРЕЧГАО аэродрома в Петрикове Гомельской области.
       В мае 1938 г. 67-й ОРАО был переформирован в 46-ю отдельную (ближнеразведывательную) авиационную эскадрилью Днепровской военной флотилии. На вооружение эскадрильи поступили самолеты-разведчики Р-10.
       В сентябре 1939 г. 46-я ОАЭ, базирующаяся на белорусском аэр. Петриков, приняла участие в Польской кампании. Экипажи кроме ведения воздушной разведки обстреливали и бомбили обнаруженные цели. Первоначально Р-10 бомбили Пинск, где базировалась речная военная флотилия поляков. В последующие дни самолеты 46-й ОАЭ наносили бомбоштурмовые удары по колоннам отступающей польской пехоты из отдельной оперативной группы «Полесье» генерала Ф.Клееберга.
       В июле 1940 г. после присоединения Западной Белоруссии к СССР на базе Днепровской флотилии создается Пинская военная флотилия, в состав которой вошла 46-я ОБРАЭ.
       В октябре 1940 г. эскадрилья составом 14/13 Р-10, 2 УТ-1, 1 У-2, 2 УТИ-4, 1 Р-5 базировалась на аэр. Бузовая под Киевом.
       К началу Великой Отечественной войны 46-я ОБРАЭ составом 14/10 Р-10, 1/1 Р-5, 2 УТИ-4, 2 УТ-1, 1 У-2 базировалась на аэродроме Жабчицы близ Пинска.
       Первый налет немецкой авиации на Главную базу Пинской военной флотилии - г. Пинск и аэр. Жабчицы состоялся в 4 час. 30 мин. 22 июня, но был отбит зенитной артиллерией флотилии. Утром этого же дня звено самолетов 46-й ОБРАЭ выполнило воздушную разведку в район Бреста, обнаружив в 20 км южнее крепости наводимую немцами переправу.
       22.06.1941 г. в результате последующих налетов немецкой авиации были приведены в нелетное состояние 8 Р-10, а также все самолеты остальных типов. Уцелевший личный состав и 6 Р-10 были эвакуированы сначала в Дорошевичи в 150 км восточнее Пинска, а оттуда к 30 июня в Киев на аэр. Бузовая. Отсюда самолеты Р-10 46-й ОБРАЭ совершили несколько боевых вылетов.
       10.07.1941 г. 46-я ОБРАЭ составом 4 Р-10 перебазировалась на аэр. Вертиевка в районе Нежина. Спустя два дня 46-я ОШАЭ исключалась из состава Пинской флотилии, и перебазировалась в г. Ейск в распоряжение начальника ВМАУ им. Сталина для переформирования в штурмовую часть и перевооружения на самолеты Ил-2.
       17.08.1941 г. на базе 2-го ЗАП при ВМАУ им. Сталина из остатков 46-й ОБРАЭ и части личного состава 57-го СБАП ВВС БФ была сформирована новая 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья (15 самолетов Ил-2, 1 УТ-2 и 1 У-2). С этого же числа эскадрилью (7 экипажей, но без самолетов) передали в состав ВВС ЧФ. Новые Ил-2 предстояло получить на авиазаводе в Воронеже и оттуда их перегнать под Одессу.
       По пути на фронт экипажи останавливались на промежуточных аэродромах Богодухов, Кременчуг и Полтава. Отсюда по заданию командования войсками Юго-западного направления 9-12 августа им пришлось оказывать содействие авиагруппе ВВС КА и совершать боевые вылеты для штурмовки вражеских колон на правом берегу р. Днепр, прорывавшихся в направлении на Кременчуг.
       С 19.08.1941 г. 46-я ОШАЭ совершала боевые вылеты в составе Бехтерской авиагруппы и наносила удары по войскам противника, рвущимся к Николаеву.
       К 01.09.1941 г. в составе эскадрильи базирующейся на аэр. Красная Знаменка имелось 13/4 Ил-2 и 13 летчиков.
       08.09.1941 г. 46-я ОШАЭ основным составом перебазировалась на аэр. Княжевичи (ныне с. Яркое в районе г. Саки).
       С 23.09.1941 г. за исключением четырех экипажей, оставшихся в Одессе, 46-я ОШАЭ перешла в состав Фрайдоровской авиагруппы.
       По состоянию на 01.10.1941 г. 46-я ОШАЭ составом 7/4 Ил-2 и 9 летчиков базировалась на аэр. Бит-Бузав.
       21.10.1941 г. на аэродроме Нижний Чоргунь под Севастополем на базе 46-й ОШАЭ был сформирован 18-й штурмовой авиационный полк двухэскадрильного состава. При этом личный состав 46-й ОШАЭ составил 1-ю эскадрилью, а личный состав 43-й ОМБРАЭ ВВС БФ – 2-ю эскадрилью полка. На вооружении полка первоначально было всего 10 Ил-2 в одноместном варианте. Командиром полка назначили полковника А.М.Морозова. Но, так как Морозова практически сразу же привлекли к работе в штабе Севастопольской авиагруппы, обязанности командира полка стал исполнять ГСС капитан А.А.Губрий.
       С первых же дней после формирования самолеты полка под прикрытием истребителей 9-го ИАП ВВС ЧФ стали наносить бомбоштурмовые удары по колоннам противника, наступавшим на Севастополь.
       С 01.11.1941 г. 2-я АЭ (6/4 Ил-2) 18-го ШАП на аэр. Чоргунь вошла в состав авиагруппы Севастопольского оборонительного района (с мая 1942 г. - в составе 3-й ОАГ в которую была преобразована авиагруппа СОР), а 1-ю АЭ перебазировали на Северный Кавказ, где ее экипажи вели бои на ростовском направлении. В этом же месяце 2-я АЭ перебазировалась с аэр. Чоргунь на аэр. Херсонес.
       В середине мая 1942 г. в составе полка имелось только 12 исправных Ил-2.
       24.06.1942 г. остатки полка перебазировались из-под Севастополя на аэродром Сальск, откуда он начал действовать в интересах войск Северо-Кавказского фронта.
       По состоянию на 01.07.1942 г. полк базировался на аэродромах Краснодарского края: Майкоп (3/- Ил-2), Курганная (18/18 Ил-2), Белореченская (1/- Ил-2), Анапа (1/- Ил-2). Штурмовики наносили удары по кораблям противника в Керченском проливе и объектам на Керченском полуострове.
       С августа 1942 г. одна эскадрилья 18-го ШАП вошла в состав Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района – МАГ НОР (с 25 мая 1943 г. преобразована в 11-ю штурмовую авиабригаду).
