Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

14 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Ленинградский полк им. А.А.Жданова

[7 истребительный авиационный полк]


14th guards fighter «Leningrad» regiment (7th fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Апрель 1938 г. — 7 истребительный авиаполк сформирован в Ленинградском военном округе на основе 13 отдельной истребительной авиаэскадрильи в составе 4 аэ.
       11.04.1940 — За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 7 иап награжден орденом Красного Знамени.
       26.07.1941 — Переформирован по штату 015/134 (по одной эскадрилье передано в 235 шап и в 197 иап).
       Февраль 1942 г. — Переформирован по штату 015/174.
       07.03.1942 — За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 70 7 иап преобразован в 14 гвардейский истребительный авиационный полк.
       03.08.1942 — Вновь переформирован по штату 015/134.
       Ноябрь 1942 г. — Переформирован по штату 015/284.
       04.05.1943 — За показанные образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков и в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах сталинских соколов приказом НКО СССР № 207 14 гиап присвоено почетное наименование «Ленинградский».
       16.12.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение островом Сарема (Эзель) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 14 гиап награжден орденом Суворова III степени.
       Осень 2009 года — 14 гиап расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
30.11.193913.03.194059 иабрВВС 7 АрмииСеверо-Западный фронтсоветско-финляндская война
22.06.194123.08.19415 садВВС ЛВО / Северного фронта
23.08.194122.02.1942ВВС Ленинградского фронта
22.02.194212.05.1942ВВС 23 армииЛенинградский фронт
30.08.194210.11.1942одна эскадрилья (10 Як-1)
10.11.194210.02.1943273 иад13 ВА
10.02.194301.03.1943
01.03.194321.12.1943275 иад
14.01.194409.05.194511.1944-05.1945 боевой работы не вел

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       За время участия в советско-финляндской войне совершено 4885 боевых вылетов. Сбито самолетов противника – 68 (бомбардировщиков – 21, истребителей – 4З, разведчиков – 4). Уничтожено самолетов противника на аэродромах – 14. Свои потери летчиков – 10 (боевые – 8, небоевые – 2).
       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнен 12976 боевых вылетов. В воздухе сбито 325 самолетов противника и 3 аэростата наблюдения, 46 самолетов уничтожено при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника (танки – 24, БРМ – 61, артбатареи – 21, минометные батареи – 18, батареи ЗА – 55, зенитно-пулеметные точки – 157, автомашины – 820, тягачи – 5, мотоциклы – 96, повозки – 163, паровозы – 9, вагоны – 479, баржи и катера – 7, склады боеприпасов – 10), собраны важные разведданные.

Боевая работа: вид задания За войну 1941 1942 1943 1944
по войскам противника 2250 1857 287 106
по аэродромам противника 125 125
по ж/д объектам противника 166 86 80
на разведку 1491 967 177 186 161
на перехват 940 293 120 462 65
на прикрытие войск 4232 1585 598 91 1958
на сопровождение 3672 918 399 1455 900
на спецзадание 100 100
Итого 12976 5931 1661 2194 3190
Количество уничтоженных самолетов противника по типам За войну 1941 1942 1943 1944
Истребители - сбито в воздушных боях 219 57 19 59 84
Истребители - уничтожено на аэродромах 12 12
Бомбардировщики - сбито в воздушных боях 74 17 2 4 51
Бомбардировщики - уничтожено на аэродромах 34 34
Прочих типов - сбито в воздушных боях 32 13 18 1
Итого 371 133 39 63 136
сбито в воздушных боях 325 87 39 63 136
уничтожено на аэродромах 46 46 0 0 0
Свои потери Всего 1941 1942 1943 1944
Боевые потери самолетов
сбито в воздушных боях 79 24 6 27 22
сбито зенитной артиллерией 16 6 3 5 2
не вернулось с боевого задания 35 7 8 20
Итого 130 37 9 40 44
Небоевые потери самолетов
авиакатастрофы 13 6 6 1
аварии 26 9 2 4 11
Итого 39 15 2 10 12
ВСЕГО 169 52 11 50 56
Потери летного состава
Летчики912852830

По типам самолетов потеряно:
26/11 И-153; 8/2 И-16; 9/4 МиГ-3; 23/10 Як-1; 42/12 Як-9
(в числителе – боевые потери, в знаменателе – небоевые).


