Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

5 гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк ВВС ЧФ

[2 минно-торпедный авиаполк ВВС ЧФ]



5th Guards mine-torpedo air regiment (former 2nd mine-torpedo aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Приказом НК ВМФ № 0026 от 15.11.1939 в составе 63 бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ на базе 35 минно-торпедной авиационной эскадрильи на аэр. Сарабуз (ныне — Гвардейское) в районе Симферополя был сформирован 2 минно-торпедный авиаполк.
       С осени 1940 г. войны имел пятиэскадрильный состав.
       В конце февраля 1942 г. переведён на трёхэскадрильный состав.
       За мужество, отвагу, дисциплину и организованность, проявленные в непрерывных боях с немецко-фашистскими захватчиками, Приказом НК ВМФ № 73 от 03.04.1942 2 мтап преобразован в 5 гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВМФ.
       Встречаются сокращения: 2 ап 63 АББ, 2 мтп 63 авиац. бр., 2 мтап 63 АБ, 5 гв. авп 1 мтад, 5 гв. мтап 2 гв. мтад, 5 гап ВВС ЧФ.
       7 ноября 1944 г., за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце, полку было присвоено почётное наименование «Констанцский».
       На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/53280 от 30.08.1955 5 гмтап переименован в 5 гв. тяжелобомбардировочный авиационный полк специального назначения.
       В соответствии с директивой ГШ ВМФ № ОМУ/4/30353 от 03.10.1957, 5 гтбап сн был переименован в 5 гвардейский минно-торпедный авиационный полк дальнего действия.
       1 мая 1961 г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в Морскую Ракетоносную Авиацию, на основании приказа МО СССР № 0028 от 20.03.1961 и приказа ГК ВМФ № 048 от 13.04.1961, 5 гмтап дд был переименован в 5 гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный полк.
       4 мая 1985 г. за заслуги в годы войны и в послевоенное время полк удостоен ордена Отечественной Войны I степени.
       15 ноября 1994 г. 5 гомрап расформирован на аэр. Весёлое в Крыму.

       Подчиненность и участие на фронтах

       Авиаполк входил в состав 63 тбабр -> 1 мтад -> 2 гмтад Черноморского флота.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       По формировании на вооружении имел самолеты ДБ-3Ф с моторами М-87 (в бомбардировочном и торпедоносном вариантах). По состоянию на 1 июня 1941 г., имелось 70 самолётов (53 исправных) ДБ-3Т и ДБ-ЗФ.
       На начало 1944 г. в составе полка имелось 27 самолётов Ил-4.
       С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе полка проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т.
       В разное время матчасть полка составляли самолеты: ДБ-3б, Ил-4, Ту-2, Ту-14т, Ту-16т, Ту-16к, Ту-16п, Ту-16е, Ту-22м3, Ту-104, Як-12, Ан-2.


Корнеев Илья Васильевич (штурман эскадрильи), на фоне ДБ-3, фото 1941 г.


Экипаж самолёта ДБ-3 № 2, слева-направо: стрелок-радист Акимов, лётчик Кудряшов Ф.С., штурман Коноплёв Б.С., июль 1941 г.

Крым, аэродром Владиславовка 1941 Командир 4 авиаэскадрильи 2 ап Ввс Чф Семенюк П. (слева 2-й), среди членов экипажа, слева 3-й – капитан Толмачёв Александр Фёдорович, штурман.
Экипаж самолёта ДБ-3 во главе с командиром 4-й эскадрильи 2-го (5 гв.) авиационного полка ВВС Черноморского флота капитаном Семенюком Платоном Фёдоровичем (слева второй)
Крым, аэродром Владиславовка, июль 1941 г. Экипаж самолёта ДБ-3 с номером 3 или 5: Семенюк, Толмачёв, Егоров, Любимков.

Слева 2-й – командир 4 авиаэскадрильи капитан Семенюк Платон Фёдорович, слева 3-й – штурман эскадрильи капитан Толмачёв Александр Фёдорович.

лётчики 4-ой авиационной эскадрильи 2-го авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота
Лётчики 4-ой авиационной эскадрильи на фоне самолёта № 9, фотография 1941 г.

лётчики 4-ой авиационной эскадрильи 2-го авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота
Лётчики Чупров Иван Устинович (слева) и Осипов Пётр Матвеевич на фоне самолёта № 10, август 1941 г.

