Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

36 минно-торпедный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ

Боевое Знамя красное 36 авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ

36th mine-torpedo aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       На основании приказа НК ВМФ №0053 от 28.02.1942 г. предписывалось к 15 апреля в составе 8-й БАБ ВВС БФ на аэр. Богослово Новгородской области сформировать минно-торпедный полк двухэскадрильного состава, вооруженный 20 самолетами ДБ-3ф. Однако, вскоре, решение было изменено, и базой формирования нового полка стал г. Саранск, где дислоцировался 1-й ЗАП ВВС ВМФ.
       Фактически 36-й минно-торпедный авиационный полк формировался в период с 4 марта по 15 апреля 1942 г. одновременно с 35-м МТАП ВВС ВМФ. После окончания формирования он был включен в состав ВВС Черноморского флота. Командиры эскадрилий и звеньев прибыли с Тихоокеанского флота, а летчики – из летных училищ Морской Авиации.
       К 15.04.1942 г. формирование 36-го МТАП по штату 030/255-А было в основном завершено.
       06.06.1942 г. полк поступал в распоряжение находившегося на Черном море заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова. На аэродроме Белореченская 36-й МТАП продолжил боевую подготовку. За высокую аварийность командир полка А.Г.Биба был снят с должности. Вместо него командиром 36-го МТАП был назначен ГСС майор А.Я.Ефремов.
       К концу июня боевое слаживание полка было завершено. Первое время полк был отдельным, подчиняющимся непосредственно командующему ВВС ЧФ.
       Первый боевой вылет полка состоялся 28.06.1942 г. на нанесение бомбового удара совместно с 5-м гв. МТАП по ялтинскому порту, где базировались итальянские торпедные катера. Экипажам полка пришлось выполнять самые разнообразные задачи: Самолеты полка прикрывали с воздуха корабли ЧФ, эвакуирующиеся из Севастополя, ставили мины на внешнем рейде и фарватере Севастополя. Его экипажи бомбили плавсредства противника в порту Мариуполь, скопление эшелонов противника на станции Керчь-2, наносили удары по аэродромам противника. Кроме того, полк неоднократно вылетал на бомбежку переправ в районах Цимлянской и Белой Калитвы, производил минирование Керченского пролива. В последующие дни он наносил удары по плавсредствам противника в портах и аэродромам Керчь-2 и Багерово.
       К 05.08.1942 г. 36-й МТАП (19 ДБ-3ф) был перебазирован с аэр. Белореченская на аэр. Адлер (район Сочи). В это же время полк был включен в состав 63-й БАБ ВВС ЧФ.
       04.09.1942 г. в связи с прорывом немецких войск в Новороссийск полк перебазировался с аэр. Адлер на аэр. Алахадзи на м. Баглан в 15 км от Сухуми.
       С середины сентября 1942 г. полк стал осуществлять в торпедоносном варианте поиск кораблей противника, приступив к выполнению боевых задач по своему основному предназначению.
       К 24.09.1942 г. 36-й МТАП располагал всего 11/7 Ил-4 на аэродромах Бабушеры, Алахадзи и Адлер.
       С 09.10.1942 г. 36-й МТАП был переведен на штат 030/264 трехэскадрильного состава (по 10 самолетов в АЭ и 2 самолета в управлении). Фактически в полку имелось только 11 самолетов Ил-4 и 14 экипажей, которые 28 октября были переданы в 5-й гв. МТАП ЧФ. Остальной личный состав полка в ноябре выехал в Северный Казахстан на станцию Тайнча, где предстояло получить новую авиатехнику и переформироваться на базе 3-го ЗАП ВВС ВМФ.
       К 18.01.1943 г. полк перелетел из Тайнчи на грузинский аэр. Джандаргель (с. Джандари, на границе с Азербайджаном). Там он завершил переформирование. Тогда же личный состав полка переучился на самолеты DB-7B «Бостон». С этого времени полк стал именоваться 36-м дальнебомбардировочным авиационным полком, так как новые самолеты не были оборудованы торпедными мостами.
       С 19.03.1943 г. 36-й ДБАП вернулся в боевой состав ВВС ЧФ.
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 36-го ДБАП числилось 24/22 DB-7B «Бостон» и 1/1 А-20G «Бостон».
       25.04.1943 г. полк перебазировался на аэр. Алахадзи и с 30 апреля вновь приступил к боевой работе на Кавказе.
