Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

51 минно-торпедный авиационный Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк ВВС ВМФ

Боевое Знамя красное 51 Минно-торпедного авиационного полка

51 mine-torpedo «Tallin» aviation regiment

       История полка

       26.10.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0800 от 22.10.1943 г. на аэр. Приютино под Ленинградом в составе ВВС БФ началось формирование 51-го минно-торпедного авиационного полка трехэскадрильного состава (по 10 самолетов в АЭ и еще 2 самолета в управлении полка).
       Полк формировался на базе личного состава расформируемых тем же приказом 25-й ОНБАЭ и 6-й ОСАЭ, а также переформируемой 58-й ОМРАЭ ВВС Балтийского флота. Его также пополнили молодыми летчиками из 3-го ЗАП ВВС ВМФ, прошедшими обучение на самолетах А-20G «Бостон»,
       В декабре 1943 г., еще не завершивший формирование, полк был включен в состав 8-й МТАД ВВС БФ.
       На 01.01.1944 г. в 51-м МТАП имелся всего один самолет А-20 и один Ил-4.
       В январе 1944 г. эти два самолета полка перелетели на аэр. Новая Ладога, где продолжилось доукомплектование и боевое слаживание части.
       С 15.02.1944 г. полк был включен в состав действующей армии, получив несколько самолетов А-20G из 1-го гв. МТАП ВВС БФ.
       В середине февраля 1944 г. летный и технический состав полка в количестве 17 экипажей поездом убыл в Северный Казахстан на станцию Тайнча (с. Новосухотино) для доукомплектования авиатехникой. Однако туда самолеты для полка еще не поступили и личный состав самолетом перебросили в Красноярск, где от перегоночного полка ВВС КА были приняты А-20G «Бостон», перелетевшие из США в СССР по трассе «АЛСИБ». Экипажи 51-го МТАП облетали их, после чего в апреле 1944 г. перегнали на аэр. Приютино.
       В мае полк с аэр. Приютино перебазировался на аэр. Гражданка, расположенный в черте Ленинграда, после чего в том же месяце убыл на аэр. Новая Ладога для завершения отработки боевого применения и слаживания экипажей на учебном полигоне в Ладожском озере.
       По состоянию на 01.06.1944 г. полк был полностью укомплектован самолетами А-20 (32 ед.). Из них 11 самолетов были небоеготовые (в том числе 9 «Бостонов» проходили переоборудование в вариант А-20-DO с кабиной штурмана в носовой части самолета).
       09.06.1944 г. 51-й МТАП составом 30 экипажей завершил подготовку к боевым действиям и перебазировался с аэр. Новая Ладога на аэр. Клопицы. В полку 1-я и 3-я эскадрильи были подготовлены в качестве торпедоносцев, а 2-я АЭ - топмачтовиков.
       20.06.1944 г. состоялся первый боевой вылет самолетов полка на бомбардировку финского порта Котка.
       23.06.1944 г. была выполнена первая торпедная атака немецких кораблей в порту Палдиски.
       В июне 1944 г. самолеты полка участвовали в одной из самых необычных акций ВВС ВМФ, имевших место за время войны, – минно-торпедном ударе по плотине ГЭС на реке Свирь. 20-21 июня 8 А-20G из 2-й АЭ полка совместно с 5 Ил-4 из 1-го гв. МТАП с аэр. Новая Ладога выполнили боевой вылет на уничтожение плотины ГЭС «Свирь-2». Задача экипажами была выполнена успешно, что обеспечило нашим войскам возможность форсировать р. Свирь ниже по течению от ГЭС.
       По состоянию на 01.07.1944 г. в полку числилось 22 А-20G.
       В середине июля 1944 г. 51-й МТАП перебазировался с аэр. Клопицы на аэр. Борки на южном побережье Финского залива. В связи с тем, что 1-й гв. МТАП понес значительные потери в летном составе и самолетах, решением командования ВВС БФ в этот полк передали 1-ю АЭ 51-го МТАП (8 самолетов).
       16.07.1944 г. 4 самолета - топмачтовика А-20G полка с аэр. Борки совместно с 22 Пе-2 12-го гв. ПБАП выполнили бомбовый удар по крейсеру ПВО (плавбатарее) «Ниобе». В результате этого налета немецкий крейсер был потоплен.
       В период с 22 по 30 июля 1944 г. экипажи полка выполняли вылеты на удары по кораблям и судам противника в районах Таллина, Либавы, в Финском и Рижском заливах.
       04.08.1944 г. полк был отведен в Новоладожский учебный центр для пополнения. За высокие потери (13 самолетов и 11 экипажей) командир полка В.М.Кузнецов был снят с должности и назначен с понижением в 1-й гв. МТАП.
       С 12.09.1944 г., завершив переформирование и обучение в Новой Ладоге, 51-й МТАП вновь приступил к боевой деятельности с аэр. Клопицы.