       К 30.10.1942 г. в составе полка, базирующегося на аэродромы Лазаревская и Рухи, оставалось восемь штурмовиков Ил-2.
       Поздней осенью 1942 г. 18-й ШАП был отправлен из-под Новороссийска на аэродром Абаша (Грузинская ССР) для переформирования.
       По состоянию на 22.12.1942 г. в составе 18-го ШАП на аэр. Гудаута, Миха-Цхакая, Абаша числилось 17/15 Ил-2.
       В 1943 г. 18-й ШАП в составе 11-й ШАД принимал участие в боевых действиях по обороне Кавказа, в Керчи, Феодосии, Новороссийске.
       Приказом НК ВМФ №79 от 01.03.1943 г. «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» проявленные при обороне Севастополя и Кавказа 18-й ШАП был преобразован в 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 8-го гв. ШАП, управление которого базировалось на аэр Миха-Цхакая, числилось: 1-я АЭ на аэр. Хутор Зеленый 1/0 Ил-2 и на Геленджик 9/9 Ил-2; 2-я АЭ на аэр. Миха-Цхакая 15/9 Ил-2; 3-я АЭ на аэр. Гудаута 6/5 Ил-2. Всего в полку имелось 26 экипажей.
       В октябре-ноябре 1943 г. самолеты полка использовали в качестве передового аэродрома Скадовск.
       В марте 1944 г. полк оказывал содействие сухопутным войскам при освобождении Феодосии.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в боевом составе 8-го гв. ШАП 11-й ШАД, базирующегося на аэр. Анапская, имелось 32/28 Ил-2, 2/2 УИл-2, 1/1 У-2 и 28 летчиков.
       За доблесть и героизм, проявленные личным составом дивизии в боях за освобождение Феодосии приказом ВГК №0115 от 04.05.1944 г. и приказом НК ВМФ №0373 от 10.05.1944 г. 8-й гв. ШАП было присвоено почетное наименование «Феодосийский».
       19.04.1944 г. 8-й гв. ШАП был перебазирован на недавно освобожденный крымский аэродром Саки. Оттуда он сразу же включился в боевую работу по нанесению ударов по немецким позициям под Севастополем.
       После окончания Крымской кампании в соответствии с приказом НК ВМФ СССР №03391 от 13.05.1944 г. 11-я ШАД, в состав которой входил 8-й гв. ШАП, с 19 по 31 мая 1944 г. была перебазирована с Черного моря на Балтику.
       В начале июня 1944 г. согласно приказу НК ВМФ №0380 от 12.05.1944 г. и приказа Ком. БФ №0016 от 03.06.1944 г. 8-й гв. ШАП в составе 11-й ШАД, базирующийся на аэр. Копорье, был включен в ВВС Балтийского флота.
       По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 8-го гв. ШАП на аэр. Копорье числилось 32 Ил-2.
       Во второй половине сентября 1944 г. полк с аэр. Копорье участвовал в операции по освобождению Таллина советскими войсками.
       29.09.1944 г. полк перебазировался на аэр. Сууркюль, а к 9 ноября – на аэр. Паланга-2. Отсюда штурмовики Ил-2 полка под прикрытием истребителей 9-го ИАП выполняли вылеты на уничтожение кораблей и судов противника в море и портах Мемеля (Клайпеда) и Либавы (Лиепаи).
       06.03.1945 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 8-й гв. ШАП награждается орденом Красного Знамени.
       В апреле 1945 г. 8-й гв. ШАП с аэр. Паланга выполнял вылеты на штурмовку позиций противника в ВМБ Пиллау.
       05.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №091 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, при овладении г. Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество 8-й гв. ШАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
       После войны полк оставался в составе 11-й ШАД (с 1947 г. 90-я ИАД ВВС 8-го ВМФ) на аэр. Паланга.
       В марте 1946 г. 8-й гв. ШАП был включен вместе с дивизией в состав Северобалтийского флота.
       В конце 1946 г. полк был переведен на штат самолетов Ил-10 и начал осваивать новые штурмовики.
       В ноябре 1947 г. 8-й гв. ШАП был переведен на штат четырехэскадрильного состава. На укомплектование этой эскадрильи была обращена часть личного состава расформируемого 47-го ШАП ВВС 8-го ВМФ.
       В середине 1948 г. полк передислоцируется с аэр. Паланга на аэр. Пярну.
       В сентябре 1950 г. 8-й гв. ШАП был переведен на штат истребительного полка и переименован в 8-й гвардейский истребительный авиационный полк (предположительно, он временно получил на вооружение учебно-боевые самолеты Як-11).
       В середине марта 1951 г. 8-й гв. ИАП был переименован в 1748-й гвардейский истребительный авиационный полк и переведен в состав вновь сформированной 738-й ИАД ВВС 8-го ВМФ без изменения места дислокации аэр. Пярну. На вооружении полка стояли истребители МиГ-15.
       С 15.09.1952 г. 1748-й гв. ИАП в составе 738-й ИАД был передан в 58-й ИАК ВВС СА.
       В июне 1953 г. полк вместе с дивизией был принят обратно в состав ВВС 8-го ВМФ.
       С 01.07.1954 г. полк передислоцируется на аэр. Астэ (о. Саарема).
       15.09.1954 г. он возвращается на аэр. Пярну в связи с перевооружением на МиГ-17.
       С 01.05.1955 г. 1748-й гв. ИАП переименуется в 975-й гв. истребительный авиационный полк.
       С 15.05.1955 г. полк возвращается на аэр. Астэ.
       В октябре 1955 г. 975-й гв. ИАП был исключен из 152-й ИАД (бывш. 738-я ИАД) ВВС 8-го ВМФ и передан в состав 108-й ИАД ВВС 8-го ВМФ.
       С 01.03.1956 г. полк вместе с дивизией вошел в состав формируемого 9-го ИАК ВВС БФ.
       Во второй половине 1950-х годов 975-й гв. ИАП перевооружился на истребители-перехватчики МиГ-19п.
       31.03.1958 г. 975-й гв. ИАП 108-й ИАД ВВС БФ, вооруженный самолетами МиГ-19п на аэр. Астэ, был расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

