1-й морской истребительный авиационный отряд ВФ БМ
1-й морской авиационный отряд истребителей Северного МВДн
Отряд истребителей 2-го МВДн ВБОН (с сентября 1919 г.)
2-й морской истребительный отряд МИАДн ВББМ (с марта 1920 г.)
1-й истребительный морской авиационный отряд ВФ БМ (с марта 1921 г.)
Истребительный авиационный отряд ВФ БМ (с июля 1921 г.)
1-й истребительный авиационный отряд ВФ БМ (с ноября 1921 г.)
1-й отдельный истребительный морской авиационный отряд ВВС БМ (с ноября 1924 г.)
46-й отдельный авиационный отряд истребителей ВВС БМ (с октября 1926 г.)
3-я и 8-я отдельные истребительные авиационные эскадрильи ВВС БФ (с октября 1935 г.)
1st navy fighter air squad of Red airfleet
04.08.1918 г. для вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами был создан Северо-Восточный участок отрядов завесы, а 14.08.1918 г. сформирована Северо-Двинская военная флотилия красных с Главной базой в Котласе. Предпринимались меры по усилению авиации красных на северном направлении.
С 15 по 17 августа 1918 г. в Красном Селе на основе личного состава и авиационной техники Школы высшего пилотажа был сформирован 1-й морской авиационный отряд истребителей (первого формирования).
17.08.1918 г. 1-й МАОИ под командованием Николая Яковицкого (летчики Леонид Бересневич и Борис Пилиповский) был откомандирован в распоряжение командующего войсками Северо-Восточного участка отрядов завесы (с 01.10.1918 г. Северного фронта) М.С.Кедрова.
В состав отряда первоначально были переданы самолеты «Ньюпор» в количестве 7 ед.
18.08.1918 г. отряд в срочном порядке был отправлен на Северный фронт под Вологду (впоследствии был установлен Годовой праздник отряда 18 августа).
Отряд получил на вооружение 3 истребителя «Ньюпор». Всего в нем числилось 14 человек.
19.08.1918 г. отряд из Вологды был направлен в г. Котлас, где базировался штаб Северо-Двинской флотилии. Туда он прибыл к 21 августа и разместился на Михейкове острове в Котласе.
01.09.1918 г. отряд был включен в качестве отдельной части в состав авиации 6-й армии красных и начал работать на Северной Двине в районе Верхней Тоймы против англо-белогвардейских войск.
Штаб отряда разместился на пароходе «Внучата». В его составе были
самолеты: 1 «Ньюпор»-17 («Зина»), 2 «Ньюпор»-23 («Нелли» и «Лида»), 3 «Ньюпор»-24 («Киса», «Кэт» и «Лена») и запасной аппарат «Ньюпор»-24.
В начале сентября 1918 г. в отряд поступил самолет М-9 («Нана»).
К 11.09.1918 г. отряд базировался на аэродроме у деревни Сельцо.
К 17.09.1918 г. штаб отряда размещался на пароходе «Иван Каляев» в районе р. Пучуга в 15 км выше по течению от д. Сельцо.
К 20.09.1918 г. 1-й МИАО вернулся в Верхнюю Тойму.
К 24.10.1918 г. 1-й МИАО прибыл в Котлас на зимовку и разместился в д. Борки в 40 км восточнее Котласа.
Всего в кампании 1918 г. самолетами отряда было совершено 85 боевых и 27 небоевых вылетов.
На 31.03.1919 г. 1-й МИАО составом 3/2 «Ньюпор»-24, 1/1 «Ньюпор»-23 и 1/- «Спад»-7
находился в д. Борки.
Личный состав отряда располагался на пароходе «Пинега».
В первой половине мая 1919 г. отряд на борту парохода «Пинега» выступил в Верхнюю Тойму, чтобы начать боевую работу. Самолеты и техимущество отряда разместили на барже №12 («Роза Люксембург»).
В мае 1919 г. в составе отряда числились 6 самолетов, в т.ч.: 1 «Спад»-7 («Лель»), 2 «Ньюпор»-25 («Ната» и «Мери»), 2 «Ньюпор»-24 («Киса» и «А.И.»), 1 «Ньюпор»-10 («Дина»).
