Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

12 гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

[120 истребительный авиационный полк ПВО]


12th guards fighter air-defence regiment (120th fighter aviation regiment PVO)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       24.10.1940–31.12.1940 — 120 истребительный авиаполк сформирован в Московском военном округе (г. Клин).
       07.03.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 120 иап преобразован в 12 гвардейский истребительный авиационный полк.
       13.09.1961 — 12 гиап расформирован в 94 иад 52 ВИА ПВО.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194105.04.19426 ИАК ПВОМосковская зона ПВО
05.04.194209.06.1943Московский фронт ПВО
09.06.194304.07.1943
04.07.194301.10.1943320 ИАД ПВО1 Воздушная истребительная армия Особая Московская армия ПВОЗападный фронт ПВО01.10.1943 полк исключен из действующей армии
10.04.194405.08.1944Группа м-ра Катрича (10 самолетов Як-1 и Як-9) выполняла боевой приказ 1 ВИА ПВО № 002 от 08.04.1944 по прикрытию перевозок войск, совершив 187 боевых вылетов.

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 8014 боевых вылетов. В воздушных боях сбито 56 самолетов противника, 23 самолета уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (танков – 142, автомашин – 1559, орудий – 42, БРМ – 11, повозок – 275, зенитно-пулеметных точек – 83, складов боеприпасов – 5, складов ГСМ – 4, цистерн – 13, мотоциклов – 20).

За войну 1941 1942 1943 1944
Сбито самолетов56 20 21 14 1

       Собственные безвозвратные боевые потери составили 37 самолетов и 35 летчиков.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. И-153 (июнь 1941 г. — весна 1942 г.)
30.06.1941 имел в боевом составе 10 Як-1 и 63 И-153.
19.01.1942 - 23 "Чайки" передано на укомплектование 810 иап.

Советские ракеты РС-82.
Пилоты у И-153 с подвешенными реактивными снарядами.
Rockets armed I-153 biplane of 120 IAP Red army airforce.


И153 120 ИАП 6 ИАК ПВО 1941-42
Авиаторы у самолёта И-153.

Советские ракеты РС-82.
И-153 с подвешенными реактивными снарядами, фото зимы 1941-42 гг. Увеличение фотографии - по клику.

Rockets armed I-153 biplane. Click to enlagre the picture.


ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Группа комсостава полка у истребителя И-153, фото зимы 1941-42 гг.


2. МиГ-3 (сентябрь 1941 г. — октябрь 1943 г.)
Сентябрь 1941 г. - начато получение истребителей МиГ-3, которыми была вооружена одна эскадрилья полка.
Номера наносились на кили.
Август 1943 г. - принято 4 МиГ-3У (И-230) на заводе 155.


МиГ-3 № 101 (из состава 120 иап или управления 6 ИАК ПВО), конец 1941 г. - январь 1942 г.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
МиГ-3 № 112 (из состава 120 иап или управления 6 ИАК ПВО), конец 1941 г. - январь 1942 г.
СССР в Великой Отечественной войне
Soviet plane MiG-3 number 112. Drawing by M.Tessitori.



Безномерной МиГ-3 (из состава 120 иап или управления 6 ИАК ПВО), конец 1941 г. - январь 1942 г.
История материальной части и тактических обозначений самолетов войск противовоздушной обороны территории страны
Реконструкция окраски, автор - М.Тесситори.

МИГи в боях за Родину Фото ВОВ.
Сергей Рубцов у самолета МиГ-3, декабрь 1941 г.
S. Rubtsov aside the winter camouglaged MiG-3 aircraft.

История материальной части и тактических обозначений самолетов войск противовоздушной обороны территории страны
Сергей Рубцов у истребителя МиГ-3, вооруженного ракетами РС-82.
История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Красной армии СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
The MiG-3 fighter of Rubtsov ace. Drawing by M.Bykov.


12 ГИАП ВВС КА. МИГ3 №№ 20 и 12 редукция 0732
Подразделение капитана Бабенко на старте, 1941 г. Видны тактические номера 20 и 02, и техническая надпись "редукция 0732".

