18.09.1918 г. в Красном Селе на базе личного состава и матчасти Школы воздушного боя начал формироваться
Саратовский гидроавиационный отряд. Этот отряд предполагалось отправить для укомплектования Волжского гидроавиадивизиона, в дополнение к Волжскому ГАО, убывшему в конце августа 1918 г. под г. Казань.
После освобождения в сентябре 1918 г. Саратова от чехословаков, необходимость в отправке данного авиаотряда на Восточный фронт отпала.
К ноябрю 1918 г. формирование Саратовского ГАО было в целом завершено. По состоянию на 01.11.1918 г. в нем числилось 55 чел. личного состава, начальник отряда - Николай Мельников;
На вооружение отряд получил самолеты 6 М-9.
В конце ноября – начале декабря 1918 г,. в связи с выходом Германии из войны и аннулированием Советским правительством Брестского мира,
части РККА начали наступление в Прибалтике. В ходе тяжелых боев 28.11.1918 г. была взята Нарва, а к концу декабря Красная Армия заняла большую часть Эстонии и почти подошла к Ревелю (ныне Таллин).
К 05.12.1918 г. оперативная обстановка для РККА в Прибалтике существенно осложнилась. Саратовский отряд получил приказ срочно подготовить матчасть к перелету под Нарву
для оказания поддержки с воздуха частям Балтийского флота, действовавшим в Эстонии. В Ямбурге размещался штаб 6-й стрелковой дивизии красных, в чье распоряжение поступил отряд.
Отряд разместился в районе ж/д станции Молосковицы в 26 км восточнее г. Ямбург и приступил к выполнению боевых вылетов. Экипажи отряда вели воздушную разведку
в Нарвском заливе, где разворачивались основные события обороны Нарвы, а затем в районе Ревеля.
Так как летающим лодкам в условиях отсутствия вблизи места дислокации отряда водоемов действовать было невозможно, командование ВБОН (Воздушная бригада Особого Назначения)
приняло решение перевооружить Саратовский ГАО на колесные самолеты. Гидросамолеты были сданы на гидросклад, располагавшийся на Комендантском аэродроме.
В начале февраля 1919 г. эстонцы при поддержке союзников сумели отбросить красные части к Пскову. Саратовскому ГАО пришлось перебазироваться из-под Ямбурга на ст. Вруда, которая находилась в 40 км восточнее.
В феврале 1919 г. морлеты отряда прошли обучение полетам на самолеты «Лебедь»-12. Они поступили в отряд из Красносельской школы высшего пилотажа.
Всего по состоянию на 21.02.1919 г. в Саратовском ГАО находилось 4 «Лебедь»-12.
В связи с тяжелым положением 7-й армии на Нарвском направлении Саратовский АО перебазировался на ст. Волосово, располагавшуюся в 12 км к востоку от Вруды, где пополнился двумя самолетами-разведчиками «Лебедь»-12, взамен утраченных ранее.
15.04.1919 г. Саратовский ГАО эвакуировался со ст. Волосово в Ораниенбаум, куда прибыл 16 апреля. Имущество отряда за исключением самолетов «Лебедев»-12 было направлено в Красносельскую школу Воздушного боя.
24.04.1919 г. начальник отряда И.К.Иванов убыл в командировку в Петроград в УМАиВ для решения вопросов связанных с предстоящим расформированием отряда. Несколькими днями ранее по аналогичным вопросам убыл в Петроград комиссар отряда Ф.Малахов.
В конце апреля 1919 г. Саратовский ГАО фактически прекратил свое существование. В это время в отряде из летного состава числились только:
Начальник ГАО И.Иванов, Комиссар Ф.Малахов (летнаб), Морлет П.Дмитриев.