С мая 1942 г. авиаполк действовал в составе Севастопольской авиагруппы. С августа 1942 г. действовал в составе МАГ НОР. 10.05.1943 вошел в состав 11-й шаб (11-й шад) ВВС ВМФ.
       В действующей армии:
13.08.1941 - 11.10.1941 (46 ошаэ ЧФ)
21.10.1941 - 01.03.1943 (18 шап ЧФ)
01.03.1943 - 31.05.1944 (8 гшап ЧФ)
03.06.1944 - 09.05.1945 (8 гшап КБФ)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении 67-го ОРЕЧГАО/46-й ОРАЭ/46-й ШАЭ стояли самолеты МР-1, Ш-2, Р-5а, Р-5, Р-10, Ил-2, УТИ-4, УТ-1, У-2.
       На вооружении полка стояли самолеты Ил-2 различных модификаций (одноместные с пушками ШВАК либо ВЯ, двухместные, и одноместные переделанные в двухместные), УИл-2, Ил-10, Як-11, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19п, УТИ МиГ-15, У-2.
Боевой состав:
       13.08.1941 - 7 Ил-2
       22.08.1941 - 6 Ил-2
       01.09.1941 - 4 исправных и 5 неисправных Ил-2.
       29.10.1941 - 10 исправных Ил-2.
       Январь-февраль 1942 г. - 13 (исправных и неисправных) Ил-2 (штаб и три АЭ); боеприпасы: 6 ФАБ-500, 31 ФАБ-250, 450 ФАБ-50, 5950 ЗАБ-25, 4 БРАБ-500, 12 ЗАБ-50, 25 АО-25, 11 АО-10, 3,754 тыс. ШКАС, 27 тыс. ШВАК, 32 тыс. БС.
       02.05.1943 - 25 исправных и 10 неисправных Ил-2.
       31.05.1943 - 12 исправных и 5 неисправных Ил-2.
       01.07.1944 - 32 Ил-2.


