7-й авиационный отряд истребителей (VII АОИ) РИВВФ
30-й разведывательный авиационный отряд (30 РАО) РККВФ
7th aviation fighter squadron (VII AOI) of Russian Imperial airforce
30th recon air squadron (30 RAO) of Red airfleet
VII АОИ cформирован приказом при 3-й авиароте (Киев).
Боевая работа начата 15 апреля 1916 г.
На вооружение отряда поступали самолеты:
Сикорский-16 (три 30 марта 1916 г.),
Моран-Ж (один 2 мая 1916 г.),
Моран-Монокок (3 в марте-апреле 1917 г.),
Моска-Быстрицкий МБ и МБ-бис (3 в марте-мае 1916 г.),
Триплан Безобразова (1916 г., в боевой работе не применялся),
Лебедь-VII (Сопвич) (один 29 декабря 1916 г., в боях не применялся),
Вуазен (3 в сентябре 1916 г. - августе 1917 г., 1 из них 18 декабря 1916 г. передан в 9 ААО),
Ньюпор-9 (5 в мае-ноябре 1916 г., в декабре 1916 г. передан в 9 ААО),
Ньюпор-10 (3 в мае-октябре 1916 г.; N702/1211 принят из 3 ААО; N473/968 25 июня 1917 г. передан в 17 КАО, а 10 июля - в 15 КАО;
Дукс-1001 5 декабря 1916 г. передан в 32 КАО),
Ньюпор-11 (3 в июле-ноябре 1916 г., 1 из них 31 августа 1916 г. передан в 32 КАО),
Ньюпор-17 (5 в июне-сентябре 1917 г., 1 из них 9 октября 1917 г. передан в 9 ААО),
Ньюпор-21 (9 в ноябре 1916 г. - августе 1917 г., 2 из них 13 октября 1917 г. переданы во 2 Гв.КАО; N1514/1942 передан в 3 ААО;
N1990 31 августа 1917 г. передан в 32 КАО),
Ньюпор-23 (5 в июне-октябре 1917 г.; N3374 8 сентября 1917 г. передан в 32 КАО).
Отряд входил в 7-й авиационный дивизион 7-й армии Юго-Западного фронта.
Дислокация:
13.04.1916 - 20.05.1916 у деревни Яблонов;
20.05.1916 - 25.09.1916 под городом Бучач;
23.03.1917 - у местечка Тысменица;
01.04.1917 - у местечка Марковце;
28.07.1917 - у местечка Лисоводах;
Осенью 1917 года знаком отряда стал черный щит на руле направления.
В 1918 году 7-й авиационный отряд истребителей переименован
в 1-й Псковский авиаотряд (III авиадивизион переименован в Псковскую авиагруппу);
к 1919 году авиаотряд и управление авиагруппы были слиты в 30-й разведывательный авиаотряд РККВФ.
Увеличение фото - по клику. Поручик Михаил Иванович Медель (предположительно),
подпоручик Донат Адамович Макиёнок и корнет Юрий (Георгий) Владимирович Гильшер
у аэроплана Ньюпор-10, 1916-17 год.
Nieuport XI (серийный номер N1232), на котором с лета 1916 по весну 1917 гг. летал старший унтер-офицер (позже прапорщик) Янченко.
Камуфляж характерен для «Ньюпоров» выпуска весны 1916 года: пятна зелёного и коричневого (или двух коричневых) цветов на верхних и боковых поверхностях при неокрашенных нижних.
Опознавательные знаки нанесены по французским правилам для аппаратов в таком камуфляже (кокарды на верхних поверхностях крыльев отсутствуют).
Рисунок М.Быкова.
Триплан (тримоноплан) Безобразова. Увеличение фото - по клику.
Bezobrazov's triplane. Click to enlarge the photo.
Триплан (тримоноплан) Безобразова. Увеличение фото - по клику.
Самолет С-16 номер 201, рисунок М.Быкова.
Генерал-майор Снесарев - в центре с биноклем,
слева - командир 7 АОИ поручик И.А.Орлов, справа - адьютант отряда поручик Н.М.Бычков,
правее его - прапорщик Янченко и вольноопределяющийся Безобразов.
Крайние справа - поручики С.Я.Корф и В.А.Русанов, офицер в кабине "Морана-монокока" (вероятно) корнет Гильшер.
31 марта 1917 г. Тысьмяница.
Вчера был у авиаторов-истребителей, с которыми снялся на авиадроме. Пробыл у них два часа в непрерывной болтовне;
вечером мне были принесены карточки с выражением соболезнования по поводу моего ухода. Там где люди стоят, начиная слева:
Поручик Корф – наблюдатель, 3 раза ранен, хорошо бросает бомбы;
правее- пор[учик] Русанов, мой ученик в Ташкенте по реальному училищу (вместе с Шурой Поплавским), наблюдатель; далее
Гильшер, поручик, летчик–истребитель, прыгнувший когда то с высоты 1400 метров и все же уцелевший, левая нога ниже колена деревянная;
далее поручик Орлов, летчик–истребитель, начальник отряда, сбивший 7 нем[ецких] аэропланов, 15 раз падавший, «составной человек»:
в носу нет хряща, пальцы вертятся куда угодно, челюсть вставная… словом жених хоть куда.
Обхожу Его Пр[евосходительст]во (так на адресе не называй, иначе оскорбленные в своих чувствах почтальоны бросают письмо в коробку).
Далее пор[учик] Бычков, летчик-истребитель и адъютант – умный малый, бредит от моих рассказов о Памире и хочет путешествовать.
Далее пор[учик] Макиенок, летчик-истребитель, у которого одного легкого уже нет. Но рвется в небо, и минут за 5 до нашего снимания он
только спустился к нам парящей птицей, а за час до этого он вылетел драться с немцем, но тот удрал;
далее вольноопр[еделяющийся] Безобразов, сын известного генерала.
Наверху копается в своём аэроплане пор[учик] Янченко, летчик-истребитель – отчаянный летчик (делает подряд 4 мертвых петли) и страшный
механик – с утра до вечера сверлит, крутит, поправляет, грязен как трубочист… и во время нашего снимания продолжал ковыряться.
Сзади нас – ребята: механики, слесаря, пулеметчики и т. п.
А.Е.Снесарев, ПИСЬМА С ФРОНТА.
Ньюпор-21 № 1889 на аэродроме Марковце (Юго-Западный фронт, Тысменица, 30 марта 1917 года).
Слева направо: поручик Русаков, подпоручик Бычков, генерал-майор Снесарев, подпоручик Макиёнок Донат Адамович.
Увеличение фотоснимка по клику.
Военный лётчик прапорщик Орлов на Nieuport 21 № N1514 командира отряда, лето 1917 г.
Истребители Ньюпор на аэродроме.
Истребитель Nieuport-17 летчика Василия Янченко.
Истребитель Ньюпор-23 с георгиевским орденом на фоне отрядной эмблемы.
Истребитель Ньюпор-23 с совой на фоне отрядной эмблемы.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Использована информация:
Марат Хайрулин, Виктор Куликов. Российские летчики-истребители Первой мировой войны. Серия: Великая война. ISBN 978-5-904180-81-2.
Марат Хайрулин, Борис Степанов. Краски русской авиации 1909–1922 гг. Серия: Великая война. ISBN: 978-5-903389-69-8, 978-5-903389-70-4, 978-5-903389-78-0, 978-5-903389-80-3.
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах.
Русский императорский военно-воздушный флот (РИВВФ). Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ).
История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов РИА и РИФ в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне. ВВС РККА.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.