17.06.1919 г. в результате налета самолетов Славяно-британского авиационного корпуса на аэр. Верхняя Тойма, был уничтожен «Ньюпор»-24 «Киса», повреждены «Ньюпор»-25 «Мери»
и «Спад»-7 «Лель».
Повреждения получил пароход «Пинега» и личный состав отряда был временно переведен на посыльное судно «Емельян Пугачев».
К концу июля 1919 г. в отряде имелось: 1/- «Ньюпор»-24, 1/- «Ньюпор»-25, 1/- «Ньюпор»-10, 1/- «Спад»-7 и 4 летчика.
12.08.1919 г. Северный ВДн получил приказ командующего 6-й армией на отправку в тыл для пополнения.
25.08.1919 г. во временное командование отрядом вступил морлет Б.А.Пилиповский. В этот день Северный дивизион прибыл в Котлас. Ему следовало убыть через Вологду под Петроград, где обострилась обстановка ввиду наступления войск генерала Юденича.
06.09.1919 г. 1-й МИАО (2/2 «Спад»-7 и 2 «Спад»-7 запасных, 2/- «Ньюпор»-25 и 1/1 «Ньюпор»-10) прибыл в Вологду, где был задержан в распоряжении начальника Авиации 6-й армии.
К 08.09.1919 г личный состав 1-го МИАО без авиатехники (которая осталась в Вологде) вернулся на Балтику, и разместился в Новом Петергофе.
С сентября 1919 г. Северный МВДн стал именоваться 2-м МВДн Воздушной бригады Особого Назначения. При этом МИАО 1-й МИАО Северного МВДн
стал именоваться Отрядом истребителей 2-го МВДн.
Отряд был временно вооружен из числа имеемых в Красном Селе истребителей и с 11.09.1919 г. приступил к решению следующих задач, действуя с этого аэродрома:
охрана Кронштадта от налетов вражеской авиации;
охрана и сопровождение самолетов, вылетающих на бомбардировку противника;
содействие сухопутным войскам, воюющим против армии генерала Н.Н.Юденича под Петроградом.
В середине октября 1919 г. ввиду угрозы захвата белыми в срочном порядке истроотряд был перебазирован из Красного Села в Новый Петергоф.
По состоянию на 01.12.1919 г. в составе ИАО 2-го МВДн в Новом Петергофе числилось:
51 чел. по штату / 27 чел. по списку.
В марте 1920 г. ВБОН была переформирована в Воздушную бригаду Балтийского моря. Тогда же в ее составе начал формироваться Морской истребительный авиадивизион трехотрядного состава.
При этом истроотряд 2-го МВДн стал именоваться 2-м истребительным авиационным отрядом (второго формирования).
По состоянию на 01.12.1920 г. в составе 2-го МИАО числилось 3/2 самолета «Сопвич» и 6 летчиков, в т.ч.:
11.01.1921 г. штаб Истродивизиона и 3-й МИАО расформировывались. Их личный состав и имущество обращались на укомплектование 1-го и 2-го отрядов.
Эти отряды передавались соответственно: 1-й МИАО - в 1-й ГАДн, а 2-й МИАО – во 2-й ГАДн. При этом предписывалось переименовывать:
1-й отряд Истродивизиона – во 2-й Морской истроотряд (третьего формирования), а 2-й отряд Истродивизиона - в 1-й Морской истроотряд (третьего формирования). Однако последовавшие вскоре события отложили на время исполнение этого приказа...
В феврале-марте 1921 г. в Кронштадте вспыхнуло антибольшевистское восстание. Личный состав отряда остался на стороне центральной власти. Летчики перелетели в Петроград на Комендантский аэродром.
Приказом РВС Республики №38 от 05.03.1921 г. отряд оперативно подчинили общему командованию всеми авиационными силами Петроградского военного округа.
С 3 по 18 марта 1921 г. летчики отряда принимали участие в подавлении Кронштадтского восстания.
В конце марта 1921 г. 2-й МИАО был переименован в 1-й морской истребительный авиационный отряд (третьего формирования).