Разбитый Р-10 № 7 46 ОРАЭ на аэр. Жабчицы, июнь 1941 г.

Р-10 46 ОРАЭ аэр. Жабчицы июнь 1941 г
Разбитый Р-10 № 9 46 ОРАЭ на аэр. Жабчицы, июнь 1941 г.

8 гшап (18 шап , 46 ошаэ) ВВС ВМФ в ВОВ. Самолёты и эмблемы
Штурмовик Ил-2 с тактическим номером 5.

Ил-2 Старший лейтенант Голубев заместитель командира 1 АЭ 18 ШАП 2 МАБр ВВС ЧФ, фото декабря 1941
Заместитель командира 1 АЭ Голубев Борис Емельянович, фото декабря 1941 г. Другой фотоснимок - по клику.
Bosis Golubev at the Il-2 plane, December 1941. Click to enlarge the photo.


Заместитель командира 18-го отдельного штурмового авиационного полка ВВС Черноморского флота ВОВ фото снимок.
Замкомполка Алексей Антонович Губрий у самолета Ил-2 в апреле 1942 г. Увеличение фото - по клику.
Soviet Il-2 Shturmovik warplane of 18 oshap Red navy airforce. Click to enlarge the photo.


8 гвшап ВВС ЧФ Летающий танк в бою.
Летчики у Ил-2 (полевая модификация с оборонительным пулеметом ШКАС, мачта антенны перемещена влево, сверху козырька кабины установлено зеркало заднего вида, на самолете стоит прицел ПВП-16 и отсутствует бронекарман вентиляции двигателя), декабрь 1941 г.
Soviet Il-2 single-seater modified to two-seater in december 1941.