К лету 1919 г. войска 12-й армии красных на южном направлении вели борьбу против деникинских войск, занимая рубеж Херсон, Николаев, Одесса, Тирасполь, Ямполь, Каменец-Подольск, Волочиск, Луцк, Сарны. Частей гидроавиации, которые могли бы действовать над Черным морем от Одессы до Очакова и выше по Днепру, у красных на тот момент не было. Командование Морскими силами Республики приняло решение направить туда один из своих гидроотрядов. Выбор пал на Саратовский ГАО, который еще формально числился в составе ВБОН. Приказом по ВБОН №204 от 05.06.1919 г. отряд был сформирован заново (второго формирования):
Начальником ГАО (ВрИО) был назначен Соловьев Николай Николаевич, комиссаром ГАО - Василий Тихонович Ершов.
Всего 38 чел., 3 «Ньюпор», 2 «Лебедь»-12.
С 01.06.1919 г. отряд, как получивший специальное назначение, был исключен из состава Ораниенбаумского Морского Воздушного дивизиона Особого Назначения.
В середине июня 1919 г. Саратовский гидроотряд убыл на Южный фронт в г. Николаев.
В июле-августе 1919 г. войска Добровольческой армии генерала А.И.Деникина, заняв Харьков, Полтаву, Екатеринослав, начали наступление на Николаев и Одессу, стремясь отрезать главные силы 12-й армии на Юге Украины.
На 24.07.1919 г. Саратовский ГАО продолжал оставаться в Николаеве.
После 06.08.1919 г. Саратовский ГАО (5 самолетов) в Николаеве совместно с Крымским ГАО (3 самолета) был переформирован в один отряд.
19.08.1919 г. войска Деникина захватили Николаев. Саратовский ГАО попал в плен. Небольшое число авиаторов смогло отступить в Одессу и оттуда добраться до Петрограда.
Белые использовали в своих целях не только самолеты, но и часть личного состава бывшего красного Саратовского отряда.
По состоянию на 07.09.1919 г. у белых в Николаеве имелись исправные 3 М-9, 1 «Эльфауге» и один германский гидроистребитель в ремонте.
31.01.1920 г. Николаев был освобожден частями Красной Армии, а 7 февраля бригада Г.И.Котовского вошла в Одессу.
Бывшие авиаторы Саратовского ГАО, из Николаева частично перебрались в Одессу и поступили на службу в Красный Воздушный флот УССР.
На базе самолетов, личного состава бывшего 1-го Черноморского ГАО УССР и военморов бывшего Саратовского ГАО был
сформирован 1-й гидроавиационный отряд Красного флота УССР.
19.02.1920 г. военморы бывшего Саратовского ГАО, находившиеся в 1-м ГАО, были отправлены из Одессы
в Николаев для последующей отправки в Петроград. В Николаеве они соединились с военморами бывшего Саратовского ГАО, находящихся в городе и в числе 20 человек были направлены в Петроград, куда прибыли 11 марта.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении отряда стояли самолеты М-9, М-20, Лебедь-12, Ньюпор.
Аэропланы Лебедь-12 со старыми опознавательными знаками, Красное село, 1919 г.
The Lebed-XII airplanes.
Самолёт Лебедь-12 с бомбами, зима 1919 г. ОЗ нового типа.
Самолеты Лебедь-12 на лыжном шасси.
Начальники отряда
Начальники отряда: Н.С.Мельников (ноябрь-декабрь 1918 г.), И.К.Иванов (январь-май 1919 г., попал в плен),
Н.Н.Соловьев (июнь-июль 1919 г., ВрИД), В.Воронин (был в июле, ВрИД), Л.В.Ковалевский (в августе 1919 г., в должность не вступал).
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
Саратовский гидроавиационный отряд (гидроавиаотряд) РККВВФ в гражданской войне.
Источники: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
М. Хайрулин, Б. Степанов. Краски русской авиации 1909–1922 гг. Серия: Великая война.
Авиация России в первой мировой и гражданской войнах.
Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ). История материальной части и обозначений боевых летательных аппаратов. Фотографии и профили российских аэропланов.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов в первой мировой войне, красной и белых армий в гражданской войне. ВВС РККА.
First world war and civil war: Russian airforces tactical signs, warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of aviation units.