МиГ3 12 ГвИАП ВВС РККА
The MiG-3 numbers 12 and 20. Click to enlarge the photo.


WWII photo mig3 in combat.
Soviet MiG-3 warplanes (tactical numbers 02, 12, 36, 39, 85, 90), photography 7.3.1942. Click to enlarge.

WWII photo mig3 ftr in combat.
Wartime photography colorized by M.Tessitori. Click to view the large original.
фото ВОВ преобразование 120 иап в 12 гиап ПВО
Личный состав 120 иап ПВО и истребители МиГ-3 на аэродроме Внуково во время церемонии присвоения полку гвардейского статуса, фото 7.3.1942. Видны номера 36 и 39. Увеличение фотографии - по клику.


Русская армия в бою
Истребитель МиГ-3 № 90.

Цветной боковик. элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО СССР
Истребитель МиГ-3 с красным номером 02. Рисунок М.Быкова.

боевая раскраска МИГ3 ВОВ.
Soviet fighter MiG-3 number 12. Color profile by M.Bykov.


Наши ястребки - Сталинские соколы ВОВ.
Реконструкция окраски МиГ-3 № 90. Автор - М.Быков.

На фото НЕ б/н 90. У него 3 полосы сплошные, а у тут на фото - 3 полосы на киле и сплошная черная на руле поворота. Я не помню, какой был исходник у профиля 90-го, но точно другой
Вручение наград летчикам-истребителям, отличившимся при защите Москвы.

12 ГИАП ВВС РККА. редукция 0732
The MiG-3 fighters at the airfield. Click to enlarge the photo.


12 ГвИАП ВВС КА. редукция 0,732
Летчики эскадрильи коммисара Акимцева у МиГ-3, фото 1941-1942 гг.

ww2 foto 12 GvIAP PVO USSR
Реконструкция окраски МиГ-3 (поздней модификации) № 20. Автор - М.Тесситори.

ww2 foto 12 Gv IAP PVO TS
Реконструкция окраски МиГ-3 (поздней модификации) № 36. Автор - М.Тесситори.

военный самолёт СССР ВОВ.
Soviet plane MiG-3 (late model) number 39. Drawing by M.Tessitori.


МИГ3 12-й Гв ИАП Московского ПВО.
Soviet plane MiG-3 (late model) number 85. Drawing by M.Tessitori.


12 ГИАП ВВС КА самолёт МиГ-3
Ремонт самолёта МиГ-3 лейтенанта Сорокина после боевого задания, 1942 г. Увеличение фотографии - по клику.


12 ГИАП ВВС КА. редукция
Техник докладывает летчику о готовности самолета МиГ-3, 1942 г.

12 ГвИАП исторический формуляр авиачасти
Константин Алексеевич Крюков в кабине МиГ-3 (вероятно, заводской номер - 5015, тактический номер - 49).
Capt. K.A. Kryukov of 12 GIAP PVO, probably on Vnukovo airport near Moscow in spring 1942.

12 ГвИАП исторический формуляр авиачасти
Рисунок М.Тесситори.
12th GvIAP PVO WWII photo in combat.
Константин Алексеевич Крюков у истребителя МиГ-3.


Боевое дежурство эскадрильи гвардии капитана Бабенко.
12 ГИАП ВВС КА фото ВОВ действующая армия МиГ3
Гвардии капитан Бабенко даёт сигнал на взлёт истребителям МиГ-3, лето 1942 г.

120 иап Экспериментальный высотный самолет МИГ-3Д
Экспериментальный высотный самолет МиГ-3Д. Фотоснимок 1942 г.

12-й Гв.ИАП Московского П.В.О.
Самолеты полка, фотография 1943 г. На переднем плане - МиГ-3У, далее: Як-7Б № 27, Як-7Б без номера.

Истребители Яковлева
Самолеты МиГ-3У, Як-7Б (поздней модификации) № 27, Як-7А № 03 «Новосибирский комсомол», Як-7А № 14. Передняя часть кока винта, законцовки консолей крыла и вертикального оперения некоторых машин окрашены белым. Фотоснимок 1943 г.