Regimental markings WWII photo in combat.
Ил-2 после вынужденной посадки. Увеличение фото - по клику.
The belly landed Il-2, December 1941. Click to enlarge the picture.

военный самолёт СССР схема боевой окраски.
Профиль Ил-2 № 1 выполнен М.Тесситори.

Боевое использование Ил2
Штурмовик Ил-2 с тактическим номером 6. Тонкая белая обводка звёзд - признак выпуска самолёта заводом №18.
The Il-2 of 18 ShAP of Red navy (Caucasian front, spring 1942) had a rear mirror on the windshield that identifies it as armed with a single fixed backwards firing ShKAS. There is also the same handgrip-shaped device over the engine cowling.


Севастополь, аэродром Херсонесский маяк, март 1942 г. 18 шап — там нет других шапов. Филипу Герасимову в память о Севастопольских встречах. Друзья погибли смертью храбрых
Боевые товарищи: Николай Евграфов (слева), Борис Голубев (справа). Севастополь, аэродром Херсонесский маяк, март 1942 г.

Двухместный из одноместного ил2
Ил-2 № 27 (фронтовая переделка в одноместного штурмовика в двухместный).

чёрная смерть с неба
Штурмовик Ил-2 № 28. Увеличение фото - по клику.
The Il-2 (tactical number 28). Click to enlarge the picture.



Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
Кинокадры самолета Ил-2 № 30 в Севастополе.
Il-2 warplane at Sevastopol.

элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Color profile Il-2 aircraft by M.Tessitori.


Группа летчиков 8-го Гв. Штурмового авиационного полка 1943. СССР
Авиаторы у штурмовика Ил-2, 1943 г.

Перед боевым вылетом Капитаны А.Володин и Н.Стриг из авиачасти летчика Губрия
Капитаны А.Володин и Н.Стриг играют в шахматы на фоне Ил-2 со звездой на коке винта, 1943 г.

Освобождение Новороссийска от фашистских захватчиков Вартанян (Вартаньян) Варткез (Варткеза) Маркарович (Маркович, Маркаревич, Макарович)
Эскадрилья гвардии капитана В.М. Вартаняна на аэродроме перед штурмом Новороссийска. 1943 г. Другая фотография из серии - по клику.

Фото снимок ВОВ камуфляжная окраска.
Штурмовики Ил-2 с белыми номерами 24 и 26. Увеличение фото - по клику.
Soviet Il-2 planes with tactical numbers 24 and 26. Click to enlarge the picture.

«воздушные рабочие войны»
The Il-2 ground attack plane number 26, profile by M.Tessitori.


Гвардейская клятва Парад штурмовиков 18.08.1943
Вручение Гвардейского знамени, фото 18.08.1943. Другая фотография - по клику.
The parade of 8th Guards ShAP. Click to view other picture.

8-й гвардейский штурмовой Феодосийский дважды Краснознаменный авиационный полк военно-воздушных сил военно-морского флота
Гвардейская клятва. Командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник Петров вручает гвардейское знамя командиру полка гвардии майору Ефимову М.Е., 1943 г.
август 1943 или summer-1944 GPW
Штурмовики Ил-2 с тактическими номерами 24 и 29. Район Новороссийска, сентябрь 1943 г.
Soviet Il-2 planes with white numbers 24 and 29. Wartime picture.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Ил-2 № 24 с надписью "За честь гвардии!" с левой стороны фюзеляжа и с тремя отметками воздушных побед с левой стороны киля.
8 гв. штурмовой авиаполк. Техники-гвардейцы Попонов и Соловьев заполняют формуляры боевых машин.
Техники-гвардейцы Попонов и Соловьев заполняют формуляры боевых машин, 1943 г.
бортовая живопись и окраска фото ВМВ 8 гвшап (18 шап , 46 ошаэ) ВВС ЧФ
The Il-2 (tactical number 24). Photography of 1943.

