Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

168 истребительный авиационный ордена Суворова полк


168th fighter aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       23.09.1940–01.01.1941 168 истребительный авиационный полк сформирован в Одесском военном округе (г. Кировоград) в составе 45 смешанной авиадивизии ВВС ОдВО.
       05.09.1941–20.09.1941 Переформирован по штату 015/134.
       15.10.1941–28.11.1941 Во 2 запасном истребительном авиаполку Московского ВО (ст. Сейма Горьковской обл.) переформирован по штату 015/174.
       10.05.1942 Переформирован в смешанный авиационный полк по штату 015/256.
       18.02.1943 Вновь переформирован в истребительный авиационный полк по штату 015/284.
       20.05.1944–01.10.1944 На аэр. Старая Торопа переформирован по штату 015/364.
       19.02.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Тапиау, Алленбург, Ноденбург, Летцен и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 168 иап награжден орденом Суворова III степени.
       В январь 1992 г. Включен в состав Вооруженных сил Украины.
       В 1992 г. 168 иап расформирован в ВС Украины.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194101.07.194121 садВВС ОдВО / Южного фронта
01.07.194103.10.194145 садВВС Южного фронта
29.11.194116.01.194210 садВВС Западного фронта
16.01.194227.02.194260 садВВС Западного фронта
27.02.194210.05.1942ВВС 16 армииЗападный фронт
10.05.194218.02.1943ВВС 16 армииЗападный фронт168 сап
20.02.194328.04.1944303 иад1 ВАЗападный фронт
28.04.194405.05.19441 ВА3 Белорусский фронт
17.10.194409.05.1945130 иад1 ВА3 Белорусский фронт

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7730 боевых вылетов. Количество уничтоженных самолетов противника - 161 в воздушных боях и 3 на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам противника, собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну1941 1942 1943 1944 1945
на штурмовку 473 204 269
на разведку 518 45 145 106 222
на сопровождение 3955 148 381 226 1865 1335
на прикрытие войск 1957 1728 113 106 10
на прикрытие объектов 292 292
на перехват и прикрытие аэрод. 166 96 70
ВСЕГО 7730 493 3015 339 2293 1590
Количество сбитых самолетов противника по типам Всего 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители146 23 38 6 71 8
Бомбардировщики9 7 2
Прочие6 2 3 1
Итого 161 32 43 7 71 8

       Собственные безвозвратные потери составили 103 (из них 70 – боевые потери) самолетов и 51 летчик.
По типам самолетов потеряно: 13/2 МиГ-3; 57/31 Як-1 и Як-9 (в числителе – боевые, в знаменателе – небоевые потери).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

1. И-16 (июнь — октябрь 1941 г.)

2. И-153 (июль — октябрь 1941 г.)
23.07.1941 Получено 13 истребителей-бипланов И-153.

2. ЛаГГ-3 (29.11.1941 — 17.02.1943)
15.10.1941–28.11.1941 освоение во 2 зиап МВО (ст. Сейма Горьковской обл.)
10.05.1942–18.02.1943: 1 эскадрилья на ЛаГГ-З, 2 аэ на У-2.

3. У-2 (10.05.1942 — 18.02.1943)
10.05.1942–18.02.1943: 1 эскадрилья на ЛаГГ-З, 2 аэ на У-2.

4. Як-7Б (20.02.1943 — 14.05.1944)
18.02.1943 перевооружение на истребители Як-7Б во фронтовом тылу.

Як-7Б вероятно, Пильщиков еще в 168 иап а не 523 иап
Пильщиков Константин Александрович в кабине Як-7Б с эмблемой молнии на фюзеляже.

5. Як-9Л (20.02.1943 — 14.05.1944)
06.1944–07.1944 перевооружение на аэр. Старая Торопа. Получено 34 истребителя-бомбардировщика Як-9Л.

Russian MiG3 identification mark WWII foto 168 IAP VVS
Истребитель Як-9Л с бортовым номером 2. Летом 1944 г на средства трудящихся Москвы было приобретено 15 самолетов (заводские номера 1215309, 1215323, 1215324, 1215328, 1215346, 1215347, 1215353, 1215363, 12153100, 1315309, 1315327, 1315374, 1315375, 1315391, 1415319). На самолетах на правом борту были нанесены дарственные надписи «Москва» и номера с 1 по 12 и 100 (номера двух самолетов неизвестны). командир 1 эскадрильи к-н И.И. Петров - № 2; зам. командира эскадрильи ст. л-т А.Ф. Хайла - № 4; командир звена л-т Ф.Е. Ляпкин - № 6; командир звена ст. л-т А.И. Духанин - № 11 (заводской № 1215346); л-т П.Ф. Воробьев - № 10 (заводской № 1215363); мл. л-т А.С. Батюк - № 1; мл. л-т Н.А. Роменский - № 3 (заводской № 1315327); л-т Н.И. Кочмарик - №5 (заводской № 1215323); л-т Б.А. Иванов - № 8; мл. л-т А.П. Ивановский- №7; мл. л-т Н.А. Галецкий - № 12; мл. л-т И.А. Хальченко - № 9 (заводской № 1215347).
Soviet Yak-9L plane board number 2. Click to enlarge the picture.


бортовая живопись войны. 
Советские элементы быстрого опознования в воздухе - ЗБИ 168-го ИАП ВВС РККА.
Як-9Л с бортовым № 100 (заводской № 12153100) комполка полковника Григория Когрушева с его персональной эмблеммой - туз червей, пробитый стрелой. Церемония вручения самолетов «Москва» летчикам 1 АЭ полка состоялась 13 июня на аэродроме завода №301 в Химках, участвовали секретарь парткома завода Кузнецов, ответственный секретарь Моссовета Майоров, Герой Советского Союза И.В. Доронин, командир 130 ИАД п-к Ф.И. Шинкаренко, командир 168 ИАП п/п-к Г.А. Когрушев, летчики 168 ИАП и др.
Soviet Yak-9L aircraft featured with the nose art. Click to enlarge the picture.

second world war insignia VVS.

Warplane camo Jak ftr WW2 foto
The pilots of 168 IAP Red army airforce.

Сталинские соколы 168 ИАП ВВС КА ФОТО ВОВ
Летчики 1 эскадрильи у самолета Як-9Л. Слева направо: мл. л-ты Николай Галецкий, Иван Хальченко, Александр Ивановский. Весна 1945 г. Восточная Пруссия.

ЖБД 168 авп - журнал боевых действий, история и боевой путь части Як-9Б
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-9Л с номером 4. Автор - М.Ю.Быков.
В марте 1945 г. был утвержден элемент быстрого опознавания 130 ИАД ВВС РККА - широкая белая полоса вокруг хвостовой части фюзеляжа. Авиаполки дивизии различались цветами коков винтов и бортовых номеров (у 168 иап - красный кок и красный номер с черным кантом, 409 иап - то же жёлтым цветом, 909 иап - то же голубым цветом).

       Командиры полка

15.05.1941 – 20.08.1942 п-к Николаев Александр Павлович
20.08.1942 – _.10.1942 м-р Баяндин Георгий Михайлович
_.11.1942 – _.11.1943 п/п Черепанов Георгий Иванович
_.11.1943 – _.04.1944 м-р Леонович Аркадий Андреевич
14.04.1944 – 04.11.1946 м-р, п/п Росляков Николай Андреевич






Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.