Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

909 истребительный авиационный ордена Кутузова полк


909th fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       01.04.1943 909 истребительный авиационный полк начал формироваться по штату 015/284 в Архангельском военном округе (аэр. Каргополь) на основе 20 отдельной истребительной эскадрильи (директива Командующего ВВС КА № 16/138ш от 26.03.1943; приказ АрхВО fllO 0092 от 29.03.1943).
       24.04.1944 Переформирован по штату 015/364.
       28.05.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 909 иап награжден орденом Кутузова III степени.
       31.01.1946 909 иап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
17.10.194409.05.1945130 иад1 ВА3 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 2769 боевых вылетов. Количество уничтоженных в воздушных боях самолетов противника - 27. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника (при штурмовках уничтожено: самолеты – 14, танки – 17, орудия ЗА – 16, орудия ПА – 11, автомашины – 313, автоцистерны – 10, сан. машины – 2, легковые машины – 3, автобусы – 1, автотранспортеры – 7, бензозаправщики – 6, тягачи – 17, трактора – 10, повозки – 172, паровозы – 10, вагоны – 281, ж/д цистерны – 5, ж/д платформы – 5, склады боеприпасов – 5, склады ГСМ – 1, цистерны – 4, моторные лодки – 6, баржи – 4), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1944 1945
БШУ по войскам противника12861286
БШУ по аэродромам противника128128
на разведку27621
на свободную охоту904250
на перехват725
на сопровождение БА136136
на сопровождение ША198198
на сопровождение РА (Ил-2)3232
бомбежка ж/д станций168168
разведка движущихся эшелонов5656
БШУ по ледяным дорогам254254
БШУ в заливе Фриш-Гаф387387
Итого27695042265
Потери самолетовЗа войну 1944 1945
сбито в воздушных боях523
сбито ЗА16313
не вернулось с боевого задания1165
Итого боевые321121
авиакатастрофы11
аварии22
списано по износу22
Итого небоевые514
ВСЕГО371225
Количество уничтоженных самолетовВсего 1944 1945
Истребители - сбито в воздушных боях24519
Истребители - уничтожено на аэродромах1111
Прочие типы - сбито в воздушных боях312
Прочие типы - уничтожено на аэродромах33
Итого - сбито в воздухе 27621
Итого - уничтожено на аэродромах1414

       Потери личного состава составили 20 летчиков (погибло в воздушных боях - 3, сбито ЗА - 10, не вернулось с боевого задания - 6, погиб в авиакатастрофе - 1).
По типам самолетов потеряно: 35 Як-9Л, 2 Як-9Т.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

Як-9Л и Як-9Т (17.10.1944 — 09.05.1945)

истребитель-бомбардировщий Як-9л (люковый) (Як-9Б) 909 иап 130 иад ВВС КА ФОТО ВОВ
Передача 12 самолетов Як-9Л, построенных на средства, собранные коллективом Малого театра. 8 июня 1944 г.
The Yak-9L planes on the airfield.

Советские элементы быстрого опознования в воздухе - ЗБИ 909-го ИАП ВВС РККА.
Церемония торжественного вручения самолетов Як-9Л «Малый театр фронту» на подмосковном аэродроме Захарково.
Проводы эскадрильи Сталинские соколы 909 ИАП ВВС КА  действующая армия
Хорошо видна дарственная надпись, тире отсутствует, шрифт с тенью. Увеличение фото по клику.
The Yak-9L aircraft. Click to enlarge the picture.


9Л/Б не было мачты антенны и была удлиненная задняя часть остекления, а тут обычная. Это 9 или 9Д.
У Т/М заваленная вперед мачта антенны из-за сдвинутой назад кабины, по ней легко отличить. В стояночном положении у них антенны вертикально торчат, а у 9/9д — наклонно
Замкомполка майор Ф. Тверезый на фоне истребителя Як-9 «Малый театр -- фронту!». Другой вариант надписи: присутствуют два тире и восклицательный знак, шрифт с засечками. Увеличение фото по клику.
Deputy commander of 909 IAP maj. Tverezyi near the Yak-9 warplane. Click to enlarge the picture.


Як, Не понятно толком, что это, по носу ясно, что или 3, или 9У, но мачты антенны у них не было, а тут вон — торчит. Может какая полевая модификация
Летчики на аэродроме. В центре - Снежко Леонид Никитович.
Pilot Snezhko L.N.


В марте 1945 г. был утвержден элемент быстрого опознавания 130 ИАД ВВС РККА - широкая белая полоса вокруг хвостовой части фюзеляжа. Авиаполки дивизии различались цветами коков винтов и бортовых номеров (у 168 иап - красный кок и красный номер с черным кантом, 409 иап - то же жёлтым цветом, 909 иап - то же голубым цветом).

       Командиры полка

01.04.1943 – 12.01.1944 м-р Абрамов Григорий Сергеевич
12.01.1944 – 18.03.1944 м-р Караулов
18.03.1944 – 18.04.1945 п-к Литвинов Борис Иванович
18.04.1945 – 12.07.1945 м-р Гущин Виктор Дмитриевич






Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.