Во всех отношениях отряд подчинялся непосредственно начальнику Воздушного флота Балтийского моря. На вооружении отряда
находилось 5/1 самолетов, в т.ч. 4/1 «Спад»-7 и 1/- «Сопвич Кемел».
В апреле 1921 г. в 1-й МИАО поступили два двухместных самолета «Сопвич», которые предназначались для ведения разведки, связи и перевозки механиков к местам вынужденной посадки истребителей отряда.
На 28.04.1921 г. в отряде числились 4 «Спад»-7, 2 «Сопвич Страттер» и летный состав 7 человек.
15.07.1921 г. из штаба ВФ Балтийского моря поступил приказ приступить к переформированию 1-го и 2-го МИАО в один отряд.
После завершения переформирования 1-го МИАО и 2-го МИАО в один истроотряд он стал именоваться
Истребительным авиационным отрядом Воздушного Флота Балтийского моря. Новым начальником ИАО назначался морлет С.Ф.Паенков.
В августе в составе ИАО числилось 11/4 истребителей, в т.ч.: 6/- «Спад», 1/1 «Сопвич» и 4/3 «Ньюпор»-23. В боеготовом состоянии из них находились: 3 «Ньюпор» и 1 «Сопвич».
В середине ноября 1921 г. в связи с общей реорганизацией РККВФ Республики истребительный авиационный отряд ВФ БМ был
переименован в 1-й истребительный авиационный отряд (четвертого формирования).
На 01.12.1921 г. в 1-м МИАО числилось 6/1 «Спад», 1/- «Сопвич», 3/2 «Ньюпор»-23 и 6 летчиков:
В конце декабря 1921 г. в эту командировку в Карелию убыли два морлета
с 2 «Ньюпор»-23.
в 21.01.1921 г. они вернулись в Петергоф.
Приказом по МС БМ №272 от 24.03.1922 г. был утвержден новый Годовой праздник 1-го МИАО - 17 марта – день сформирования отряда (в 1921 г.).
20.11.1922 г. в соответствии с приказом по Воздухфлоту Республики №4 от 25.04.1922 г. для перевооружения 1-го МИАО на Балтику
поступило 8 самолетов итальянской постройки «Ансальдо Балилла» А.1, которые до окончания постройки ангара временно хранились на Гидробазе в Петрограде.
На 01.02.1923 г. в отряде имелось 6/4 самолетов, в т.ч.: 3/2 «Спад» и 3/2 «Ньюпор».
В апреле 1923 г. личный состав 1-го МИАО приступил к сборке самолетов «Ансальдо Балилла» А.1. Параллельно летный состав по очереди переучивался в Москве на новые самолеты.
На 19.07.1923 г. в составе 1-го МИАО числилось 3/3 «Спад-7», 2/2 «Ньюпор»-23. Кроме того, на Постоянной гидробазе собирались для отряда 8/8 самолетов «Ансальдо Балилла» А.1.
На 01.09.1923 г. в боевом составе отряда числились: 4/3 «Балилла», 1/1 «Спад», 1/1«Ньюпор», 1/1 «Сопвич».
С 31.08.1923 г. отряд числился перевооруженным на новые самолеты в количестве шести самолетов «Ансальдо Балилла» А.1. Новые самолеты поступили в отряд без пулеметов, и вооружение их заняло несколько месяцев.
На начало октября 1923 г. в отряде числились самолеты 6 истребителей «Балилла», 1 «Спад» и 1 «Сопвич».
10.11.1923 г. на аэр. Новый Петергоф была закончена постройка ангара на 10 самолетов.
На 01.01.1924 г. 1-й МИАО имел в боевом составе 6/6 «Ансальдо Балилла» А.1 и 1/1 «Сопвич» №1002, 11 чел. комначсостава (в т.ч. 5 летчиков) состава и 57 чел. команды.
На 01.05.1924 г. в отряде было 6 исправных самолетов «Ансальдо Балилла» А.1.
К ноябрю 1924 г. 1-й МИАО был переименован в 1-й отдельный истребительный морской авиационный отряд ВВС БМ.
Согласно приказу начальника ВВС ЛенВО №3/сс от 11.11.1924 г. было предписано перевооружить 1-й ОИМАО на
истребители «Фоккер» D.VII, а самолеты «Ансальдо Балилла» отправить во 2-й МИАО ВВС ЧМ. С 1 по 7 декабря 1924 г.