       22.09.1944 г. приказом Верховного Главнокомандующего за проявленное мужество и героизм в боях при освобождении столицы Эстонии 51-й МТАП вместе с другими частями и соединениями было присвоено почетное наименование «Таллинский».
       13.10.1944 г. полк составом 21 А-20 перебазировался с аэр. Клопицы на аэр. Паневежис, на котором сосредоточилась вся 8-я минно-торпедная дивизия.
       В октябре-декабре 1944 г. одним из основных объектов ударов полка стала ВМБ Либава.
       С середины ноября 1944 г. 51-й МТАП принял участие в операции советских войск по освобождению островов Моонзундского архипелага.
       28.12.1944 г. 3-я АЭ 51-го МТАП перебазировалась с аэр. Паневежис на аэр. Паланга на побережье Балтийского моря
       По состоянию на 01.01.1945 г. в составе полка числилось 24 А-20G. Кроме того в резерве на аэр. Гражданка имелось еще 12 Ил-4 и 16 А-20А. За 10 месяцев боев полк потерял 67 самолетов и 200 человек личного состава.
       15.02.1945 г. 51-й МТАП основным составом (1-я и 2-я АЭ) перебазировался с аэр. Паневежис на аэр. Паланга.
       09.03.1945 г. он совместно с 21-м ИАП перелетел на аэр. Грабштейн (ныне Гаргждай).
       22.03.1945 г. экипаж капитана Ф.Н.Макарихина добился юбилейной победы – их торпедой был потоплен «сотый» вражеский транспорт (по послевоенным подсчетам реальные победы полка оказались более скромными).
       В конце марта 1945 г. для восполнения потерь в полк прибыло 6 экипажей из 36-го МТАП ВВС Северного флота, который к этому времени стал невоюющим.
       05.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №091 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество 51-й МТАП был награжден орденом Красного Знамени. А всего через две недели 20.04.1945 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество полк был награжден орденом Ушакова II-й степени.
       По состоянию на 24.04.1945 г. в составе полка оставалось исправными 23 самолета А-20 «Бостон».
       С 29.04.1945 г. 51-й МТАП базировался на аэр. Кольберг в Восточной Пруссии (ныне Колобжег в Польше).
       04.05.1945 г. экипажи 1-й и 3-й АЭ полка (10 А-20) участвовали в потоплении на рейде ВМБ Свинемюнде немецкого учебного броненосца «Шлезиен» и вспомогательного крейсера «Орион».
       08.05.1945 г. полк всем составом нанес два удара по судам противника, находящимся в гаванях о. Борнхольм, чтобы воспрепятствовать их уходу на Запад. Это были последние боевые вылеты полка в Великой Отечественной войне.
       За период с 18.06.1944 г. по 09.05.1945 г. полком было:
- потоплено 159 боевых кораблей и транспортов противника, в том числе: броненосец «Шлезиен», крейсер ПВО (плавбатарея) «Ниобе», вспомогательный крейсер «Орион», 7 эсминцев, миноносец, 17 сторожевых кораблей, 8 тральщиков, подводная лодка, сторожевой катер, 3 буксира и 6 самоходных десантных барж, два танкера, плавучий док и 109 транспортов общим водоизмещением 572 000 тонн.
- на фарватерах, вражеских портах и базах произведено 99 минных постановок.
       08.07.1945 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 51-й МТАП был награжден орденом Нахимова I-й степени. Таким образом, несмотря на свою «молодость», по числу наград и почетных наименований полк стал одним из самых именитых в Авиации ВМФ.
       После окончания боевых действий в составе полка имелось три авиационные эскадрильи по 9 самолетов А-20 и еще три самолета находилось в звене управления полка (всего 30 машин).
       В сентябре 1945 г. полк перебазировался с аэр. Кольберг на аэр. Клопицы под Ленинградом и оставался там до июня 1946 г.
       К маю 1946 г. полк был перебазирован с аэр. Клопицы на аэр. Паланга.
       27.06.1947 г. 51-й МТАП перебазируется с аэр. Паланга на аэр. Донское (бывш. восточно-прусский Гросс-Диршкайм).
       В июне 1952 г. полк начал перевооружение на реактивные самолеты Ил-28. Штаб полка дислоцировался в п. Светлогорск (бывш. Раушен).
       В феврале 1953 г. 51-й МТАП одновременно с 1-м гв. МТАП был перебазирован с аэр. Донское на аэр. Дунаевка.
       С 09.05.1960 г. в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/13029 от 27.03.1960 г. в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР» 51-й МТАП 8-й МТАД ВВС БФ, вооруженный самолетами Ил-28, на аэр. Дунаевка был расформирован.
       В середине 1961 г. его награды и почетное наименование передали вновь сформированному 759-му минно-торпедному авиационному полку 384-й МТАД ВВС БФ.