2 мтап лт. Абасов Музаир Гамид-оглы, Зимницкий Алексей – штурман, Щёкин Виктор – стрелок-радист, Кузнецов Александр – стрелок-бомбардировщик
Лт. Абасов Музаир Гамид-оглы, Зимницкий Алексей – штурман, Щёкин Виктор – стрелок-радист, Кузнецов Александр – стрелок-бомбардировщик, июль 1941 г.
ДБ-3ф первых серий, на которых воздухозаборники маслорадиаторов выступали из крыла. Самолеты, выпускаемые с весны 1940 г. уже имели утопленные в крыло маслорадиаторы и на них отсутствовали выступающие воздухозаборники (имелось одно отверстие заподлицо с крылом).
Экипаж у ДБ-3ф первых серий. Хорошо видны воздухозаборники маслорадиаторов, выступающие из крыла.

госкат 13581689
Фотография 1941-42 гг.

действующая армия
Летчик Шапкин Ф.И. у бомбардировщика с лозунгом "За Родину!", фрагмент фотографии 1941-42 гг.

Самолет гв. капитана Осипова готовится к боевому вылету. 1941-42
Самолет гв. капитана Осипова готовится к вылету с подвешенными ПДММ (парашютно-десантные мягкие мешки).

Советский фотоснимок ВОВ
Звено Ил-4 (видны номера 5, 3, 2) в полете над Таврией, лето-осень 1942 г. Увеличение - по клику.
The Il-4 aircraft in flight, 1942. Click to enlarge the photo.


5th Guards mine-torpedo air regiment
The Il-4 tactical number 5, drawing by Tapani Tuomanen.


2 (5 гв) авиаполка ВВС ЧФ на аэродроме
Бомбардировщики Ил-4 на аэродроме, июль 1942 г.
Soviet Il-4 plane tactical number 1. Great Patriotic war picture.


Старший лейтенант Фёдоров Валерий Иванович, лётчик 5-го гвардейского авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота (в центре – кинооператор Запорожский Ф.
Лётчик старший лейтенант Фёдоров Валерий Иванович, в центре – кинооператор Запорожский, 1942-43 гг.

5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк ВВС Черноморского флота. Фотографии и история

Над Крымской территорией летит самолет-бомбардировщик с продовольствием для партизан
Ил-4 № 7 с продовольствием для партизан над Крымской территорией, 1943 г. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 plane over Crimea, 1943. Click to enlarge the photo.


5-й гвардейский авиаполк СССР
Обед у Ил-4 с тактическим номером 1, май 1943 г. Увеличение фото - по клику.

готовит самолет к боевому полету 5th Guards Torpedo Regt (5 GMTAP) of the Black Sea Fleet Aviation
Экипаж гвардии капитана А.А. Зайцева. Крайний слева - штурман гв. капитан Зимин М.А. 1943 год.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
The Il-4 № 3 of guards capt. A.A. Zaytsev, drawing by Tapani Tuomanen.


торпедоносец гвардии капитана А. А. Зайцева сбросил торпеду. 5 гв. минно-торпедный Констанцский авиаполк Героя Советского Союза Токарева Н.А. май 1943 Ил4
Ил-4 гв. к-на А.А. Зайцева сбросил торпеду, май 1943 г.

Самолеты гв. старшего лейтенанта В.Ф. Бубликова и гв. лейтенанта А. Ковтуна идут в разведку. 13.06.1943
Самолеты Ил-4 гв. старшего лейтенанта В.Ф. Бубликова и гв. лейтенанта А.Р. Ковтуна. Фото 13.06.1943.

wartime photo Russian IL4 airplane WWII
Авиационная торпеда 45-36 у Ил-4 № 4. Увеличение фото - по клику.
В некоторых публикациях принадлежность машины ошибочно указывается как 9 гмтап.
The torpedo 45-36 for the Il-4 of 5 GMTAP Red navy, 1943. Click to enlarge the photo.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Стрелок-радиcт Ил-4 загружает в cамолет патронную ленту пулeмeтa УБТ туpeли УТК-1. Увеличение фото - по клику.
В некоторых публикациях эту машину ошибочно относят к 9 гмтап.
The gunner in the UTK-1 turret of the Il-4 bomber. Click to enlarge the photo.


Группа лётчиков штурманов
Группа лётчиков и штурманов (среди них - Минаков В.И.) у самолёта Ил-4 № 5.


Самолёт Ил-4 № 6, предположительно - 5 гмтап.


Самолёт Ил-4 № 8 с тремя отметками побед. Фотография опубликована в газете Черноморский лётчик 30 марта 1944 г.

2-й эскадрильи 5-го гвардейского МТАП (ВВС Черноморского флота) у торпедоносца Ил-4
Личный состав 2-й эскадрильи у торпедоносца Ил-4. Фотография 1943 г. Увеличение - по клику.
The crew of the Il-4 torpedo bomber, 1943. Click to enlarge the photo.