3. Як-7А (сентябрь 1941 г. — октябрь 1943 г.)
01.09.1942 - 3 эскадрилья получила на вооружение истребители Як-7А.
Номера машин располагались на киле.

Як7 Командир авиаэскадрильи М.Е. Цыганов и заместитель командира эскадрильи А.С. Мозель. 120 истребительный авиационный полк 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО г. Москвы.
Командир авиаэскадрильи М.Е. Цыганов и заместитель командира эскадрильи А.С. Мозель на фоне Як-7 № 4.

WW2 foto USSR
Линейка Як-7А, построенных на средства трудящейся молодежи Новосибирской области.
Два из трех истребителей "Комсомол Нарыма" были закреплены за л-м В.Г. Лебедев и мл. л-м А.А. Оже.
«Komsomolets of Kogalym» «Komsomol of Kolyma»
Soviet Yak-7a fighters. There were 3 planes «Komsomol of Kuzbass», 3 planes «Komsomol of Narym», 2 planes «Komsomol of Novosibirsk», 1 plane «Pioner of Novosibirsk».

Комсомол Колымы Як7 Комсомолец Когалыма
Сталинским соколам от сибиряков: истребители Як-7А 3 аэ 12 гиап, фото августа 1942 г.
Один из двух самолетов «Новосибирский комсомол» был закреплен за ст. л-т Г.Е. Фастовцом. В звезды вписан значок «КИМ».
Як7А «Комсомолец Кузбасса».
Командир пятёрки капитан Владимир Глебов, лейтенант Николай Яхненко, батальонный комиссар Виктор Панов, старший лётенант Максим Цыганков, лейтенант Константин Крюков. Июнь 1942 г.
12 ГвИАП ПВО
Истребители Як-7А. Два из трех самолетов «Комсомол Кузбасса» были закреплены за ст.л-м М.Е. Цыгановым и л-м К.А. Крюковым.
Soviet Yak-7a fighter "Komsomol of Kuzbass".

Истребитель Як7А Комсомолец Кузбасс
Истребитель Як-7А "Комсомол Кузбасса". В звезду вписан значок «КИМ». Рисунок misos66.

12 гиап (120 иап) ПВО ТС - самолеты и эмблемы
Гвардии инженер капитан Сапоткин обучает новое пополнение вооружению самолета, лето 1942 г.

WWII photo Jak-7. Wartime picture identification mark
Истребитель Як-7А "Новосибирский пионер", врученый комиссару 3-й эскадрильи Прояненкову. В звезду вписан пионерский значок на фоне серпа и молота. Другой вариант фото - по клику.

The Yak-7a fighter "Pioneer of Novisibirsk". Click to view another photo.


Самолеты 120-го ИАП 6-го ИАК на задании. Ведущий звена Цыганов
Самолеты Як в полете. Ведущий звена - М.Е. Цыганов.

Истребители Яковлева
Самолеты МиГ-3У, Як-7Б (поздней модификации) № 27, Як-7А № 03 «Новосибирский комсомол», Як-7А № 14. Передняя часть кока винта, законцовки консолей крыла и вертикального оперения некоторых машин окрашены белым. Фотоснимок 1943 г. Увеличение - по клику.


12 ГвИАП ПВО Москвы Як9 Як7Б Як1Б Фотоснимок
Истребители Як-9 № 23, Як-7Б № 27, Як-1Б № 40 в полете, 1943 г.

Soviet Yak-7b fighter board number 27
Як-7Б с бортовым номером 27.
Soviet Yak-7b fighter bort number 27. Drawing by 66misos.


Рисунки А. Салимгареева:




ЗНАК КИМ - Коммунистический интернационал молодёжи






спарка УТИ Комполка гв. майор Маренков ставит летчикам гв. майору Глебову В.Н., гв. капитану Бабенко Г.Р., гв. ст. лейт. Хозяинову Г.В. задачу перед вылетом
Комполка гв. майор Маренков ставит летчикам гв. майору Глебову В.Н., гв. капитану Бабенко Г.Р., гв. ст. лейт. Хозяинову Г.В. задачу перед вылетом. Двухместный учебно-тренировочный Як, 1942 г.