       В документах встречаются сокращения 51 МТТКОУАП, 51 МТТКУНАП ВВС КБФ.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В августе 1944 г. получены на вооружении американские самолеты Дуглас "Бостон" A-20G.
       В разное время матчасть полка составляли самолеты А-20G, А-20А, Ил-4, Ил-28, У-2.
       Номера и "пилотки" на вертикальном оперении различались цветами: звено управления - белый, 1 аэ - светлый (возможно - тоже белый), 2 аэ - голубой, 3 аэ - жёлтый.

Berlin WW2 foto Russian bombers
Самолеты 1 эскадрильи над пригородами Берлина 28 мая 1945 года: № 1: A-20J/K (машина командира эскадрильи Гурьянова); № 3: A-20G (машина Щеголева); № 5 (43-9561): A-20G-30-DO с переделанной носовой частью.
Советские торпедоносцы полевой модификации A-20G-30-DO (+бак -пулеметы) 39561
Самолет A-20G-30-DO, доработанный в СССР (добавлен бак, вместо пулеметов установлена остекленна кабина), май 1945 г.
Советский фотоснимок в бою СФВ Бомбер Boston
Бомбардировщики А-20 с тактическими номерами 5 и 18 на аэродроме Кольберг в мае 1945 г.

Торпедоносец A-20G на аэродроме, 51-й мтап, ВВС Балтийского флота
А-20 с тактическим номерам 18 (заводской номер 43-21901), 1944 г.

51 MTAP wartime foto
Бостоны A-20G №№ 7 и 9 в Паланге, февраль 1945 года. Другая фотография из серии - по клику.
The A-20G bombers tactical numbers 7 and 9, February 1945. Click to view other picture.



A-20G-35-DO (серийный номер 43-10052) на аэродроме в США, перед отправкой в СССР.

В центре - начальник политотдела ВВС КБФ Сербин И.И., за ним - командир полка Орленко И.Ф.
На заднем плане - A-20G-35-DO (тактический номер 14) командира звена Еникеева Г.Г. (2 эскадрилья).

морской бомбер
Бостон на аэродроме Паланга, февраль 1945 г.


Старший техник лейтенант Якубов Тихон Емельянович и сержант Государенко Виктор Кузьмич подвешивают авмабомбу - готовят самолет к боевому вылету. 1944-1945 гг.


Начальник связи полка Быков В.В. у Бостона с бомбой "За Родину!".


Начальник связи полка Быков В.В. инструктирует стрелков-радистов. Михалев, Карпов, Арчаков, Шишкин, Волков, Чеканов, Быков. Май 1945 г.

A20 Boston 51 MTAP wartime foto
Начальник политотдела ВВС КБФ И.И. Сербин слушает доклад штурмана звена Чернышева.
The A-20G bomber of 51 MTAP Baltic sea fleet in Great Patriotic war.