3 самолета «Балилла» отряда были перегнаны в Одессу и включены в состав 2-й МИАО. Тогда же на вооружение отряда поступили первые 3 истребителя «Фоккер» D.VII.
На 26.12.1924 г. в 1-м ОИМАО ВВС БМ имелось 6 самолетов «Фоккер» D.VII.
На 26.01.1925 г. в отряде имелось 8 самолетов «Фоккер» D.VII, из которых только 4 были вооружены.
К 01.05.1925 г. отряд имел на вооружении 9 «Фоккер» D.VII из которых только 6 были вооружены пулеметами.
По состоянию на 01.10.1925 г. по штату имелось 12/8 «Фоккер» D.VII
С 1 октября 1926 г. 1-й ОИМАО был переименован в 46-й отдельный авиационный отряд ЛенВО. Место дислокации отряда - Новый Петергоф.
В течение 1927 г. в отряде насчитывалось 11-12 истребителей «Фоккер» D.VII, из которых исправными были от 4 (февраль) до 9 (июнь) самолетов.
В декабре 1927 г. 46-й ОИАО принял из 1-й авиабригады и осуществил сборку двух истребителей И-2.
По состоянию на 01.01.1928 г. в 46-м ОАО числилось 13/2 «Фоккер» D.VII. Отрядные самолеты 2/2 И-2 находились в г. Красноармейске
(бывш. Троцк, ныне Гатчина). В это время личный состав отряда изучал новую матчасть и занимался разборкой самолетов «Фоккер».
По состоянию на 01.01.1929 г. в отряде числились: 1/- «Фоккер» D.VII и 4/- И-2.
В мае 1930 г. на вооружение отряда одними из первых в ВВС РККА поступили 5 истребителей И-4 которые еще проходили войсковые испытания.
В октябре 1930 г. на базе 46-го ОИАО была сформирована 21-я ОИАЭ в Новом Петергофе. Сам отряд при этом сохранился. На его вооружении состояло 12 И-4.
В апреле 1931 г. 46-й ОАО «за успешные боевые действия в годы Гражданской войны и умелую подготовку кадров в мирных условиях» был награжден Почетным Красным Знаменем ЦИК СССР.
К 01.01.1932 г. 46-й ОИАО вошел в состав вновь сформированной 14-й авиабригады ВВС БМ, управление которой базировалось в Ленинграде.
По состоянию на 01.10.1932 г. в составе отряда имелось 10 самолетов И-4.
По состоянию на август 1935 г. в 46-м ОИАО числилось 14/12 И-4, 1/1 Р-5 и 2/1 У-2.
С 01.10.1935 г. на основе 46-го ОИАО были сформированы сразу две новые истребительные части: 3-я и 8-я ОИАЭ ВВС БФ.
На вооружении части стояли: «Ньюпор»-17, «Ньюпор»-23, «Ньюпор»-24, «Ньюпор»-25, «Сопвич Кэмел», «Сопвич Страттер», «Спад»-7,
«Ансальдо Балилла» А.1, «Фоккер» D.VII, И-2, И-4, М-9, Р-5, У-2.
Командиры (начальники) отряда: Н.А.Яковицкий (август-октябрь 1918 г. и январь–август 1919 г., перелетел к белым). Н.С.Мельников (август 1919 г.), Б.А.Пилиповский (сентябрь-октябрь 1919 г., перелетел к белым),
Г.С.Делянов (ноябрь 1919 г. - май 1921 г., арестован), В.Г.Шлатер (май-июль 1921 г., ВрИД), С.Ф.Паенков (июль 1921 г. – май 1922 г.), Е.И.Петкевич (июнь 1922 г. - ноябрь 1923 г.),
Р.Г.Узен (ноябрь 1923 г. - декабрь 1924 г. И.Д., январь - май 1925 г., отстранен), В.Г.Шлатер (май-август 1925 г., ВрИД, репрессирован в 1929 г.), Огородников (август 1925 г., ВрИД),
Б.В.Глаголев (был в августе-сентябре 1925 г., ВрИД), Я.Я.Гуляев (с сентября 1925 г., был в сентябре 1927 г.), Д.И.Манжосов (ноябрь 1931 г. – май 1933 г.), А.В.Алексеев (август 1933 г. – апрель 1934 г.), А.В.Долгов (январь-ноябрь 1935 г.).
