Авиация России в первой мировой и гражданской войнах Авиация СССР межвоенного периода

15-й авиационный отряд истребителей (XV АОИ) РИВВФ
10-й истребительный авиационный отряд (10 ИАО) РККВФ



15th aviation fighter squadron (XV AOI) of Russian Imperial airforce
10th fighter air squadron (10 IAO) of Red airfleet





       15 АОИ переименован из 2-го отряда авиадивизиона обороны Ставки ВГК приказом ВГК от 16 марта 1917 года. и включен в состав 4 БАГ (4-я боевая авиагруппа). Боевая работа начата в сентябре 1917 г.
       В августе 1917 года матчасть составляли истребители Ньюпор (типов 17, 21, 23) и СПАД-7 (4 аппарата переданы в отряд в августе-сентябре 1917 г).
       В декабре 1918 отряд переименован в 10 ИАО РККВФ, причем сохранил свой знак - белый круг на черном фоне (на руле направления).
       С января 1919 г. по сентябрь 1920 г. входил в 4 АДИ (авиационный дивизион истребителей).
       Затем входил в состав 1-й Конной армии.
       В мае 1921 г. переименован в 41 РАО ВФ Харьковского ВО Командования всеми вооруженными силами Украины и Крыма.
       В декабре 1921 г. переформирован в 7 ОАО ВВФ Харьковского ВО Командования всеми вооруженными силами Украины и Крыма.
       В июле 1922 г. переформирован в 2 ОИАО ВВФ Украинского ВО Командования всеми вооруженными силами Украины и Крыма.
       В январе 1925 года стал 1 ОИАО ВВС Украинского ВО.
       С ноября 1925 года в составе ВВС Черного моря, переброшен в Крым (г. Евпатория).
       В ноябре 1926 года переименован в 50 ОИАО ВВС Черного моря.
       Позже, объединен с 48 ОИАО ВВС Черного моря и переформирован в 29 ОИАЭ ВВС Черного моря.

История и фотографии самолётов, 15 АОИ РИВВФ
Самолёт Ньюпор-17.


Николай Иванович Петров у Ньюпора. Увеличение фото - по клику.
Pilot N.I. Petrov. Click to enlarge the picture.


Russian Imperial airforce WW1 foto
The Nieuports at the airdrome.

4-я Бойгруппа, 15-й отряд истребителей. Ньюпор тип 17 № N2501/2743, получен 14 мая для 14-го истребительного отряда, но судя по черному рулю с белой точкой. оказался в 15-м отряде, пилот не известен.
Аэроплан Ньюпор-17 17 № N2501/2743. Увеличение фото - по клику.
The Nieuport XVII fighter. Click to enlarge the picture.


15-й авиационный отряд истребителей / 10-й истребительный авиаотряд (XV АОИ РИВВФ / 10 ИАО РККВФ)
Ньюпоры: тип 23 № N3200 и тип 17 № 1844 (Дукс) подпоручика Фирсова Ивана Ниловича и старшего унтер-офицера Антошина Ивана Панфиловича. Увеличение фото - по клику.
The Nieuport XXIII (French produced) and the Nieuport XVII (Russian produced). Click to enlarge the picture.

ЭБО знак белый круг на черном фоне
Те же самолёты в процессе сборки, конец сентября - начало ноября 1917 года. Увеличение фото - по клику.
The same fighters while assembling, autumn 1917. Click to enlarge the picture.


eagle
Николай Иванович Петров у СПАД-7. Орёл - его личная эмблема. Аэродром Славное, Польский фронт, май 1920. Увеличение фото - по клику.
The SPAD VII of the 10th Fighter aviation squadron, the Polish front, Slavnoe airfield, May 1920. Click to enlarge the photo.

eagle
Истребитель СПАД-7. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.


Истребитель СПАД-7. Лягушка - личная эмблема пилота (разные рисунки на левом и правом бортах). Аэродром Славное, Польский фронт, май 1920.
spad7 10 ИАО РККВФ Славненская авиагруппа фото
The SPAD VII of the 10th Fighter aviation squadron, the Polish front, Slavnoe airfield, May 1920.

Черный хвост с белым кругом, был отличительной эмблемой 15-го истребительного авиационного отряда 4-й Боевой группы, императорской армии. В отличии от 1-й и 3-й групп, фактически исчезнувших в водовороте событий весны-лета 1918 года и сформированных заново, 2-я и 4-я БАГ смогли, довольно успешно пережить стихийную демобилизацию старой армии, и эвакуироваться с фронта в глубь России, практически без потерь в личном составе и мат. части. При переформировании группы в Москве, ставшей 4-м истр. дивизионом 15-й отряд сменил свой номер на 10-й, но сохранил прежнюю отрядную символику, в плоть до окончания гражданской войны и последовавшего переформирования истребительных дивизионов в отдельные эскадрильи. На фюзеляже машины изображена личная эмблема пилота
СПАД-7 постройки московского завода Дукс. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.

Фоккер Е5 СПАД-7 Подпись под фото 2-ой Истравиотряд
Истребители Фоккер-Е5 и четыре СПАД-7 (2 ОИАО Харьковского военного округа). На фотографии аэродром Сокольники, г. Харьков, предположительно - конец августа 1922 года.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на странице со списком отрядов.


Главная страница / Main page      Ссылки / Links





Использована информация из исследований Марата Хайрулина, Юрия Ефремова, Андрея Аверина.

15 авиаотряд истребителей (XV АОИ - истребительный авиационный отряд, истротряд) ИВВФ.
10 истребительный авиационный отряд (10 ИАО, истравиаотряд) РККВВФ.


Авиация России в первой мировой и гражданской войнах. История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Русский императорский военно-воздушный флот (РИВВФ).
Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ).

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов РИА и РИФ в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.