1-й советская боевая авиационная группа сформирована в Москве
постановлением всероссийской коллегии по УВВФ от 15 мая 1918 года,
в составе управления группы и двух авиаотрядов, принимала участие в боевых действих гражданской войны.
15 августа 1918 г. матчасть составляли 11 самолетов «Ньюпор».
1-й авиадивизион истребителей формировался в октябре 1918 г. в Москве
за счет обоих авиаотрядов 1-й советской боевой авиагруппы
и дополнительного истребительного отряда. Состоял из
1 ИАО,
2 ИАО, 3 ИАО.
Дивизион получил боевое крещение в 1918 году под Казанью, где два его отряда участвовали в подавлении мятежа чехословацкого корпуса, а затем воевал на Восточном фронте под Симбирском, Бугульмой и Уфой.
В 1919 году дивизион действует на Южном фронте против армии генерала Краснова и партизанской армии Махно.
Вместе с Первой конной армией он освобождает Таганрог, участвует в штурме Перекопа, ведет бои против националистов на Северном Кавказе и в Закавказье.
Знаком самолетов управления дивизиона была белая изогнутая стрела на руле направления.
1-й и 2-й отряды дивизиона с весны 1920 г. принимали участие в советско-польской войне на Юго-Западном фронте.
На основании приказа Реввоенсовета от 24 октября 1921 г.
из 1 АДИ и 3 АДИ
сформирована 1-я советская воздушная истребительная эскадрилья.
На вооружение одного отряда эскадрильи поступили самолеты «SPAD», остальных - «Ньюпор».
Эскадрилья числилась в резерве Главного Командования. Штаб эскадрильи находился в Петрограде.
С августа 1922 г. часть стала именоваться 1-й отдельной эскадрильей истребителей.
В мае 1922 г. на вооружение поступили истребители «Фоккер D-VII».
В конце 1924 года эскадрилья перевооружилась на «Фоккер D-XI».
В январе 1925 г. за выдающиеся заслуги перед Родиной эскадрилье было присвоено почетное наименование
«эскадрилья имени В.И. Ленина»,
а в 1928 авиаэскадрилья за боевые заслуги в годы Гражданской войны награждена орденом Красного Знамени.
На вооружении состояли истребители И-2бис.
В январе 1927 г. 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады.
5 декабря 1938 г. на базе личного состава и материальной части 1-й Краснознаменной эскадрильи началось формирование
29-го Краснознаменного истребительного авиаполка ВВС РККА.
Авиация 5-й советской армии на аэродроме Свияжск, август-сентябрь 1918 года:
1) СПАД-7 (кокарды закрашены, на руле поворота - белая стрела);
2-3) Ньюпор-17 (французские и русские кокарды в сочетании со звездами на рулях поворота);
4) Сопвич полуторастоечный (оставлены британские кокарды); 5-6) Ньюпор; 7-8) Фарман-30; 9) Вуазен.
Истребители Ньюпор на станции Мелекес, Урал. Зима 1918-1919 гг.
The Nieuport fighters at the station Melekes in the Urals, winter 1918-19.
Истребитель Ньюпор-24бис со знаком управления дивизиона. Рисунок М.Быкова.
The Nieuport XXIV-bis plane featured image of the curved arrow.
The Nieuport fighters of 1st Soviet combat air group.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Источники:
В. Кондратьев, М. Хайрулин: Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. ISBN: 978-5-699-25314-2.
Михаил Никольский - 1-й гвардейский Красногвардейский дважды Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова III степени бомбардировочный авиационный полк имени 50-летия образования СССР.
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах.
Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ).
История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне. ВВС РККА.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.