Торпедисты за подготовкой самолета A-20G к боевому вылету, 1945 г.
Фотография ВОВ А20 группа авиаторов 51 минно-торпедного авиаполка справа налево: Зам. командира авиаэскадрильи ст. лейтенант Фоменко В.П., стрелок-радист сержант Гридяев А.И., штурман звена мл. лейтенант Чернышев Г.А., командир звена мл. лейтенант Еникеев Г.Г., штурман звена мл. лейтенант Долинин Н.Г., командир экипажа лейтенант Колтанищенко П.Н., стрелок-радист сержант Шмелев В.
Комэск Макарихин Федор Николаевич на фоне Бостона с силуэтами потопленных кораблей.
По клику - группа авиаторов на фоне этого самолёта , 1944-45 гг.
The Soviet-modified A-20 warplane. Click to view other picture.


фото ВОВ A20 51 МТАП ВМС СССР
Старший техник-лейтенант Крючков Григорий Васильевич.

Second world war А20 Boston Havoc
Инженер 2 эскадрильи Смирнов В.М. у самолета А-20 (с подвешенной 500-кг авиабомбой) Позника Г.В.
На борту - белые силуэты потопленных кораблей и красная звёздочка воздушной победы.

Летчики у самолета / такие отметки побед были в 1 гв и 51 мтап
Летчики у самолета А-20 из состава 51 мтап либо 1 гмтап.

51 минно-торпедный авиационный Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк ВВС ВМФ
В центре - штурман звена лейтенант Жебуртович Игорь Степанович и командир звена лейтенант Кулинич Виктор Мартынович

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Модифицированный A-20G-36-DO с кабиной штурмана в носовой части. У самолёта - штурман полка Пряхин Ф.Т., комполка Орленко И.Ф., начальник связи полка Быков В.В. Кольберг, 1945 г.
По клику - другой групповой снимок на фоне машины командира полка Орленко.
The Soviet-modified A-20G-36-DO (the glazed nose, 4 macine guns removed). Click to view other picture.

Таллинский авипполк ВОВ орден Ушакова Красного Знамени
Эмблема полка: Композиция надписи «Таллинский АП» и рисунков орденов.
Техническая надпись: U.S. ARMY A-20G-36-DO A.F. 43-10067 ...

Конец 1945 года, аэродром Клопицы. На самолет командира полка Орленко к изображениям орденов Красного Знамени и Ушакова добавлено изображение ордена Нахимова.


The drawings by Tapani Tuomanen:

39561 USSR VVS VMF in action
The modified A-20G-30-DO t/n 5 s/n 43-9561.

321903 havoc in combat WWII
The modified A-20G-30-DO t/n 7 s/n 43-21903.

310052
The A-20G-35-DO t/n 14 s/n 43-10052. The plane still had a solid nose, presumably with fixed armament, and the glazing for the navigator in the rear of the fuselage, but appears armed with a torpedo.

39561
The A-20G-45-DO t/n 18 s/n 43-21901. The plane was converted with the addition of a navigator place in the rear part of fuselage with the side windows. The plane seems to have preserved the original rectangular window on the top of the fuselage, that was not replaced with a small cupola as often done. Four of the machine guns on the nose seem removed, and their ammo hatches appear sealed with adhesive tape. The base livery of olive drab with medium green blotches on the tail and wings looks very retouched: at first a dark color on the fuselage sides, probably with US dark green or darker olive drab, then the repaintings on the national markings and around the new cutten windows with Soviet green.

       Командиры полка

       В.М.Кузнецов (ноябрь 1943 г. – июль 1944 г., снят), Д.А.Слободчиков (апрель-июнь 1944 г., дублер), майор Федор Андреевич Ситяков (июль 1944 г. – сентябрь 1944 г., погиб), ГСС А.И.Фокин (октябрь 1944 г.), Иван Феофанович Орленко (октябрь 1944 г. – август 1945 г., снят), ГСС Г.В.Павлов (январь-май 1950 г.), ГСС В.В.Пирогов (май 1950 г. - декабрь 1951 г.), Зверев (был в 1954 г.), В.П.Полюшкин (до июля 1960 г.).




51 минно-торпедный авиационный Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк ВВС ВМФ


Благодарности: Фото - сайты bellabs, goskatalog; информация - Павел Левшов.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.