       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав
30.11.1939И-16 (управление и две эскадрильи), И-15бис (две аэ)
13.03.1940И-16 (управление и две эскадрильи), И-15бис (одна аэ), И-153 (одна аэ)
22.06.194161 И-153 (из них 6 неисправных), 3 И-16 (0), 4 И-15бис (0) и 37 МиГ-3 (из них 12 в боеспособном состоянии)
01.12.194114 И-153 (из них 8 неисправных)
30.12.194110 И-153 (из них 5 неисправных)
08.03.194210 И-153, 3 И-16
10.02.1943Самолеты Як-1 (три аэ)
10.02.1943Самолеты Як-9 (три аэ)
10.02.1943Самолеты Як-9У


1. И-15бис (30.11.1939 — лето 1941 г.)
4 И-15.Б переданы в 235 шап.


2. И-16 (30.11.1939 — август 1941 г.)
В конце второй декады августа 1941 г. 2 И-16 переданы в состав 153 иап.
2 истребителя И-16 сдано в рембазы.

Эскадрилья Шинкаренко - это 4 аэ, а не 3-я
А.Д.Булаев, А.Я.Зуев, Г.П.Ларионов, Б.С.Кульбацкий, П.А.Покрышев, М.М.Кидалинский, Ф.И.Шинкаренко, М.В.Борисов, Г.В.Диденко, И.И.Зобов и П.А.Михайлюк.
Russian I16 fighter. Great Patriotic war photograthy.
Летчики на аэродроме зимой 1939-40 гг. (Б.С.Кульбацкий, П.А.Покрышев, М.М.Кидалинский, Ф.И.Шинкаренко, М.В.Борисов и П.А.Михайлюк).
СФВ и16 7 иап ВВС РККА
Командир 3-й эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка Шинкаренко Фёдор Иванович у истребителя И-16, советско-финская война.
Sqadron commander F.I. Shinkarenko near the I-16 plane.



3. И-153 (30.11.1939 — 12.05.1942)
26.07.1941 - 12 И-153 переданы в 235 шап;
13 И-153 переданы в 197 иап.
16 истребителей И-153 сдано в рембазы. В июле 1942 г. из этих "Чаек" сформирована 3 эскадрилья 286 иап.

WWII photo Russian identification mark i153.
Истребитель И-153 "Чайка" в двуцветной камуфляжной окраске (нанесена грубо, в полевых условиях), фото лета 1941 г.
Цветной боковик 7 КИАП действующая армия
I-153 biplane of 7 iap Red army airforce. Drawing by M.Bykov.


Яппиля
Ст.лейтенант Н.И. Свитенко и его ведомый, мл.лейтенант А. Слонов, возле И-153 Слонова (б/н 327).
По клику - Мл.лейтенанты Тимошенко и Слонов у того же самолёта.


4. МиГ-3 (22.06.1941 — 04.10.1941)
25.07.1941 - 10 самолетов МиГ-3 передано в состав 19 иап.
04.10.1941 - эскадрилья (9 самолетов) МиГ-3 передана в 153 иап.
6 истребителей МиГ-3 сдано в рембазы.

WWII foto Russian mig3 in action
Лётчики Никитин, Мурга, Поляков, Петрин на фоне истребителя МиГ-3. Фотография из газеты «На страже Родины» от 19 августа 1941 года.
Фотоснимок ВОВ 7 КАП ЛенФ
Поляков Сергей Николаевич (замком 7 КИАП) в кабине МиГ-3, 1941 г. На верхней поверхности крыла самолёта есть звёзды.
Soviet MiG-3 fighter. Great Patriotic war photo.

боковик МиГ-3 бн 4 ВОВ Советская боевая раскраска.
Истребитель МиГ-3 б/н 04, рисунок М.Быкова.

14th GvIAP WW2 foto Russian mig3 in combat.
Истребитель МиГ-3 с белым бортовым номером 42.
Russian MiG-3 profile 7 fighter air regiment WWII
The MiG-3 warplane board number 42. Drawing by M.Bykov.


Наши ястребки - Сталинские соколы во ВМВ. 14 ГвИАП ВВС РККА Ленфронт
Дубовик Иван Михайлович в кабине своего МиГ-3, лето 1941 г.
Ivan Dubovik in his MiG-3 cockpit. Photography of summer 1941.

color profile i16 14th guards fighter «Leningrad» regiment (7th fighter aviation unit)
Реконструкция окраски истребителя МиГ-3 № 67. Автор - М.Ю.Быков.
The MiG-3 aircraft of Dubovik ace.