Ньюпор-21 со старыми кокардами, бортовым номером 3 и андреевским флажком.
The Nieuport-21 fighter.
Ньюпор-21 со старыми кокардами, бортовым номером 36 и андреевским флажком.
Авиаторы в ангаре у Ньюпора.
Видны национальные опознавательные знаки, наносимые заводом Дукс - новый советский (со звездой) и еще не перекрашенный старый имперский.
Лётно-технический состав в возле Ньюпора с новыми ОЗ.
Ньюпор-10 на аэродроме, 1919 год. Увеличение фотографии - по клику.
The Nieuport-10 airplane in 1919. Click to enlarge the photo.
Авария Ньюпора. Видны три типа советских ОЗ (трехцветные и двухцветные).
В Северном дивизионе самолеты отряда украшались эмблемами крылатых якорей и индивидуальными именами:
Ньюпор-10 (Флорет, Люся, Дина); Ньюпор-17 (Нелли, Лида, Зина); Ньюпор-24бис (Кэт, Лена, Киса, А.И., Мика); Ньюпор-25 (Ната, Мери);
Сопвич 1,5-стоечный (Нила); СПАД-7 (Котик, Лель, Киска); М-9 (Нана).
Май 1919 г. Ньюпор-10 "Дина", авария морлета Мельникова.
Самолёт Ньюпор-10 Яковицкого "Флорет", август 1919 г.
The Nieuport-24bis "Kisa" fighter.
Истребитель Ньюпор-24бис "Киса", 1919 г. Рисунок М.Быкова.
The Nieuport-25 "Meri" plane.
Ньюпор-25 "Мери" со знаком крылатого якоря, 1919 г. Рисунок М.Быкова.
Пилоты и авитехники возле Ньюпоров на аэр. Новый Петергоф в 1919 г.
Самолёт Ньюпор-23, Новый Петергоф, 1923 г.
Истребитель Ньюпор-23, Новый Петергоф.
Самолёт Ньюпор-23 на аэродроме Новый Петергоф.
Личный состав отряда на фоне Ньюпора-24.
Авиаторы и Ньюпоры. Новый Петергоф. Май 1923 г.
Истребитель Ньюпор.
Авария Сопвич Страттер (Sopwith 1,5-стоечный).
Истребитель СПАД-7 "Котик" с эмблемой крылатого якоря. Август 1919 г.
The SPAD-VII fighter "Kotik" in 1919.
Комиссар отряда Васильев на фоне СПАД-7.
Авария морлета Мельникова на SPAD-7, 1921 г.
СПАД, Сопвич и Ньюпоры на Петергофском аэродроме, 1922 г.
СПАД, Сопвич и Ньюпоры, Новый Петергоф, 1922 г.
Ansaldo A1 Ballila (tactical number 1) warplane, 1923.
Ансальдо Балилла А.1 с бортовым номером 2.
Ансальдо Балилла А.1 с бортовым номером 3. Аэродром Новый Петергоф, осень 1923 г.
Red navy Ansaldo A-1 Ballila (tactical number 4) warplane, 1923.
Ансальдо Балилла A.1 с бортовым номером 4. Фото 1924 г.
Балилла № 5. Аэродром Новый Петергоф. Осень 1923 г.
Балилла № 6 возле ангара. Аэродром Новый Петергоф. Осень 1923 г.
Soviet Ansaldo A-1 Ballila (board number 6), 1923.
Линейка самолетов Балилла А1 отряда в 1924 г.
Авиаторы 21-й ОИАЭ возле истребителя И-4.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
1-й морской истребительный авиационный отряд (мористротряд) СевМВДн / ВФ БМ / ВВС БФ в гражданской войне.
Источники: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
А. Аверин. Балилла. Часовой ЧернАзМорей.
М. Хайрулин, Б. Степанов. Краски русской авиации 1909–1922 гг. Серия: Великая война.
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах.
Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ). История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне. ВВС РККА.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.