Материалы о службе Героя Советского Союза Канарева Виктора Павловича в ВВС в годы Великой Отечественной войны
Канарев Виктор Павлович с сослуживцами у Ил-4 со звёздами на коках винтов, фотография датирована 1943 г.
По клику - Замполит авиаполка майор Аркадий Ефимович Забежанский у этого же самолёта, фотография датирована 1941-1942 гг.
На снимке Токарев Н. в полном снаряжении летчика возле самолета перед вылетом на боевое задание 
1944 - мб уже в управдении авд.
Николай Александрович Токарев, фотография датирована 1944 г. (либо комполка, либо уже в управлении авд).

Лапицкий Илья Иванович - участник ВОВ, штурман авиационной эскадрильи, 1944
Штурман авиационной эскадрильи Лапицкий Илья Иванович среди боевых товарищей, 1944 г.

Герой Советского Союза Кещенко, в группе. ст. лейтенант, 5 гвардейского минно-торпедного полка. 1945
Герой Советского Союза ст. лейтенант Кещенко с боевыми товарищами на фоне Ил-4 №№ 1 и 7, 1945 г. Другое фото из серии - по клику.
Soviet pilots aside the Il-4 aircraft at the airfield, 1945. Click to view another photo.



Накануне Дня Победы, 1945 г. Личный состав полка на фоне Ил-4 № 2.


Накануне Дня Победы, 1945 г. Личный состав полка рядом с Ил-4 № 8.