4. Як-1Б (январь 1943 г. — август 1944 г.)
Январь 1943 г. - 1 эскадрилья оснащена самолетами Як-1Б.

wartime picture Jak-1B.
Герой Советского Союза Алексей Николаевич Катрич в кабине именного Як-1Б, построенного на средства колхозника колхоза имени Сталина Чапаевского района Саратовской области И. Фролова, январь 1943 г.

The Yak-1B fighter of Katrich ace.



5. Як-9 (лето 1943 г. — август 1944 г.)
Як-9 начали поступать в полк для восполнения убыли матчасти 1-й и 3-й эскадрилий летом 1943 г.
С 16 апреля по 25 июня 1943 г. проходили войсковые испытания пять Як-9ПД (с двигателем М-105ПД, снабженным двухступенчатым нагнетателем Э-100; вооружение состояло из одной мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов).
Двузначные номера машин располагались на борту фюзеляжа.

Яки № 12 Это определенно девятка, хотя может это так фотку заретушировали до неузнаваемости. Не думаю, что это эмблема КИМ. Ее даже на дареных семерках со временем закрасили. Да и сам КИМ как таковой тогда уже не существовал. Мне кажется, это больше похоже на какой-то орден

Фотоснимок действующая армия
Герой Советского Союза К.А. Крюков у Як-9.
K.A. Kryukov near Yak-9 aircraft.


12-й гвардейский истребительный авиаполк противовоздушной обороны территории страны. Фотографии и история
Н. Клочанов и С. Перегудов на крыле Як-9 с бортовым номером 56.

противовоздушная оборона СССР.
Як-9 на котором летал старший лейтенант Степан Микоян, фотоснимок 1944 г.
Color profile.
Реконструкция внешнего вида Як-9 с красным тактическим номером 26. Автор - М.Быков.
Yak-9 fighter № red 26. Drawing by M.Bykov.


Профиль СССР.
Як-9ПД с двигателем М-106ПВ и одной 20-мм пушкой ША-20М.
Yak-9PD (high-altitude fighter with M-106PV engine and 20 mm ShA-20M cannon) in April 1944, profile by D.Grinyuk.


9Л/Б не было мачты антенны и была удлиненная задняя часть остекления, а тут обычная. Это 9 или 9Д.
У Т/М заваленная вперед мачта антенны из-за сдвинутой назад кабины, по ней легко отличить. В стояночном положении у них антенны вертикально торчат, а у 9/9д — наклонно
Замкомполка майор Ф. Тверезый на фоне истребителя Як-9 «Малый театр -- фронту!». В надписи присутствуют два тире и восклицательный знак, шрифт с засечками. Увеличение фото - по клику.

Deputy commander of 12 GIAP maj. Tverezyi near the Yak-9 warplane. Click to enlarge the picture.



Лётчик Артёмов Василий Семёнович. Увеличение фото - по клику.

The pilot Artyomov neat the fighter. Click to enlarge the picture.



6. Як-3 (в боевых вылетах не применялся)

як-истребитель
Лётчик Артёмов Василий Семёнович. Увеличение фото - по клику.

The pilot Artyomov in the cockpit. Click to enlarge the picture.


Harkov GPW ftr
Замкомполка гвардии майор Карич А.Н. на фоне Як-3 с дарственной надписью «Харьков - земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу от коллектива Октябрьского лесхоза»


       Командиры полка

01.01.1941 – 02.07.1941 п/п Девотченко Иван Георгиевич
02.07.1941 – 06.03.1942 м-р Писанко Александр Степанович
06.03.1942 – 31.12.1945 м-р, п/п Маренков Константин Васильевич







Источники информации:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Журнал боевых действий 6 иак ПВО. Архив: ЦАМО, Фонд: 20530, Опись: 1, Дело: 21.
Степанец А.Т. - Истребители Як периода Великой Отечественной войны. Справочник. М.: Машиностроение, 1992.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.