       До лета 1943 г. полк оставался отдельным, подчиненным непосредственно командующему ВВС ЧФ, после чего он был включен в состав 1-й МТАД (бывш. 63-й БАБ).
       К сентябрю 1943 г. часть полка базировалась на аэр. Геленджик, а другая часть – на аэр. Алахадзи.
       По состоянию на 01.10.1943 г. в боевом составе полка числилось 11 А-20С и 6 А-20G, оборудованные торпедными мостами.
       В середине ноября 1943 г. 1-я АЭ полка перебазировалась на аэр. Скадовск, войдя в состав формируемой Скадовской авиагруппы, а 2-я АЭ - на аэр. Геленджик - Верхний.
       В начале 1944 г. в составе 36-го ДБАП имелось 6/6 А-20G и 2/2 А-20С на аэр. Скадовск (1-я АЭ) и 9/9 А-20G на аэр. Геленджик (2-я и 3-я АЭ). Кроме того, еще один «Бостон» полка находился на аэр. Мериа.
       На основании приказа НК ВМФ №0122 от 15.02.1944 г. 36-й ДБАП в течение двух месяцев должен был быть перебазирован на Север на аэр. Ваенга-1. Тем же приказом он вновь переименовывался в 36-й минно-торпедный авиационный полк.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 36-го МТАП имелось 2/2 А-20С и 7/7 А-20G «Бостон». Всего за время своего пребывания в составе ВВС Черноморского флота полк потерял 13 самолетов и 9 экипажей.
       25.04.1944 г. полк убыл с Черного моря, передав оставшиеся «Бостоны» в 13-й гв. ДБАП ВВС ЧФ. Но прежде, чем перелететь в Заполярье полк 36-й МТАП направили в тыл на переформирование и перевооружение. На станции Тайнча в течение месяца он получил новые самолеты А-20G «Бостон» и пополнился личным составом.
       К 05.06.1944 г. первые 25 А-20G «Бостон» 36-го МТАП перебазировались из Северного Казахстана с аэр. Тайнча на аэр. Ваенга-1.
       На Севере полк включили в состав 5-й МТАД ВВС СФ.
       17.06.1944 г. 36-й МТАП приступил к боевой работе в бомбардировочном варианте.
       22.06.1944 г. последние 7 А-20 «Бостон» 36-го МТАП перелетели с аэр. Ягодник на аэр. Ваенга-1. Таким образом, на этом аэродроме собрался весь полк составом 31 А-20G «Бостон».
       С начала июля 1944 г. самолеты А-20 «Бостон» полка приступили к выполнению задач в торпедоносном варианте.
       22.07.1944 г. Указом ПВС СССР №698/605 (объявленный приказом НК ВМФ №343 от июля 1944 г.) «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу» (за боевые действия на Черном море) 36-й МТАП был награжден орденом Красного Знамени.
       По состоянию на 01.01.1945 г. в полку имелось 14 самолетов А-20G «Бостон» и 20 экипажей.
       В конце апреля 6 экипажей полка были переданы в состав 51-го МТАП ВВС БФ.
       По состоянию на 09.05.1945 г. в боевом составе полка оставалось всего 12 А-20G «Бостон». За время пребывания в составе ВВС Северного флота полк потерял 23 самолета и 18 экипажей.
       После окончания боевых действий на Западном театре на основании приказа НК ВМФ №00141 от 14.07.1945 г. 36-й МТАП подлежал передислоцированию на Дальний Восток, где был включен в состав 2-й МТАД ВВС ТОФ. Перелет 27 А-20G «Бостон» полка из Москвы на аэр. Романовка начался 26 июля и был завершен только 17 августа 1945 г.
       18.08.1945 г. 36-й МТАП выполнил свой единственный боевой вылет в войне с Японией. 10 самолетов «Бостон» полка совершили налет на станцию Кюссю (Корея).
       С 07.03.1946 г. 36-й МТАП был передислоцирован с аэр. Романовка на аэр. Тученцзы (Китай) и вошел в состав вновь сформированной там 18-й САД Порт-Артурской ВМБ.
       С 15.12.1947 г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава.
       В августе 1950 г. 36-й МТАП переводится на трехэскадрильный штат.
       С 05.02.1951 г. 36-й МТАП был передан из 509-й САД (бывш. 18-я САД) в состав 589-й МТАД (бывш. 194-я БАД ВВС КА) без изменения места дислокации.
       В течение 1953 г. личный состав полка освоил реактивные бомбардировщики Ил-28.
       В 1955 г. на базе 36-го МТАП осуществлялось обучение китайских летчиков на самолетах Ил-28.
       С 26.04.1955 г. 36-й МТАП был передислоцирован с аэр. Тученцзы в Приморье на аэр. Николаевка и вошел в состав 89-й МТАД ВВС ТОФ.
       01.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г. 36-й МТАП 89-й МТАД ВВС ТОФ на аэр. Николаевка был расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