Техники-гвардейцы Попонов и Соловьев 1943 8 гшафп 11 ШАНКД ВВС БФ
Гвардии старший сержант Бабушкин П. (стрелок); авиатехники Попонов и Соловьев у Ил-2 № 24 с надписью "За Родину!" и белой молнией с правой стороны фюзеляжа. Фотоснимки 1943 г.
WW2 foto USSR attack squadron airplane in action.
The Il-2 № 24 «For guards honor!» / «For Motherland» 3 views by M.Tessitori.


двухместный Самолёт Ил-2 8 гв шап ww2 russian foto Shtormovik
Штурмовик Ил-2 № 25 с лозунгом «Смерть фашизму!», 1943 г. Другая фотография - по клику.
smert fashizmu 8 Гвардейский штурмовой авиационный полк. Самолеты на аэродроме перед боевым вылетом
Штурмовик Ил-2 № 25 с лозунгом «Смерть фашизму!». Новороссийская операция, 1943 г.
ww2 russian il2 picture / 8th Guards naval attack «Feodosia» regiment (18th air, 46th separate aviation squadron)
Командир звена младший лейтенант Попов Г.Т. у Ил-2 № 25 «Смерть фашизму!», фото 1943 г.

8-й гвардейский штурмовой авиаполк. Летчики звена старшего лейтенанта Пысина Ил-2 с гвардейским знаком
Летчики звена старшего лейтенанта Пысина на фоне Ил-2 со знаком гвардии, фото 1944.
По клику - штурман звена Пысин на фоне этого же Ил-2.
The pilots of 8th GShAP VVS VMF. Click to view other picture.


Герой Советского Союза гвардии подполковник Н.В. Челноков напоминает молодому летчику о подвиге Героя Советского Союза Е.И. Лобанова
Герой Советского Союза гвардии подполковник Н.В. Челноков на заднем плане - Ил-2 №№ 27 и 12, 1944 г.
Лобанов Евгений Иванович 8 гвардейский штурмовой Феодосийский дважды Краснознаменный авиационный полк ВВС ВМФ
Ил-2 c надписью «За Женю Лобанова» и номером 27. Исполнение - Kirill, консультации - Tora. Увеличение - по клику.
Commander of 8th Gv.ShAP Black Sea Fleet colonel N.V.Chelnokov near the Il-2 attacker «For Zhenya Lobanov».



Герой Советского Союза капитан Кузнецов Георгий Андреевич (справа) и старший сержант Стрижак Иван Кузьмич. Послевоенный снимок.
Russian Il2n plane GPW Guardian pilots
Командир экипажа Герой Советского Союза Кузнецов Георгий Андреевич (справа) и воздушный стрелок Стрижак Иван Кузьмич на фоне Ил-10 № 36.

       Командиры полка

       Командиры отряда/эскадрильи: А.А.Балушкин (май 1934 г. – январь 1940 г.), М.М.Кравченко (ноябрь 1939 г. - август 1941 г., погиб), К.К.Озолин (август 1941 г., сбит, попал в плен), Николай Павлович Кутейников (август 1941 г.) , И.Ф.Суслин (июль-октябрь 1941 г.)
       Командирами полка были: полковник Андрей Михайлович Морозов (13.10.1941 - 28.07.1942, погиб в авиакатастрофе) , ГСС Алексей Антонович Губрий (август 1942 г. – апрель 1943 г.), ГСС майор Мирон Ефимович Ефимов (июнь–декабрь 1943 г.), ДГСС подполковник Николай Васильевич Челноков (декабрь 1943 г. – август 1944 г., ), подполковник Василий Петрович Кузьмин (август 1944 г. – октябрь 1946 г.), ГСС Д.В.Осыка (декабрь 1948 г. – март 1951 г.), Балуков (был в середине 50-х. годов), Илья Алексеевич Шкурко (ноябрь 1954 – 1958 гг.).





Благодарность за информацию:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
А. Кузнецов - Охота на «Малую Медведицу».

8 гвардейский штурмовой Феодосийский дважды Краснознаменный авиационный полк ВВС ЧФ / БФ

8 гшафп 11 ШАНКД ВВС БФ

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.