       История полка

       К декабрю 1939 г. на аэр. Сарабуз (ныне Гвардейское) в районе Симферополя на основании приказа НК ВМФ №0026 от 15.11.1939 г. на базе 35-й минно-торпедной авиационной эскадрильи в составе 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ был сформирован 2-й минно-торпедный авиаполк. Первоначально в полку имелось три эскадрильи самолетов ДБ-3.
       С началом Советско-финской войны в декабре 1939 г. несколько экипажей полка были направлены на Балтику, где приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке.
       К 01.08.1940 г. в полку формируются 4-я и 5-я БАЭ. Теперь в нем по штату стало 62 самолета ДБ-3.
       По состоянию на 25.05.1941 г. в полку имелось 70/53 ДБ-3, 1/1 УТ-1, 1/1 УТ-2, 6/6 У-2 и 62/12 экипажа, которые распределялись следующим образом:
- управление 2-го МТАП (1/1 УТ-2 и 1/1 УТ-1) на аэр. Феодосия;
- 1-я АЭ ночная (14/13 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Карагоз в районе Феодосии;
- 2-я АЭ дневная (14/11 ДБ-3 и 2/2 У-2) на аэр. Карагоз;
- 3-я АЭ дневная (15/11 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Сарабуз;
- 4-я АЭ учебная (15/9 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Сарабуз;
- 5-я АЭ учебная (12/9 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Сарабуз.
       На 22.06.1941 г. по оперативной готовности №2 полк базировался на аэродромах рассредоточения: Карагоз и Владикавказ – по две АЭ, Сарабуз – одна АЭ. С первого дня войны летчики полка включились в боевую работу, нанося бомбовые удары по объектам на территории Румынии.
       С 30.06.1941 г. самолеты полка выполняли минные постановки в гирлах Дуная.
       С 22.08.1941 г. 2-й МТАП приступил к нанесению бомбовых ударов по наступающим на Перекоп колоннам противника.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в боевом составе 2-го МТАП базирующегося на аэродромы Карагоз и Владиславовка имелось 42/36 ДБ-3 и ДБ-3ф и 43 летчика.
       30.09.1941 г. полк перебазировался на аэр. Анапа и Краснодар (12 ДБ-3) для переформирования и отдыха.
       На 08.10.1941 г. в полку насчитывалось 31/27 ДБ-3 и ДБ-3ф и 31 летчик.
       С середины октября 1941 г. полк продолжил вести боевые действия с полевых аэродромов Крымская, Константиновская, Киевская, Курганная в Краснодарском крае.
       После 27.11.1941 г. в связи с ухудшившейся оперативной обстановкой на кавказском направлении 2-й МТАП перебазировался в район Майкопа.
       С 03.12.1941 г. и до конца обороны г. Севастополь (30.06.1942 г.) группы самолетов ДБ-3 полка численностью от 3 до 7 экипажей действовали в составе Севастопольской авиагруппы с площадки на Херсонесском маяке против наступающих на город немецких и румынских войск.
       По состоянию на 07.01.1942 г. в боевом составе полка насчитывалось 33/28 ДБ-3 и ДБ-3ф.
       В конце февраля 1942 г. полк был переведен на трехэскадрильный штат.
       На основании приказа НК ВМФ СССР №73 от 03.04.1942 г. «за проявленную отвагу… за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» проявленные при обороне Севастополя 2-й МТАП ВВС ЧФ был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
       По состоянию на 22.04.1942 г. в боевом составе полка насчитывалось 30/25 Ил-4 (так с 23.03.1942 г. стали именоваться самолеты ДБ-3ф).
       В мае 1942 г. основные силы полка базировались на аэр. Майкоп, а 5-7 самолетов на ротационной основе находились на аэр. Херсонес в Севастополе.
       По состоянию на 22.05.1942 г. в боевом составе полка насчитывалось 24/22 Ил-4 из них 7/7 Ил-4 находились на аэр. Херсонес.
       По состоянию на 01.07.1942 г. в боевом составе 5-го гв. МТАП на аэр. Майкоп числилось 15/11 Ил-4.
       4 и 5 августа 1942 г. ввиду неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте 5-й гв. МТАП составом 10 Ил-4 перебазировался с аэр. Майкоп на аэр. Гудаута (Абхазия).
       К 24.09.1942 г. в результате значительных потерь авиатехники 5-й гв. МТАП располагал всего 7 самолетами Ил-4 на аэр. Гудаута, из которых только 5 самолетов были исправны.
       28.10.1942 г. в состав полка передали 11 Ил-4 и 14 экипажей из 36-го МТАП, убывающего в тыл на переформирование.
       В декабре 1942 г. в строю 5-го гв. МТАП находилось 14 самолетов Ил-4. В это время 2-я АЭ полка базировалась в Бабушерах. Вскоре эскадрилью перевели в Гудауту.
       По состоянию на 01.03.1943 г. в боевом составе 5-го гв. МТАП, управление которого базировалось на аэр. Гудаута, числилось на аэр. Гудаута 19/15 Ил-4 и 1/1 У-2, на аэр. Геленджик 1/1 Ил-4 , на аэр. Кутаиси 1/0 Ил-4. Всего в полку имелся 21 экипаж.
       В апреле 1943 г. в полк прибыло 9 экипажей с Тихоокеанского флота, одновременно 4 опытных экипажа полка были направлены на ТОФ для передачи боевого опыта.
       По состоянию на июнь 1943 г. 5-й гв. МТАП основным составом базировался на аэр. Гудаута.
       На начало 1944 г. в составе 5-го гв. МТАП на аэр. Геленджик числилось 27 самолетов Ил-4 и 21 экипаж.
       С конца января 1944 г. 5-й гв. МТАП перебазировался на аэр. Сокологорное, где находился до середины мая. Часть самолетов полка была перебазирована на аэр. Скадовск и вошла в состав Скадовской авиагруппы. На новых местах базирования он включился в боевую работу по блокированию Крымского полуострова с моря.
       На 01.04.1944 г. в полку имелось 27/24 Ил-4, 1/1 У-2 и 30 экипажей. Подразделения полка базировались:
- управление на аэр. Сокологорное (2/2 Ил-4 и 1/1 У-2 на аэр. Сокологорное, 1/1 Ил-4 на аэр. Скадовск);
- 1-я АЭ – 7/6 Ил-4 на аэр. Сокологорное и 1/1 Ил-4 на аэр. Геленджик;
- 2-я АЭ – 8/8 Ил-4 на аэр. Сокологорное;
- 3-я АЭ – 6/5 Ил-4 на аэр. Сокологорное, 1/1 на аэр. Скадовск, 1/- Ил-4 на аэр. Геленджик.
       Во второй половине мая полк вернулся на свой довоенный крымский аэродром Сарабуз.
       20.08.1944 г. 14 Ил-4 5-го гв. МТАП приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца, вылетая с аэр. Сарабуз.
       За участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце приказом ВГК №0302 от 07.09.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0736 от 14.09.1944 г.) полку было присвоено почетное наименование «Констанцский».
       21.08.1944 г. 2 самолета Ил-4 5-го гв. МТАП ночью выполнили вылеты в район Констанца, которые стали последними для полка в Великой Отечественной войне.
       По состоянию на 01.10.1944 г. 5-й гв. МТАП составом 26/23 Ил-4, 1/1 Ил-4тр, 1/1 УТ-1, 1/1 По-2 и 35 летчиков базировался на аэродромах Бургас (Болгария) и Сарабуз (Крым).
       После окончания боевых действий на Черном море полк с осени 1944 г. базировался на аэр. Саки.
       Но уже по состоянию на 01.01.1945 г. 5-й гв. МТАП дислоцировался на аэр. Сарабуз (в 1948 г. переименован в Гвардейское).
       С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе 5-го гв. МТАП проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т.
       В конце 1947 г. полк был переведен на четырехэскадрильный штат.
       К 1949 г. 5-й гв. МТАП был перевооружен с Ил-4 на торпедоносцы Ту-2.
       С июля 1951 г. по декабрь 1952 г. на базе полка проводились войсковые испытания новых реактивных торпедоносцев Ту-14т. Он стал первой авиационной частью ВВС ВМФ, получившей на вооружение эти самолеты.
       К 1952 г. 5-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Гвардейское передали из 2-й гв. МТАД в состав 88-й ДБАД (бывш. 13-я АДПБ) ВВС ЧФ.
       К осени 1955 г. 5-й гв. МТАП был передан из состава 141-й МТАД (бывш. 88-я МТАД) в состав 88-й ТБАД СпН ВВС ЧФ и переименован в 5-й гв. тяжелобомбардировочный авиационный полк специального назначения.
       В апреле 1956 г. 5-й гв. ТБАП СпН начал получать самолеты-торпедоносцы Ту-16т, а в 1957 г. освоил ракетную систему «Комета» с АКР КС.
       В октябре 1957 г. 5-й гв. ТБАП был переименован в 5-й гв. минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия в составе 88-й МТАД ДД.
       С ноября 1960 г. полк перебазировался с аэр. Гвардейское на аэр. Веселое, где и оставался все последующие годы вплоть до своего расформирования. Одновременно полк первым в ВВС Черноморского флота приступил к освоению ракетной системы Ту-16к-10 с АКР К-10.
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г. 5-й гв. МТАП ДД был переименован в 5-й гв. отдельный морской ракетоносный авиационный полк (так как 88-я МТАД ДД, куда он входил, к этому времени подлежала расформированию). В полку имелось три авиационные эскадрильи.
       С 1971 г. 5-й гв. ОМРАП вошел в состав повторно сформированной 2-й гв. МРАД Авиации ЧФ.
       К 1985 г. 5-й гв. МРАП перевооружился с Ту-16 сразу на самолеты Ту-22м3, минуя «двойки».
       В преддверии 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне в 1985 г. командование ВВС ЧФ возбудило ходатайство о награждении полка за заслуги в годы войны и в послевоенное время орденом Красного Знамени. Однако Указом ПВС СССР №2346-XI от 04.05.1985 г. «за большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 5-й гв. МРАП был удостоен ордена Отечественной Войны I-й степени.
       15.11.1994 г. 5-й гв. МРАП, базирующийся на аэр. Веселое в Крыму, был расформирован. Самолеты Ту-22м3 сначала передали в 943-й МРАП, а после расформирования и этого полка 19 самолетов отошли России, а 20 самолетов - Украине. Впоследствии российские Ту-22м3 передали в 444-й ЦБП и ПЛС ВВС ВМФ и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ. Боевое Знамя 5-го гв. АП общевоинского образца было передано в Центральный Военно-морской музей в г. Ленинграде.
       Командиры полка: Алексей Григорьевич Биба (ноябрь 1939 г. – ноябрь 1941 г., снят), ГСС Николай Александрович Токарев (ноябрь 1941 г. – октябрь 1942 г.), ГСС Виктор Павлович Канарев (октябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г.), Георгий Павлович Поплавский (октябрь-декабрь 1943 г.), Михаил Иванович Буркин (март-ноябрь 1944 г.), А.А.Нагаев (ноябрь 1944 г. – май 1946 г.), Н.Д.Саликов (май 1946 г. – июнь 1947 г.), ГСС Г.Д.Васильев (апрель 1956 г. – октябрь 1958 г.), В.М.Дубина (октябрь 1958 г. - март 1964 г.), И.М.Войцицкий (март 1964 г. – август 1970 г.), В.И.Гришин (август 1970 г. – июль 1976 г.), Г.К.Тхоржевский (с июля 1976 г.), И.Г.Новиков (1976-79 гг.), Ю.Г.Заря (1979-81 гг.), Ю.И.Лазарев (1981-86 гг.), П.А.Гудымов (1986-88 гг.), В.Г.Андреев (1988-91 гг.), С.М.Винокуров (1991-93 гг.), С.Ю.Орлов (1993-94 гг.).




5-й гвардейский минно-торпедный авиационный Констанцский полк Дальнего Действия, 5-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный Констанцский ордена Отечественной войны полк, 5-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк СпецНаз, 2-й минно-торпедный авиационный полк, 35-я минно-торпедная авиационная эскадрилья

Благодарности - П. Левшову; сайтам allaces, goskatalog.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.