       24.11.1942 - 29.11.1943 ; 19.03.1943 - 05.04.1944 (63 тбабр ЧФ -> 1 мтад ЧФ, Великая Отечественная война).
       05.06.1944 - 09.05.1945 (5 мтад СФ, Великая Отечественная война).
       09.08.1945 - 03.09.1945 (2 мтад ТОФ, советско-японская война)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли самолеты Ил-4, А-20 (Б-3) «Бостон», Ил-28.
       При формировании авиаполка матчасть составляли Ил-4 (две эскадрильи по 10 самолётов).
       По состоянию на 01.05.1943 на вооружении полка было 26 исправных и 1 неисправный Бостон-3.
       По состоянию на 01.10.1943 в боевом составе полка числилось 11 А-20С и 6 A-20G.
       По состоянию на 17.08.1945 на вооружении полка было 27 самолетов A-20G.

самолет бортовой номер 17 , судя по камуфляжу, скорее всего английский «Бостон»-III, которыми был вооружен 36-й полк с января 1943 г., а А-20G он получил только к сентябрю. 
К весне 1944 г. «Бостоны» ранних версий из состава полка поуходили. Так, что вряд-ли в 1944 г. в 13-й гв. МТАП передали «старье».
Экипаж у А-20 с заводским № 17, Геленджик, фото 1943 г. Другая фотография этого самолета - по клику.
The A-20 plane (factory number 17). Click to view other photo.


История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ
А-20 номер 41-3235 на аэродроме Геленджик, фото 1943 г.
бомбер 36-й Краснознамённый минно-торпедный авиационный полк военно-воздушных сил военно-морского флота. Фотографии и история
А-20 номер 41-3235 на аэродроме Геленджик, фото 1943 г.

Техсостав 2АЭ 36 мтап ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы
Технический состав 2 АЭ: Потапов Михаил Евдокимович, Васнев Борис Владимирович, Костырко Андрей Васильевич, Кустов Семен Александрович, Шинкарецкий Петр Васильевич, Куликов Виктор Васильевич на фоне А-20Ж (тактические номера 13 и 18) с рабочими местами штурмана, оборудованными на местах носовых пулеметных батарей. Увеличение фотографии - по клику.
The tech crew and the A-20G planes of 36th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.

Там же и те же
Техсостав 2 АЭ на фоне А-20 № 29. Июль 1944 года, аэродром Ваенга-1. Увеличение фото - по клику.

А-20-вероятнее-всего-9-ГвМТАП-ВВС-СФ
Бомбардировщик A-20 № 31, фото из газеты "Североморский лётчик" октября 1944 г. Предположительно - 36 мтап ВВС СФ.

А20
Двинских, Моисеев, Лазарев, Хижниченко у А-20.

В источнике неверно указана принадлежность машины 51 мтап
A-20G-45-DO (тактический № 2, серийный № 43-21891). Предположительно - 36 мтап ВВС СФ.
profile 321891 serial guessed
A-20G-45-DO № 2, рисунок T. Tuomanen.

фото советский самолет
A-20 (тактический № 5, серийный № 118273). Предположительно - из состава 36 мтап.

фото советский бомбер
Техник приготовляет 1000-кг бомбы для A-20 № 15. Предположительно - 36 мтап.


Остатки сгоревшего самолета A-20 героя Советского Союза Н.А. Токарева (виден номер 259516) г. Евпатория, за Мойнакским озером. Январь 1944 г.

А-20-Ж фото воздушный летающий тигр / явно А-20С, носовая кабина у G другая - и заводская пулеметная, и переделанная у нас штурманская.
Экипаж у А-20С с рисунком тигра: командир звена капитан Новицкий В.П. (слева), штурман звена капитан Малаховский Н.Д. (справа).

a20
Подача торпеды на А-20 Бостон экипажу Рукавицына. У грузовика - флотский номер Ф-05-339. Увеличение фото - по клику.
The torpedo for the A-20G № 23. Click to enlarge the picture.


Устранение девиации на A-20G Рукавицына, Ваенга, 1944 г. Увеличение фото - по клику.
The A-20G (serial number 321783, tactical number 23). Click to enlarge the picture.



36-й МТАП на аэр. Тученцзы, 1947 г. Увеличение фото - по клику.
The A-20 aircraft and the crews. Click to enlarge the picture.



36-й МТАП на аэр. Тученцзы, 1947 г. На А-20 виден номер 33. Увеличение фото - по клику.
The A-20 (tactical number 33). Click to enlarge the picture.


       Командиры полка

       Командиры полка: подполковник Алексей Григорьевич (март-июнь 1942 г., снят); ГСС майор Андрей Яковлевич Ефремов (октябрь 1942 г. – октябрь 1944 г.), П.Н.Обухов (октябрь – декабрь 1944 г., ВрИД), Ф.М.Коптев (октябрь 1944 г. – май 1945 г., ВрИД), ГСС А.Я.Ефремов (апрель 1945 г. – 1948 г.), П.К.Панов (1948 г. - сентябрь 1949 г.), С.М.Рубан (сентябрь 1949 г. - декабрь 1950 г.), В.В.Соколов (1950-53 г.г., снят), А.В.Чернов (1953-55 г.г.), ГСС А.В.Пресняков (июнь 1955 г. – сентябрь 1956 г.), Н.И.Ефремов (сентябрь 1956 г. – июнь 1958 г., снят), ГСС М.В.Шишков (июнь 1958 г. – май 1960 г.).




36-й минно-торпедный авиационный Краснознаменный полк ВВС ЧФ / СФ / ТОФ
(36-й дальнебомбардировочный авиационный полк)
Благодарности - Левшов П., Красильников С., Харин В., Заика П., Петров Г., Геуст К.


Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.