5. Як-1 (30.08.1942 — 21.12.1943)
Освоены в Учебно-тренировочном центре ВВС Ленинградского фронта (г. Череповец Вологодской обл.).

14 гвиап ВВС РККА в бою за Родину Як1 в летнем камуфляже
Зорин Степан Семёнович на крыле Як-1. Лето 1942 года. Увеличение фотографии по клику.
Stepan Zorin at the Yak-1 wing. Click to enlarge the picture.


Фотосессия М.Трахмана состоялась 2.3.43 г.
Фотография в Саратовской газета «Коммунист» от 26.01.1943: Як-1б «Защитникам Сталинградского фронта от комбайнового аггрегата Фурманова И.Т. гор. Аткарска Сар. области»
Soviet Yak-1b fighters.

Волховский фронт операция Искра (прорыв блокады) Фото ВОВ
Истребители Як-1б (начало 1943 года):
бортовой № 8, серийный № 08113 (летчик - гв.капитан М.А. Филипповский),
бортовой № 14, серийный № 14118 (летчик - гв.ст.л-т А.В. Слипченко).

Як1б фото 14 ГКИАП в боях ВОВ
Гвардии старший лейтенант А.А. Севрюков в кабине построенного на средства трудящихся истребителя Як-1Б «Балашовский колхозник Саратовской области». Фотография феваля-марта 1943 г.
Pilot Sevryukov in his fighter.


14-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Ленинградский полк им. А.А.Жданова. Фотографии и история 14 гиап (7 иап)
В.К. Мочалов, Н.И. Власов, В.Г. Обиралов у истребителя Як-1Б.

14 гиап (7 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы. Подчиненность и участие на фронтах ВОВ
Як-1Б, подаренный саратовскими колхозниками лётчику Василию Кузьмичу Мочалову. Май 1943 г.

Подписка на заём в 14-м гвардейском истребительном авиационном полку. Оформление подписки на имя лётчика Мочалова
В.К. Мочалов (слева) у истребителя Як-1Б, подаренного колхозниками Жерновского района Саратовской области. Июнь 1943 г.
The Yak-1B fighter of Mochalov ace.



5. Як-9 (14.01.1944 — 09.05.1945)
с 21.12.1943 - переучивание на истребители Як-9Т.
18.08.1944 - две эскадрильи начали боевую работу на истребителях Як-9У.
Советские летчики из 2 аэ 14 гвиап на фоне Як9Т Фото ВОВ
Летчики из 2 аэ на фоне Як-9Т: Глинкин, Деревянкин, Хайдин, Глазунов, Головин, Зеленов, Гордеев, Мухамедьяров.
Airfield Chernevo near Gdov, 1944. Pilots from 2nd squadron: Vasiliy Glinkin, Vasiliy Derevyankin, Boris Haidin, Maxim Glazunov, Makar Golovin, Nikolai Zelenov, Gordeev, Mukhmediarov.


Калмыков перешел из 14 в 29 ГвИАП в феврале 1944. В Red Stars эту фотографию датируют лето 1943, хотя могли и соврать. Точная дата передачи подарка от Корчагиной-Александровской мне на глаза не попадалась, но сталинскую премию, которую она пожертвовала на самолет, она получила в начале 1943. Вряд ли она целый год держала деньги под матрасом.
Может быть и 14-й, хотя у 14-го на вооружении были 9Т, а это явно Д. Но в целом, конечно, логично.
Летчик Виктор Калмыков у самолета Як-9 № 100, построенного на средства, пожертвованные Е.П. Корчагиной-Александровской, 1943 г.
«За Родину от народной артисткой СССР Корчагиной Александровской».
Victor Kalmykov near his Yak-9 fighter.


Боевое использование Як9у 14 гиап (7 иап) ВВС КА - самолеты и эмблемы
Летчик Мухамедьяров у своего истребителя Як-9У.
April 1945. Muhamediarov by the side of his Yak-9U warplane.


       Командиры полка

30.11.1939 – 20.06.1940 м-р Туренко Евгений Георгиевич
20.06.1940 – 24.06.1941 к-н, м-р Синев Алексей Николаевич
24.06.1941 – 18.10.1943 м-р, п/п Галицын Георгий Михайлович (погиб)
27.10.1943 – 31.12.1945 м-р, п/п Свитенко Николай Иванович







Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
С. Кузнецов - Истребитель Як-1. Любимый самолет советских асов.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

14 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Суворова Ленинградский полк им. А.А.Жданова

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.